МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новая и новейшая история

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость14 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 504
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 342
индивидуальные консультации 70
контроль 36
Виды контроля по курсам
экзамены: 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 12 12 20 20
Практические 16 16 20 20 36 36
Сам. работа 30 30 312 312 342 342
Консультации 0 0 70 70 70 70
Часы на контроль 18 18 18 18 36 36
Итого 72 72 432 432 504 504

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Ульянов Павел Владимирович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Новая и новейшая история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
1) изучение основных этапов исторического развития западной цивилизации в эпоху модерна (нового и новейшего времени)на основе комплексного исследования социально-экономических. политических, духовно-ценностных и культурных аспектов истории западного общества.
2) дальнейшее формирование навыков по сбору, сравнительному анализу и обобщению фактического материала из всех видов источников, соответствующих конкретным периодам и с учетом страноведческих особенностей.
3) развитие способностей к исследованию страноведческой специфики и выявлению на этой основе исторического своеобразия стран Запада и их роли во всемирном историческом процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основной фактический материал в систематизированном виде для характеристики универсальных закономерностей развития западной цивилизации в новое и новейшее время, специфику отдельных периодов и особенности развития отдельных стран и народов в рамках западной цивилизации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- интерпретировать базовый исторический материал по истории западного общества и его отдельных аспектов на основе методов научного исторического познания, с использованием современных концепций исторической науки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками научного исторического анализа всех процессов (социально-экономических, политических, духовно-ценностных, культурных) в рамках всемирно-исторического процесса и межцивилизационного взаимодействия в новое и новейшее время.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История стран Европы и Америки в XVI-середине XIX вв.
1.1. Введение в предмет "Новая история стран Запада" Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Англия (Великобритания) в XVI - второй трети XIX вв. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Революция в Англии в середине XVII в. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Чартистское движение в Англии. Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. США в колониальный период истории. Война за независимость. США после войны за независимость. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. США в начале - второй трети XIX в. Гражданская война в США. Реконструкция Юга. Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Франция в XVI-XVIII вв. Франция в начале - второй трети XIX вв. Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Государственно-политическое устройство Франции в эпоху Революции. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Французская революция. Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Германия в XVI-XVIII вв.Германия в начале - второй трети XIX вв. Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Процесс объединения Германии. Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Италия в XVI - второй трети XIX веков. Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Страны Запада на рубеже XVIII - XIX вв. Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Наполеоновcкие войны и новый миропорядок. Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Подготовка к практическому занятию "Англия в XVII в. Английская революция" Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Подготовка к практическому занятию "Становление Американского государства" Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Подготовка к практическому занятию "Французская революция" Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Подготовка к коллоквиуму "Историография Французской революции" Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Подготовка к практическому занятию "Чартистское движение в Англии" Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Подготовка к практическому занятию "Проблема рабства в США накануне и в годы Гражданской войны" Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Подготовка к практическому занятию "Объединение Германии" Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. История стран Европы и Америки 1870-1918 гг. (Новая история. Второй период)
2.1. Лекция-дискуссия Основные тенденции модернизации стран Запада на рубеже ХIХ-ХХ вв. Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Великобритания в последней трети ХIХ-начале ХХ вв. Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Германия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Германское рабочее и социал-демократическое движение в общественно-политической жизни страны Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Соединенные Штаты на рубеже ХIХ-ХХ вв. Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Антимонополитическио движение и антитрестовское регулирование в США в начале ХХ в. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Франция 1870-1914 гг. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Италия после объединения Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Австро-Венгрия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Основные тенденции развития стран Латинской Америки на рубеже ХIХ-ХХ вв. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Международные отношения в начале ХХ в. Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Круглый стол "Проблема происхождения Первой мировой войны" Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Первая мировая война Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Страны Балканского региона 1870-1914 гг. Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.15. Мини-конференция "Проблемы мира и войны в общественно-политической мысли Запада" Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.16. Подготовка к семинарским занятим Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.17. Экзамен Экзамен 3 18 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Новейшая история
3.1. Образование суверенных национальных государств Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Возникновение Версальской системы международных отношений Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.3. Основные тенденции социально-экономического и политического развития. Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
3.4. Великобритания Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2
3.5. Франция Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2
3.6. Германия Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2
3.7. Международные отношения Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2
3.8. США Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
3.9. Мировой экономический кризис и пути его преодоления. Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
3.10. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е гг. Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2
3.11. Kризис Версальского миропорядка (1933-1937 гг.) Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
3.12. Крах Версальской системы (1938-1939 гг.) Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.13. Установление "нового порядка" в Европе (сентябрь 1939-июнь 1941 гг.) Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.14. Антифашистская коалиция и формирование нового миропорядка (1939-1945 гг.) Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2
3.15. Образование суверенных национальных государств Практические 4 4 Л1.1, Л1.2
3.16. Великобритания Практические 4 4 Л1.1, Л1.2
3.17. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е гг. Практические 4 4 Л1.1, Л1.2
3.18. США Практические 4 4 Л1.1, Л1.2
3.19. Международные отношения Практические 4 4 Л1.1, Л1.2
3.20. Франция Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2
3.21. Мировой экономический кризис и пути его преодоления. Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2
3.22. Германия Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2
3.23. Антифашистская коалиция и формирование нового миропорядка (1939-1945 гг.) Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2
3.24. Подготовка к семинарским занятим Сам. работа 4 72 Л1.1, Л1.2
3.25. Экзамен 4 18 Л1.1, Л1.2
3.26. Консультации 4 70

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
Часть 1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2810
Часть 2 https://portal.edu.asu.ru/ course/view.php?id=4667
Часть 3 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1497
Для студентов заочной формы обучения https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7702

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. На какие два типа подразделяется абсолютизм?
А. абсолютизм и неоабсолютизм
Б. просвещенный и военно-полицейский
В. авторитарный и демократический
Ответ: Б

2. Фридрих II Великий (Пруссия), Мария-Терезия и Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция) и Екатерина II (Россия) известны тем, что проводили эту политику…
А. просвещенного абсолютизма
Б. абсолютной монархии
В. неоабсолютизма
Ответ: А

3. Какое событие началось 14 июля 1789 года?
А. Революция в Нидерландах
Б. Революция в Англии
В. Революция во Франции
Ответ: В

4. Национальная чартистская ассоциация Великобритании – это…
А. политическая партия
Б. тайное общество
В. общественная организация
Ответ: В

5. Какие национальные государства появились в XIX веке в результате объединения отдельных территории в единое централизованное государство?
А. Франция и Великобритания
Б. Германия и Италия
В. Испания и Португалия
Ответ: Б

6. Какие процессы в истории стран Запада в последней трети XIX – начале XX вв. составляли экономическую модернизацию?
А. Демократизация
Б. Индустриализация
В. Появление крупных корпораций
Г. Формирование среднего класса
Ответ Б, В

7. В каких странах Запада к концу XIX в. сформировалась экономика индустриального типа?
А. Франция
Б. Великобритания
В. Россия
Г. США
Д. Германия
Ответ Б, Г, Д

8. Какие массовые политические идеологии сформировались в середине XIX в.?
А. Клерикализм
Б. Либерализм
В. Популизм
Г. Консерватизм
Д. Социализм
Ответ Б, Г, Д

9. В каких странах во второй половине XIX в. завершился процесс объединения?
А. Италия
Б. Испания
В. Греция
Г. Германия
Д. Австро-Венгрия
Ответ А, Г

10. В каких странах во второй половине XIX в. сложилась двухпартийная система?
А. Италия
Б. Франция
В. США
Г. Испания
Д. Великобритания
Ответ В, Д

11. Какое направление политических реформ в Великобритании было основным во второй половине XIX – начале XX вв.?
А. Установление республиканского строя
Б. Ликвидация Палаты лордов
В. Расширение избирательного права
Г. Гомруль
Ответ В

12. В каких странах Запада были проведены либеральные реформы в начале ХХ в.?
А. Испания
Б. Великобритания
В. Германия
Г. США
Д. Франция
Ответ: Б, Г, Д

13. Какие страны вошли в состав Антанты в начале ХХ в.?
А. Франция
Б. Великобритания
В. Бельгия
Г. Россия
Д. США
Ответ: А, Б, Г

14. Какие факторы включает геополитическая версия происхождения Первой мировой войны?
А. Англо-германский антагонизм
Б. Создание Тройственного союза
В. Колониальные противоречия между Россией и Великобританией
Г. Системный кризис международных отношений
Д. Испано-американская война
Ответ: А, Г

15. Какие балканские страны участвовали в Первой мировой войне на стороне Антанты?
А. Греция
Б. Болгария
В. Сербия
Г. Черногория
Д. Албания
Ответ: А, В

16. США участвовали в войне во Вьетнаме в период:
А. 1965–1973 гг.
Б. 1954–1973 гг.
В. 1968–1975 гг.
Г. 1961–1981 гг.
Ответ: А

17. Какие черты характеризовали голлизм как идеологию и практику во Франции?
А. национализм
Б. этатизм
В. государство-покровитель
Г. религиозность
Д. шовинизм
Е. антисоветизм
Ж. антиамериканизм
З. европеизм
Ответ: А, Б, В, Ж, З

18. Кто из перечисленных лиц был деятелем Коммунистического Интернационала?
А. Э. Эррио
Б. Э. Тельман
В. Дж. Джойс
Г. П. Тольятти
Д. Шоу
Е. М. Торез
Ответ: Б, Г, Е

19. Какие три меры из перечисленных ниже были проведены правительством Муссолини в 1924–1926 гг.?
А. распущены все политические партии, кроме фашистской
Б. государственный аппарат слит с фашистский партией
В. создан Трудовой суд для рассмотрения конфликтов между рабочими и предпринимателями
Г. ликвидирована монархия
Д. ограничена деятельность католической церкви
Ответ: А, Б, В

20. Елизавета II стала британской королевой, когда премьером-министром был Клемент Эттли?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Основой формирования в истории стран Европы какой системы международных отношений стали Оснабрюкский и Мюнстерский договоры?
Ответ: Вестфальская

2. Кто является автором Декларации Независимости США?
Ответ: Томас Джефферсон

3. Кого в период Великой Французской революции называли «Друг Народа»?
Ответ: Жан-Поль Марат

3. Созданием какой системы международных отношений завершились Наполеоновские войны?
Ответ: Венская

4. Что означает выражение «железом и кровью»?
Ответ: Крылатое выражение из речи немецкого политика и министра-президента Пруссии Отто фон Бисмарка от 30 сентября 1862 года в бюджетной комиссии палаты депутатов во время конституционного конфликта. Суть выражения заключалось в применении решительных действий в политике объединения германских государств в единое централизованное государство под эгидой Пруссии за счет ведения войн.

5. Какие основные принципы включала в себя программа объединения Германии О. фон Бисмарка?
Ответ: Бисмарк исходил из малогерманского варианта объединения, без участия Австрии, опирался на гегемонию Пруссии. При этом рассматривал войну как эффективное и допустимое средство собирания вокруг Пруссии территорий германских государств и княжеств и опирался на принципы политического реализма во внешней политике.

6. Какие факторы способствовали быстрому индустриальному прогрессу американской экономики после Гражданской войны в США?
Ответ: Причины быстрого индустриального прогресса носили комплексный социально-экономический, политический и социокультурный характер. Основными были: сохранение федерального единства, ликвидация системы плантационного рабства при отсутствии других укладов (позднефеодального, как в Европе), ресурсное богатство страны, использование новейших достижений технического прогресса, емкий внутренний рынок, особая модель развития рыночных отношений в аграрном секторе, массовая иммиграция, индивидуализм как исторический архетип американской цивилизации.

7. В каких сферах Великобритания сохранила превосходство, а в каких утратила к концу XIX в.?
Ответ: К концу XIX в. Великобритания утратила мировое промышленное первенство, по сохранила морскую, колониальную, финансовую торговую гегемонию.

8. В чем состояли различия между политической программой «классического либерализма» и неолиберальной программой начала ХХ в. Либеральной партии Великобритании?
Ответ: «Классические» либералы в XIX в. полагали, что средство достижения социального прогресса – политические реформы, в том числе, расширение представительных основ парламентаризма и рост численности электората. Государство – «ночной сторож» - не должно вмешиваться напрямую в отношения между предпринимателями и рабочими. Неолибералы в начале ХХ в. признали социальную ответственность государства и необходимость политики социального обеспечения трудящихся.

9. В чем заключались особенности президентских выборов 1912 г. в США?
Ответ: Накануне выборов произошел раскол Республиканской партии, консервативная ее часть поддержала действующего президента У. Тафта, прогрессисты в рядах республиканцев поддержали Т. Рузвельта. Демократическая партия выдвинула кандидатуру прогрессиста В. Вильсона, который одержал победу на выборах.

10. Как изменился характер внешней политики Германии в 1890-е гг.?
Ответ: После отставки Бисмарка в 1890 г. произошел поворот внешней политики Германии от преимущественно континентальной к мировой. Средством достижения мирового статуса германские руководители считали строительство ВМФ, чтобы оспорить морское и колониальное превосходство Британской империи.

11. Какой период в истории Третьей республики во Франции называют «республикой без республиканцев» и почему?
Ответ: Период после окончания Франко-прусской войны с 1871 г. по 1875 г. называют «республикой без республиканцев», потому что республика была провозглашена в сентябре 1870 г. во время войны, и после поражения Франции у власти (в парламенте, правительстве, на посту президента) находились в большинстве монархисты, сторонники реставрации монархии, а конституция отсутствовала. Укрепление республиканского строя началось с принятием в 1875 г. конституции и постепенным укреплением позиций республиканских течений в органах исполнительной и законодательной власти.

12. Когда и на каких принципах сформировалась Антанта?
Ответ: В основу Антанты были положены соглашения 1904 г. между Великобританией и Францией и 1907 г. между Великобританией и Россией о разделе сфер влияния в колониальной сфере.
Какой регион и почему называли «пороховым погребом» Европы?
Ответ: Балканы в начале ХХ в. называли «пороховым погребом» Европы из-за сочетания неразрешимых геополитических противоречий между недавно возникшими балканскими государствами и вовлеченность великих держав в региональные конфликты.

13. Какие особенности конфликта 1914–1918 гг. объясняют мировой характер войны?
Ответ: Первая мировая война отличается от предыдущих конфликтов масштабами военных событий, числом участников, вовлеченностью в конфликт всех великих держав и их глобальными целями, мобилизацией экономики и общества всех воюющих стран, последствиями для глобальной системы международных отношений.

14. Кто из государственных деятелей 1930-х гг. сказал: «Настоящая личная свобода невозможна без экономической безопасности и независимости. Голодные безработные люди — это кадры для диктатуры»?
Ответ: Ф. Д. Рузвельт

15. Что такое европейская экономическая интеграция?
Ответ: Процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий.

16. Кто возглавил первое лейбористское правительство Великобритании?
Ответ: Р. Макдональд

17. Определите понятие «смешанная экономика».
Ответ: Это экономическая система, сочетающее рыночное хозяйство и экономическое планирование, государственную и частную собственность, свободное предпринимательство и экономическое вмешательство государства.

18. В 1990 г. кубинский руководитель Ф. Кастро провозгласил лозунг «Социализм или смерть!». Как звучал его похожий, но более ранний лозунг?
Ответ: Свобода или смерть!

19. Что означает выражение «третий рейх»?
Ответ: Это было неофициальное название Германского государства с 24 марта 1933 года по 23 мая 1945 года. В литературе и историографии «третий рейх» широко известен также как нацистская Германия и фашистская Германия. Германия в этот период представляла собой тоталитарное государство с однопартийной системой и доминирующей идеологией национал-социализма. «Третий рейх» связан с властью Национал-социалистической немецкой рабочей партии под руководством Адольфа Гитлера.

20. В чем состоит смысл событий «мая-68» во Франции?
Ответ: События 1968 г. во Франции были серией массовых протестов, студенческих волнений и забастовок, которые произошли в мае и июне 1968 г. Эти события имели глубокий социальный, политический и культурный смысл. 1) Студенты и рабочие выступали против авторитаризма, тоталитаризма и репрессивных систем, которые они видели в правительстве, полиции и образовательной системе. Они требовали большей свободы, участия в принятии решений и равенства. 2) Протестующие выражали недовольство по поводу социального неравенства, низких заработных плат, условий труда и отсутствия социальных гарантий. Они требовали улучшения условий труда, повышения заработной платы и расширения социальных прав. 3) События «мая-68» также были связаны с культурной революцией и требованием большей свободы выражения. Протестующие выступали против консервативных норм и ценностей, требуя более либерального и толерантного общества. 4) «Май-68» имел значительные политические последствия. Протесты способствовали уходу Шарля де Голля с поста президента и вызвали изменения в правительстве и политической системе Франции.
В целом, события «мая-68» считаются важным моментом в истории Франции, когда в повестку дня были поставлены вопросы социальной справедливости, свободы и участия граждан в управлении государством.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация для части 1 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест части 1 размещен в разделе «Тесты» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/index.php?id=2810 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.

Промежуточная аттестация для части 2 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест части 2 размещен в разделе «???» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/index.php?id=2810 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 20.

Промежуточная аттестация для части 3 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест части 3 размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=115208 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.

Промежуточная аттестация для студентов заочного отделения заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7702 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ для экзамена:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новая и новейшая история: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кулишер И.М. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЫТА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Т. ТОМ 2. НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 History Channel www.historychannel.com.
Э2 The History Net www.thehistorynet.com.
Э3 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э4 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история. Часть 3 (1918-1991 гг.)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э5 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история (практические занятия)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс новейшей истории стран Европы и Америки является одним из базовых в общенаучном цикле дисциплин учебного плана по направлению «история». Он охватывает не только историю отдельных стран региона, но раскрывает целостную картину исторического процесса в его единстве и противоречиях от окончания Первой мировой войны до настоящего времени. Целью изучения курса является формирование целостной картины исторического процесса в рамках западной цивилизации и межцивилизационных связей глобального уровня, включая национальные особенности и вклад отдельных стран в общеисторическое развитие.
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.