Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История России и всеобщая история |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История_ИРиВИ-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 80 | 80 | 80 | 80 |
Консультации | 14 | 14 | 14 | 14 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель курса Познакомить слушателей в ходе проблемно-исторического изложения материала с историей формирования истории первобытного общества (ИПО), основными методами и задачами ИПО, а также дать представление о специфике, особенностях и закономерностях развития общества на различных этапах древнейшей истории человечества. Создать у студентов цельную картину становления и развития основных социальных и экономических структур, возникновения и эволюции духовной жизни общества. Цель практического раздела – рефлексия и углубленное изучение наиболее сложных проблем ИПО: становления дуально-родовых и семейных структур, различные типы организации социума, особенности первобытной экономики и т.п. В соответствии с указанной целью определены следующие задачи курса: • Раскрыть этапы и движущие силы антропосоциогенеза; • Проследить особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур; • Проанализировать становление и развитие духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества; • Выявить закономерности становления и эволюционную динамику семейно-брачных отношений; • Ознакомить с концепциями сложения на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной); • Дать системные представления о хозяйственно-культурных типах общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства; • Способствовать формированию навыков самостоятельной исследовательской работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные положения истории первобытного общества и месте данной дисциплины в системе исторических наук; Основные этапы развития и историографии, научные школы и концепции ИПО; Возможности использования субдисциплин, в том числе методов и методик естественных наук при реконструкции древнейших исторических процессов; Периодизацию и хронологию ИПО; Особенности и содержание основных периодов развития общества и движущие силы антропо- и социогенеза; О проблемах и причинах эволюции социальных структур (семейно-брачных, политических, экономических и др.). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Студент должен знать и уметь применять: • социально-гуманитарную терминологию; • анализировать и оценивать научную информацию; • теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного знания в научных исследованиях; • современные теории культуры и ведущие направления современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе; • разработки культурно-образовательных программ в системе учебных учреждений и культурных центров • современные знания о мировой культуре в разработке и реализации направлений культурного туризма. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии; • владения теоретическими проблемами антропогенеза и разработок по ИПО; • применения антропологической, социально-гуманитарной и исторической терминологии; • анализа и критической оценкой тематической научной информации из литературных, цифровых и иных источников; • ведения корректной научной дискуссии и межличностного общения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История первобытного общества как наука | ||||||
1.1. | История первобытного общества – предмет и объект исследования. Соотношение и наполнение терминов «история первобытного общества» и «доистория». Первобытность древняя и «современная»: понятия доисторических (апополитейных) и протоисторических (синполитейных) культур. Место дисциплины в системе наук. Синтетический характер знания о классической первобытности. Особенности первобытной истории. Значение изучения первобытной истории: познавательный, мировоззренческий и практический аспекты. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | История первобытного общества – предмет и объект исследования. Соотношение и наполнение терминов «история первобытного общества» и «доистория». Первобытность древняя и «современная»: понятия доисторических (апополитейных) и протоисторических (синполитейных) культур. Место дисциплины в системе наук. Синтетический характер знания о классической первобытности. Особенности первобытной истории. Значение изучения первобытной истории: познавательный, мировоззренческий и практический аспекты. | Практические | 1 | 2 | ||
1.3. | Содержание понятия история первобытного общества (ИПО). Задачи и цели курса ИПО. Структура курса ИПО. Периодизация и хронология истории первобытного общества. Предмет и объект ИПО. Литература (основная и дополнительная) и учебники по курсу. Неразработанность проблем завершающих этапов развития первобытного общества. Борьба сторонников цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Источниковедение истории первобытного общества. Источники ИПО: археология, этнография, историческая антропология, геология и палеозоология, палеоботаника, физика, химия, лингвистика, социология. Роль и значение реконструкций ИПО. Проблемы критического отношения к источникам. Сложности анализа известных этнографических данных с целью палеоисторических реконструкций. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Историография ИПО | ||||||
2.1. | Четвертый период. Изучение ИПО в новейшее время. Зарубежные, советские и российские школы и направления в изучении ИПО. Критика однолинейного эволюционизма и складывание различных направлений в разработке проблем первобытной истории в первой половине ХХ столетия. Диффузионистская концепция происхождения и распространения древних культур (Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт). Тотем и табу: психоаналитическая теория происхождения общества, религии, нравственности (З.Фрейд). Архетипы в сознании и поведении человека (К.Г. Юнг). Особенности первобытного мышления (Л. Леви-Брюль) и архаичной экономики (М.Мосс) в контексте социологии Э. Дюркгейма. Позитивистские установки в исследовании первобытных культур в англо-американской науке. Школа Ф. Боаса: дихотомия истории и науки, релятивизм системы ценностей, всесторонний (холистский) анализ отдельных культур. Функционалистский переворот: культура, традиция, функция, социальная структура в интерпретации Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Включенное наблюдение как основ | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Четвертый период. Изучение ИПО в новейшее время. Зарубежные, советские и российские школы и направления в изучении ИПО. Критика однолинейного эволюционизма и складывание различных направлений в разработке проблем первобытной истории в первой половине ХХ столетия. Диффузионистская концепция происхождения и распространения древних культур (Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт). Тотем и табу: психоаналитическая теория происхождения общества, религии, нравственности (З.Фрейд). Архетипы в сознании и поведении человека (К.Г. Юнг). Особенности первобытного мышления (Л. Леви-Брюль) и архаичной экономики (М.Мосс) в контексте социологии Э. Дюркгейма. Позитивистские установки в исследовании первобытных культур в англо-американской науке. Школа Ф. Боаса: дихотомия истории и науки, релятивизм системы ценностей, всесторонний (холистский) анализ отдельных культур. Функционалистский переворот: культура, традиция, функция, социальная структура в интерпретации Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Включенное наблюдение как основ | Практические | 1 | 2 | ||
Раздел 3. Начало антропосоциогенеза | ||||||
3.1. | «Первый кризис» возникающего человеческого общества и выход из него. Борьба в грегарных сообществах предлюдей биологического (зоологический индивидуализм) и социального. Необходимость регулирования отношения полов (высокая смертность предженщин). Появление полового и пищевого табу как первых социально-регулирующих законов в стаде предлюдей. Промискуитет, агамия, аномия, эндогамия, экзогамия, разборные отношения. Биологические и социальные изменения в древнейших коллективах как следствие преодоления «первого кризиса». Проблема отражения указанных изменений в древнейших обрядах, зафиксированных в этнографических и письменных источниках. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Открытие и изучение ископаемых предков человека | ||||||
4.1. | Открытие и изучение австралопитеков. Распространение четырех видов австралопитеков на территории Африки. Свидетельства ранней орудийной деятельности. Реконструкция хозяйственной деятельности. Полицентризм и моноцентризм в свете проблемы австралопитеков. Открытие и изучение архантропов. Расширение древней ойкумены. Изменения в антропологическом строении и орудийной деятельности архантропов. Проблема возникновения языка и речи. Гипотеза Н.А. Тих о кинетическом праязыке. Находки ашельской индустрии в Северной Азии. Проблема соотношения изученных раннепалеолитических стоянок Северной Азии с архантропами. Открытие и изучение палеоантропов. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. Эпоха мустье Старого Света. Достижения хозяйства палеоантропов. Мустьерские памятники Алтая. Проникновение палеоантропов в Северную Азию. Проблема датировки эпохи мустье. Леваллуазская техника расщепления камня и ее значение для дальнейшего развития человеческого общества. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Открытие и изучение австралопитеков. Распространение четырех видов австралопитеков на территории Африки. Свидетельства ранней орудийной деятельности. Реконструкция хозяйственной деятельности. Полицентризм и моноцентризм в свете проблемы австралопитеков. Открытие и изучение архантропов. Расширение древней ойкумены. Изменения в антропологическом строении и орудийной деятельности архантропов. Проблема возникновения языка и речи. Гипотеза Н.А. Тих о кинетическом праязыке. Находки ашельской индустрии в Северной Азии. Проблема соотношения изученных раннепалеолитических стоянок Северной Азии с архантропами. Открытие и изучение палеоантропов. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. Эпоха мустье Старого Света. Достижения хозяйства палеоантропов. Мустьерские памятники Алтая. Проникновение палеоантропов в Северную Азию. Проблема датировки эпохи мустье. Леваллуазская техника расщепления камня и ее значение для дальнейшего развития человеческого общества. | Практические | 1 | 2 | ||
Раздел 5. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов | ||||||
5.1. | Возникновение раннепервобытной родовой общины. Структура дуально-родовой и дуально-фратриальной общины. Социальная организация родового строя: возникновение племен. Преемственность материальной культуры от палеоантропа к неоантропу (Homo Sapiens). Археологические культуры позднего палеолита и достижения этого периода. Достоверность палеосоциологических реконструкций. Проблема эпох перигорда и ориньяка. Проблема преемственности материальной культуры эпохи мустье и верхнего палеолита. «Сценарии перехода от среднего к верхнему палеолиту» (гипотеза Л.Б. Вишняцкого). Заселение человеком современного типа новых территорий и становление рас. Освоение Нового Света, Австралии, Океании. Древнейшие культуры этих территорий. Особенности человеческих рас. Проблемы адаптации человеческого организма к различным климатическим и природным зонам. Расы и расовые типы. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Возникновение языков. Языковая непрерывность. Классификация языков, языковые семьи. Особенности языкового строения и семантики слов в раннеродовом обществе. Возможности лингвистики и топонимики в реконструкции ИПО. Социальная организация раннеродовой общины. Системы родства и брака. Этнографические свидетельства о пережитках ранних систем родства и брака. Половозрастное деление общества, социализация детей. Проблема отражения социальной организации раннеродовой общины в планиграфии древних и современных поселений. Мужские и женские дома. | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Материальная и духовная культура раннеродового общества | ||||||
6.1. | Духовная культура раннеродового общества. Верхнепалеолитическое искусство и его особенности. Макароны, трафареты рук, канонизированный контурный рисунок, полихромная живопись, мелкая пластика, орнамент. Тотемизм, магия, первобытный обряд, анимизм, культы сил природы, фетишизм. Взаимосвязь раннепервобытного искусства, тотемизма и магии. Проблема современных пережитков раннеродовых религиозных воззрений. | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов | ||||||
7.1. | Духовная культура раннеродового общества. Верхнепалеолитическое искусство и его особенности. Макароны, трафареты рук, канонизированный контурный рисунок, полихромная живопись, мелкая пластика, орнамент. Тотемизм, магия, первобытный обряд, анимизм, культы сил природы, фетишизм. Взаимосвязь раннепервобытного искусства, тотемизма и магии. Проблема современных пережитков раннеродовых религиозных воззрений. | Консультации | 1 | 14 | ||
7.2. | Переход от присваивающего хозяйства к производящему и его последствия. Появление избыточного продукта. Межобщинное разделение труда. Ранние формы собственности. Дарообменная (престижная) экономика. Появление ремесла. Вопросы влияния личной и общинной собственности на социальную структуру позднеродового общества. Социальная организация позднеродовой общины. Половозрастная структура и разделение труда. Сегменация общины: линидж, субклан, род, фратрия, племя. Адопция. Археологические и этнографические данные о социальной структуре позднеродовой общины. Проблема взаимоотношения «сегментов» позднеродовой общины. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.3. | Возникновение и эволюция парного брака и парной семьи. Влияние экономических достижений на структуру родства и брака и динамику их эволюции. Появление парной семьи и ее взаимоотношения с общиной и родьей. Противоборство отношений ранних форм собственности с родовыми отношениями. Бигмены. Вопросы влияния ранней формы собственности на изменение брачно-семейных отношений. Этнографические свидетельства пережитков конфронтации зарождающихся семейных и родовых отношений. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 8. Духовная и материальная культура позднеродового общества | ||||||
8.1. | Итоги развития хозяйства и материальной культуры позднеродового общества. Новые ХКТ. Особенности ранних форм земледелия и его продуктивность. Развитие скотоводства. Появление древнеземледельческих поселков. Ремесло. Развитие обменных отношений. Изменения в характере собственности. Проблема ХКТ высших рыболовов, собирателей и охотников. Ранние кочевники. Вопрос взаимовлияния изменений в характере собственности на развитие обмена. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 9. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования | ||||||
9.1. | В настоящее время различных концепций, объясняющих причины возникновения государства существует большое множество. Разнообразие этих концепций обусловлено сложностью и многоплановостью данной проблемы, отрывочностью знаний об эпохе генезиса государства, существенным различием исходных позиций и авторитета авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, социально-политических взглядов, наличия естественно-научных подходов и др.: • Религиозные (теологические) концепции; • Материалистическая теория; • Концепция общественного договора (естественного права); • Патриархальная концепция; происхождения государства • Теория насилия; • Органическая концепция возникновения государства. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
9.2. | Производственные предпосылки распада первобытного общества. Начало обработки металлов: медь, бронза, железо. Центры рудодобычи и металлообработки. Повышение производительности труда и его значение: тягловые животные, плуг, вьючные и верховые животные, средства передвижения. Проблема энеолита. Вопросы первоначального использования металлов (бронза, железо). Проблема кочевничества. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 10. Социальная организация общества в эпоху классообразования | ||||||
10.1. | Первобытная периферия классовых обществ. Апополитейные и синполитейные первобытные общества. Изоляты. Культурные взаимозаимствования. Колониализм и неоколониализм. Остаточные нормы и представления. Проблемы взаимоотношений различных обществ с остаточными нормами первобытного общества. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 11. Религиозные представления в первобытном обществе | ||||||
11.1. | Политеизм и его структура на примере язычества древних славян: Род, Сварог и Сварожичи, Трилав,Даждьбог, Перун, Хорс и др. нечистая сила и специфика «темного пантеона». | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 12. История первобытного общества как наука | ||||||
12.1. | Содержание понятия история первобытного общества (ИПО). Задачи и цели курса ИПО. Структура курса ИПО. Периодизация и хронология истории первобытного общества. Предмет и объект ИПО. Литература (основная и дополнительная) и учебники по курсу. Неразработанность проблем завершающих этапов развития первобытного общества. Борьба сторонников цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Источниковедение истории первобытного общества. Источники ИПО: археология, этнография, историческая антропология, геология и палеозоология, палеоботаника, физика, химия, лингвистика, социология. Роль и значение реконструкций ИПО. Проблемы критического отношения к источникам. Сложности анализа известных этнографических данных с целью палеоисторических реконструкций. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 13. Историография ИПО | ||||||
13.1. | Четвертый период. Изучение ИПО в новейшее время. Зарубежные, советские и российские школы и направления в изучении ИПО. Критика однолинейного эволюционизма и складывание различных направлений в разработке проблем первобытной истории в первой половине ХХ столетия. Диффузионистская концепция происхождения и распространения древних культур (Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт). Тотем и табу: психоаналитическая теория происхождения общества, религии, нравственности (З.Фрейд). Архетипы в сознании и поведении человека (К.Г. Юнг). Особенности первобытного мышления (Л. Леви-Брюль) и архаичной экономики (М.Мосс) в контексте социологии Э. Дюркгейма. Позитивистские установки в исследовании первобытных культур в англо-американской науке. Школа Ф. Боаса: дихотомия истории и науки, релятивизм системы ценностей, всесторонний (холистский) анализ отдельных культур. Функционалистский переворот: культура, традиция, функция, социальная структура в интерпретации Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Включенное наблюдение как основ | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 14. Начало антропосоциогенеза | ||||||
14.1. | «Первый кризис» возникающего человеческого общества и выход из него. Борьба в грегарных сообществах предлюдей биологического (зоологический индивидуализм) и социального. Необходимость регулирования отношения полов (высокая смертность предженщин). Появление полового и пищевого табу как первых социально-регулирующих законов в стаде предлюдей. Промискуитет, агамия, аномия, эндогамия, экзогамия, разборные отношения. Биологические и социальные изменения в древнейших коллективах как следствие преодоления «первого кризиса». Проблема отражения указанных изменений в древнейших обрядах, зафиксированных в этнографических и письменных источниках. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 15. Открытие и изучение ископаемых предков человека | ||||||
15.1. | Открытие и изучение австралопитеков. Распространение четырех видов австралопитеков на территории Африки. Свидетельства ранней орудийной деятельности. Реконструкция хозяйственной деятельности. Полицентризм и моноцентризм в свете проблемы австралопитеков. Открытие и изучение архантропов. Расширение древней ойкумены. Изменения в антропологическом строении и орудийной деятельности архантропов. Проблема возникновения языка и речи. Гипотеза Н.А. Тих о кинетическом праязыке. Находки ашельской индустрии в Северной Азии. Проблема соотношения изученных раннепалеолитических стоянок Северной Азии с архантропами. Открытие и изучение палеоантропов. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. Эпоха мустье Старого Света. Достижения хозяйства палеоантропов. Мустьерские памятники Алтая. Проникновение палеоантропов в Северную Азию. Проблема датировки эпохи мустье. Леваллуазская техника расщепления камня и ее значение для дальнейшего развития человеческого общества. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 16. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов | ||||||
16.1. | Возникновение языков. Языковая непрерывность. Классификация языков, языковые семьи. Особенности языкового строения и семантики слов в раннеродовом обществе. Возможности лингвистики и топонимики в реконструкции ИПО. Социальная организация раннеродовой общины. Системы родства и брака. Этнографические свидетельства о пережитках ранних систем родства и брака. Половозрастное деление общества, социализация детей. Проблема отражения социальной организации раннеродовой общины в планиграфии древних и современных поселений. Мужские и женские дома. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 17. Материальная и духовная культура раннеродового общества | ||||||
17.1. | Духовная культура раннеродового общества. Верхнепалеолитическое искусство и его особенности. Макароны, трафареты рук, канонизированный контурный рисунок, полихромная живопись, мелкая пластика, орнамент. Тотемизм, магия, первобытный обряд, анимизм, культы сил природы, фетишизм. Взаимосвязь раннепервобытного искусства, тотемизма и магии. Проблема современных пережитков раннеродовых религиозных воззрений. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 18. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов | ||||||
18.1. | Возникновение и эволюция парного брака и парной семьи. Влияние экономических достижений на структуру родства и брака и динамику их эволюции. Появление парной семьи и ее взаимоотношения с общиной и родьей. Противоборство отношений ранних форм собственности с родовыми отношениями. Бигмены. Вопросы влияния ранней формы собственности на изменение брачно-семейных отношений. Этнографические свидетельства пережитков конфронтации зарождающихся семейных и родовых отношений. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 19. Духовная и материальная культура позднеродового общества | ||||||
19.1. | Духовная культура позднеродового общества. Искусство неолита и его особенности. Появление архитектуры, керамического производства (терракота), ткачества и т.д. Религиозные воззрения земледельцев-скотоводов (культ огня и плодородия) и охотников, собирателей, рыболовов (шаманизм). Особенности шаманизма. Начало становления «мировых» религий. Мифы, сказки, предания, легенды. Появление жречества. Проблемы ранних форм религии, их становления и развития. Значение для позднеродовых общин появления «стройных» религиозных систем. Причины усиливающихся в позднеродовом обществе религиозных различий (вплоть до антагонизма) между общинами производящего и присваивающего ХКТ. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
19.2. | Итоги развития хозяйства и материальной культуры позднеродового общества. Новые ХКТ. Особенности ранних форм земледелия и его продуктивность. Развитие скотоводства. Появление древнеземледельческих поселков. Ремесло. Развитие обменных отношений. Изменения в характере собственности. Проблема ХКТ высших рыболовов, собирателей и охотников. Ранние кочевники. Вопрос взаимовлияния изменений в характере собственности на развитие обмена. | Сам. работа | 1 | 9 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 20. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования | ||||||
20.1. | В настоящее время различных концепций, объясняющих причины возникновения государства существует большое множество. Разнообразие этих концепций обусловлено сложностью и многоплановостью данной проблемы, отрывочностью знаний об эпохе генезиса государства, существенным различием исходных позиций и авторитета авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, социально-политических взглядов, наличия естественно-научных подходов и др.: • Религиозные (теологические) концепции; • Материалистическая теория; • Концепция общественного договора (естественного права); • Патриархальная концепция; происхождения государства • Теория насилия; • Органическая концепция возникновения государства. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
20.2. | Производственные предпосылки распада первобытного общества. Начало обработки металлов: медь, бронза, железо. Центры рудодобычи и металлообработки. Повышение производительности труда и его значение: тягловые животные, плуг, вьючные и верховые животные, средства передвижения. Проблема энеолита. Вопросы первоначального использования металлов (бронза, железо). Проблема кочевничества. | Сам. работа | 1 | 9 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 21. Социальная организация общества в эпоху классообразования | ||||||
21.1. | Появление частной собственности и соседской общины. Изменения в социальной структуре общества в связи с победой частной собственности. Институт вождизма. Вызревание раннеклассовых структур. Особенности соседской общины. Появление и развитие торговли. Взаимоотношения общинной и родоплеменной организации. Различия в процессе победы частной собственности между земледельцами и скотоводами. Особенности ранней торговли и межобщинного разделения труда. Брак и семья в эпоху распада первобытного общества. Победа отцовской фелиации и начало подчиненного положения женщины в обществе. Понятие «иждивенчество». Становление и развитие моногамной семьи, основанной на мужской частной собственности. Патриархат. Победа отцовского рода, как свидетельство начала преобладания отношений на основе частной собственности и окончательной гибели родовых отношений. Укрепление племенной организации. Племя как социально-потестарная общность. Наследственное лидерство. Усложнение общественного производства. Рост противоречий и конфликтов в | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
21.2. | Первобытная периферия классовых обществ. Апополитейные и синполитейные первобытные общества. Изоляты. Культурные взаимозаимствования. Колониализм и неоколониализм. Остаточные нормы и представления. Проблемы взаимоотношений различных обществ с остаточными нормами первобытного общества. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 22. Религиозные представления в первобытном обществе | ||||||
22.1. | Ранние формы религии в первобытном обществе (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия) Религиозные представления в позднеродовом обществе: • складывание мифологических систем; • зарождение и особенности шаманизма; Религиозные представления в период классообразования (распада родовых отношений): • зарождение жречества (язычество); • начало формирования мировых религий. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Источники истории первобытного общества (ИПО). 2. Хронология и периодизация ИПО. 3. Историография ИПО до возникновения учения Ч. Дарвина. 4. Историография ИПО с середины XIX века до наших дней. 5. Советская и Российская школа изучения ИПО. 6. Открытие и изучение австралопитековых. 7. Материальная культура австралопитеков. 8. Эпоха первобытного человеческого стада: преодоление зоологи-ческого индивидуализма. 9. Открытие и изучение архантропов. 10. Материальная культура архантропов. 11. Промискуитет: агамия, аномия. 12. Открытие и изучение палеантропов. 13. Материальная культура палеантропов. 14. Духовная культура палеантропов: тотемизм, погребения, искусство. 15. Проблема возникновения языка и речи. 16. Праобщина классических неандертальцев: второй кризис челове-ческого общества. 17. Антропология кроманьонского человека и становление человече-ских рас. 18. Накапливание практических знаний в раннеродовом обществе. 19. Духовная культура раннеродового общества: ранние формы религии. 20. Уральская, южносибирская и эфиопская контактные расы: ареал расселения, основные антропологические признаки. 21. Искусство начала верхнего палеолита: макароны, трафареты рук, контурный рисунок. 22. Искусство верхнего палеолита: живопись, скульптура, мелкая пластика. 23. Искусство раннеродового общества на территории России. 24. Социальная организация раннеродового общества и ранние фор-мы родства. 25. Возникновение ХКТ присваивающей экономики, особенности первобытного хозяйства. 26. Эпоха мезолита: третий кризис человеческого общества и его пре-одоление. 27. Материальная культура эпохи неолита. Неолитическая революция. 28. Возникновение и очаги раннего земледелия. 29. Возникновение скотоводства. 30. Социальная структура позднеродового общества. 31. Ранние формы собственности. 32. Брак и семья в позднеродовом обществе. 33. ХКТ позднеродового общества, их взаимодействие. 34. Общественное разделение труда в позднеродовую эпоху. 35. Престижная экономика и ее роль в становлении собственности. 36. Социализация в первобытном обществе: младенчество, детство, инициации. 37. Духовная культура и искусство позднеродового общества. 38. Возникновение и особенности шаманизма. 39. Роль металлов в развитии производительных сил общества: медь, бронза, железо. 40. Подъем производства в эпоху распада первобытного общества. 41. Появление избыточного продукта: причины, роль и последствия. 42. Появление новых ХКТ в период распада первобытного общества. 43. Межобщинное разделение труда на заключительных этапах раз-вития первобытного общества и появление торговли. 44. Возникновение частной собственности. 45. Моногамная семья: появление и роль в разложении родовых ин-ститутов. 46. Социальная структура соседской общины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примеры тематики письменных контрольных работ различного типа: Представления о ранних этапах истории в древности и средневековье. Становление истории первобытного общества как науки. Зарубежные, советские и россий-ские школы и направления в изучении ИПО. Реконструкция сообщества древнейших предлюдей, как коллектива охотников и собирателей, использующих примитивные орудия из камня и кости. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. Социальные достижения поздних неандертальцев: погребения, примитивное искусство, взаимопомощь (погребения в пещере Шанидар). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Коллоквиум, кейс-задача, круглый стол (дискуссия), портфолио студента, проект-презентация, доклад (сообщение), творческое задание. Пример: Коллоквиум по теме: Возникновение и особенность расовых типов. Возникновение языка и речи. Творческие мини-проекты: Проблема становления человека современного физического типа. Центры доместикации растений. Деловая игра: Доместикация животных - мифы и реальность. |
Приложения |
Приложение 1.
NEWФОС_СПГ_антИст перв об-ва_46.03.03.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кремлев М.Т. | Историческая социология в 3 ч. Часть 1. Первобытное общество.: Учебное пособие для бакалавров и магистратуры | Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Сост.А.П. Беликов | Первобытное общество: Учебное пособие | СКФУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шер Я.А. | Введение в археологию: учебное пособие | М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». М.: Высш. шк., 1990. 351 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.istmira.com/istoriya-pervobytnogo-obshhestva/ | |||
Э2 | 2. Воронцов Н.Н. Эрнст Геккель и судьбы учения Дарвина // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_717.html | |||
Э3 | 3. Думанов X.М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему. [Электронный ресурс]. Режим доступа: | |||
Э4 | 4. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107022337&archive=1120045855&start_from=&ucat=25& | |||
Э5 | 5. Кабо В. Теоретические проблемы реконструкции первобытности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aboriginals.narod.ru/reconstruction1.htm | |||
Э6 | 6. Кирсанов В. Краткий курс истории антропогенеза, или Сущность и происхождение труда, сознания и языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fisinter.ru/~ain/kvn/krat_kurs.htm | |||
Э7 | 7. Книжный сайт «Мир книг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirknig.com/knigi/history/1181246314-istoriya-pervobytnogo-obshhestva.html | |||
Э8 | 8. Марков Г.Е. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история. Этно-Журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ethnonet.ru/ru/pub/0503-02.html | |||
Э9 | 9. Семёнов Ю. Введение во всемирную историю. Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1036.html | |||
Э10 | 10. Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества М., 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/301498/read; http://scepsis.ru/library/id_1151.html | |||
Э11 | 11. Семёнов Ю. Льюис Генри Морган: легенда и действительность // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1001.html | |||
Э12 | 12. Семёнов Ю.С. П. Толстов как теоретик этнологической и исторической науки // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_192.html | |||
Э13 | 13. Семёнов Ю. Экономическая антропология // Научно-просветительский журнал | |||
Э14 | 14. «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_136.html | |||
Э15 | 15. Семёнов Ю. Возникновение религии и ее первая, исходная форма – магия // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_305.html | |||
Э16 | 16. Семёнов Ю. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_123.html | |||
Э17 | 17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_e/engels_sem00.html | |||
Э18 | Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные | |||
Э19 | и поисковые системы | |||
Э20 | 18. Антропогенез.ру / Каталог находок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antropogenez.ru/location/58/ | |||
Э21 | 19. Археология Европы / Archaeological Resource Guide for Europe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://odur.let.rug.nl | |||
Э22 | 20. Археология. Ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.archaeology.ru/ | |||
Э23 | 21. Археология Алтая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archaeology.ru | |||
Э24 | 22. Наука и жизнь: путешествие к колыбели человечества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/10796/ | |||
Э25 | 23. Неандерталец. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Neanderthaler | |||
Э26 | 24. Палеолит. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org | |||
Э27 | 25. Первобытное искусство: виртуальный музей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vm.kemsu.ru | |||
Э28 | 26. Первобытное искусство и культура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture | |||
Э29 | 27. Плейстоценовые гоминиды. Web – энциклопедия // Портал «Сибирика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_top/encyc16/ | |||
Э30 | 28. «Сибирика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_top/encyc17/ | |||
Э31 | Библиотека портала Антропогенез.ру http://antropogenez.ru/articles/ | |||
Э32 | Марков А. В. «Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии» Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 http://evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm | |||
Э33 | Антропогенез. ру http://antropogenez.ru/ | |||
Э34 | 1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». М.: Высш. шк., 1990. 351 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.istmira.com/istoriya-pervobytnogo-obshhestva/ | |||
Э35 | 2. Воронцов Н.Н. Эрнст Геккель и судьбы учения Дарвина // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_717.html | |||
Э36 | 3. Думанов X.М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему. [Электронный ресурс]. Режим доступа: | |||
Э37 | 4. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107022337&archive=1120045855&start_from=&ucat=25& | |||
Э38 | 5. Кабо В. Теоретические проблемы реконструкции первобытности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aboriginals.narod.ru/reconstruction1.htm | |||
Э39 | 6. Кирсанов В. Краткий курс истории антропогенеза, или Сущность и происхождение труда, сознания и языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fisinter.ru/~ain/kvn/krat_kurs.htm | |||
Э40 | 7. Книжный сайт «Мир книг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirknig.com/knigi/history/1181246314-istoriya-pervobytnogo-obshhestva.html | |||
Э41 | 8. Марков Г.Е. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история. Этно-Журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ethnonet.ru/ru/pub/0503-02.html | |||
Э42 | 9. Семёнов Ю. Введение во всемирную историю. Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1036.html | |||
Э43 | 10. Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества М., 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/301498/read; http://scepsis.ru/library/id_1151.html | |||
Э44 | 11. Семёнов Ю. Льюис Генри Морган: легенда и действительность // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1001.html | |||
Э45 | 12. Семёнов Ю.С. П. Толстов как теоретик этнологической и исторической науки // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_192.html | |||
Э46 | 13. Семёнов Ю. Экономическая антропология // Научно-просветительский журнал | |||
Э47 | 14. «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_136.html | |||
Э48 | 15. Семёнов Ю. Возникновение религии и ее первая, исходная форма – магия // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_305.html | |||
Э49 | 16. Семёнов Ю. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_123.html | |||
Э50 | 17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_e/engels_sem00.html | |||
Э51 | Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные | |||
Э52 | и поисковые системы | |||
Э53 | 18. Антропогенез.ру / Каталог находок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antropogenez.ru/location/58/ | |||
Э54 | 19. Археология Европы / Archaeological Resource Guide for Europe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://odur.let.rug.nl | |||
Э55 | 20. Археология. Ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.archaeology.ru/ | |||
Э56 | 21. Археология Алтая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archaeology.ru | |||
Э57 | 22. Наука и жизнь: путешествие к колыбели человечества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/10796/ | |||
Э58 | 23. Неандерталец. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Neanderthaler | |||
Э59 | 24. Палеолит. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org | |||
Э60 | 25. Первобытное искусство: виртуальный музей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vm.kemsu.ru | |||
Э61 | 26. Первобытное искусство и культура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture | |||
Э62 | 27. Плейстоценовые гоминиды. Web – энциклопедия // Портал «Сибирика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_top/encyc16/ | |||
Э63 | 28. «Сибирика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_top/encyc17/ | |||
Э64 | Библиотека портала Антропогенез.ру http://antropogenez.ru/articles/ | |||
Э65 | Марков А. В. «Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии» Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 http://evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm | |||
Э66 | Антропогенез. ру http://antropogenez.ru/ | |||
Э67 | История первобытного общества | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Хронологически курс "История первобытного общества" (ИПО) охватывает несколько миллионов лет. В этот период произошло становление человека современного физического типа (Homo Sapiens), производительных сил общества, социальных и семейно-брачных структур, сложились основные расовые и антропологические типы, народы и языки. Кроме этого изучение ИПО является своего рода подготовкой к восприятию основных процессов и понятий курсов "Истории древнего мира", "Истории России" (древнейший период), "Основы археологии", "Основы этнологии" и т.д. Исходя из вышесказанного нами определены следующие цели курса ИПО: 1. Создание цельной картины становления и ранней истории человеческого общества. 2. Характеристика развития основных социальных и экономических структур. 3. Возникновение и эволюция духовной жизни общества. Для достижения намеченных целей курса поставлены следующие задачи: 1. Раскрытие этапов и движущих сил антропосоциогенеза; 2. Особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур; 3. Анализ становления и развития духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества; 4. Становление и эволюция семейно-брачных отношений; 5. Сложение и изменение на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной); 6. Хозяйственно-культурные типы общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства. Разработанная программа вполне применима для реализации курса ИПО как на отделении заочного обучения, так и на отделении искусствоведения. В первом случае незначительное сокращение количества часов осуществляется за счет практических занятий и вынесения некоторых тем на самостоятельное изучение (историография ИПО и вопросы открытия ископаемых предков человека); во втором случае из цикла лекций исключаются темы, посвященные духовной жизни первобытного общества, т.к. они изучаются в отдельном курсе. Следует также отметить то, что наполнение конкретным материалом, особенно иллюстрирующим те или иные теоретические положения, может способствовать изучению материалов Алтайского края. Соотнесение разработок и теорий ИПО с региональными необходимо еще и потому, что сейчас в школьном образовании, согласно принятым образовательным стандартам, значительное место уделено изучению регионального компонента. При этом состояние изученности археологических комплексов Алтая вполне позволяет осуществить подобное сочетание. |