Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История России и всеобщая история |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История_ИРиВИ-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 110 | 110 | 110 | 110 |
Консультации | 20 | 20 | 20 | 20 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Демчик Е.В.
1.1. | ЦЕЛЬ: формирование способности использовать знания вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) в профессиональной деятельности ЗАДАЧИ: - ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации исторических источников; - изучение круга ВИД,их особенностей и значения; - раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности; |
ОПК-1.1 | Знает методы, приемы работы с источниками |
ОПК-1.2 | Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-1.3 | Владеет навыками отбора источников, методами их критического анализа с целью использования результатов в научном исследовании |
ПК-1 | Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса |
ПК-1.1 | Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах |
ПК-1.3 | Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Разновидности ВИД, их особенности и значение; особенности различных групп исторических источников |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Характеризовать особенности различных ВИД и источников |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения знаний ВИД при решении профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Нумизматика | ||||||
1.1. | Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников | Лекции | 2 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1 |
1.2. | Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1 |
1.3. | Нумизматика | Консультации | 2 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | |
Раздел 2. Геральдика | ||||||
2.1. | Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики.Геральдика в России | Практические | 2 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1 |
2.2. | Российская геральдика | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1 |
2.3. | Геральдика | Консультации | 2 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | |
Раздел 3. Сфрагистика | ||||||
3.1. | Основные понятия, методы и источники сфрагистики | Практические | 2 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1 |
3.2. | Российская и зарубежная сфрагистика | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1 |
3.3. | Сфрагистика | Консультации | 2 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | |
Раздел 4. Фалеристика | ||||||
4.1. | Основные понятия, методы и источники фалеристики | Лекции | 2 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1 |
4.2. | Развитие русской фалеристики | Практические | 2 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1 |
4.3. | Развитие русской фалеристики | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1 |
4.4. | Фалеристика | Консультации | 2 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Основоположником документационной науки является ... 1. Поль Отле 2. Николай Варадинов 3. Жан Мобильон 4. Жозеф Нисефор Ньепс ОТВЕТ: 1. Вопрос 2. Информацией документа называется ... 1. информация, основанная на документах. 2. вся информация, которую можно получить от документа. 3. информация о документе, как о физическом объекте. 4. социальная информация. Ответ: 2. Вопрос 3. Поль Отле впервые ввел в научный оборот понятие 1. документ. 2. документоведение. 3. носитель информации. 4. материальная основа документа. Ответ: 1. Вопрос. 4. Экземпляр документа, составленный взамен отсутствующего (утерянного) подлинника и имеющий одинаковую с ним юридическую силу 1. дубликат 2. оригинал 3. копия 4. выписка Ответ: 1 Вопрос 5. Какой реквизит придает юридическую силу электронному документу? 1. электронная печать 2. электронная подпись 3. дата 4. QR-код Ответ: 2 Вопрос 6. К ручным пишущим средствам не относится 1. калам 2. стило 3. фотограф 4. перо Ответ: 3. Вопрос 7. Какой тип письма является наиболее древним? 1. пиктографическое 2. силлабическое 3. алфавитное 4. фонемографическое Ответ: 1. Вопрос 8. Кто сделал первое в мире фотографическое изображение? 1. Л.-Ж.М. Дагер 2. О.Ле Пренс 3. Т. Юнг 4. Ж.Н. Ньепс Ответ: 4. Вопрос 9. В какой стране была изобретена бумага? 1. Китай 2. Россия 3. Египет 4. Индия Ответ: 1. Вопрос 10. Какая функция документа не относится к общим? 1. информационная 2. коммуникативная 3. кумулятивная 4. управленческая Ответ: 4. Вопрос 11. В зависимости от материальной основы документы делятся на две большие группы 1. естественные и искусственные 2. полимерные и бумажные 3. листовые и пленочные 4. бумажные и электронные Ответ: 1. Вопрос 12. К элементам внешней структуры документа относится 1. заглавие (название) документа 2. форзац 3. содержание 4. вспомогательный указатель Ответ: 2. Вопрос 13. Какой документ относится к распорядительным? 1. решение 2. устав 3. договор 4. акт Ответ: 1. Вопрос 14. Датой приказа является 1. дата утверждения 2. дата написания текста приказа 3. дата подписания приказа 4. дата события (факта), о котором идет речь в тексте приказа Ответ: 3. Вопрос 15. Законодательный акт дореволюционной России, определивший порядок делопроизводства в коллегиях 1. Генеральный регламент 1720 г. 2. Соборное уложение 1649 г. 3. Судебник 1497 г. 4. Манифест об «Общем учреждении министерств» 1811 г Ответ 1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Назовите 3 основных свойства документа. Ответ: атрибутивность, функциональность, структурность. 2. Документ - это Ответ: зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. 3. Назовите этапы текстового документирования. Ответ: пиктографическое; идеографическое; слоговое; алфавитное. 4. Что является датой официального документа? Ответ: дате подписания или утверждения документа, или дата события, зафиксированного в документе. 5. Что включает в себя реквизит "подпись"? Ответ: наименование должности лица, подписывающего документ, его собственноручную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия). 6. Назовите среды существования документов? Ответ: оперативная, ретроспективная и перспективная. 7. Одним из важнейших показателей качества и свойств документированной информации выступает релевантность. Что означает данное свойство? Ответ: способность информации соответствовать запросам, нуждам, требованиям потребителя (общества). 8. В исследовательской литературе выделяется до десяти и более информационных барьеров. Н.С. Ларьков выделил 11 наиболее значимых информационных барьеров. Назовите их. Ответ: пространственные (географические); временные (исторические); государственно-политические, режимные; ведомственные (бюрократические); экономические; технические; семантические (терминологические); языковые (национально-языковые); идеологические; психологические. 9. Одним из признаков документа является наличие смыслового семантического содержания. Поясните, в чем суть данного признака. Ответ: документ — носитель смысла, который передается знаками. Совокупность последовательных знаков, которые передают смысл, содержание документа (сообщение), является его обязательным признаком. 10. По области возникновения выделяют три вида информации. Назовите их и поясните каждый вид. Ответ: элементарная — информация, циркулирующая в неживой природе; биологическая — циркулирующая в живой природе; социальная — осмысленная человеческим обществом. 11. ...- многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально отобранных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист. Вставьте пропущенное слово. Ответ: бумага. 12.Какое письмо стало родоначальником всех видов алфавитного письма? Ответ: финикийское. 13. Назовите две основные системы стенографии. Ответ: геометрическая и курсивная. 14. Назовите фамилию французского художника-декоратора, который впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на галоген-серебряном слое. Ответ: Дагер. 15. Дайте определение документоведению. Ответ: наука о документе и документно-коммуникационной деятельности 16. ...- первый или единственный экземпляр документа. Вставьте пропущенное слово. Ответ: подлинник. 17. В основу классификации какой системы положено разделение документов по функциям? Ответ: функциональной. 18. Наименование вида документа указывается на всех документах, за исключением ... . Вставьте наименование документа. Ответ: деловых (служебных) писем. 19. Какой бланк используется для изготовления любых видов документов, кроме делового (служебного) письма? Ответ: общий бланк. 20. Какая форма документов была характерная для приказного делопроизводства? Ответ: столбцовая. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. В каком веке было получено первое в мире фотографическое изображение? 1. XV в. 2. XVIII в. 3. XIX в. 4. XX в. Ответ:3. Вопрос 2. Документ, созданный фотографическим способом 1. Фотодокумент 2. Аудиовизуальный документ. 3. Визуальный документ. 4. Картографический документ. Ответ: 1. Вопрос 3. Кто в России первые получил в 1839 г. фотографические изображения? 1. Тальбот. 2. Фрицше. 3. Дагер. 4. Юнг. Ответ:2. Вопрос 4. В каком веке появились фотоаппараты для моментальной фотосъёмки? 1. XVIII. 2. XIX. 3. XX. 4. XXI. Ответ: 3. Вопрос 5. Документ в виде микроформы на непрозрачном форматном материале, полученный копированием на фотобумагу или микроофсетной печатью 1. Видеофильм. 2. Граммофонная пластинка. 3. Пленка. 4. Микрокарта. Ответ: 4. Вопрос 6. Что было снято на первой в России киносъемке? 1. Полет человека в космос. 2. Восстание декабристов. 3. Коронация Николая II. 4. Октябрьская революция 1917 г. Ответ: 3. Вопрос 7. В каком веке впервые была применена механическая запись информации для составления перфокарт? 1. XVIII. 2. XIX. 3. XX. 4. XXI. Ответ: 1. Вопрос 8. Назовите способ записи информации на аудио-компакт-кассету. 1. Магнитный. 2. Механический. 3. Электронный. 4. Цифровой. Ответ: 1. Вопрос 9. Периферийное устройство персонального компьютера является принтер, позволяющее получить твёрдую копию документа из памяти компьютера 1. Сканер. 2. Принтер. 3. Факс. 4. Системный блок. Ответ: 2. Вопрос 10. Какой разновидности водяного знака не существует? 1. Миллионный. 2. Одноуровневый. 3. Двухуровневый. 4. Трехуровневый. Ответ: 1. Вопрос 11. Назовите способ записи информации на дискету? 1. Магнитный. 2. Механический. 3. Оптический. 4. Лазерный. Ответ: 1. Вопрос 12. Что из перечисленного относится к техническому документирование? 1. План здания. 2. Книга сказок. 3. Фотография в паспорте. 4. Рисунок охоты на скале. Ответ: 1. Вопрос 13. Разновидностью черновика является … 1. Подлинник 2. Дубликат 3. Оригинал 4. Фальсификат Ответ: 2 Вопрос 14. Метод фальсификации документов, при котором подделка создается технологическими методами, идентичными или максимально близкими к методам изготовления оригинала. 1. Аналоговый 2. Цифровой 3. Электронный. 4. Механический Ответ: 1 Вопрос 15. Как называется способ записи информации, осуществляемый путем нагревания носителя записи? 1. Электро-фотографический 2. Фотографический 3. Магнитный 4. Механический Ответ:4 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Запись информации на различных носителях по установленным правилам - это ... Ответ: документирование. 2. Микроформа на рулонной светочувствительной плёнке с последовательным расположением кадров в один или два ряда - это ... Ответ: микрофильм. 3. Продолжите фразу: "Чем короче код, тем ... ..." Ответ: длиннее текст. 4. Какое событие было запечатлено на первом в мире кинопоказе братьев Люмьер в 1895 г.? Ответ: прибытие поезда. 5. Назовите способ фиксации информации на грампластинку? Ответ. механический. 6. Какое событие было снято на первой кинопленке в России? Ответ. Коронация Николая II. 7. В какой веке были предприняты первые попытки видеозаписи? Ответ: XX век. 8. Кто впервые закрепил следы колебаний звука на закопчённой бумаге? Ответ: Юнг. 9. Шариковая ручка была изобретена в … веке. Ответ: XX век. 10. На какие две разновидности подразделяются искусственные носители информации? Ответ: бумажные и полимерные 11. Каким термином определяется свойство электронного документа, гарантирующее, что электронный документ идентичен заявленному Ответ: аутентичность 12. Устройство, используемое для заверения подлинности подписи должностного лица посредством нанесения его оттиска на документ Ответ: печать 13. В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97—2016 при создании документов необходимо применять … … … шрифты. Вставьте пропущенные слова. Ответ: свободно распространяемые. бесплатные 14. Сколько официальных реквизитов утверждено в ГОСТ Р 7.0.97—2016? Ответ: 30. 15. Для изготовления бланков документов согласно ГОСТ Р 7.0.8 используется бумага форматов … … Вставьте пропущенные слова. Ответ:А4, А5. 16. В зависимости от расположения реквизитов устанавливается два варианта бланков. Назовите их. Ответ: угловой, продольный 17. Назовите способы копирования документов. Ответ: фотографический, микрофильмирование (микрофотокопирование), электрографический, цифровой. 18. Как называется копия, которая остаётся в учреждении взамен исходящего оригинала? Ответ: отпуск. 19. Процесс преобразования бумажных документов в электронный формат с помощью специального оборудования и программного обеспечения Ответ: сканирование 20. Какой реквизит придает юридическую силу электронному документу? Ответ: электронная подпись. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Леонтьева Г.А. | Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник | ВЛАДОС, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Elibrary.ru | elibrary.ru | ||
Э2 | Курс лекций. вспомогательные исторические дисциплины | gf.nsu.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Вспомогательные исторические дисциплины" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Вспомогательные исторические дисциплины объединены задачами изучения различных категорий исторических источников. При изучении этих дисциплин необходимо обращать внимание на видовые особенности разных категорий источников; специфику материала, из которого созданы исторический источник; на заключенной в источниках информации, позволяющей реконструировать историческое прошлое. Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с наименованиями некоторых ВИД. При изучении вводной лекционной темы необходимо усвоить многообразие ВИД и значение каждой из дисциплин, ее роль в изучении различных категорий исторических источников. При изучении исторической хронологии исходим из того, что это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления. Освоение дисциплины должно осуществляться в двух направлениях: изучение теоретического материала и практической деятельности по овладению техникой работы с историческими датами. Предполагается приобретение навыков перевода дат на современную систему времясчисления, уточнения и проверки исторических дат. Важно обратить внимание на различное представление об естественных и искусственных единицах измерения времени у разных народов. Студент должен знать все основные эры. При изучении раздела по генеалогии необходимо уяснить специфику и значение дисциплины, научиться анализировать генеалогические древа правящих российских династий, выявлять связи династические связи Рюриковичей и Романовых с другими монаршими домами. В разделе «Нумизматика» стоит уделить внимание специфике источников, изучаемых в рамках нумизматики и в рамках бонистики, приобрести навыки поиска и оформления данных об истории развития денежного обращения в разных регионах мира в разные исторические периоды. В рамках раздела по геральдике студент должен освоить основные геральдические понятия и научиться их применять при описании различных исторических гербов. В разделе «Сфрагистика» необходимо уделить внимание специфике содержания источников, изучаемых данной дисциплиной и сформировать представление об основных государственных печатях, используемых в России. В разделе по фалеристике познакомиться с основными разновидностями источников и спецификой их атрибуции. Раздел по эпиграфике призван сформировать навыки анализа надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и их атрибуции в соответствии с временным и культурным контекстом. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. |