Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История России и всеобщая история |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История_ИРиВИ-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Консультации | 20 | 20 | 20 | 20 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Формирование у студентов профессионально-педагогической направленности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ПК-2 | Способен к планированию и осуществлению педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, к использованию и апробации специальных подходов к обучению истории и обществознанию |
ПК-2.1 | Знает базовый материал основных учебных дисциплин; нормативную базу, регулирующую деятельность образовательных учреждений; методику преподавания курса истории и обществознания в общеобразовательных организациях |
ПК-2.2 | Умеет проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы исторического образования и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, планировать их реализацию |
ПК-2.3 | Владеет основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курсов истории и обществознания в общеобразовательной школе |
УК-9 | Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах |
УК-9.1 | Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды |
УК-9.2 | Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования |
УК-9.3 | Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю возникновения и развития образования в России и за рубежом; современные тенденции развития образования; общее представление о педагогике как науке; объект, предмет и функции педагогики; цели и задачи педагогического образования; категориальный аппарат педагогики; методологию педагогической науки; аксиологические основы педагогики; сущность развития, социализации и воспитания личности; сущность педагогического процесса как целостного явления. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ставить педагогические цели и определять задачи учебного занятия; структурировать учебный материал в соответствии с педагогическими целями и задачами; выстраивать педагогический процесс на основе субъект-субъектных отношений; осуществлять анализ педагогических ситуаций и находить адекватный способ их разрешения; адекватно подбирать формы и методы обучения и воспитания. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | понятийным аппаратом педагогики; коммуникативной компетентностью; методами обучения и воспитания; современными инновационными технологиями в педагогической деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность | ||||||
1.1. | Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.5, Л1.1 |
1.2. | Профессионально-педагогическая культура учителя. Профессиональное становление и развитие педагога. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.5, Л1.1 |
1.3. | Консультации | Консультации | 4 | 5 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | |
Раздел 2. Общие основы педагогики | ||||||
2.1. | Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.5, Л1.1 |
2.2. | Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. | Практические | 4 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.5, Л1.1 |
2.3. | Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1 |
2.4. | Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. | Практические | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1 |
2.5. | Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Консультации | Консультации | 4 | 5 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | |
Раздел 3. Теория обучения. Теория и методика воспитания. | ||||||
3.1. | Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции.Формы и методы обучения | Лекции | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
3.2. | Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание базовой культуры личности. Общие методы воспитания. | Практические | 4 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
3.3. | Содержание образования как основа базовой культуры личности | Сам. работа | 4 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
3.4. | Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательные системы. | Сам. работа | 4 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
3.5. | Консультации | Консультации | 4 | 5 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | |
Раздел 4. Педагогические технологии и управление образовательными системами | ||||||
4.1. | Педагогические технологии и мастерство учителя. Технология конструирования педагогического процесса. Технология осуществления педагогического процесса. Технология педагогическогг общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. | Практические | 4 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
4.2. | Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Основные функции внутришкольного управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Инновационные процессы в образовании. Развитие професионально-педагогической культуры учителей. | Сам. работа | 4 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
4.3. | Консультации | Консультации | 4 | 5 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | |
4.4. | Зачёт | Зачет | 4 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина | Педагогика: учебник | М. : Академия, 2011, 10 шт. | 10 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. С. Подымова и др. ; под ред. В. А. Сластенина. | Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов | М. : Академия, , 2011 | |
Л2.2 | И. Ю. Кулагина | Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов | М.: Трикста, 2011 | |
Л2.3 | Корепанова, М. В. | Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для вузов | М. : Академия, , 2010 | |
Л2.4 | Зинченко В.П. | Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающегося обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова): учеб. пособие для вузо | Гардарики, 2002 | |
Л2.5 | под ред. З. И. Васильевой. | История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования | М. : Академия, 10 шт., 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Педагогика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине. |