МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 86
индивидуальные консультации 10
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 86 86 86 86
Консультации 10 10 10 10
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.и.н., доц., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
К.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Историческая география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «Историческая география» нацелен на формирование у студентов системы целостных и устойчивых представлений относительно связи пространственной и временной парадигмы исторической науки, географической составляющей и обусловленности многих исторических событий, явлений и процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками отбора источников, методами их критического анализа с целью использования результатов в научном исследовании
ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет, основные методы исторической географии как научной дисциплины, ее место среди исторических дисциплин; сформулированные отечественными и зарубежными историками основные концепции города и роли физико-географических условий, гидрографических узлов в истории России и мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с исторической картой различных периодов и различной сложности, обозначать и характеризовать социально-географические, основные транспортные и торговые артерии в истории России и Европы на широком хронологическом интервале VI – начала XXI в., динамику географических и административно-политических границ; выявлять, пояснять и исправлять ошибки в заполнении контурных и исторических карт России по различным периодам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком составления исторических карт различных периодов любой сложности, извлечения исторической информации из исторических документов, карт и планов с последующей ее верификацией путем применения исторической, источниковедческой и историографической критики; способностью доступно и грамотно излагать результаты проведенного историко-географического анализа (исследования) перед аудиторией различного профиля.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие представления об исторической географии как научной и исторической дисциплине.
1.1. Общие представления об исторической географии как научной дисциплине. Предмет, задачи и методы исторической географии. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Общие представления об исторической географии как научной дисциплине. Предмет, задачи и методы исторической географии. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Место исторической географии среди других исторических и гуманитарных дисциплин. Проблема методологии исторической географииМесто исторической географии среди других исторических и гуманитарных дисциплин. Проблема методологии исторической географии Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. История становления исторической географии как науки
2.1. История становления исторической географии как науки за рубежом Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Физическая география Евразии как основа изучения исторической географии
3.1. Характеристика физико-географических условий Восточной Европы в историческом контексте Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Характеристика физико-географических условий Западной Европы в историческом контексте Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Характеристика физико-географических условий Азии в историческом контексте Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Историческая география восточных славян и их соседей, география Древнерусского государства
4.1. Историческая география восточных славян и их соседей Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Историческая география Древнерусского государства Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Историческая география Руси периода политической раздробленности
5.1. Социально-экономическая и политическая география Руси периода феодальной раздробленности Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Русь и Орда: география завоеваний и социально-экономических отношений Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. География объединительного процесса на Руси
6.1. Историческая география Великого княжества Литовского в XIII-XV вв. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Территориальные аспекты объединительных процессов в русских княжествах XIV- начала XVI в. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Историческая география Русского государства в ХV1-ХV11 вв.
7.1. Административное устройство и территориальная динамика Русского государства в ХV1- ХV11 вв. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
7.2. Российская колонизация Сибири в XVII – начале XVIII в. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
7.3. География транспорта и торговли России XVII в. Консультации 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Историческая география России в ХV111-первой половине ХIХ в.
8.1. Территориальная динамика Российского государства в XVIII – первой половине XIX в. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
8.2. Территориальная динамика Российского государства в XVIII – первой половине XIX в. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
8.3. Социально-экономическая география России в ХУ111-первой половине Х1Х в. Консультации 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
8.4. Историческая география Сибири и Алтая в XVIII – первой половине XIX в. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Историческая география России второй половины XIX – начала XX в.
9.1. Социально-политическая география России второй половины XIX – начала XX в. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
9.2. География промышленности, транспорта и торговли России второй половины XIX – начала XX в. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Историческая география Советского Союза
10.1. Историческая география СССР 20-40-х гг. XX в. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
10.2. Социально-экономическая и политическая география СССР в 50-80-х гг. XX в. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Историческая география современной России
11.1. Политическая география современной России Консультации 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
11.2. Социально-экономическая география современной России Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
11.3. Зачет 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4200

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен осуществлять отбор, критический анализ, интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации, при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Как по-другому в источниках в период политической раздробленности именовалось Владимиро-Суздальское/Ростово-Суздальское княжество?
а) Залесский край
б) Заморский край
в) Заозерный край
г) Заволжский край
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 2. К неславянским народам относились:
а) чудь, мурома, весь, меря
б) кривичи, ляхи
в) дреговичи, вятичи
г) белые хорваты, дулебы
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 3. Какого из этих городов не существовало в пределах Золотой Орды?
а) Укек
б) Бельджамен
в) Сарайчик
г) Бухара
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 4. В результате смешения каких этносов возникли казанские татары?
а) волжские булгары и кипчако-монгольский элемент
б) прикаспийские татары и кипчако-монгольский элемент
в) кипчако-монгольский элемент и китайцы
г) все вышеперечисленное
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 5. Какое из этих княжеств включало в себя одновременно верховья Оки, среднее течение Десны и Днепра?
а) Черниговское княжество
б) Муромо-Рязанское княжество
в) Киевское княжество
г) Смоленское княжество
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 6. Какой из этих терминов не является вариантом названия города, куда в начале XIV в. была перенесена столица Золотой Орды?
А) Сарай Ал-Джедид
б) Новый Сарай
в) Сарай-Бату
г) Сарай-Берке
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 7. Где находится Сколково — первый и крупнейший в России центp инноваций и технологий?
а) в Сибири
6)на Урале
в) в центре Европейской части
г) на севере Европейской части
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 8. Возле какого из этих современных российских городов нет залежей каменного угля?
А) Воркута
6)Чита
в) Кемерово
г) Норильск
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 9: Что из этого не характерно для истории заводов и городов на Алтае в XVIII в.?
а) Барнаульский завод был расположен на правом берегу Оби
б) современный г. Барнаул берет начало с д. Усть-Барнаульской и построенного возле нее Барнаульского завода
в) строительство Барнаульского завода было начато в 1739 г. а закончено в 1744г.
г) во второй половине XVIII в. Барнаул стал административным центром ведомственного управления и производства на Алтае
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 10. Какая территория из указанных не вошла в состав Российской империи в XIX в.?
А) Грузия
6) Финляндия
в) Молдова
г) Эстляндия
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 11. Основными центрами черной металлургии в XVIII веке были:
а) Тула и Алтай,
б) Урал и Кривой рог,
в) Тула и Урал,
г) Алтай и Урал
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 12. Какое из этих суждений о присоединении и освоении Восточной Сибири в XVII в. является неверным?
А) на юге Западной Сибири к концу XVII в. пределы русского влияния достигали верховьев Томи, но не достигали верховьев Оби
6) после своего основания Иркутск стал плацдармом для освоения Дальнего Востока и Нижнего Приамурья
в) многие ключевые торговые пути в Сибири XVII в. проходили через Мангазею
г) Яна и Колыма были освоены после Лены
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 13. В 1939 г. в состав СССР входило:
а) 4 республики.
б) 11 республик.
в) 15 республик.
г) 7 республик
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. По условиям Бухарестского мира с Турцией 1812 г. к России была присоединена территория:
а)Бессарабии
б) Крыма
в)Прикубанских земель
г) Приазовья
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 15. Правобережная Украина вошла в состав России в результате:
а)Ливонской войны
б) первого раздела Речи Посполитой в 1772 г
в) второго раздела Речи Посполитой в 1793 г.
г) восстания под руководством Б. Хмельницкого
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1. Притоками какой реки в Сибири являются Верхняя, Средняя и Нижняя Тунгуска?
ОТВЕТ: Енисей

ВОПРОС 2.
Возле какого города располагалась одна из наиболее известных ярмарок XVII в. - Макарьевская?
ОТВЕТ: Нижний Новгород

ВОПРОС 3.
Какой из городов Золотой Орды располагался в районе наибольшего сближения Волги и Дона на месте древнего волока?
ОТВЕТ: Бельджамен

ВОПРОС 4. Пролив между Азией и Америкой был открыт экспедицией под началом ______________ .
ОТВЕТ: Семена Дежнева

ВОПРОС 5. До 1775 г. река Урал носила название __________ .
ОТВЕТ: Яик

ВОПРОС 6: Какая из провинций выделилась в самостоятельную губернию из Сибирской в 1764 г.?
ОТВЕТ: Иркутская

ВОПРОС 7. В 1914 г. статус российского протектората получила _________ .
ОТВЕТ: Тува

ВОПРОС 8. Система речных каналов, соединившая Петербург и Волгу через Ладожское озеро и Шексну в начале XIX в., получила название ____________ .
ОТВЕТ: Мариинская

ВОПРОС 9. Укажите название первой российской железной дороги ______________.
ОТВЕТ: Николаевская

ВОПРОС 10. Как назывался мирный договор, по которому Финляндия была присоединена к России?
ОТВЕТ: Фридрихсгамский

ВОПРОС 11. Россия потеряла устье Дуная по результатам __________ войны.
ОТВЕТ: Крымской

ВОПРОС 12. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали началось в ________ году.
ОТВЕТ: 1894

ВОПРОС 13. Основной район нефтедобычи в Российской империи на рубеже XIX – XX веков находился вблизи города __________ .
ОТВЕТ: Баку

ВОПРОС 14. Какой город являлся самым южным российским укреплением в Западной Сибири в первое десятилетие XVII века?
ОТВЕТ: Томск

ВОПРОС 15. В каком году к Московскому княжеству была присоединена Псковская земля?
ОТВЕТ: 1510

ВОПРОС 16: В 1940 г. в состав СССР вошла ______________ социалистическая советская республика.
ОТВЕТ: Карело-Финская

ВОПРОС 17. В 1552 г. Россия присоединила _________ ханство.
ОТВЕТ: Казанское

ВОПРОС 18. Какой золотоордынский город располагался вблизи современной Астрахани?
ОТВЕТ: Хаджи-Тархан

ВОПРОС 19. Столица Сибирского ханства располагалась на реке _________ .
ОТВЕТ: Иртыш

ВОПРОС 20. В 1607 г. на волоке, ведущем из низовьев Оби к Енисею, был основан город __________ .
ОТВЕТ: Туруханск.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Историческая география изучает:
а) историю изменения административных границ,
б) историю географических открытий,
в) историю классовой борьбы,
г) историю развития географической науки
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 2. Термин «историческая география» в России ввел:
а) И.Н. Болтин,
б) К.А. Арсеньев,
в) Н.И. Надеждин.
г) М.К. Любавский
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 3. Какой из этих городов вплоть до конца первой трети XIII в. входил в состав Новгородского княжества?
а) Ревель
б) Упсала
в) Белоозеро
г) Юрьев
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 4. Из состава какого княжества в период политической раздробленности выделилось Псковское княжество?
А) Смоленское княжество
б) Новгородская земля
в) Полоцкое княжество
г) Ростовское княжество
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 5. Какой из этих городов получил свое название не от реки, на которой он располагается?
А) Тобольск
6) Томск
в) Анадырь
г) Иркутск
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 6. Что из этого нехарактерно для экономики Золотой Орды?
а) наличие морских торговых путей через Черное и Каспийское море
б) существование около 10 городов
в) один из торговых путей был связан с волоком между Волгой и Доном
г) заимствование традиций и правил торговли у славянских купцов
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 7. Какое из этих суждений о возведении первых сибирских городов является неверным?
А) Тюмень была основана раньше Тобольска
6) Мангазея была основана на Ангаре
в) Сургут локализуется в среднем течении Оби
г) Якутск был сооружен на Лене
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 8. В каком из этих районов России в XVII в. наиболее активно развивалось железоделательное производство?
А) часть новгородских, псковских и смоленских земель
6) Устюжье и Вятский край
в) центральные области к югу от Москвы
г) Сибирь
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 9. Какая из этих республик вошла в состав СССР позже 1922 г.?
а) РСФСР
б) Азербайджан
в) УССР
г) БССР
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 10. Какое из этих суждений о политическом строительстве в СССР в 20-40-е гг. ХХ в. является неверным?
а) Закавказская федерация распалась в 1936 г. и все ее республики вошли в состав СССР
б) Литовская, Латвийская и Эстонская республики вошли в состав CCCP в 1940 г.
в) в период 1930-х гг. Киргизская и Казахская республики пытались выйти из состава СССР
г) в 1940 г. в состав СССР вошла Карело-Финская республика.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 11. Какая из этих союзных республик никогда не была частью РСФСР?
а)Киргизская
б) Казахская
в)Белорусская
г) Карельская
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 12. Города «на польской украине» в XVII веке располагались:
а) в верховьях Дона и Воронежа,
б) на Днепре,
в) на Нижней Волге,
г) на Сейме
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Выберите верное суждение о специфике развития промышленности России в XIX — начале XX в.:
А) активная эксплуатация Донбасского угольного бассейна началась только в начале XX в.
6) активная добыча нефти была начата в районе Баку
в) крупнейший центр металлургического производства к концу XIX в. был по-прежнему сосредоточен на Урале
г) ключевым текстильным районом страны стал Киевско—Смоленский
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. Выберите неверное суждение об социально-экономическом развитии современной России:
А) на полуострове Ямал расположены крупные залежи нефти и газа
6) численность населения Новосибирска, Казани, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону составляет бoлee 1 млн человек
в) в районе Курска фиксируются крупные залежи металлов
г) машиностроение развивается в районе Великого Новгорода и Санкт-Петербурга
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 15. Выберите неверное суждение и утверждение о специфике развития железнодорожного строительства в России во второй половине XIX в.:
А) до конца XIX в. российской властью не было принято ни каких технико-экономических документов о единых алгоритмах и правилах строительства и эксплуатации железных дорог
6) к 1 870—м годам большая часть железных дорог в России находилась в частном (концессионном) владении
в) в 1862 г. были открыты сразу 2 во многом знаковые железные дороги: Петербургско—Варшавская и Московско-Нижегородская
г) в 1860-1870—x гг. были приватизированы Николаевская, Одесская и Московско-Курская железные дороги
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Напишите название племени славян, в IX в. заселявших районы верховьев Днепра, Волги, Западной Двины.
ОТВЕТ: кривичи

ВОПРОС 2. Часть государства, полностью окруженная территорией другой страной, называется _________ .
ОТВЕТ: Анклав

ВОПРОС 3: Укажите название государства-соседа Древней Руси, располагавшегося в Среднем Поволжье и бассейне Камы в период X-XIII в. ______________
ОТВЕТ: Волжская Булгария

Вопрос 4. По какой крупной реке проходила большая часть пути «из варяг в арабы»?
ОТВЕТ: Волга

ВОПРОС 5. Как назывался первый город, основанный русскими первопроходцами на территории Сибири?
ОТВЕТ: Тюмень

ВОПРОС 6: В 1780-е гг. большая часть Западной Сибири располагалась в пределах Тобольского и ____________ наместничеств.
ОТВЕТ: Колыванского.

ВОПРОС 7. Укажите цифрой число учрежденных Петром I в 1708 г. губерний.
ОТВЕТ: 8

ВОПРОС 8. Участок между двумя судоходными реками (озерами), через который перетаскивали судно для продолжения пути, назывался___________ .
ОТВЕТ: волок

ВОПРОС 9. Историческое название территории, включающей современный Санкт-Петербург и часть Ленинградской области - _____________ .
ОТВЕТ: Ингерманландия

ВОПРОС 10. Самой западной точкой Великой Сибирской железной дороги был город __________
ОТВЕТ: Челябинск.

ВОПРОС 11. Укажите имя императора(императрицы), при котором в состав России вошел Горный Алтай.
Ответ: Елизавета Петровна

ВОПРОС 12. Какой золотоордынский город располагался вблизи современной Астрахани?
ОТВЕТ: Хаджи-Тархан

ВОПРОС 13. Какое название получили земли Северного Причерноморья от Днестра до Кубани после присоединения к России?
ОТВЕТ: Новороссия

ВОПРОС 14. Назовите год создания Российско-Американской компании.
ОТВЕТ: 1799

ВОПРОС 15. Из каких административных единиц состояли провинции Российской империи в 1719-1727 гг.?
ОТВЕТ: Дистрикты

ВОПРОС 16. Напишите названия народов Российской империи, исповедовавших буддизм.
ОТВЕТ: Буряты, калмыки

ВОПРОС 17. Форма колониальной зависимости, в которой находился Бухарский эмират по отношению к Российской империи, называется _________ .
ОТВЕТ: протекторат

ВОПРОС 18. Какой современный этнос Сибири до революции именовался «остяки»?
ОТВЕТ: Ханты

ВОПРОС 19. Столицей Туркменской ССР являлся город ________ .
ОТВЕТ: Ашхабад

ВОПРОС 20. Экспедиция Е.П. Хабарова в XVII в. прошла по реке ________ до ее устья.
ОТВЕТ: Амур

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Основные источники исторической географии.
2. Развитие исторической географии как науки в России.
3. Взаимодействие природы и общества на современном этапе развития человечества
4. Географическая среда и ее влияние на общество и человека.
5. Физическая география Восточно-Европейской равнины
6. Расселение восточнославянских племен.
7. География хозяйственных связей и торговых путей Древнерусского
8. государства.
9. Политическая география Древнерусского государства и его соседей в Х-ХII вв.
10. Политическая география Восточной Европы периода феодальной раздробленности.
11. География населения и городов Древнерусского государства
12. Влияние татаро-монгольского нашествия на историческую географию Восточной Европы.
13. Основные этапы складывания территории единого Русского централизованного государства.
14. Административно-территориальное деление Русского государства в XIV-XVII вв.
15. Население Русского государства в XIV-XVII вв.
16. География хозяйства Русского государства в XIV-XVII вв.
17. Города Русского государства в XIV-XVII вв.
18. Пути сообщения Русского государства в XIV-XVII вв.
19. Изменение территории страны в XVIII - XIX вв.
20. География промышленности в XVIII-первой половине XIX вв.
21. География сельскохозяйственного производства в XVIII-первой половине XIX вв.
22. География транспорта и торговых путей России XVIII-первой половине XIX вв.
23. Территориально-административное деление России XVIII-первой половине XIX вв.
24. География населения и городов России в XVIII-первой половине XIX вв.
25. География населения и городов в Российской империи периода капитализма.
26. Формирование территории СССР
27. Демографические процессы на территории СССР.
28. География городов и сельских поселений в СССР в 50-70-е гг. ХХ вв.
29. Основные особенности экономической географии СССР в 70-е-80-е гг. ХХ в.
30. Географическая среда и ее влияние на процессы формирования русской государственности в трудах С.М. Соловьева и В.К. Ключевского.
31. Изменение территории России после распада СССР.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 50-100% заданий;
«незачет» – верно выполнено менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дегтярев Д.С. Историческая география: программа курса и метод. рекомендации для студентов АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/931
Л1.2 Перцик Е.Н. История, теория и методология географии : учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барсов, Н.П. Очерки русской исторической географии: география Начальной летописи: Кучково поле, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454418
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс на Moodle " Историческая география" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 50-100% заданий;
«незачет» – верно выполнено менее 50% заданий.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Историческая география» нацелен на формирование у студентов системы целостных и устойчивых представлений относительно связи пространственной и временной парадигмы исторической науки, географической составляющей и обусловленности многих исторических событий, явлений и процессов. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа.
Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, заполнение контурной исторической карты по периоду, относящемуся к теме семинара. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний (максимум – до 6 баллов). Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Заполнение контурной исторической карты по периоду, относящемуся к теме семинара, предполагает индивидуальную работу студентов по нанесению и локализации на карте ключевых гидрографических объектов, населенных пунктов, административно-территориальных границ, транспортных и торговых путей. Осуществляется на основе заранее подготовленного одним из студентов доклада/ презентации по методику заполнения соответствующей карты. Предполагает самостоятельную верификацию студентами материала, освещенного в докладе/презентации и нанесенного на презентационную карту. За заполнение каждой карты максимум можно набрать до 6 баллов, учитываются полнота нанесения и точность локализации объектов на карте, грамотное оформление легенды карты, применяемые при заполнении цветовые решения.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные тематические или хронологические аспекты историко-географического знания. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных, социально-географических или историко-географических явлений по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 10 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 20 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.