МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 197
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 197 197 197 197
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Щетинина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Наталья Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся знаний цифровых технологий и владения цифровыми навыками, необходимыми в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских и практических задач профессиональной деятельности;
ОПК-5.1 Знает современные технологии поиска, обработки и анализа информации с целью включения ее в область профессиональной деятельности
ОПК-5.2 Умеет использовать специализированные базы данных и программные средства с целью выявления и включения необходимой информации для решения профессиональных задач
ОПК-8Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-8.1 Знает современные информационные технологии, обработки и анализа информации с целью включения ее в область профессиональной деятельности
ОПК-8.2 Умеет использовать современные информационные технологии, обработки и анализа информации с целью включения ее в область профессиональной деятельности
ОПК-8.3 Владеет современными информационными технологиями и использует их для решения задач профессиональной деятельности
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные информационно-коммуникационные технологии в сфере профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые приемы и методы информационно-коммуникационных технологий для поиска и обработки информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными прикладными программами в сфере профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерная грамотность
1.1. Применение MC Office в профессиональной деятельности Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Компьютерная грамотность Сам. работа 1 60 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Инструменты и технологии совместной удаленной работы
2.1. Онлайн-сервисы для совместной удаленной работы Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Инструменты и технологии совместной удаленной работы Сам. работа 1 40 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Визуализация и представление информации
3.1. Цифровые способы и средства визуализации и презентации данных Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Визуализация и представление информации Сам. работа 1 50 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Онлайн-коммуникация в профессиональной деятельности
4.1. Социальные сети в профессиональной деятельности Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Онлайн-встречи и конференции Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Онлайн-коммуникация в профессиональной деятельности Сам. работа 1 47 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8852

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли, что цифровая культура характеризуется формированием новых ощущений времени и пространства, новых форм социальной регуляции и способов социального взаимодействия?
А. Верно.
В. Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 2. Социально-гуманитарный аспект в изучении цифровой культуры предполагает:
А. Изучение современного общества.
В. Изучение широких трансформаций, происходящих в связи с распространением цифровых технологий в культуре в целом.
С. Изучение феноменов и артефактов цифровой культуры.
Ответ: В.

Вопрос 3. Верно ли, что цифровая культура находится в постоянной динамике?
А. Неверно.
В. Верно.
Ответ: В.

Вопрос 4. Критерии медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения РФ в 2014 г. были утверждены:
А. Президентом Российской Федерации.
В. Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
С. Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Ответ: С.

Вопрос 5. Информационный взрыв выражается:
А. В содержании информации.
В. В нарушении потоков информации.
С. В неуклонном возрастании объема информации.
Ответ: С.

Вопрос 6. Цифровой след оставляет:
А. Каждый индивид в цифровом обществе.
В. Только активный пользователь социальных сетей.
С. Только владелец цифровой подписи.
Ответ: А.

Вопрос 7. Верно ли, что цифровая образовательная среда предполагает переход на всеобщее дистанционное образование?
А. Верно.
В. Неверно.
Ответ: В.

Вопрос 8. Сколько федеральных проектов входит в структуру национального проекта «Образование»?
А. 5.
В. 2.
С. 10.
Ответ: С.

Вопрос 9. Федеральный проект, направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также на обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, - это:
А. Образование.
В. Цифровая образовательная среда.
С. Цифровая экономика.
Ответ: В.

Вопрос 10. В состав какой национальной программы входит федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»?
А. Цифровая экономика Российской Федерации.
В. Цифровое общество Российской Федерации.
С. Образование.
Ответ: А.

Вопрос 11. Тайм-менеджмент – это:
А. Научная дисциплина, изучающая время.
В. Мобильное приложение – аналог будильника.
С. Технология организации времени и повышения эффективности его использования.
Ответ: С.

Вопрос 12. На какой период рассчитана «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная в мае 2017 г.?
А. На 2017-2024 годы.
В. На 2017-2030 годы.
С. На 2018-2020 годы.
Ответ: В.

Вопрос 13. Организация учебного процесса без взаимодействия в режиме реального времени преподавателя и учащегося – это:
А. Индивидуальное обучение.
В. Домашнее обучение.
С. Асинхронное обучение.
Ответ: С.

Вопрос 14. Автовебинар – это:
А. Запись вебинара, которая проигрывается для новых слушателей по заданному расписанию на основании сценария.
В. Авторский вебинар.
С. Вебинар, в котором участвуют не более 2-х человек.
Ответ: А.

Вопрос 15. Механизм, позволяющий выделить из имеющейся аудитории только целевых пользователей и показать коммуникационное сообщение именно им, называется:
А. Блогинг.
В. Таргетинг.
С. Онлайн-серфинг.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется национальный проект, утвержденный в декабре 2018 г., рассчитанный на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г., целями которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций?
Ответ: Образование.
2. Как называется Всероссийская акция, признанная самой масштабной
в России проверкой знаний в области цифровой грамотности? Акция дает возможность пользователям не только узнать свой уровень цифровых компетенций, но и пройти работу
над ошибками, а также сформировать свою личную стратегию развития недостающих знаний и навыков.
Ответ: Цифровой диктант.
3. Назовите три компонента, из которых состоят существующие методы управления временем.
Ответ: приоритизация, планирование и структурирование.
4. Какой документ определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов?
Ответ: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.
5. Концепция вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека, - это ___________________.
Ответ: Интернет вещей.
6. Общество ______________ - это общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Ответ: знаний.
7. Что такое информационное пространство знаний?
Ответ: информационное пространство, основанное на знаниях.
8. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна: графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию, - это:
Ответ: Инфографика.
9. ___________ мышление – это восприятие мира через короткие яркие образы.
Ответ: Клиповое.
10. Что такое лента времени (timeline)?
Ответ: временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события.
11. Чем знаменит Николас Негропонте?
Ответ: автор понятия «Цифровая экономика».
12. О каком методе идет речь: «Визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями, а также метод, при помощи которого можно структурировать любой материал»?
Ответ: ментальная карта/интеллект-карта/mind map.
13. __________ гражданин – это представитель так называемого поколения Z, социализация которого совпала с эпохой распространения массового Интернета.
Ответ: Цифровой.
14. Для каких целей создана российская платформа Webinar?
Ответ: для проведения вебинаров, онлайн-встреч, конференций и т.п.
15. Что такое «Цифровой след»?
Ответ: данные, которые оставляет пользователь при использовании интернета или цифровых устройств.
16. Назовите два вида цифровых следов.
Ответ: активные и пассивные.
17. Тип многофакторной аутентификации, требующий дополнительный (второй) фактор аутентификации к паролю (первый фактор), - это __________________.
Ответ: Двухфакторная аутентификация.
18. Что такое Кибербуллинг?
Ответ: способы психологического давления, оскорбления, травли в интернете.
19. В чем заключается «Право на забвение?
Ответ: в возможности потребовать от поисковиков удалить свои персональные данные из общего доступа.
20. ____________ – это рассылка электронных писем, сообщений или звонки (чаще рекламного характера) людям, не выражавшим желания их получать.
Ответ: спам.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских и практических задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой библиотеке принадлежит данный адрес: https://www.rsl.ru/ ?
А. Российская государственная библиотека.
В. Научная электронная библиотека.
С. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина.
Ответ: А.

Вопрос 2. Образовательная платформа и интернет-магазин печатных книг и электронных доступов к курсам и учебникам, основанная в 1996 г., - это:
А. РИНЦ.
В. Moodle.
С. Юрайт.
Ответ: С.

Вопрос 3. Как называется портал, посвящённый российской истории и культуре, ядро которого – электронная факсимильная библиотека?
А. РИНЦ.
В. Руниверс.
С. Архивы России.
Ответ: В.

Вопрос 4. Специализированный отраслевой портал, предоставляющий официальную информацию об архивной сфере России, архивных учреждениях, законодательстве и т.п., называется:
А. Руниверс.
В. Архивы России.
С. РИНЦ.
Ответ: В.

Вопрос 5. Что показывает уровень цитируемости статьи в Научной электронной библиотеке eLibrary?
А. Сколько раз на эту статью ссылались другие авторы.
В. Сколько раз автор статьи ссылался на свои работы.
С. Рейтинг статьи в мировом научном сообществе.
Ответ: А.

Вопрос 6. Что необходимо сделать, чтобы результаты поисковой работы в электронных библиотеках не исчезли после окончания работы?
А. Сделать скрин всех страниц поиска.
В. Оплатить сохранение результата.
С. Создать аккаунт и авторизоваться.
Ответ: С.

Вопрос 7. Научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии, повышение цитируемости российской науки и построение инфраструктуры знаний, - это:
А. ELibrary.
В. Руниверс.
С. КиберЛенинка.
Ответ: С.

Вопрос 8. База данных, которая содержит полные тексты книг, диссертаций, журналов, ведомостей, газет или других видов текстовых документов, - это:
А. Библиографическая база данных.
В. Полнотекстовая база данных.
С. Тематическая база данных.
Ответ: В.

Вопрос 9. База данных, которая содержит только библиографические метаданные, включая в некоторых случаях аннотации, - это:
А. Библиографическая база данных.
В. Полнотекстовая база данных.
С. Тематическая база данных.
Ответ: А.

Вопрос 10. Справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации, первая массовая коммерческая справочно-правовая система в России (выпускается с 1990 года) – это:
А. КонсультантПлюс.
В. Гарант.
С. 1С.
Ответ: В.

Вопрос 11. Информационная система – это:
А. Система для обработки информации.
В. Система, передающая информацию по закрытым каналам связи.
С. Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Ответ: С.

Вопрос 12. Доменное имя – это:
А. Название сайта.
В. Обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет".
С. Адрес сайта.
Ответ: В.

Вопрос 13. Действия, методы и процедуры, позволяющие осуществлять отбор определенной информации из массива данных, - это:
А. Информационный поиск.
В. Фильтрация информации.
С. Экспертиза ценности.
Ответ: А.

Вопрос 14. Сузить область поиска информации в поисковых системах электронных библиотек позволяет:
А. Простой поиск.
В. Расширенный поиск.
С. Краткое написание запроса.
Ответ: В.

Вопрос 15. Как называется российский интернет-проект, программно-аппаратный комплекс для проверки текстовых документов на наличие заимствований из открытых источников в сети Интернет и других источников? Его использование рекомендовано в качестве автоматизированного средства борьбы с плагиатом для совершенствования внутреннего контроля качества индивидуальных работ обучающихся, а также в рамках внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения.
А. База заимствований.
В. Проверка заимствований.
С. Антиплагиат.
Ответ: С.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите варианты доступа к полному тексту статьи, найденной в Elibrary?
Ответ: доступ к полному тексту открыт; полный текст доступен на сайте издателя; полный текст доступен по заказу; доступ к полному тексту закрыт.
2. Чем устанавливается порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации?
Ответ: законодательством об архивном деле.
3. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на ________ и ______________.
Ответ: общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа.
4. К какому виду информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен?
Ответ: к общедоступной информации.
5. Требования какого законодательства должны соблюдаться при размещении информации в форме открытых данных в сети "Интернет"?
Ответ: законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
6. Национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая более 11 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 6000 российских журналов, называется __________________.
Ответ: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
7. К какому виду поисковых систем относятся системы, объектом поиска в которых является описание документа и его поисковые данные?
Ответ: документальные.
8. К какому виду поисковых систем относятся системы, объектом поиска в которых являются конкретные сведения, факты?
Ответ: фактографические.
9. Информационные ресурсы – это ________________________.
Ответ: совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
10. Информационный взрыв – это постоянное увеличение _____________ информации в масштабах планеты.
Ответ: скорости и объемов.
11. Что такое Рунет?
Ответ: русскоязычная часть всемирной сети Интернет, часть Всемирной паутины, принадлежащая к национальным доменам.
12. Назовите основные направления в технологии баз данных.
Ответ: теоретическое; прикладное; направление, связанное с созданием программного обеспечения.
13. В коллективе появился новый сотрудник. Как поступить, чтобы добавить его в общий чат коллектива?
Ответ: добавить его телефон в список контактов на своем телефоне, найти этого пользователя в приложении и включить в чат.
14. Что необходимо сделать, чтобы получить полный доступ к функциям портала «Госуслуги»?
Ответ: подтвердить учетную запись одним из указанных способов.
15. Механизм, позволяющий выделить из имеющейся аудитории только целевых пользователей и показать коммуникационное сообщение именно им, называется __________________.
Ответ: таргетинг.
16. Как необходимо обращаться к человеку при ответе на полученное сообщение по электронной почте?
Ответ: так, как он сам представился.
17. Гипертекст – это система из текстовых страниц, имеющих ____________________, составленные как по вертикали, так и по горизонтали.
Ответ: перекрёстные ссылки.
18. Что характерно для клипового мышления?
Ответ: восприятие мира через короткие яркие образы.
19. Информационная система, предназначенная для сбора, обработки, моделирования и анализа пространственных данных, их отображения и использования при решении расчетных задач, называется _______________.
Ответ: геоинформационная система.
20. Как называется электронная библиотека, которая инициировалась и создавалась учреждениями РАН как общедоступный ресурс с целью предоставления пользователям Интернет информации о выдающихся ученых, внесших вклад в развитие российской науки? Библиотека содержит биографии ученых, оцифрованные тексты опубликованных ими наиболее значительных работ, цифровые копии связанных с ними архивных документов и музейных предметов.
Ответ: «Научное наследие России».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. При задании параметров страницы в MS Word устанавливаются:
А. Поля, ориентация и размер страницы.
В. Интервал между абзацами и вид шрифта.
С. Фон и границы страницы, отступ.
Ответ: А.

Вопрос 2. На какую клавишу нужно нажать, чтобы напечатать запятую, когда на компьютере установлен английский алфавит?
А. С русской буквой Б.
В. С русской буквой Ю.
С. С русской буквой Ж.
Ответ: А.

Вопрос 3. Какую клавишу нужно удерживать при копировании разных элементов текста одного документа?
А. Alt.
В. Ctrl.
С. Shift.
Ответ: В.

Вопрос 4. Комбинация клавиш для быстрой вставки элемента в текст:
А. Ctrl + V.
В. Ctrl + C.
С. Ctrl + X.
Ответ: А.

Вопрос 5. Какой ориентации страницы не существует?
А. Книжной.
В. Альбомной.
С. Блокнотной.
Ответ: С.

Вопрос 6. MS Word – это:
А. Текстовый редактор.
В. Электронная таблица.
С. Управление базами данных.
Ответ: А.

Вопрос 7. Microsoft PowerPoint применяется для:
А. Создания и редактирования текстов и рисунков.
В. Для создания таблиц.
С. Для создания презентаций.
Ответ: С.

Вопрос 8. Прикладное программное обеспечение для просмотра страниц, содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов; управления веб-приложениями; а также для решения других задач – это:
А. База данных.
В. Браузер.
С. Проводник.
Ответ: В.

Вопрос 9. Подключение к интернету микроустройств, имплантированных или носимых на человеческом теле, - это:
А. Бодинет.
В. Блокчейн.
С. Нейросеть.
Ответ: А.

Вопрос 10. Генерируемая с помощью компьютера трехмерная среда, с которой пользователь может взаимодействовать, полностью или частично в неё погружаясь, - это:
А. Дополненная реальность.
В. Виртуальная реальность.
С. Параллельная реальность.
Ответ: В.

Вопрос 11. Концепция сети передачи данных между физическими объектами («вещами»), оснащёнными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, - это:
А. Искусственный интеллект.
В. Дополненная реальность.
С. Интернет вещей.
Ответ: С.

Вопрос 12. Инфографика – это:
А. Графический способ подачи сложной информации для облегчения восприятия и публикации.
В. Информирование об изменениях графика работы чего-либо в режиме реального времени.
С. Разновидность электронного календаря.
Ответ: А.

Вопрос 13. Свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека, в современном мире характерно для:
А. Интернета.
В. Виртуальной реальности.
С. Искусственного интеллекта.
Ответ: С.

Вопрос 14. Сочетание всех инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире, - это:
А. Безопасность жизнедеятельности.
В. Цифровая безопасность.
С. Защита информации.
Ответ: В.

Вопрос 15. Презентация – это:
А. Графический документ, имеющий расширение .txt или .pcx.
В. Набор картинок-слайдов на определенную тему, имеющий расширение .ppt.
С. Инструмент, который позволяет создавать картинки-слайды с текстом.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что необходимо выполнить в MS Word для вставки в документ скопированного из интернета текста в таком же формате, как основной текст документа?
Ответ: вставить-специальная вставка-неформатированный текст.
2. Для чего используются инструменты на вкладке «Рецензирование» в MS Word?
Ответ: для совместной работы над документом.
3. Из каких основных элементов состоит презентация PowerPoint?
Ответ: слайды.
4. Как начать показ слайдов в PowerPoint?
Ответ: нажать клавишу F5 на клавиатуре или перейти на вкладку «Показ слайдов» и выбрать нужный вариант.
5. Как сделать так, чтобы при открытии документа MS Excel в нем отображалась актуальная на момент открытия дата?
Ответ: воспользоваться функцией «ТДАТА».
6. При помощи каких инструментов создается сводная таблица и/или сводная диаграмма в MS Excel?
Ответ: Вставка-таблицы-сводная таблица.
7. Что нужно сделать, чтобы при работе в интернете на разных устройствах сохранялись и синхронизировались действия, оформление и настройки браузера?
Ответ: создать учетную запись в браузере и выполнить необходимые настройки оформления и синхронизации.
8. Как настроить быстрый доступ к нужным страницам в интернете?
Ответ: создать закладки этих страниц и поместить их на панель инструментов.
9. Как найти страницу в интернете, посещенную ранее?
Ответ: воспользоваться функцией браузера «История» («Журнал»).
10. Для чего нужен инструмент браузера «Коллекция»?
Ответ: позволяет пользователям сохранять, организовывать и делиться интересными ссылками, текстами, изображениями и видео.
11. Назовите три основных вида облачных технологий.
Ответ: IaaS (инфраструктура как услуга), PaaS (платформа как услуга) и SaaS (программное обеспечение как услуга).
12. Какой инструмент в MS Word позволяет создать письма одинакового содержания для множества адресатов с персональным обращением к каждому и с указанием их должностей, адресов, телефонов и пр.?
Ответ: персонифицированные рассылки.
13. Что необходимо для создания документа, предназначенного для персонифицированной рассылки, кроме общего текста?
Ответ: база данных с необходимой информацией об адресатах в Access, Excel или Outlook.
14. К каким технологиям относятся Гугл-диск, Яндекс-диск, Облако Mail.ru, Dropbox, Apple iCloud и т.п.?
Ответ: к облачным технологиям.
15. Как называется Всероссийская акция, признанная самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности?
Ответ: Цифровой диктант.
16. Визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями, а также метод, при помощи которого можно структурировать любой материал, - это __________________.
Ответ: ментальная карта/интеллект-карта/mind map.
17. Назовите две составляющие двухфакторной аутентификации.
Ответ: 1) логин и пароль; 2) специальный код или второй пароль.
18. К какому виду мошенничества относится реклама на видеохостингах, обещающая оплату за участие в опросах?
Ответ: фишинг.
19. В каких случаях пользователь оставляет активный цифровой след?
Ответ: когда намеренно делится информацией о себе.
20. Что такое пассивный цифровой след?
Ответ: данные, собранные без ведома пользователя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу в форме письменного опроса. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 15.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три основных вида облачных технологий.
Ответ: IaaS (инфраструктура как услуга), PaaS (платформа как услуга) и SaaS (программное обеспечение как услуга).
2. Какой инструмент в MS Word позволяет создать письма одинакового содержания для множества адресатов с персональным обращением к каждому и с указанием их должностей, адресов, телефонов и пр.?
Ответ: персонифицированные рассылки.
3. Что необходимо для создания документа, предназначенного для персонифицированной рассылки, кроме общего текста?
Ответ: база данных с необходимой информацией об адресатах в Access, Excel или Outlook.
4. К каким технологиям относятся Гугл-диск, Яндекс-диск, Облако Mail.ru, Dropbox, Apple iCloud и т.п.?
Ответ: к облачным технологиям.
5. Назовите варианты доступа к полному тексту статьи, найденной в Elibrary?
Ответ: доступ к полному тексту открыт; полный текст доступен на сайте издателя; полный текст доступен по заказу; доступ к полному тексту закрыт.
6. Чем устанавливается порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации?
Ответ: законодательством об архивном деле.
7. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на ________ и ______________.
Ответ: общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа.
8. К какому виду информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен?
Ответ: к общедоступной информации.
9. Требования какого законодательства должны соблюдаться при размещении информации в форме открытых данных в сети "Интернет"?
Ответ: законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
10. Национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая более 11 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 6000 российских журналов, называется __________________.
Ответ: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
11. Назовите два вида цифровых следов.
Ответ: активные и пассивные.
12. Тип многофакторной аутентификации, требующий дополнительный (второй) фактор аутентификации к паролю (первый фактор), - это __________________.
Ответ: Двухфакторная аутентификация.
13. Что такое Кибербуллинг?
Ответ: способы психологического давления, оскорбления, травли в интернете.
14. В чем заключается «Право на забвение?
Ответ: в возможности потребовать от поисковиков удалить свои персональные данные из общего доступа.
15. ____________ – это рассылка электронных писем, сообщений или звонки (чаще рекламного характера) людям, не выражавшим желания их получать.
Ответ: спам.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В., Рябцева, Л.Н. Информационная культура лично-сти в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Советов, Б.Я., Цехановский, В.В. Информационные технологии: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьянов, В.В., Нечипуренко, В.Н. Социология Интернета: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Кравченко, С.А. Социология цифровизации: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровая культура в профессиональной деятельности. URL:https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8852 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Информационно-правовой портал «Гарант» (https://www.garant.ru/)
4. Система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина "Цифровая культура в профессиональной деятельности" является практическим курсом и состоит из лабораторных работ, которые выполняются на аудиторном занятии под руководством преподавателя по расписанию занятий.
Лабораторные работы сгруппированы по 4-м разделам дисциплины и предназначены для получения и оценки навыков практической работы с цифровыми сервисами, технологиями и инструментами в различных аспектах профессиональной деятельности.
Подготовка к лабораторным работам заключается в ознакомлении с методическими рекомендациями, представленными в каждом разделе для самостоятельного изучения.
По результатам работы в семестре – промежуточная аттестация по дисциплине (автоматически). Обязательным условием для получения автоматической оценки студентом является выполнение не менее 50% всех лабораторных работ.
Шкала оценивания:
50%-70% выполненных работ – оценка «удовлетворительно»
71%-90% выполненных работ – оценка «хорошо»
91%-100% выполненных работ – оценка «отлично»