МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной исторической науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 110
индивидуальные консультации 20
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 110 110 110 110
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
д.и.н., зав. каф., Демчик Е.В.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной исторической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «История отечественной исторической науки» нацелен на формирование целостных и устойчивых представлений относительно закономерностей возникновения и развития отечественной исторической науки во взаимосвязи с мировой исторической наукой, а также способности к оценке состояния и текущих задач российской исторической науки на современном этапе ее функционирования и адекватного применения полученных знаний в научно-исследовательской работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками отбора источников, методами их критического анализа с целью использования результатов в научном исследовании
ОПК-4Способен применять на базовом уровне знание теории и методологии исторической науки в профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает современные научные теории, дискуссионные вопросы исторического познания
ОПК-4.2 Умеет применять знания теории и методологии исторической науки в профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Способен использовать в педагогической деятельности, с целью повышения качества преподавания и формирования исторического мышления, новые знания в области теории и методологии исторической науки
ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы историографического анализа, алгоритмы построения научных рецензий, отзывов и историографических очерков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам подобного рода; основные отечественные историографические подходы к определению места человека в историческом процессе и его роли в политической организации общества, взгляды на проблему насилия в истории, представленные российскими историками различных временных отрезков; основные этапы и вехи эволюции отечественной исторической мысли, ведущие отечественные теоретико-методологические и историографические школы, их идейно-смысловые постулаты; важнейшие исторические, историко-философские и историко-религиозные концепции, разработанные в отечественной исторической и социальной среде в IX – начале XXI в.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать методологическое оснащение отечественных историков, историографических школ и направлений в широком хронологическом промежутке с древнейших времен до наших дней; обобщать познавательные моменты в творчестве ученых, продвигающих историческое знание для своего времени; в сопоставлении с предшествующими этапами развития науки выделять аспекты, методологические установки и концепты в творчестве ученых, как дискредитированные и опровергнутые современной историографией, так и сохраняющие для нее принципиальное значение; анализировать идейно-политические, социокультурные и индивидуально-личностные факторы динамики истории отечественной исторической мысли; использовать фундаментальные и прикладные знания в области истории отечественной исторической науки для разработки учебно-образовательных и просветительских программ; выделять предпосылки, последовательно, аргументировано и ясно выстраивать свой взгляд на историю отечественной исторической науки как на важную часть исторического прошлого и истории страны; рационально применять категориально-терминологический аппарат дисциплины в учебно-образовательной деятельности и научно-исследовательской практике; создавать историографические тексты (статьи, рецензии, отзывы), осуществлять историографические и историософские исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки обозначения и отстаивания в обществе уважения к истории и традициям нашей страны, принципов патриотизма, прав и свобод человека, демократических норм общественной жизни; способностью определять роль насильственных/ненасильственных факторов в динамике отечественной исторической мысли и ведущих историографических концепциях отечественных историков; культурой исторического мышления; способностью к сложноструктурному обобщению и системному анализу отечественных историографических источников различных периодов; способностью к восприятию и обработки новой историографической информации, к постановке исследовательской цели в историографическом исследовании и выбору путей её достижения; навыками репрезентации концептуальных положений известных отечественных историографических школ, способностью их критического сопоставления и формулировки прогноза историографической ситуации на ближайший период развития отечественной исторической науки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс. Предмет историографии как одной из исторических дисциплин. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями.Возникновение исторических знаний и их развитие (с древнейших времен до XVIII в.).
1.1. Предмет историографии как науки, ее место в системе исторических наук и значение изучения. Методология исторической науки: теория и метод. История развития и смены методологических принципов познания прошлого. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Предмет историографии как науки, ее место в системе исторических наук и значение изучения. Методология исторической науки: теория и метод. История развития и смены методологических принципов познания прошлого. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Теоретико-методологические проблемы истории исторической науки. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Превращение исторических знаний в науку. Историческая наука периода рационализма и просветительства.Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли.
2.1. Историческая мысль на ранних этапах становления научного знания (IX-XVII вв.) Консультации 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
2.2. Исторические взгляды М.В. Ломоносова. Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Рациональная и просветительская традиция в отечественной историографии Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
2.4. Творчество Н.М. Карамзина как итог достижений русской исторической науки XVIII в. и начало ее нового этапа. Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Развитие русской исторической науки на стадии господства методологии романтизма, немецкой классической философии и позитивизма (вторая половина 20-х – начало 90-х гг. XIX в.).
3.1. Позитивизм и неокантианство в отечественной исторической науке Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
3.2. С.М. Соловьев – выдающийся историк XIX в. Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.3. В.О. Ключевский – выдающийся историк пореформенного периода и начала XX в. Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Государственная школа о путях и факторах развития истории России Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений. Сам. работа 4 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Создание Н.Я. Данилевским оригинальной историко-философской концепции культурно-исторических типов. Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.8. В.И. Ленин о методологии исторического познания. Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Историческая наука начала XX в. в условиях поиска новых теорий познания.
4.1. Творчество П.Н. Милюкова. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Исследования Н.П. Павлова-Сильванского. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Исторические взгляды П.Н. Милюкова и Н.П. Павлова-Сильванского Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Исторические взгляды Н.А. Рожкова. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Эмпириокритицизм в отечественной исторической науке Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Историческая наука в советское время (1917 г. – начало 1990-х гг.).
5.1. Особенности и основные периоды развития исторической науки в советское время. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Идеологические и организационные воздействия на отечественную историческую науку в первые годы после Октябрьской революции Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Идеологизация в совесткой исторической науке на примере "Краткого курса истории ВКП(б)" Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.4. Историческая наука с середины 1950-х до начала 1990-х гг. Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.5. Место советской исторической науки в общем ходе эволюции российской науки. Сам. работа 4 7 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Российская историческая наука в постсоветский период.
6.1. Методологическое обновление науки. Структура современной исторической науки Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.2. Методологическое обновление науки. Структура современной исторической науки Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.3. Ведущие школы и направления современной историографии Консультации 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
6.4. Ведущие школы и направления современной отечественной историографии Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.5. Зачет 4 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4202

Оценка сформированности компетенции ОПК-1: Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности

Примеры заданий закрытого типа

Вопрос 1. Что подразумевает собой принцип партийности? А) принадлежность исследователя исключительно к какой-либо партии б) проведение исследований только партийными работниками в) проявление в историографической практике исследователя его идей, взглядов, настроений г) все вышеперечисленное
Ответ: г.
Вопрос 2. Какой метод исторического исследования является ведущим в историографии? А) историко-типологический б) историко-системный в) историко-генетический г) историко-сравнительный
Ответ: г.
Вопрос 3. Какого термина не существует? А) немецкий историзм б) социалистический историзм в) буржуазный историзм г) марксистский историзм
Ответ: б.
Вопрос 4. Что из нижеперечисленного не характерно для методологии историографии? А) отсутствие единства по проблемам установления историографического факта и историографического источника б) активное использование специальных исторических методов в) устойчивая связь с общим состоянием исторической науки г) оригинальность теоретико-методологического фундамента дисциплины
Ответ: г.
Вопрос 5. Что стало внутренней предпосылкой развития историко-литературных концепций декабристов? А) реформы Петра I б) открытие первого университета в) общественно-политическая деятельность Радищева и Новикова г) Великая Французская революция
Ответ: в.
Вопрос 6. Что для декабристов являлось основной закономерностью исторического процесса? А) столкновение интересов различных социальных групп б) социально-политический катарсис в) переход от самодержавной формы правления к ограниченной г) возникновение широких общественных волнений
Ответ: в.
Вопрос 7. В очной и заочной полемике с идеями какого ученого оформились исторические взгляды большинства декабристов? А) М.М. Щербатов б) М.В. Ломоносов в) В.Н. Татищев г) Н.М. Карамзин
Ответ: г.
Вопрос 8. Что из нижеперечисленного не характерно для исторических взглядов декабристов? А) идеализация отдельных этапов и периодов истории России б) выборочный интерес к истории России, отсутствие профессионального исторического анализа в) акцент на роли в истории широких народных масс г) определение провосточного характера государственного устройства России в XIII – XIX вв.
Ответ: в.
Вопрос 9. Когда, по мнению большинства историков государственной школы, возникло государство в России? А) в IX в. после призвания варягов и походов Олега б) в XIII – XIV вв. после монголо-татарского нашествия в) в XV – XVI вв. в результате политики Ивана III и Ивана IV г) в первой половине – середине XVIII в. после реформ Петра I
Ответ: в.
Вопрос 10. Авторство какой из этих концепций принадлежит исключительно В.О. Ключевскому? А) теория колонизации б) удельное государство/удельная Русь в) родовое государство г) вотчинное государство
Ответ: г.
Вопрос 11. Что из этого не является теоретико-методологической чертой теории колонизации? А) добровольность переселений людей б) расселение вдоль рек и гидрографических узлов в) насильственное насаждение государством колонизационных процессов г) множественность видов колонизации
Ответ: в.
Вопрос 12. Как С.М. Соловьев и В.О. Ключевский оценивали период Опричнины? А) как результат пошатнувшейся психики Ивана IV б) как борьбу родового и государственного начал в) как единственно приемлемый вариант политики в сложившихся условиях г) игнорировали вопрос о сущности Опричнины
Ответ: б.
Вопрос 13. Как определяет источник А.С. Лаппо-Данилевский? А) как сумму исторических фактов б) как отражение исторической действительности в) как продукт психической деятельности человека г) как результат политики какой-то группы (партии)
Ответ: в.
Вопрос 14. Какую сторону феодализма на Руси практически полностью игнорирует Н.П. Павлов-Сильванский? А) политическую б) социально-политическую в) социальную г) экономическую
Ответ: г.
Вопрос 15. Что из этого не входит в предмет исследования монографии П.Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры»? А) история государственного строя б) история церкви как социального института в) история школы и образования г) история материальной культуры общества
Ответ: г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. Выделите по одной общей черте и отличию в оценке В.Н. Татищевым, М.В. Ломоносовым и Н.М. Карамзиным периодов истории России с окончания политической раздробленности земель до раннего Нового времени.
Ответ: общее - основывали периодизацию на личностях правителей; отличие - Карамзин в отличие от Ломоносова и Татищева меньшее внимание уделял эпизоду призвания варягов.
2. Назовите периоды истории России, к которым декабристы в своих работах проявляли наибольший интерес.
Ответ: политическая раздробленность, Смута, правление Петра I.
3. Назовите слабости теоретико-методологических построений или конкретно-исторических оценок историков «государственной школы».
Ответ: географический детерминизм приводит к искажению роли других факторов исторического процесса; недостаточное внимание к таким поворотным моментам российской истории как призвание варягов и нашествие монголов.
4. Кто является автором концепции империализма?
Ответ: В.И. Ленин.
5. Какое явление трактуется российской историографией как гетерогенный экзогенно-эндогенный процесс направленно-циклических изменений, способствующий переходу к современному типу ощества.
Ответ: модернизация.
6. Назовите автора теории колонизации.
Ответ: С.М. Соловьев.
7. Кто из российских ученых и мыслителей XVIII в. стал основоположником антинорманизма?
Ответ. М.В, Ломоносов
8. Как расшифровывается аббревиатура ФОН.
Ответ: факультет общественных наук.
9. В каком году советские власти закрыли исторические факультеты в российских университетах?
Ответ: 1918.
10. В какой период в российской исторической мысли возобладала тенденция рационализации?
Ответ: первая четверть XVIII в.
11. Как по-другому часто называют Академическое дело?
Ответ: Дело Платонова.
12. Назовите самый известный труд / работу академика Е. Тарле.
Ответ: Крымская война.
13. Кто из советских историков выделил и обосновал содержание принципа партийности историографии?
Ответ: Б.Г. Могильницкий.
14. Когда, по мнению историков "государственной" школы возникло государство на Руси?
Ответ: конец XV - середина XVI в.
15. Кто является автором исторического сочинения "Ядро российской истории"?
Ответ: А. Манкиев.
16. Закончите фразу: Основой для масштабной научной критики М.Н. Покровского стала его концепция _________________.
Ответ: торгового капитала.
17. К какому философскому и методологическому направлению принадлежали историки-декабристы?
Ответ: романтизм
18. Соперничество каких двух школ оформилось в отечественной исторической науке в конце XIX - начале XX в.?
Ответ: московской и петербургской.
19. Назовите термин, которому соответствует следующее определение: исторический факт, содержащий как событийную, так и аксиологическую составляющую и связанный с развитием исторической науки.
Ответ: историографический факт.
20. С какого момента можно говорить о появлении у восточных славян исторического сознания?
Ответ: выделение социального мира из природного.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ОПК-4: Способен применять на базовом уровне знание теории и методологии исторической науки в профессиональной деятельности

Примеры заданий закрытого типа
1. Что из нижеперечисленного не характерно для отечественной исторической науки рубежа XIX-XX вв.? А) существенное внимание к методологии истории б) стремление к написанию широких, обобщающих работ, представляющих собой оригинальный взгляд на историю России в) акцент на роли в истории широких народных масс г) разработка вопросов общинной организации в их связи с текущими политическими процессами
Ответ: в.
2. Какие факультеты появились взамен исторических после прихода к власти большевиков? А) факультеты социалистических наук б) факультеты социально-экономических наук в) факультеты общественных наук г) «красные» факультеты
Ответ: в.
3. Кто являлся ректором/директором центрального Института Красной профессуры? А) Луначарский б) Покровский в) Платонов г) Петрушевский
Ответ: б.
4. Что стало одной из решающих причин в развитии «дела Платонова» или «Академического дела»? А) отказ передачи всех архивных документов петербургских архивов советской власти б) личное оскорбление, нанесенное Платоновым Покровскому в) неизбрание ставленников советской власти в Академию наук, секретарем которой был Платонов г) подготовка представителями академической школы во главе с Платоновым обобщающего труда по истории России, который дискредитировал бы советскую власть
Ответ: в.
5. Что из нижеперечисленного не характерно для Институтов Красной профессуры? А) наличие нескольких институтов в разных городах Советской России и СССР б) низкий процент завершивших обучение студентов в соотношении с поступившими абитуриентами в) наличие строгого учебного плана, не подвергающегося ощутимой корректировке г) значительная часть абитуриентов являлась выходцами из семей рабочих и крестьян
Ответ: в.
6. Какого тезиса относительно ВКП(б) нет во введении «Краткого курса»? А) история ВКП(б) есть история свержения царизма б) история ВКП(б) есть история трех революций в) история ВКП(б) есть история государства и советов, находящихся под контролем большевиков г) ВКП(б) выросла на основе рабочего движения в дореволюционной России из марксистских кружков и групп
Ответ: в.
7. Как «Кратким курсом» оценивалась отмена крепостного права? А) как вынужденная мера исключительно под давлением крестьянских бунтов б) как объективное проявление реакции царской власти на кризис в) как основа для развития социалистических идей, так как многие крестьяне тут же вступили в партию г) как результат активной деятельности и пропаганды первых пробольшевистских кружков
Ответ: а.
8. Что из этого не характерно для оценки политики царского правительства «Кратким курсом»? А) использование ленинского тезиса «Царская Россия – тюрьма народов» б) использование термина «царизм», несущего откровенно негативную коннотацию в) отсутствие упоминания о правителях, обезличенный характер власти г) рассмотрение только субъективных сторон кризиса монархического режима
Ответ: г.
9. Как в «Кратком курсе» оценивалась деятельность Плеханова? А) исключительно позитивно б) исключительно негативно в) как человека, выполнившего свое историческое предназначение и зародившего марксистские идеи в России г) как одной из причин развития активной деятельности партии большевиков
Ответ: в.
10. В каком городе/регионе в России зародилась «модернизационная» школа? А) Москва б) Санкт-Петербург в) Екатеринбург г) Самара
Ответ: в.
11. Кого из этих отечественных ученых нельзя отнести к известным классикам теории модернизации? А) Б.Н. Миронов б) И.В. Побережников в) В.В. Алексеев г) К.И. Зубков
Ответ: г.
12. На примере каких российских регионов обычно рассматривается региональный компонент/фактор модернизации? А) Поволжье и Урал б) Урал и Сибирь в) Урал и Дальний Восток г) Европейская Россия и Дальний Восток
Ответ: б.
13. Что из этого не характерно для современной исторической урбанистики? А) рассмотрение пригородных зон как важной части истории города б) рассмотрение досуга горожан как важной части истории города в) рассмотрение истории города в контексте его архитектурного строительства г) проведение сопоставлений истории города и близлежащих сел
Ответ: г.
14. Что из нижеперечисленного нельзя отнести к компонентам актуальности историографии?
А) историография как наука рассматривает пути генезиса причинно-следственных связей исторических явлений, что так необходимо профессиональному историку
Б) историография стимулирует развитие исторической науки, ее выход на качественно более новые уровни
В) историография вынуждает историков выбирать ту или иную тематику и направление своего исследования
Г) региональная и тематическая историография обнажает аспекты исторического прошлого, до сих пор не раскрытые в научной литературе
Ответ: в.
30. Какое из этих суждений является верным с научной точки зрения?
А) историография – вспомогательная историческая дисциплина
Б) историография – специальная историческая дисциплина
В) историография – история идей и исторических концепций
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. В методологии какого отечественного исследователя сочетаются черты просветительской и романтической парадигм?
Ответ: Н.М. Карамзин.
2. Основателем какого методологического направления в современной историографии считается Г.В. Плеханов?
Ответ: марксизм.
3. Как называется самый известный труд А. Лызлова?
Ответ: "История Скифийская"
4. В каком сибирском городе в 1940-х - 1950-х гг. сформировалась наиболее авторитетная на тот период научная школа в регионе?
Ответ: Томск.
5. С каким университетом связана научная жизнь известных советских историков И.Д. Ковальченко и Л.В. Милова?
Ответ: МГУ / Московский государственный университет.
6. Дайте определение исторического источника по А.С. Лаппо-Данилевскому.
Ответ: исторический источник - продукт психической деятельности человека.
7. Какое название получила концепция, доминировавшая в отечественной историографии вплоть до конца XVII в. и предполагавшая, что все исторические процессы и события творятся Богом.
Ответ: провиденциализм.
8. Применение какого метода исторической науки более всего затруднено в историографии?
Ответ: ретроспективный.
9. Какой жанр исторических произведений безоговорочно доминировал в отечественной историографии вплоть до конца XVI в.
Ответ: летописи / летописный жанр.
10. Назовите самое известное историческое произведение, написанное В.И. Лениным.
Ответ: Развитие капитализма в России.
11. Заполните пропуск в предложении: По мнению большинства специалистов, отечественная историография как научная дисциплина зародилась в _____________.
Ответ: XIX веке.
12. Расшифруйте аббревиатуру РАНИОН.
Ответ: Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук.
13. К какому генеральному методологическому направлению можно отнести известных российских историков С.М. Соловьева и В.О. Ключевского?
Ответ: позитивизм.
14. Назовите три основные принципа историографии как науки.
Ответ: историзм, объективность, партийность.
15. Какие принципы расположения и компоновки историографического текста существуют?
Ответ: хронологический, проблемный.
16. К какой точке зрения относительно взаимосвязи историографического факта и историографического источника склоняется большинство специалистов?
Ответ: это не идентичные, но взаимосвязанные понятия.
17. Кто из публицистов XVII в. является автором "Астраханского сказания"?
Ответ: П. Золотарев.
18. К какому методологическому направлению можно причислить В.Н. Татищева, известного российского государственного деятеля и автора исторических работ?
Ответ: просветительство / просветительская парадигма
19. В какие два города был эвакуирован МГУ во время Великой Отечественной войны?
Ответ: Ашхабад, Свердловск.
20. Директором какого академического института в 1920-е гг. был Д.М. Петрушевский?
Ответ: РАНИОН

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

Примеры заданий закрытого типа
1. Кому из этих мыслителей принадлежит идея о том, что «волость в Древней Руси не наследовалась, а добывалась. Древней Руси неизвестна была идея права в политических отношениях, все здесь зависело от "ряда" или "суда Божьего", или войны»?
А) С.М. Соловьев б) В.И. Сергиевич г) И. Ф.-Г. Эверс д) А.Д. Градовский
Ответ: б.
2. Что в строгом смысле предполагает принцип партийности в исторической науке? а) принадлежность исследователя к той или иной социально-политической группировке б) принадлежность исследователя к тому или иному научному направлению в) принадлежность исследователя к той или иной социальной, национальной или конфессиональной группе г) все вышеперечисленное
Ответ: а.
3. Расположите события, повлиявшие на развитие отечественной исторической мысли в той последовательности, в которой они происходили:
А) выход в свет книги Н.М. Карамзина «История государства Российского»; Б) создание Академии наук в России В) выход в свет книги И.Н. Болтина «Критические примечания на Историю князя Щербатова»; Г) выход в свет книги Н.Г. Леклерка «Физическая, нравственная, мо¬ральная и политическая история древней и новой России»
Д) участие Г.Ф. Миллера во Второй Камчатской экспедиции.
Ответ: бдгва.
4. Соотнесите авторов с названиями написанных ими произведений:
А.И. Лызлов а) «История императора Петра Великаго от его рождения до Полтавской баталии»
А.И. Манкиев б) «Рассуждение какие законные причины его царское
величество Петр I к начатию войны против Карла II имел»
П.П. Шафиров в) История скифийская
Ф. Прокопович г) Ядро российской истории
М.В. Ломоносов д) История государства Российского
Е) Краткий российский летописец с родословием
Ответ: вгбае.
5. Выберите верные суждения и утверждения о зарождении и первоначальных этапах эволюции отечественной исторической мысли:
А) возникновение исторического сознания связано с синкретизмом природного и человеческого миров;
Б) космизм мифологического сознания восточных славян сочетался с циклическим восприятием времени;
В) в изучении русских былин выделяются мифологическая и этнографическая школа;
Г) былинный богатырь Алеша Попович появляется в первом былинном цикле (X в.);
Д) в XII – XIII вв. появляются новые виды летописей – личные и фамильные летописцы;
Е) в XV в. в Твери появился первый общерусский летописный свод.
Ответ: бде.
6. Выберите верные суждения и утверждения о развитии отечественной исторической мысли в XVIII – XIX вв.:
А) возникновение и эволюция теоретико-методологических оснований историко-юридического направления связана с «государственной школой»;
Б) М.М. Щербатов относился к «купеческим» историкам;
В) теоретико-методологические взгляды декабристов основывались на философии романтизма с незначительными вкраплениями отдельных элементов идеологии просвещения;
Г) теория колонизации в российской исторической науке была разработана В.О. Ключевским;
Д) для П.Н. Милюкова характерна «психологическая» трактовка исторического источника;
Е) М.В. Ломоносов и Г.Ф. Миллер активно использовали анкетный метод при сборе исторической информации;
Ж) на протяжении XVIII в Академии наук не существовало отдельного исторического отделения (департамента), поэтому в первой половине столетия важнейшими официальными работами по Российской истории и географии становились атласы Российской империи.
Ответ: авеж.
7. Что из этого не относится к «делу Платонова» или «Академическому делу»? А) основная причина связана с неизбранием в Академию наук ставленников советской власти б) при обыске у С.Ф. Платонова был найден оригинал отречения Николая II в) С.Ф. Платонов нанес личное оскорбление М.Н. Покровскому г) С.Ф. Платонов обвинялся в связях с иностранной разведкой
Ответ: в.
8. Какое из этих суждений о «Кратком курсе истории ВКП(б)» является неверным? А) в произведении использовался тезис В.И. Ленина «Царская Россия – тюрьма народов» б) в произведении отсутствовали линии преемственности в оценках революций в России в начале XX в. в) во введении характеризовались идеологическая, направляющая, мобилизационная и др. функции партии большевиков г) отмена крепостного права трактовалась как объективное проявление вынужденной реакции царской власти на структурный социально-экономический кризис
Ответ: б.
9. Какое из этих суждений и утверждений об организационной перестройке исторической науки в первые годы советской власти является верным? А) в 1919 г. истфаки были упразднены, ФОНы открыты в 1920 г. б) рабфаки действовали в конце 1910-1920-х гг. в) РАНИОН занимался научной деятельностью по историческим наукам г) первый Институт красной профессуры был открыт в 1921 г.
Ответ: г.
10. В чем заключались причины «падения» М.Н. Покровского? А) несоответствие его исторических взглядов линии центральных властей б) уязвимости в его научных построениях, теория «торгового капитализма» в) неспособность оперативно и эффективно разрешить конфликт между академической «школой» историков и историками-марксистами г) все вышеперечисленное
Ответ: г.
11. Какая из этих черт объединяет методологию как В.Н. Татищева, так и Н.М. Карамзина? А) акцент на роли в историческом процессе народных масс б) сохранение ощутимых черт нарратива (нарративной канвы) в) наличие развитого психологизма г) представления о поступательном и исключительно прогрессивном характере развития исторического процесса
Ответ: б.
12. Какое из этих суждений о методологии исторической мысли второй четверти XVIII – первой трети XIX в. является неверным? А) в произведениях В.Н. Татищева просматриваются некоторые черты просветительской парадигмы б) на методологию М.В. Ломоносова оказал сильное влияние литературный классицизм в) теоретико-методологические основы творчества Н.М. Карамзина базировались только на просветительской парадигме г) исторические взгляды декабристов базировались в основном на философии романтизма
Ответ: в.
13. Какое из этих суждений о формировании теоретико-методологических взглядов декабристов является неверным? А) взгляды оформлялись в заочной полемике с Н.М. Карамзиным б) важным фундаментом формирования исторических взглядов декабристов стала просветительская парадигма в) на формирование исторических взглядов декабристов повлияли революционные события во Франции в конце XVIII в. г) внутренней предпосылкой развития историко-литературных концепций декабристов стала деятельность Радищева и Новикова
Ответ: б.
14. Что из этого нехарактерно для строений текстов произведений и исторических взглядов Н.М. Карамзина? А) эпохе Смутного времени посвящены 11 и 12 тома «Истории государства Российского» б) автор приводит критический разбор источников и ссылки/комментарии к имеющемуся материалу в) уделение существенного внимания эпохе Великого переселения народов г) крайне незначительное внимание к личности и правлению Ивана IV
Ответ: г.
15. Что из этого нехарактерно для манеры изложения материала и исторических взглядов М.В. Ломоносова? А) в «Кратком российском летописце» правление Петра I изложено исключительно в панегиричном духе б) стремление к изложению истории через политику князей и царей, апологетика их деяний в) целостная и непротиворечивая трактовка категории «варяги» г) «самодержавство» на Руси установилось в середине IX в. после призвания варяжских князей
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. В каком месте научного текста располагается историографический блок?
Ответ: сразу после актуальности перед объектом и предметом.
2. Какой принцип историографического анализа и построения историографического текста предполагает уважительное отношение к трудам предшественников?
Ответ: корректность.
3. Какие элементы должны быть изложены в выводе по историографическому тексту?
Ответ: степень раскрытия отдельных аспектов в специальной литературе, научный потенциал той или иной темы.
4. Когда в отечественной исторической науке начался "антропологический поворот"?
Ответ: 1980-1990-е гг.
5. Как называется самое главное научное учреждение России?
Ответ: Российская академия наук.
6. Как называется тип научных учреждений, напрямую входящих в состав Российской академии наук, которые осуществляют исследования по отечественной истории?
Ответ: институты
7. Назовите основные школы исторической урбанистики, существующие сегодня в Сибири.
Ответ: барнаульская, омская, иркутская.
8. К какому направлению в отечественной историографии можно отнести А.Д. Градовского?
Ответ: историко-юридическое / историки права.
9. Назовите издание, которое использовалось в качестве первого советского учебника по истории для школ.
Ответ: Русская история в самом сжатом очерке.
10.Заполните пропуск в предложении: Первая дискуссия об __________________ азиатском способе производства состоялась в конце 1920-х - начале 1930-х гг.
Ответ: азиатский способ производства.
11. Какое название получила самая известная монография Е. Тарле?
Ответ: Крымская война.
12. Какой историк считается основателем томской советской исторической школы?
Ответ: А.И. Данилов
13. Исследователи каких российских городов наиболее активно разрабатывают теоретические аспекты модернизации?
Ответ: Екатеринбург, Санкт-Петербург.
14. В каком веке оформилось критическое направление отечественной историографии?
Ответ: XIX в.
15. По какому принципу в советские годы было выделено купеческое направление?
Ответ: по социальному происхождению относившихся к нему авторов
16. В каком научном учреждении работают известные археологи-академики А.П. Деревянко и В.И. Молодин?
Ответ: Институт археологии и этнографии СО РАН (ИАиЭ СО РАН)
17. Какое из этих понятий является наиболее широким и включает в себя все остальные: научное направление, научная школа, научная парадигма. Ответ кратко поясните.
Ответ: научная парадигма предполагает существование внутри себя нескольких, либо множества научных направлений, которые, в свою очередь, вбирают в себя множество научных школ.
18. Назовите сложные, дискуссионные моменты российской истории, которые, по всей видимости, в силу разных причин уже никогда не будут разрешены специалистами.
Ответ: Смута, опричнина, Гражданская война и др.
19. В какие два смежных десятилетия в советской России оформилась пятичленная формационная теория?
Ответ: 1920-е - 1930-е гг.
20. Каким по счету, согласно, традиционным подходам, должен идти историографический этап проведения исторического исследования?
Ответ: вторым, после актуализации и проблематизации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса теоретического характера, охватывающие различные аспекты развития и функционирования отечественной исторической науки. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа.

СПИСОК ВОПРОСОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1. Предметно-целевая область и методология историографии отечественной истории. Проблема историографического факта и историографического источника
2. Этапы становления и развития историографии как научной дисциплины
3. Принципы, подходы и компоненты историографического анализа
4. Общая методологическая характеристика современного этапа развития отечественной исторической науки
5. Методологические принципы исторического и историографического анализа. Методы историографии как науки
6. Историческая мысль у восточных славян. «Начало русской историографии» - историческая литература Киевской Руси и периода феодальной раздробленности
7. Генезис идеи единого русского государства в памятниках исторической мысли XV – XVI вв. Историческая мысль XVII в.
8. Политические, социокультурные и гносеологические предпосылки рационализации исторической мысли.
9. Исторические труды первой четверти XVIII в. Петр I как «отец имперской истории»
10. Историческая концепция генезиса Российской государственности и оценка древнего периода истории России вплоть до смерти Ивана Грозного в работах В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина
11. Сравнительный анализ теоретико-методологических позиций В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина, соотнесение их с концептуальными постулатами декабристов
12. Исторические концепции М.М. Щербатова и И.Н. Болтина
13. «Купеческие» историки: М.Д. Чулков, И.И. Голиков, П.И. Рычков
14. Проблема романтизма в отечественной исторической науке
15. «Критическое» направление в отечественной исторической науке
16. Теоретико-методологические позиции историков «государственной школы»: С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, М.К. Любавский и др. Теория колонизации как важнейший фактор развития истории России
17. «Государственные» подходы в творчестве С.М. Соловьева и В.О. Ключевского: оценка наиболее значимых явлений истории России
18. Особенности отражения в творчестве декабристов факторов исторического развития и проблем государственного строя с древности и вплоть до начала XIX в.
19. Историко-юридическое направление в отечественной дореволюционной историографии
20. Методология истории А.С. Лаппо-Данилевского: неокантианство (кантианская традиция) или что-то большее?
21. Н.П. Павлов-Сильванский – «отец феодализма на Руси». Трактовка историком содержательной сущности феодализма и основных движущих сил исторического процесса
22. Исторические взгляды В.И. Ленина
23. «Первый советский историк» - М.Н. Покровский
24. Причины мощного системного идеологического воздействия государственной власти на историческую науку в первые годы после прихода к власти большевиков
25. Изменение структуры высшего исторического и обществоведческого образования в первые годы советской власти. Институты Красной профессуры как явление отечественной исторической мысли
26. «Дело Платонова» как противостояние историков-марксистов и немарксистов
27. «Краткий курс истории ВКП(б)» как отражение ведущих тенденций советской исторической науки в историческом образовании: оценка места и роли партии в истории советского народа, дореволюционного периода (институт самодержавия, отмена крепостного права, возникновение рабочего движения) и революционных событий.
28. Дискуссии о феодализме в отечественной исторической науке 20-х – начала 30-х гг. как отражение становления в России марксистской исторической науки
29. Отечественная историческая наука в годы ВОВ и первое послевоенное десятилетие
30. Советские историки крестьянства 60-80-х гг. XX в. и современные крестьяноведы о сущности социально-экономических процессов эпохи феодализма (на примере уральских и сибирских историков)
31. Историческая урбанистика в отечественной историографии: время появления, основные теоретические постулаты, специфика, направления и перспективы исследований
32. Уральская «модернизационная школа» и теория модернизации как универсальная идея исторического развития. Организационная структура современной отечественной исторической науки

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 М.Ф. Румянцева, Л.Б. Сукина Основы теории исторического знания : : учебное пособие УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376
Л1.3 Наумова, Г. Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаппо-Данилевский, А.С. Методология истории: М. : Издательский дом «Территория будущего», , 2006 biblioclub.ru
Л2.2 Репина Л.П. История исторического знания: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э4 Курс на Moodle "История отечественной исторической науки" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библ-ка эл. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu/index.html
Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/
Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки. Режим доступа: www. shpl.ru
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «История отечественной исторической науки» нацелен на формирование целостных и устойчивых представлений относительно закономерностей возникновения и развития отечественной исторической науки во взаимосвязи с мировой исторической наукой, а также способности к оценке состояния и текущих задач российской исторической науки на современном этапе ее функционирования и адекватного применения полученных знаний в научно-исследовательской работе. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 4 ЗЕТА/ 144 часа. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа.
Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний (максимум – до 6 баллов). Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы.