МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вспомогательные исторические дисциплины

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 110
индивидуальные консультации 20
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 110 110 110 110
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ:
формирование способности использовать знания вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) в профессиональной деятельности
ЗАДАЧИ:
- ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации исторических источников;
- изучение круга ВИД,их особенностей и значения;
- раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками отбора источников, методами их критического анализа с целью использования результатов в научном исследовании
ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Разновидности ВИД, их особенности и значение;
особенности различных групп исторических источников
3.2.Уметь:
3.2.1.Характеризовать особенности различных ВИД и источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний ВИД при решении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нумизматика
1.1. Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
1.2. Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи Сам. работа 2 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
1.3. Нумизматика Консультации 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 2. Геральдика
2.1. Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики.Геральдика в России Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
2.2. Российская геральдика Сам. работа 2 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
2.3. Геральдика Консультации 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 3. Сфрагистика
3.1. Основные понятия, методы и источники сфрагистики Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
3.2. Российская и зарубежная сфрагистика Сам. работа 2 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
3.3. Сфрагистика Консультации 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 4. Фалеристика
4.1. Основные понятия, методы и источники фалеристики Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
4.2. Развитие русской фалеристики Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
4.3. Развитие русской фалеристики Сам. работа 2 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
4.4. Фалеристика Консультации 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Основоположником документационной науки является ...
1. Поль Отле
2. Николай Варадинов
3. Жан Мобильон
4. Жозеф Нисефор Ньепс
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 2. Информацией документа называется ...
1. информация, основанная на документах.
2. вся информация, которую можно получить от документа.
3. информация о документе, как о физическом объекте.
4. социальная информация.
Ответ: 2.

Вопрос 3. Поль Отле впервые ввел в научный оборот понятие
1. документ.
2. документоведение.
3. носитель информации.
4. материальная основа документа.
Ответ: 1.

Вопрос. 4. Экземпляр документа, составленный взамен отсутствующего (утерянного) подлинника и имеющий одинаковую с ним юридическую силу
1. дубликат
2. оригинал
3. копия
4. выписка
Ответ: 1

Вопрос 5. Какой реквизит придает юридическую силу электронному документу?
1. электронная печать
2. электронная подпись
3. дата
4. QR-код
Ответ: 2

Вопрос 6. К ручным пишущим средствам не относится
1. калам
2. стило
3. фотограф
4. перо
Ответ: 3.

Вопрос 7. Какой тип письма является наиболее древним?
1. пиктографическое
2. силлабическое
3. алфавитное
4. фонемографическое
Ответ: 1.

Вопрос 8. Кто сделал первое в мире фотографическое изображение?
1. Л.-Ж.М. Дагер
2. О.Ле Пренс
3. Т. Юнг
4. Ж.Н. Ньепс
Ответ: 4.

Вопрос 9. В какой стране была изобретена бумага?
1. Китай
2. Россия
3. Египет
4. Индия
Ответ: 1.

Вопрос 10. Какая функция документа не относится к общим?
1. информационная
2. коммуникативная
3. кумулятивная
4. управленческая
Ответ: 4.

Вопрос 11. В зависимости от материальной основы документы делятся на две большие группы
1. естественные и искусственные
2. полимерные и бумажные
3. листовые и пленочные
4. бумажные и электронные
Ответ: 1.

Вопрос 12. К элементам внешней структуры документа относится
1. заглавие (название) документа
2. форзац
3. содержание
4. вспомогательный указатель
Ответ: 2.

Вопрос 13. Какой документ относится к распорядительным?
1. решение
2. устав
3. договор
4. акт
Ответ: 1.

Вопрос 14. Датой приказа является
1. дата утверждения
2. дата написания текста приказа
3. дата подписания приказа
4. дата события (факта), о котором идет речь в тексте приказа
Ответ: 3.

Вопрос 15. Законодательный акт дореволюционной России, определивший порядок делопроизводства в коллегиях
1. Генеральный регламент 1720 г.
2. Соборное уложение 1649 г.
3. Судебник 1497 г.
4. Манифест об «Общем учреждении министерств» 1811 г
Ответ 1.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите 3 основных свойства документа.
Ответ: атрибутивность, функциональность, структурность.
2. Документ - это
Ответ: зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
3. Назовите этапы текстового документирования.
Ответ: пиктографическое; идеографическое; слоговое; алфавитное.
4. Что является датой официального документа?
Ответ: дате подписания или утверждения документа, или дата события, зафиксированного в документе.
5. Что включает в себя реквизит "подпись"?
Ответ: наименование должности лица, подписывающего документ, его собственноручную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия).
6. Назовите среды существования документов?
Ответ: оперативная, ретроспективная и перспективная.
7. Одним из важнейших показателей качества и свойств документированной информации выступает релевантность. Что означает данное свойство?
Ответ: способность информации соответствовать запросам, нуждам, требованиям потребителя (общества).
8. В исследовательской литературе выделяется до десяти и более информационных барьеров. Н.С. Ларьков выделил 11 наиболее значимых информационных барьеров. Назовите их.
Ответ: пространственные (географические); временные (исторические); государственно-политические, режимные; ведомственные (бюрократические); экономические; технические; семантические (терминологические); языковые (национально-языковые); идеологические; психологические.
9. Одним из признаков документа является наличие смыслового семантического содержания. Поясните, в чем суть данного признака.
Ответ: документ — носитель смысла, который передается знаками. Совокупность последовательных знаков, которые передают смысл, содержание документа (сообщение), является его обязательным признаком.
10. По области возникновения выделяют три вида информации. Назовите их и поясните каждый вид.
Ответ: элементарная — информация, циркулирующая в неживой природе; биологическая — циркулирующая в живой природе; социальная — осмысленная человеческим обществом.
11. ...- многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально отобранных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: бумага.
12.Какое письмо стало родоначальником всех видов алфавитного письма?
Ответ: финикийское.
13. Назовите две основные системы стенографии.
Ответ: геометрическая и курсивная.
14. Назовите фамилию французского художника-декоратора, который впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на галоген-серебряном слое.
Ответ: Дагер.
15. Дайте определение документоведению.
Ответ: наука о документе и документно-коммуникационной деятельности
16. ...- первый или единственный экземпляр документа. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: подлинник.
17. В основу классификации какой системы положено разделение документов по функциям?
Ответ: функциональной.
18. Наименование вида документа указывается на всех документах, за исключением ... . Вставьте наименование документа.
Ответ: деловых (служебных) писем.
19. Какой бланк используется для изготовления любых видов документов, кроме делового (служебного) письма?
Ответ: общий бланк.
20. Какая форма документов была характерная для приказного делопроизводства?
Ответ: столбцовая.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В каком веке было получено первое в мире фотографическое изображение?
1. XV в.
2. XVIII в.
3. XIX в.
4. XX в.
Ответ:3.

Вопрос 2. Документ, созданный фотографическим способом
1. Фотодокумент
2. Аудиовизуальный документ.
3. Визуальный документ.
4. Картографический документ.
Ответ: 1.

Вопрос 3. Кто в России первые получил в 1839 г. фотографические изображения?
1. Тальбот.
2. Фрицше.
3. Дагер.
4. Юнг.
Ответ:2.

Вопрос 4. В каком веке появились фотоаппараты для моментальной фотосъёмки?
1. XVIII.
2. XIX.
3. XX.
4. XXI.
Ответ: 3.

Вопрос 5. Документ в виде микроформы на непрозрачном форматном материале, полученный копированием на фотобумагу или микроофсетной печатью

1. Видеофильм.
2. Граммофонная пластинка.
3. Пленка.
4. Микрокарта.
Ответ: 4.

Вопрос 6. Что было снято на первой в России киносъемке?
1. Полет человека в космос.
2. Восстание декабристов.
3. Коронация Николая II.
4. Октябрьская революция 1917 г.
Ответ: 3.

Вопрос 7. В каком веке впервые была применена механическая запись информации для составления перфокарт?
1. XVIII.
2. XIX.
3. XX.
4. XXI.
Ответ: 1.

Вопрос 8. Назовите способ записи информации на аудио-компакт-кассету.
1. Магнитный.
2. Механический.
3. Электронный.
4. Цифровой.
Ответ: 1.

Вопрос 9. Периферийное устройство персонального компьютера является принтер, позволяющее получить твёрдую копию документа из памяти компьютера
1. Сканер.
2. Принтер.
3. Факс.
4. Системный блок.
Ответ: 2.

Вопрос 10. Какой разновидности водяного знака не существует?
1. Миллионный.
2. Одноуровневый.
3. Двухуровневый.
4. Трехуровневый.
Ответ: 1.

Вопрос 11. Назовите способ записи информации на дискету?
1. Магнитный.
2. Механический.
3. Оптический.
4. Лазерный.
Ответ: 1.

Вопрос 12. Что из перечисленного относится к техническому документирование?
1. План здания.
2. Книга сказок.
3. Фотография в паспорте.
4. Рисунок охоты на скале.
Ответ: 1.

Вопрос 13. Разновидностью черновика является …
1. Подлинник
2. Дубликат
3. Оригинал
4. Фальсификат
Ответ: 2

Вопрос 14. Метод фальсификации документов, при котором подделка создается технологическими методами, идентичными или максимально близкими к методам изготовления оригинала.
1. Аналоговый
2. Цифровой
3. Электронный.
4. Механический
Ответ: 1

Вопрос 15. Как называется способ записи информации, осуществляемый путем нагревания носителя записи?
1. Электро-фотографический
2. Фотографический
3. Магнитный
4. Механический

Ответ:4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Запись информации на различных носителях по установленным правилам - это ...
Ответ: документирование.
2. Микроформа на рулонной светочувствительной плёнке с последовательным расположением кадров в один или два ряда - это ...
Ответ: микрофильм.
3. Продолжите фразу: "Чем короче код, тем ... ..."
Ответ: длиннее текст.
4. Какое событие было запечатлено на первом в мире кинопоказе братьев Люмьер в 1895 г.?
Ответ: прибытие поезда.
5. Назовите способ фиксации информации на грампластинку?
Ответ. механический.
6. Какое событие было снято на первой кинопленке в России?
Ответ. Коронация Николая II.
7. В какой веке были предприняты первые попытки видеозаписи?
Ответ: XX век.
8. Кто впервые закрепил следы колебаний звука на закопчённой бумаге?
Ответ: Юнг.
9. Шариковая ручка была изобретена в … веке.
Ответ: XX век.
10. На какие две разновидности подразделяются искусственные носители информации?
Ответ: бумажные и полимерные
11. Каким термином определяется свойство электронного документа, гарантирующее, что электронный документ идентичен заявленному
Ответ: аутентичность
12. Устройство, используемое для заверения подлинности подписи должностного лица посредством нанесения его оттиска на документ
Ответ: печать
13. В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97—2016 при создании документов необходимо применять … … … шрифты. Вставьте пропущенные слова.
Ответ: свободно распространяемые. бесплатные
14. Сколько официальных реквизитов утверждено в ГОСТ Р 7.0.97—2016?
Ответ: 30.
15. Для изготовления бланков документов согласно ГОСТ Р 7.0.8 используется бумага форматов … … Вставьте пропущенные слова.
Ответ:А4, А5.
16. В зависимости от расположения реквизитов устанавливается два варианта бланков. Назовите их.
Ответ: угловой, продольный
17. Назовите способы копирования документов.
Ответ: фотографический, микрофильмирование (микрофотокопирование), электрографический, цифровой.
18. Как называется копия, которая остаётся в учреждении взамен исходящего оригинала?
Ответ: отпуск.
19. Процесс преобразования бумажных документов в электронный формат с помощью специального оборудования и программного обеспечения
Ответ: сканирование
20. Какой реквизит придает юридическую силу электронному документу?
Ответ: электронная подпись.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьева Г.А. Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник ВЛАДОС, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Elibrary.ru elibrary.ru
Э2 Курс лекций. вспомогательные исторические дисциплины gf.nsu.ru
Э3 Курс в Moodle "Вспомогательные исторические дисциплины" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины объединены задачами изучения различных категорий исторических источников. При изучении этих дисциплин необходимо обращать внимание на видовые особенности разных категорий источников; специфику материала, из которого созданы исторический источник; на заключенной в источниках информации, позволяющей реконструировать историческое прошлое.
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с наименованиями некоторых ВИД. При изучении вводной лекционной темы необходимо усвоить многообразие ВИД и значение каждой из дисциплин, ее роль в изучении различных категорий исторических источников.
При изучении исторической хронологии исходим из того, что это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления. Освоение дисциплины должно осуществляться в двух направлениях: изучение теоретического материала и практической деятельности по овладению техникой работы с историческими датами. Предполагается приобретение навыков перевода дат на современную систему времясчисления, уточнения и проверки исторических дат. Важно обратить внимание на различное представление об естественных и искусственных единицах измерения времени у разных народов. Студент должен знать все основные эры.
При изучении раздела по генеалогии необходимо уяснить специфику и значение дисциплины, научиться анализировать генеалогические древа правящих российских династий, выявлять связи династические связи Рюриковичей и Романовых с другими монаршими домами.
В разделе «Нумизматика» стоит уделить внимание специфике источников, изучаемых в рамках нумизматики и в рамках бонистики, приобрести навыки поиска и оформления данных об истории развития денежного обращения в разных регионах мира в разные исторические периоды.
В рамках раздела по геральдике студент должен освоить основные геральдические понятия и научиться их применять при описании различных исторических гербов.
В разделе «Сфрагистика» необходимо уделить внимание специфике содержания источников, изучаемых данной дисциплиной и сформировать представление об основных государственных печатях, используемых в России.
В разделе по фалеристике познакомиться с основными разновидностями источников и спецификой их атрибуции. Раздел по эпиграфике призван сформировать навыки анализа надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и их атрибуции в соответствии с временным и культурным контекстом.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.