МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная история России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 89
индивидуальные консультации 30
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 89 89 89 89
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Демчик Е.В.;к.и.н., Ст.преп., Гряникова Г.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Современная история России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов комплексного представления об экономическом, политическом и культурном развитии России во второй половине ХХ – начале ХХI вв., ее месте и роли в мировой политике на различных исторических этапах, систематизированных знаний об основных закономерностях, тенденциях и особенностях исторического процесса в советский и постсоветский периоды; понимания степени влияния государственного аппарата, общества, политических партий, национального и личностного фактора на общественный прогресс; представления об уровне изученности базовых проблем истории советской и постсоветской России; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторического периода, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Россия в 1945 – 1953 гг.
1.1. Россия в 1945 – 1953 гг. Вводная лекция. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Апогей сталинизма и общественное развитие Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Восстановление и развитие экономики страны Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. «Холодная война»: истоки, основные этапы, последствия Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Россия в 1945 – 1953 гг. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Консультация по разделу 1. Консультации 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Россия в 1953 – 1964 гг.
2.1. Россия в 1953 – 1964 гг. Десталинизация Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Основные направления экономического развития Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Оттепель в общественной и культурной сфере. Социальная политика. Развитие науки и культура Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Изменения во внешнеполитической концепции Советского государства после смерти И. В. Сталина. Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Россия в 1953 – 1964 гг. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Консультация по разделу 2. Консультации 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Россия в 1964 – 1984 гг.
3.1. Россия в 1964 – 1984 гг. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Основные направления экономического развития Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. «Застой» в общественно-политической и культурной жизни Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Внешняя политика Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Период второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. – время застоя или расцвета социализма в СССР? Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Россия в 1964 – 1984 гг. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Консультация по разделу 3. Консультации 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Россия в 1985 – 1991 гг.
4.1. Россия в 1985 – 1991 гг. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. «Перестройка» в культурной, социально-экономической и политической жизни Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Особенности внешнеполитического курса М.С. Горбачева Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Россия в 1985 – 1991 гг. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Консультация по разделу 4. Консультации 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Россия в 1990-е – 2000-е гг.
5.1. Формирование и развитие новой политической системы России в 1990-2000-е гг. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Экономические преобразования в России в 1990-е – 2000-е гг. Культура России в 1990 – 2000-е гг. Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.4. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.5. Консультация по разделу 5. Консультации 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.6. Подготовка к экзамену. Изучение литературы по курсу. Сам. работа 4 19 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9800

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Какая реформа проводилась в СССР в декабре 1947 года одновременно с отменой карточек?
а) реформа по переселению;
б) продовольственная;
в) денежная;
г) жилищная.
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 2. Кампания по борьбе с этим явлением началась в 1949 году. Сторонников этих идей – «граждан мира» - в СССР называли «не патриотами»:
а) ликбез;
б) продовольственная программа;
в) андеграунд;
г) космополитизм.
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 3. Журнал, который, наряду с журналом «Ленинград», был упомянут в названии известного постановления ЦК ВКП(б), принятого в августе 1946 года:
а) Звезда;
б) Мурзилка;
в) Огонёк;
г) Москва.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 4. Выберите фамилию советского академика, агронома и биолога, пользовавшегося поддержкой И.В. Сталина, участвовавшего в разгроме классической генетики:
а) Зощенко;
б) Лысенко;
в) Косыгин;
г) Андропов.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 5. Решительное противостояние двух систем - социалистического лагеря и капиталистического Западного мира, проходившее в период с 1946 года до конца 1980-х гг. без прямого применения военной силы:
а) Холодная война
б) Битва за Москву
в) Геноцид
г) Карибский кризис
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 6. В каком году появилась Организация Варшавского договора:
а) 1945
б) 1965
в) 1970
г) 1955
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 7. Выберите фамилию советского государственного деятеля, который в августе 1953 года заявил о необходимости ускоренного развития в экономике отраслей группы «Б» (производство товаров народного потребления):
а) Хрущев
б) Сталин
в) Маленков
г) Берия
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 8. В 1957 году Н.С. Хрущев предложил решительно децентрализовать управление народным хозяйством, передав ряд функций министерств территориальным органам. Как назывались эти органы?
а) колхозы
б) совнархозы
в) кооперативы
г) МТС
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 9. Выберите единственно неверное утверждение:
а) У. Черчилль – премьер-министр Великобритании
б) Д. Эйзенхауэр – министр финансов Соединенных Штатов Америки
в) И. В. Сталин – генеральный секретарь ЦК КПСС
г) И. Б. Тито – лидер Югославии
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 10. Какой по счету Всемирный фестиваль молодёжи и студентов — молодёжный международный фестиваль - открылся 28 июля 1957 года в Москве? Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля — «За мир и дружбу».
Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
а) первый
б) шестой
в) десятый
г) двадцатый
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 11. Город, в котором в 1962 году произошли трагические события – массовый митинг, начавшийся из-за недовольства народа повышением розничных цен на продовольствие, закончился расстрелом митингующих.
а) Москва
б) Новочеркасск
в) Тюмень
г) Барнаул
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 12. Укажите правильную аббревиатуру следующему определению: «Железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток СССР. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. В 1930-х гг. на её строительство были брошены силы заключённых ГУЛАГа. В 1958 году строительство приостановилось почти на 10 лет. После возобновления работ в 1974 году на стройку была привлечена молодёжь (комсомол)».
а) БАМ
б) ВЛКСМ
в) ВАЗ
г) ГЭС
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 13. Выберите единственно верное утверждение:
а) Фултонская речь У. Черчилля – 1951 год
б) Выдвинут План Маршалла – 1947 год
в) Начало советско-югославского конфликта – 1945 год
г) Создание ФРГ и ГДР – 1981 год
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. К основным признакам тоталитарного режима не относится:
а) децентрализация власти;
б) монополия на контроль за личной жизнью граждан;
в) подмена личных интересов общественными;
г) централизованная плановая экономика;
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 15. Неофициальное обозначение периода в истории СССР середины 1950-х – начала 1960-х гг., который характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности:
а) сталинизм;
б) перестройка;
в) оттепель;
г) десталинизация.
ОТВЕТ:в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Прочитайте определение и дайте ему определение.
«Экономические планы, предполагавшие быстрое развитие экономики Советского Союза, разрабатывавшиеся централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом – Госпланом СССР. После окончания Великой Отечественной войны такой план в СССР был разработан уже в четвертый раз, в нем ставились задачи восстановления и развития народного хозяйства СССР в 1946-1950 годах».
ОТВЕТ: Пятилетка

ВОПРОС 2: Это выражение впервые употребил в своей речи У. Черчилль, обвиняя СССР в том, что Восточная Европа после Второй мировой войны оказалась отгороженной от Западной Европы. Вставьте пропущенное словосочетание: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «__________»».
ОТВЕТ: Железный занавес

ВОПРОС 3: Прочитайте отрывок и определите о какой сельскохозяйственной культуре идет речь: «Стремясь быстро обеспечить страну зерном, Н.С. Хрущев по примеру США увлекся внедрением этой сельскохозяйственной культуры, дающей, по его мнению, высокие урожаи. С 1955 года посевы этой культуры в СССР стали быстро расширяться, вытесняя традиционные зерновые культуры и кормовые травы».
ОТВЕТ: кукуруза

ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– сельскохозяйственные угодья, ранее использовавшиеся как пашня, но необрабатываемые длительный период времени? В 1954 году Н.С. Хрущев обратился в ЦК с запиской, в которой отметил нехватку хлеба в стране и предложил резко увеличить производство зерна путем распашки этих земель в Казахстане, Западной Сибири, в Поволжье и на Урале.
ОТВЕТ: залежные земли

ВОПРОС 5: Прочитайте отрывок и определите о каких хозяйствах идёт речь: «С 1958 года в СССР началось наступление на эти личные хозяйства колхозников, рабочих и служащих. Размеры приусадебных участков были уменьшены. Рабочих и служащих совхозов заставляли продать личный скот своим предприятиям».
ОТВЕТ: подсобные

ВОПРОС 6: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– кампания, проводимая Н.С. Хрущевым, характеризовавшаяся обострением борьбы с религией в СССР, пик которой пришёлся на 1958—1964 годы.
ОТВЕТ: антирелигиозная кампания

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– изменение (уменьшение) номинальной стоимости денежных знаков, проведённое в 1960—1961 годах в СССР? 1 рубль «старыми» деньгами обменивался на 10 копеек «новыми». Одновременно были уменьшены в 10 раз все цены, зарплаты, налоговые и иные платежи, вклады в сберкассах.
ОТВЕТ: деноминация

ВОПРОС 8: Определите автора высказывания: ««Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелых испытаний ее возглавлял гений и непоколебимый полководец И. В. Сталин. Он был выдающейся личностью, импонирующей жестокому времени, в котором протекала его жизнь... В его произведениях всегда звучала исполинская сила. Эта сила настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов... Он был непревзойденным мастером находить в трудную минуту путь выхода из самого безвыходного положения... Сталин был величайшим, не имеющим себе равных диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием. Нет! Что бы ни говорили о нем, таких история и народы не забывают».»
ОТВЕТ: Уинстон Черчилль

ВОПРОС 9: Перечислите основные серии судебных процессов в послевоенный период.
ОТВЕТ: Ленинградское дело, Мингрельское дело, Дело врачей-отравителей, дело авиаторов.

ВОПРОС 10: Вставьте пропущенное слово: «В начале 1950-х гг. Н.С. Хрущев предлагал создать ____________, жители которых, работая в общественном сельском хозяйстве, будут пользоваться городским бытовым комфортом. Личное хозяйство в них не предусматривалось. И.В. Сталин счел эту идею преждевременной».
ОТВЕТ: агрогорода

ВОПРОС 11:Прочитайте отрывок и дайте ему определение.
«Принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации».
ОТВЕТ: Самоокупаемость

ВОПРОС 12:Какое название получила Конституция 1977 года?
ОТВЕТ: Конституция «развитого социализма».

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод расчёта расходов и доходов на государственном предприятии в условиях плановой экономики в 1960-1980 годах в СССР, предполагавший финансовую самостоятельность предприятия, хотя и ограниченную хозяйственными органами СССР.
ОТВЕТ: хозрасчёт

ВОПРОС 14: Определите о ком идет речь в данном отрывке: «Его реформы напрямую касались и устройства государственного аппарата. В частности, он заметно сократил численность аппарата государственного секретаря. 19 министров лишились работы, произошло переизбрание новых лиц коммунистической партии на самые ответственные посты. Также он привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук. Важным полем деятельности является борьба с коррупцией (икорное дело, хлопковое дело, дело Щелокова)».
ОТВЕТ: Ю.В. Андропов.

ВОПРОС 15: Вставьте пропущенное слово: «Восстановление тяжелой промышленности велось _____________ методами, связанными с количественным увеличением ресурсов. Привлекались новые сырьевые ресурсы и дополнительные рабочие руки (в годы четвертой пятилетки в промышленность и на стройки пришли 8,5 млн новых рабочих, главным образом, неквалифицированных)».
ОТВЕТ: экстенсивными

ВОПРОС 16: Определите о ком повествует высказывание, приведенное в марте 1984 года в Парижской газете «Русская мысль» опубликовала слова: «У него самой примечательной чертой является отсутствие всякой примечательности».
ОТВЕТ: К.У. Черненко

ВОПРОС 17: Определите о ком повествует высказывание: «Он весь соткан из обаяния, и этого было достаточно, чтобы с первых появлений на экране и на улице завоевать симпатии».
ОТВЕТ: М.С. Горбачев

ВОПРОС 18: Что предполагала задача трёх «де» в брошюре «Что делать?», опубликованной экономистом А. Поповым в ноябре 1990 г.
ОТВЕТ: декоммунизацию, десоветизацию, дефедерализацию.

ВОПРОС 19: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– процесс принятия союзными республиками и автономиями в составе СССР и РСФСР деклараций о государственном суверенитете в 1988—1991 годах.
ОТВЕТ: парад суверенитетов

ВОПРОС 20: Завершите утверждение: «25 декабря Верховным Советом РСФСР был утверждён и вступил в силу Закон РСФСР «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Было установлено новое название государства – ______________________».
ОТВЕТ: Российская Федерация (Россия).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы итогового эссе:
1. Общее и особенное в тоталитарных режимах СССР и Германии.
2. Общее и особенное в экономической политике советского государства в довоенный и послевоенный периоды.
3. Особенности политических репрессий послевоенного периода.
4. Причины противоречивости политики десталинизации во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.
5. Причины краха экономической реформы 1965 г.
6. Л. И. Брежнев и его окружение. Усиление консервативных тенденций в политической жизни страны
7. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития
8. Объективные и субъективные факторы распада СССР.
9. Научные и технические достижения во второй половине 1950-х – начале 1990-х гг.
10. Достижения и просчеты внешнеполитического курса М. С. Горбачева.
11. Достижения и недостатки рыночных преобразований в России в 1990-е годы.
12. Принципиальные отличия Конституции РФ 1993 г. от Конституции СССР 1977 г.
13. Особенности внутренней политики В. В. Путина.
14. Развитие Российской Федерации на рубеже XX - XXI вв. Проблемы и перспективы
15. Трактовка социальной роли женщины в советской идеологии и культуре советского периода
16. Организация физкультуры и спорта в СССР. Выдающиеся спортсмены советского периода и их достижения.
17. Официальная, полуофициальная, неофициальная культура советского периода.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Ходяков Новейшая история России (1914-2015) : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/56297188-3E70-40D5-A674-45F8195DD11A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
Л2.2 Девлетов, О.У. Курс отечественной истории: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "Современная история России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/
2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/
3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
4. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
5. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/
6. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html
7. История государства: http://statehistory.ru/list/
8. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/
9. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
10. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
11. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.