МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость17 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 612
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 418
индивидуальные консультации 100
контроль 34
Виды контроля по курсам
экзамены: 2, 4
зачеты: 2, 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 8 8 24 24
Практические 12 12 12 12 12 12 36 36
Сам. работа 153 153 148 148 117 117 418 418
Консультации 30 30 40 40 30 30 100 100
Часы на контроль 13 13 8 8 13 13 34 34
Итого 216 216 216 216 180 180 612 612

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: рассмотреть историю стран Азии и Африки в контексте всемирно-исторических процессов, показать особенности общественно-политического, социально-экономического и культурного развития стран Востока, своеобразие географической характеристики Востока, раскрыть специфику восточных цивилизаций, показать значение изучения Востока для понимания всемирной истории, причин усиленного интереса к Востоку в свете идеологических и политических изменений исторической науки.
Основные задачи курса:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению истории Востока;
2. Показать роль и специфику традиций, культуры, особенности менталитета восточных стран;
3. Рассмотреть процесс экономической, политической, социальной трансформации восточных обществ в различные исторические периоды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о единстве всемирного культурно-исторического пространства;
об основных факторах развития Востока;
особенности социальной, экономической, политической структур восточного общества;
о характере этнических процессов, проблеме этногенеза в странах Востока;
о специфике правовой системы восточных обществ;
об основных догмах религиозных течений Востока (ислам, индуизм, буддизм);
об основных концепциях философских учений Востока
Систематизировать и анализировать информацию по проводимым исследованиям, делать выводы
3.2.Уметь:
3.2.1. выделять основные этапы исторического развития восточных обществ;
определять основные концепции истории восточных цивилизаций;
характеризовать традиции и нормы социально-политической и социально-экономической жизни регионов;
выделять основные достижения восточных цивилизации;
определять хронологию основных событий истории стран Востока;
выделять основные исторические факты, события и имена исторических деятелей Востока
категориальный и понятийный аппарат дисциплины
квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой
оперировать терминологическим аппаратом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного анализа и интерпретации сложных исторических событий и процессов, расширить понятийный и категориальный аппарат.
целостного и объективного взгляда на историю Востока и четкого представления о месте изучаемого региона во всемирно-историческом процессе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. История древнего Востока
1.1. Предмет и задачи курса «История Древнего Востока». Особенности развития древневосточных обществ Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
1.2. История государств древней Месопотамии. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.3. Изучение вопросов для самоконтроля. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
1.4. История древнего Египта. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
1.5. Изучение вопросов для самоконтроля. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
1.6. Греко-Персидские войны. Кушанская держава, Парфия. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
1.7. Основные этапы политической истории древней Индии. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
1.8. История древнего Китая. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
1.9. Китай в эпоху централизованных империй Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
1.10. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 2 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
1.11. Консультация Консультации 2 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л2.4
Раздел 2. Раздел 2. История доколониального Востока
2.1. История доколониального Китая.Позднесредневековый Китай (Минская империяОбразование и развитие Цинской империи. «Опиумные» войны. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.2. Изучение вопросов для самоконтроля. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.3. Япония в средние века.Образование государства в Японии.Япония периода сегуната Минамото и Асикага.Сегунат Токугава. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.4. Япония в средние века.Образование государства в Японии.Япония периода сегуната Минамото и Асикага.Сегунат Токугава. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.5. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 2 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.6. Средневековая Индия.Индусский период средних веков. Индия эпохи Делийского султаната.Империя Великих Моголов.Превращение Индии в колонию. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.7. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 2 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.8. Работа над рефератом Сам. работа 2 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.9. Ближний Восток и Центральная Азия в III – середине XIX в. Ближний Восток и возникновение ислама. Арабские халифаты. Монголы и монгольские завоевания. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.10. Иран эпохи Сефевидов. Иран эпохи Каджаров. Иран эпохи Каджаров. Упадок Османской империи. Вторая половина XVI-XVIII в. Модернизация Османской империи. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л2.4
2.11. Консультация Консультации 2 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л2.4
2.12. Выполнение зачетных заданий Зачет 2 13 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
Раздел 3. Раздел 3. Новая история стран Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ в.)
3.1. Страны Востока в эпоху господства колониализма. Введение. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.2. Египет Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л2.4
3.3. Египет Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.4. Османская империя Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.5. Индия. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.6. Иран. Иранская революция 1905-1911 гг. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.7. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 3 60 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.8. Индия.Афганистан.Китай Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.9. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 3 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.10. Китай Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.11. Япония Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л2.4
3.12. Страны Востока в годы первой мировой войны Сам. работа 3 48 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.13. Консультация Консультации 3 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л2.4
Раздел 4. Раздел 4. Новейшая история страны Азии и Африки (1918-1945 гг.) Страны Востока в период кризиса колониальной системы.
4.1. Проблема периодизации новейшей истории. Социально-экономические последствия первой мировой войны для стран Востока. Пробуждение национального самосознания. Авангардная роль интеллигенции в политической жизни. Коминтерн и Восток, проблема соотношения национальных интересов СССР и мировой революции. Вторая мировая война и Восток. Проблема выбора военно-политических ориентиров для националистов Востока. Восточный коллаборационизм. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
4.2. Турция.Страны Арабского Востока. Египет. Иран. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
4.3. Афганистан Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
4.4. Китай. Индия Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
4.5. консультация Консультации 4 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л2.4
Раздел 5. Раздел 5. Новейшая история стран Азии и Африки (1945 - начало ХХI вв.)
5.1. Предмет и периодизация курса. Вторая мировая война как катализатор изменений всемирно-исторического масштаба. Холодная война» и образование двух военно-политических блоков. Особенности развития политической системы в период становления национальной государственности. Роль армии. Традиция и проблемы формирования гражданского общества в странах Востока.Этноконфессиональные и социальные конфликты в постколониальных обществах. Обострение демографических и экологических проблем. Лекции 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.2. Изучение литературы и источников по теме Сам. работа 4 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.3. КНР: трансформация социалистического режима вторая половина ХХ – начало ХХI вв. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.4. Корейская проблема в послевоенный период. Сам. работа 4 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.5. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 4 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.6. Страны Индокитая в новейший период Сам. работа 4 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.7. Экономическое и политическое положение Японии во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.8. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.9. Особенности общественно-политического, экономического и внешнеполитического развития Индии в новейший период. Страны Ближнего и Среднего Востока во второй половине ХХ – начало ХХI вв. Афганистан.Иран. Турция. Практические 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.10. Ближневосточный регион и палестинская проблема Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.11. Особенности общественно-политического, экономического и внешнеполитического развития Индии в новейший период. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
5.12. консультация Консультации 4 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6935

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. И. М. Дьяконов выдвигает свою схему восьми фаз исторического развития. Эти фазы — первобытная, первобытнообщинная, ранняя древность, имперская древность, средневековье, стабильно-абсолютистское постсредневековье, капиталистическая, посткапиталистическая. Можно ли данную концепцию считать формационной?
А. Да
Б. Нет
Ответ: А.
2. Какие надписи стали ключом к дешифровке древнеегипетской письменности:
А. Суэцкие надписи;
Б. Розеттская надпись;
В. Бехистунская надпись;
Г. Иньские надпиcи.
Ответ: Б.
3. Самые крупные завоевания Нового царства Египта совершил фараон:
А. Аменхотеп I;
Б. Сенурсет III;
В. Тутмос III;
Г. Сети I;
Д. Рамсес III.
Ответ: В.
4. Какая из китайский династий пыталась ввести надельную ситему до династии Суй?
А. Северная Вэй (386—535)
Б. Ранняя Янь (348-370)
В. Северная Янь (409—436)
Г. Поздняя Цинь (384—417)
Ответ: А.
5. Определите географическое расположение индуских государств в VI-VIII вв.
Регион
А. Нижнее течение Ганга
Б. Джамна-Гангское двуречье
В. Районы долины Инда
Государства
1. Бихар, Бенгалия
2. Уттар-Прадеш
3. Панджаб, Синд
Ответ: А1, Б2, В3
6. В каком году начались "100 дней реформ", идеологом которых являлся Кан Ювэй?
А. 1897
Б. 1899
В. 1898
Г. 1896
Ответ: В
7. Позицию какой партии отражает приведенное высказывание:
«Это движение вперед может быть только постепенным и на каждой стадии явится необходимость краткого периода ученичества, прежде чем мы достигнем следующей стадии. Вполне благоразумным и правильным является часто высказываемое положение, что только практическая подготовка и практический опыт могут нам дать то чувство ответственности, которое необходимо для демократических форм Запада….
Выберите один ответ:
А. Индийский национальный конгресс
Б. Мусульманская Лига
В. Гоминьдан
Г. Комитет Единение и прогресс
Ответ: А.
8. Назовите дату образования КНДР?
А. 9 сентября 1948 г.
Б. 1 октября 1949 г.
В. 1 сентября 1946 г.
Г. 10 августа 1947 г.
Ответ: А.
9. В каком году было свергнуто правительство Моссадыка?
А. 1953 г.
Б. 1954 г.
В. 1950 г.
Г. 1945 г.
Ответ: А.
10. Когда было положено начало диалога между КНДР и Республикой Кореей?
А. 15 мая 2000 г.
Б. 17 апреля 2001 г.
В. 13 июня 2000 г.
Г. 1 января 1999 г.
Ответ: В.
11. В 2014 г. премьер – министром Индии был избран …
А. Нарендра Моди
Б. Манмохан Синг
В. Рам Натх Ковинд
Г. Индира Ганди
Ответ: А.
12. Кто является одним из авторов цивилизационного подхода к изучению исторического процесса?
А. А. Тойнби
Б. К. Маркс
В. Л. Гумилев
Г. Ж.Ж. Руссо
Ответ: А.
13. Какой из признаков цивилизационного подхода к изучению исторического процесса является определяющим?
А. Письменность
Б. Производственные отношения
В. Развитие общего рынка
Г. Появление форм религиозного сознания
Ответ: А.
14. Кто из современных исследователей является автором концепции «столкновения цивилизаций»?
А. С. Хантингтон
Б. А. Тойнби
В. П. Сорокин
Г. Л. Гумилев
Ответ: А.
15. Назовите один из важнейших принципов исторического исследования.
А. Объективность
Б. Детальность
Г. Экспериментальность
Д. Диалектичность
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите основные признаки цивилизационного подхода.
Ответ: (А) появление и распространение письменности; (Б) опыт совместного труда значительных человеческих коллективов; (В) появление новых форм политичекой жизни; (Г) возникновение новых форм общественного сознания; (Д) появление города как хозяйственного, военного, административного, культурно-религиозного центра; (Е) производство прибавочного продукта; (Е) становление и развитие сложной социальной структуры, появление классового общества.

2. Назовите древневосточные цивилизации, относящиеся к «закрытому» типу цивилизаций.
Ответ: (А) Египет; (Б) Китай.

3. Назовите три «драгоценности буддизма».
Ответ: (А) Будда; (Б) Дхарма; (В) Сангха.

4. Конфуцианство – это
Ответ: этико-философское учение, разработанное китайским мыслителем Конфуция в VI – V вв. до н.э. Стало идеологической основой китайской цивилизации.

5. Сформулируйте основные отличия образа государства в конфуцианстве и легизме.
Ответ: Легизм – это учение о законе, для государства характерна сильная власть правителя, опирающаяся на закон. Конфуцианство в основу государства видит знание, добродетель, уважение и ритуал.

6. Какая из варн в древнеиндийском обществе занимала наиболее привилегированное положение, отличалась особым уважением и почитанием, так как владела «священным знанием»?
Ответ: брахманы

7. Назовите основные черты формации АСП.
Основными чертами АСП (например, по работам Р.М. Нуреева) являются: (А) первый путь образования классов, когда власть и господство основываются на высоком положении в традиционной иерархии и престиже; (Б) коллективное начало; (В) развитие коллективной эксплуатации; (Г) монополизация общинной верхушкой функций в общественном разделении труда; (Д) сельская земледельческая община – экономическая основа АСП; (Е) отсутствие частной собственности; (Ж) верховная государственная собственность; (З) различные религиозно-этические доктрины (религии Востока) в качестве государственной идеологии; (И) деспотический тип государства; (К) слой иерархического чиновничества.

8. В чем особенности клановой структуры традиционного Китая?
Ответ: Структурная основа клана в Китае – патронимичность, патрилинейность и патрилокальность. Клан в отличие от рода включает в состав не только родственников по крови, но и родственников по браку. Клан объединял пять-шесть и более малые патриархальные семьи, связанные общим храмом предков, храмовой землей и совместной хозяйственной деятельностью.

9. Назовите основные итоги развития периода Асука (592-710 гг.)
Ответ: Главным итогом реформ в период Асука стало: (А) создание нового, централизованного государства китайского образца; (Б) распространение буддизма; (В) создание первого свода законов «рицурё»; (Г) расцвет японской культурыэ

10. Сформулируйте какими признаками характеризуется каста как замкнутая социальная группа в индийском обществе
Ответ: (А) эндогамией (т.е. запретом заключения браков за пределами группы); (Б) экстерриториальностью (рассредоточена среди иных таких же групп; впрочем, каждая каста привязана также и к определенной территории); (В) самосознанием (каждый ее член осознает свою принадлежность к ней); (Г) особой культурой, выражающейся в специфических обычаях, обрядах, мифологии; (Д) признанным кругом традиционных занятий; (Е) иерархической системой, образующейся с другими подобными группами; (Ж) ограниченным общением с другими группами.

11. Назовите основные реформы Умара (634—644).
Ответ: (А) денежная реформа; (Б) реформа налоговой системы; (В) основание диванов; (Г) введение новой системы исчисления; (Д) признание ритуала хиджа; (Г) начало формирования текста Корана.

12. Объясните содержание понятия "икта", получившее распространение в период Аббасидского халифата.
Ответ: «Икта» это передача государством прав на присвоение части налогов с данного селения или района, то есть поземельного налога — «хараджа» определенному человеку. «Икта» предоставлялась либо на время службы, либо пожизненно. Благодаря обычаю наследования должностей, «икта» со временем стала фактически передаваться по наследству.

13. Назовите автора приведенного высказывания, крупного китайского политического деятеля: «По моему мнению, конституция будущей Китайской республики должна быть основана на новом принципе – принципе раздела на пять властей. Это значит, что кроме законодательной, исполнительной и судебной власти, необходимо выделить еще две.»
Ответ: Сунь Ятсен

14. Перечислите три народных принципа Сунь Ятсена.
Ответ: национализм, народовластие, народное благоденствие

15. Какие партии вошли в единый фронт, созданный в 1924 г. для проведения национальной революции в Китае
Ответ: Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая

16. Какая международная организация содействовала созданию Коммунистической партии Китая и до 1940-х гг. курировала ее деятельность.
Ответ: Коминтерн

17. Сформулируйте, в чем заключались основные итоги «Культурной революции» в Китае?
Ответ: установление культа личности Мао Цзэдуна, устранение идеологических оппонентов; «идеологическое» перевоспитание общества.

18. Сформулируйте, в чем заключаются основные причины образования "Движения неприсоединения" в Индии?
Ответ: Основная причина - желание ряда развивающихся стран проводить собственный политический курс, не присоединяясь ни к одному из противостоящих военных блоков.

19. На каком этапе «культурной революции» в Китае началась кампания «критики Линь Бяо и Конфуция»?
Ответ: Кампания началась в 1974 г., на третьем этапе «культурной революции» (сентябрь 1973 г. - октябрь 1976 г.)

20. Назовите основные методологические концепции изучения исторического процесса.
Ответ: (А) цивилизационный подход; (Б) теория модернизации; (В) теория примордиализма; (Г) теория формаций; (Д) мир-системный подход

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по разделу 1 заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Теоретические вопросы:
1. Предмет и задачи курса «История Древнего Востока». Цивилизация как новый этап в историческом развитии человечества.
2. Источники и историография по истории Древнего Египта. Дешифровка древнеегипетской иероглифической письменности.
3. Природные условия долины Нила и их влияние на формирование цивилизации древнего Египта. Периодизация истории древнего Египта. Раннее царство.
4. Египет Древнего царства. Особенности политического и социально-экономического развития.
5. Египет эпохи Среднего царства.
6. Социально-политическое и экономическое развитие Египта эпохи Нового царства.
7. Внешняя политика Египта эпохи Нового царства.
8. Ливийско-Саисский Египет (Позднее царство).
9. Религия Древнего Египта. Наука Древнего Египта. Художественная культура Древнего Египта (живопись, архитектура, литература).
10. Источники и историография древней Месопотамии. Дешифровка клинописи.
11. Природные условия и возникновение цивилизации на территории Месопотамии. Период гегемонии шумерских городов– государств.
12. Месопотамия под властью Аккада. Политика Саргона и его преемников. Нашествие кутиев. Шумеро–аккадское царство в эпоху III династии Ура.
13. Месопотамия в эпоху Старовавилонского царства. Особенности внешней политики. Экономика, общество и право древней Месопотамии по законам Хаммурапи.
14. Вавилония в период касситской династии.
15. Периодизация истории Ассирии. Ассирия в староассирийский и среднеассирийский периоды. Среднеассирийские законы.
16. Новоассирийская военная держава. Падение Ассирии и изменение международной обстановки на территории Передней Азии в VII в. до н.э.
17. Политическая история Нововавилонского царства. Социально–экономическое развитие Нововавилонского царства.
18. Религия и мифология древней Месопотамии. Литература, искусство, наука древней Месопотамии.
19. Особенности развития Элама и роль этого государства в становлении Персидского царства. Мидия как предшественница Персии.
20. Персия при Кире и Камбизе.
21. Приход к власти Дария I и характерные черты его внешней и внутренней политики.
22. Греко-Персидские войны.
23. Персия при преемниках Дария I. Завоевание Персии Александром Македонским.
24. Зороастризм – религия древних персов.
25. Природные условия Малой Азии. Возникновение Хеттского царства и Старохеттский период его истории.
26. Экономика и общество Хеттского царства по Хеттским законам.
27. Новохеттская держава.
28. Возникновение, расцвет и гибель государства Урарту.
29. Сирия и Финикия во II – сер. I тыс. до н.э.
30. Возникновение и характерные особенности развития древнееврейского государства.
31. Возникновение иудаизма и основные идеи этой религии.
32. Источниковая база по истории древней Индии.
33. Индская цивилизация – древнейшая цивилизация на территории Индии.
34. Приход ариев в Индию. Ведийский период в истории Индии. Особенности социальной структуры древней Индии.
35. Политическая борьба за объединение Индии. Возвышение Магадхи. Поход Александра Македонского в Индию.
36. Держава Маурьев. Социально-политические отношения по «Артхашастре» Каутильи. Индия в эпоху Кушан и Гуптов.
37. Культура древней Индии. Религиозные системы древней Индии. Ведийская религия. Брахманизм и индуизм. Основные идеи буддизма и его роль в духовном развитии человечества.
38. Особенности источниковой база по истории Китая. Периодизация истории древнего Китая. Китай эпохи Шан–Инь.
39. Китай эпохи Западного Чжоу. Эпоха Восточного Чжоу в Китае. Особенности развития Китая в период «Чуньцю» и период «Чжаньго».
40. Развитие философских школ в Китае: конфуцианство, моизм, даосизм, легизм.
41. Царство Цинь и реформы Шан Яна. Возникновение империи Цинь. Правление Цинь Шихуанди.
42. Возникновение империи Хань. Старшая и Младшая Хань.
43. Религиозная жизнь древнего Китая. Наука и искусство древнего Китая.
Практические вопросы и задания:
1. Проведите сравнительный анализ формационного и цивилизационного подхода к изучению исторического процесса.
2. Проанализируйте феномен обожествления правителя в древневосточных обществах (на основе «Гимна Атону», вступительной статьи в «Законах Хаммурапи»).
3. Анализ основных идей и положений конфуцианства на основе «Луньюй» Конфуция.
4. Анализ основных положений, содержания и эффективности реформ Шан Яна по «Шан цзюнь шу».
5. Дайте характеристику социальной системы древнеиндийского общества на основе «Ригведы» и «Законов Ману».
6. Выделите и проанализируйте роль и значение Угарита в истории древневосточной цивилизации.
7. Определите роль и значение природного фактора в процессе становления и развития древневосточных цивилизаций.
8. Проанализируйте этно-лингвистическую карту древнего Востока.
9. Проведите сравнительный анализ земледельческих и кочевых цивилизаций и определите их роль в истории древнего Востока
10. Выделите и проанализируйте основные этапы развития письменности на древнем Востоке.

Промежуточная аттестация по разделу 2 заключается в проведении зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по изученному курсу. Промежуточная аттестация в проводится онлайн-тестированием. Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" на образовательном портале "Цифровой университет АлтГТУ" количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 20 (3 семестр), 20 (4 семестр)
Критерии оценивания.
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена
Оценка "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий,
Оценка "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,
Оценка "удовлетворительно" - верно выполнено 50-69%,
Оценка "неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50%.

Промежуточная аттестация по разделу 3 заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Теоретические вопросы:
1. Колониализм как историческое явление
2. Становление национально-освободительного (буржуазного) движения в странах Востока
3. Основные теоретические подходы к изучению истории колониального Востока
4. Усиление экономического и политического проникновения европейских держав в Османскую империю во второй половине XIX в.
5. Движение «новых османов». Принятие конституции 1876 г.
6. Становление младотурецкого движения. Идеология и особенности практической деятельности младотурецких организаций.
7. Младотурецкая революция 1908-1909 гг.
8. Политика младотурецкого режима после революции. Итало-турецкая и Балканские войны.
9. Колониальная политика Великобритании в Иране (вторая половина XIX – начало XX в.)
10. Колониальная политика России в Иране (вторая половина XIX – начало XX в.)
11. Иранская революция 1905-1911 гг.
12. Изменения в государственно-политической системе колониальной Индии во второй половине XIX в.
13. Общественно-политическая мысль Индии в 30-70-е гг. XIX в.
14. Образование Индийского национального конгресса.
15. Складывание радикального течения в национально-освободительном движении Индии.
16. Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1905 г. Движение «сварадж» и «свадеши». Мусульманская Лига
17. Особенности складывания капитализма в Японии
18. Политика «самоусиления» в Китае и ее результаты.
19. Усиление натиска капиталистических держав на Китай в конце XIX в.
20. Зарождение реформаторского движения в Китае. «100 дней реформ»
21. Восстание ихэтуаней
22. Возникновение революционно течения в Китае. Сунь Ятсен.
23. Расстановка социально-политических сил накануне и на начальном этапе (октябрь 1911 – апрель 1912 г.). Синьхайской революции.
24. Перегруппировка политических сил. Борьба Сунь Ятсена против диктатуры Юань Шикая. Итоги и значение Синьхайской революции
25. «Революция Мэйдзи» и буржуазные реформы в Японии.
26. Идейно-политическая ситуация в Японии в конце XIX в. Конституция 1889 г.
27. Внешняя политика Японии в конце XIX – начале XX в.
28. Страны Дальнего востока в годы первой мировой войны.
29. Индия, Иран, Афганистан в годы первой мировой войны.
30. Османская империя в годы первой мировой войны
Практические вопросы и задания:
1. Проанализируйте основные подходы в современной науке к определению «колониализма».
2. Выделите и обоснуйте особенности развития капитализма в странах Востока.
3. Проведите сравнительный анализ первого и второго этапов Иранской революции 1905-1911 гг.
4. Проведите сравнительный анализ процесса становления капитализма в Индии, Японии и Китае.
5. Выделите и обоснуйте цель, причины и последствия строительства Суэцкого канала и установление финансового контроля над Египтом
6. Определите цель, задачи, движущие силы и результаты восстания Араби-паши в Египте. и британская оккупация Египта.
7. Охарактеризуйте деятельность Индийского национального конгресса в годы антиколониального подъема 1905–1908 гг.
8. Выделите и проанализируйте особенности становления капитализма в Индии (вторая половина XIX – начало XX в.).
9. Проанализируйте роль и место Афганстана в международных отношениях первой половины XIX века.
10. Проведите сравнительный анализ политики великих держав в Афганистане во второй половине XIX – нач. XX в.

Промежуточная аттестация по разделу 4 заключается в проведении в конце семестра зачет (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Теоретические вопросы:
1. Октябрьская революция и страны Востока.
2. Внешнеполитическое положение Турции после первой мировой войны. Севрский мирный договор.
3. Советско-турецкие отношения в 1920-1921 гг. Война Турции и Армении. Советско-турецкий договор 1921 г. Лозаннская конференция 1922-1923 гг.
4. Политический режим и буржуазные реформы в Турции в 1920-1930-е гг.
5. Внешняя политика Турции в 1923-1939 гг. Турция в годы второй мировой войны.
6. Особенности национально-освободительного движения в арабских странах в 1918-1945 гг.
7. Первая кампания гражданского неповиновения в Индии.
8. Ганди и гандизм.
9. Политические процессы в Индии в период спада национального движения в 1922-1927 гг.
10. Подъем национально-освободительного движения в Индии в конце 1920-х – начале 1930-х гг.
11. Конституционные реформы в Индии 1919 г. и 1935 г. и их влияние на политические процессы в колонии.
12. Религиозно-общинный фактор в общественно-политической жизни Индии во второй половине 1930-х гг.
13. Государственно-политическая система и экономическое развитие Японии в 1920-1930-е гг.
14. Складывание право- и леворадикальных течений в общественно-политической жизни Японии.
15. Внешняя политика Японии в 1918-1941 гг.
16. Япония в годы второй мировой войны.
17. Создание революционной базы на юге Китая. Реорганизация гоминьдана и образование единого фронта гоминьдана и КПК.
18. Зарождение коммунистического движения в Китае I-III съезды Коммунистической партии Китая.
19. Начало революции в Китае в 1925 г. Взаимоотношения ГМД и КПК в едином фронте
20. Северный поход. Итоги революции
21. Установление гоминьдановского режима в Китае. Социально-экономическая политика гоминьдана в 1927-1937 гг.
22. Внешняя политика и международное положение Китая в 1927-1937 гг.
23. Советское движение в Китае 1927-1936 гг.
24. Начало японской агрессии против Китая в 1937 г. и международное положение страны. Формирование антияпонского фронта гоминьдана и КПК.
25. Изменение международного статуса Ирана после первой мировой войны. Советско-Иранский договор 1921 г.
26. Политика Реза-шаха в Иране.
27. Иран и Индия в годы второй мировой войны.
Практические вопросы и задания:
1. Выделите и обоснуйте основные направления эволюции стран Востока в 1918-1945 гг.
2. Проанализируйте цели, итоги и последствия Лозаннской конференции 1922-1923 гг.
3. Проанализируйте причины и последствия раздела арабских территорий после первой мировой войны.
4. Анализ палестинской проблемы в международных отношениях 1918-1939 гг.
5. Выделите и проанализируйте основные этапы политического развития Египта в 1920-1940-е гг.
6. Проведите сравнительный анализ политики СССР и Великобритании в Иране в 1920-1930-е гг.
7. Проанализируйте политический режим Японии в межвоенный период.
8. Дайте определение понятию «японский фашизм».
9. Проанализируйте внешне- и внутриполитическое положение Китая после первой мировой войны.
10. Определите цель, задачи, движущие силы и результаты «Движение 4 мая» 1919 г. в Китае
11. Проанализируйте причины, движущие силы, основные события и результаты Северного похода НРА.

Промежуточная аттестация по разделу 5 заключается: в проведении зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости); экзамена по всему изученному курсу. Зачет и экзамен проводятся в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Теоретические вопросы к зачету:
1. Завершение краха классической колониальной системы: изменения в политической карте мира.
2. Социально-экономические процессы, модернизация и традиции: пути выбора социально-экономической модели развития.
11. Причины образования "Движения неприсоединения", его цель и задачи деятельности, организационная структура (60-80 гг. ХХ в.).
12. Эволюция задач и форм деятельности "Движения неприсоединения" после крушения биполярной системы международных отношений.
13. "Движение неприсоединения" на рубеже XX-XXI в.
14. Внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в КНР накануне "культурной революции".
15. Этапы "Культурной революции" и их содержание.
16. Идеологические кампании как метод продвижения идей "Культурной революции".
17. Национальная политика в годы "Культурной революции".
18. Итоги "культурной революции", ее оценки в историографии.
19. Внешняя политика КНР в 50-е гг. ХХ в.
20. Внешняя политика КНР в 60-70-е гг. ХХ в. Советско-китайские отношения. Пограничные конфликты.
21. Экономические реформы 80-90-х гг. ХХ в. и эволюция внешнеполитической доктрины КНР.
22. Цели и задачи внешней политики КНР на современном этапе.
33. Конституция Японии 1947 года.
34. Сан-Францисский мирный договор.
35. Японское «экономическое чудо»: причины, ход, результаты.
36. Современная Япония: общая характеристика политической и экономической ситуации.
37. Советско-японские и российско-японские отношения. Проблема «северных территорий».
Практические вопросы и задания к зачету:
1. Охарактеризуйте состояние "Движения неприсоединения" на рубеже XX-XXI в.
2. Определите цели и задачи внешней политики КНР на современном этапе и результаты ее реализации.
3. Определите цели и задачи внешней политики Японии на современном этапе и результаты ее реализации.
4. Проведите сравнительный анализ политических режимов в Северной и Южной Корее.
5. Проведите сравнительный анализ социально-экономических систем в Северной и Южной Корее
Теоретические вопросы к экзамену
1. Социально-экономическое развитие Турции: основные этапы - от этатизма к рынку.
2. Важнейшие социально-политические процессы Турции: эволюция партийно-политической системы.
3. Проблемы и направления внешней политики Турции.
4. Иран в годы Второй мировой войны. Подъем национально-демократического движения в Иране (2-я пол. 40-х гг.).
5. Политическая борьба, социально-экономическое развитие и внешняя политика Ирана .
6. Период «белой революции»: внутренняя и внешняя политика. Успехи и проблемы.
7. «Исламская революция» и провозглашение Исламской республики Иран. Внешняя политика («экспорт революции»).
8. Проблемы внутренней и внешней политики послереволюционного Ирана.
9. «Общество социалистического образца» и традиции Индии. Джавахарлал Неру
10. Реформы и политическая борьба в Индии после Неру. Индира Ганди и Раджив Ганди
11. Секуляризм и религиозный традиционализм в Индии.
12. Экономические ориентиры правящих партий в Индии
13. Внешняя политика Индии в 50-60-х гг
14. Внешняя политика И. Ганди. Индо-пакистанский конфликт.
15. Американо-индийские отношения на современном этапе

Практические вопросы и задания к экзамену
1. Проанализируйте роль и место Индии в современном политическом пространстве
2. Выделите и проанализируйте содержание Палестинской проблемы. Определите возможные пути ее разрешения
3. Проанализируйте основные этапы развития политической системы в Турции
4. Составьте исторические портреты Атал Ваджпаи и Манмохан Сингх. Определите их значение и место в политической истории Индии
5. Проанализируйте положение внешнеполитическое положение Афганистана на современном этапе



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.bibliotekar.ru
Э5 http://www.nlr.ru
Э6 http://sbiblio.com/biblio/
Э7 http://www.isras.ru/
Э8 http://www.synologia.ru/
Э9 http://e-libra.ru/
Э10 http://godsbay.ru/orient/china.html
Э11 http://www.nlr.ru
Э12 http://sbiblio.com/biblio/
Э13 http://gumilevica.kulichki.net/HE1/
Э14 http://www.orientalica.com/
Э15 Курс в Moodle "История Востока" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.bibliotekar.ru
http://sbiblio.com/biblio/
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.isras.ru/
http://e-libra.ru/
http://godsbay.ru/orient/china.html
http://gumilevica.kulichki.net/HE1/
http://www.orientalica.com/
http://world-of-legends.su/kitai

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На самостоятельную работу студентов в процессе изучения всех разделов дисциплины отводится 418 академических часов. Формами организации самостоятельной работы студента является:
1. Углубленное изучение отдельных вопросов курса (работа с вопросами для самоконтроля).
2. Подготовка вопросов семинарских занятий.
3. Студенты самостоятельно осуществляют подбор и изучение литературы и источников к научным докладам и сообщениям. Выполнение работы формирует навыки самостоятельного анализа выбранной темы. Обсуждение сообщений выносится на промежуточный контроль.
4. Работа над изучением категориального и терминологического аппарата курса.
5. Изучение дополнительной литературы по дисциплине.