Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История России и всеобщая история |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История_ИРиВИ-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Консультации | 20 | 20 | 20 | 20 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | - формирование у студентов целостного представления об истории мировой культуры; - уяснение специфики культур Востока и Запада и особенностей их взаимодействия в ходе всемирной истории; - знакомство с важнейшими достижениями культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития; - в конечном итоге – формирование у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие мира в прошлом и настоящем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса |
ПК-1.1 | Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах |
ПК-1.3 | Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Ход историко-культурного процесса Особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада), Выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие Ход мирового историко-культурного процесса, особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада; выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие; основные движущие силы и закономерности исторического процесса и истории мировой культуры, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе и формирование культурного наследия; основные направления образовательной деятельности в истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Различать особенности историко-культурного процесса по историческим периодам и регионам; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов мира; оценить роль человека и общества в формировании исторического культурного наследия; использовать знания, полученные в рамках курса история мировой культуры, для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками применения в профессиональной деятельности научных методов историко-культурных исследований; понимать движущие силы и закономерности культурного исторического процесса в разных регионах мира в разные исторические эпохи; владеет специальными знаниями по истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры. | ||||||
1.1. | История мировой культуры: понятие, периодизация, источники и основные исследовательские подходы | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Раздел 2. Культура первобытного общества | ||||||
2.1. | Культура первобытного общества | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Раздел 3. Культура Древнего мира | ||||||
3.1. | Культура Древней Месопотамии | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Культура Малой и Передней Азии | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Культура Древнего Египта | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.5. | Этико-религиозное учение Конфуция | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.6. | Культура Древней Индии | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.7. | Религиозная культура Древней и Средневековой Индии | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.8. | Искусство стран Южной и Восточной Азии | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.9. | Культура Древней Греции | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.10. | Культура Древнего Рима | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Раздел 4. Культура Средневековья | ||||||
4.1. | Арабо-мусульманская культура | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
4.2. | Культура Византии | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
4.3. | Культура средневековой Японии | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
4.4. | Культура Нового времени. Культура европейского Просвещения | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
4.5. | Западноевропейское средневековье как тип культуры | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
4.6. | Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
Раздел 5. Раздел 5. Культура эпохи Возрождения | ||||||
5.1. | Культура Возрождения | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
5.2. | Культура Итальянского и Северного Возрождения | Практические | 2 | 4 | Л2.1 | |
Раздел 6. Раздел 6. Культура Нового времени | ||||||
6.1. | Искусство XVII века | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
6.2. | Масонство, как явление культуры XVIII века | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
6.3. | Основные направления в развитии искусства XIX в. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
Раздел 7. Раздел 7. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. | ||||||
7.1. | Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. | Лекции | 2 | 2 | Л2.1 | |
7.2. | Мода XIX - XX веков, как явление культуры | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
7.3. | Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
7.4. | Искусство XX века: основные понятия, развитие архитектуры, живописи, скульптуры, вклад в мировую культуру, памятники | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1 | |
7.5. | Развитие науки и техники в XX веке | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.1 | |
7.6. | Литература XX века, ее вклад в мировую сокровищницу литературы | Сам. работа | 2 | 20 | Л2.1 | |
7.7. | Зачет | Зачет | 2 | 4 | Л2.1 | |
7.8. | Консультации | 2 | 20 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1.Первоначально письменность в Древнем Египте существовала в виде: а. клинописи; б. иероглифов; в. пиктографии ОТВЕТ: в Вопрос 2.В Древнем Египте скульптурные изображения создавались по ________: а. канону; б. трафарету; в. концепту. ОТВЕТ: а Вопрос 3.Характерной чертой духовной культуры Месопотамии являлся ________: а. политеизм; б. синтоизм; в. дуализм ОТВЕТ: а Вопрос 4.В Древнем Китае сторонники философского учения ________ требовали усилить жесткое административное управление государством а. легизм; б. моизм; в. даосизм ОТВЕТ: а Вопрос 5.Для китайской философии в середине I тыс. до н. э. базовыми системами стали – ________: а. конфуцианство и даосизм; б. дуализм и идеализм; в. синкретизм и дуализм ОТВЕТ: а. Вопрос 6. В Китае в IV–ХI вв. н. э. основное направление литературы – _______: а. поэзия; б. проза; в. эпос; ОТВЕТ: а. Вопрос 7. Во второй половине III тыс. до н.э. в Эламе знаки линейного письма были составлены из комбинаций различных геометрических линий и обозначали _______: а. слог (силлабическое письмо); б. слово (логографическое письмо); ОТВЕТ: а. Вопрос 8. В центре иранской мифологии – учение о борьбе двух антагонистических принципов – ________: а. Добра и Зла; б. Порядка и Хаоса; в. Идеи и Материи; ОТВЕТ: а. Вопрос 9. Этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) качеств – _________: а. Калокагатия б. Мимесис в. Катарсис ОТВЕТ: а Вопрос 10. Понятие «наслаждение» находилось в центре этических взглядов представителей школы ________: а. Эпикурейцев; б. Стоиков; в. Скептиков; ОТВЕТ: а. Вопрос 11. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были: а. птицы; б. звери; в. люди. ОТВЕТ: б Вопрос 12.Чему в Древнем Египте приписывалась магическая сила: а. музыке; б. живописи; в. скульптуре. ОТВЕТ: а. Вопрос 13.Театральное искусство и музыка в Древнем Египте ________: а. использовались для разыгрывания представлений на религиозны темы, считались важной частью религиозной жизни; + б. были частью светской жизни, т.к. считались недойным видом искусства, способными служить на благо религии; в. были присущи только простым жителям Древнего Египта, которые разыгрывали представления и исполняли песни для развлечения; ОТВЕТ: а. Вопрос 14.В основе религии Древнего Египта лежала идея: а. о вечной жизни человека; б. о жизни, смерти и воскрешении человека; в. о том, что загробный мир не существует; ОТВЕТ: а. Вопрос 15.Он был творцом психологической драмы. Основной конфликт в его произведениях – борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий «Медея» и «Федра»: а. Еврипид; б. Аристофан; в. Сафо; ОТВЕТ: а. Вопрос 16.В VIII–VI вв. до н. э. зарождаются греческая историография, а также греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь: а. Апполона; б. Диониса; в. Гермеса; ОТВЕТ: б Вопрос 17.Творцом классической греческой трагедии является________: а. Эсхил; б. Софокл; в. Еврипид; ОТВЕТ: а. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В XIX в. писатели-романтики в Европе разработали новые жанры. Укажите основные их них. Ответ: психологическая повесть, лирическая поэма, баллада. 2. Какой процесс в культуре Западной Европе активно развивался в XIX в.? Ответ: процесс интеграции национальных культурных 3. Музыка занимала особое место в культуре XIX века, это была новая эпоха в эстетическом восприятии действительности, возникали новые формы музыкальной жизни. Какие типы учреждений открывались в это время в Европе? Перечислите. Ответ: филармонические, концертные, театральные учреждения. 4. Какое стилевое направление в XIX в. характеризовалось героизацией, гигантоманией, чрезмерной декоративностью. Ответ: ампир («стиль империи»). 5. В 1848 г. в Англии возникло «братство прерафаэлитов», объединившее художников, не приемлющих академизм. Какие два исторически сложившиеся стиля стали для них основой? Ответ: искусство раннего средневековья и Ренессанса дорафаэлевского времени. 6. Философия__________ пыталась объединить все знания в общую картину мира. В искусстве он проявился в отказе от классицистического и романтического подходов. Искусство должно было стать жизнеподобным. Вставьте пропущенное слово. Ответ: позитивизма 7. XIX в. на первый план выдвинул прозаическую литературу, а конкретно – жанр ______, не гнушавшегося «низкой» действительности. Вставьте пропущенное слово. Ответ: социальный роман 8. Доктрина символизма вливалась в общий поток антипозитивистского движения, стремившегося освободить искусство от _______ , от того, что постигается разумом, а не чувствами. Вставьте пропущенное слово. Ответ: от интеллектуального содержания. 9.Какое движение в искусстве и культуре родилось в 1867 году и получило название по картине Клода Моне «Впечатление». Ответ: Импрессионизм 10. Укажите, какие изменения в жанрах совершили Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камиль Писарро, Огюст Ренуар. Ответ: Они разрушили строгую иерархию жанров в искусстве. 11. Охарактеризуйте основные черты импрессионизма. Ответ: В импрессионизме отсутствуют строгие каноны, это, прежде всего, индивидуальные искания. Основа сложной техники – теория разложения цветов. 12. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и направлений, иные художники в течение своей творческой биографии примыкали к нескольким объединениям. Какое стремление их объединяло? Ответ: подчеркнутое стремление к выражению своей индивидуальности, этим продиктованы поиски новых средств и материалов. 13. После первой посмертной выставки Ван Гога в 1901 г. в Париже группа молодых живописцев во главе с Анри Матиссом объединилась под названием «________». Ответ: «фовисты». 14. __________ - искусство, ставящее своей целью выражение чувств и настроений художника, наибольшее распространение получило в Германии в XX в. Это было социально направленное течение, подпитываемое надеждами решить противоречия эпохи. Вставьте пропущенное слово. Ответ: Экспрессионизм 15. В первом десятилетии XX в. появилось одно из наиболее самобытных течений – _____. Для него характерны деформации, ограниченный круг сюжетов (человеческие фигуры, лица, музыкальные инструменты, натюрморты). Вставьте пропущенное слово. Ответ: кубизм 16. Укажите, где наиболее часто использовалось в XX в. искусство коллажа? Ответ: в картинах фрагментов газет, тканей 17. В работах испанского художника Сальвадора Дали реальные существа и предметы предстают перед зрителем в нереальных сочетаниях, напоминая сны. Какой стиль представляют произведения художника? Ответ: Сюрреализм 18. У истоков абстракционизма в 1910-х гг. одновременно стояли художники в России – _______ и _______; в Голландии – _______. Вставьте пропущенные фамилии. Ответ: Кандинский и Малевич; Пит Мондриан. 19. Приведите основные характеристики абстрактной живописи? Ответ: наименее популярна у широких масс, она не стремится изобразить что-либо существующее, экспериментирует с сочетанием цветов, с геометрическими фигурами. 20. Стилевое направление, возникшее в 1960-х гг. и основная цель которого – создание оптических иллюзий. Самый известный представитель этого течения – венгр Виктор Вазарели. Ответ: оп-арт. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса Вопрос 1.Агонистика – это: а. наука об ораторском искусстве; б. греческий идеал, гармоничное сочетание физических и нравственных достоинств; в. стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии; ОТВЕТ: в Вопрос 2.Парфенон является ярким примером: а. ионического ордера; б. дорического ордера; в. коринфского ордера; ОТВЕТ: б. Вопрос 3.Первым римским поэтом, переводившим на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера, был ________: а. Андроник; б. Вергилий; в. Лукреций; ОТВЕТ: а. Вопрос 4.Кому принадлежит философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции? а. Вергилию; б. Варрону; в. Лукрецию; ОТВЕТ: в. Вопрос 5.Четкая планировка улиц, пересекавших под прямым углом и ориентированных по сторонам света, здания с купольным сводом, возводившихся из клиновидных балок, римские цифры, латинский алфавит, распространённый в большей части Европы и мира, все это было создано: а. римлянами; б. македонянами; в. этрусками; ОТВЕТ: в. Вопрос 6.Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков: а. мостов; б. водопроводов; в. канализаций ОТВЕТ: а. Вопрос 7.Знаменитый труд «Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян» принадлежит: а. Титу Ливию б. Тациту в. Плутарху ОТВЕТ: в. Вопрос 8.Понимание человека как микрокосма характерно для: а. Античности б. Возрождения в. Нового времени г. Современности ОТВЕТ: а. Вопрос 9.Праздник, во время которого отменяются все общепринятые нормы и правила: а. карнавал б. свадьба в. обряд г. инцест ОТВЕТ: а. Вопрос 10.По одной из версий, слово «китч» восходит к английскому выражению: а. «для друзей» б. «для толпы» в. «для успеха» г. «для кухни» ОТВЕТ: г Вопрос 11. К основным особенностям массовой культуры не относится: а. развлекательность б. трудность восприятия в. унифицированность г. экспрессивность ОТВЕТ: б. Вопрос 12. Жанр художественного творчества, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития: а. утопия б. футурология в. антиутопия г. миф ОТВЕТ: г. Вопрос 13.Особенную роль в искусстве манихеев играла: а. миниатюрная живопись б. скульптура в. рельефные изображения ОТВЕТ: а Вопрос 14. Интеллектуальное движение в Европе XII–XIII веков выдвинуло целый ряд крупных мыслителей, что способствовало возникновению и конституированию такой значимой для европейской культуры институции, как: а. монастырь б. университет в. школа ОТВЕТ: б Вопрос 15. ________– учение Фомы Аквинского до сих пор остается официальной доктриной римско-католической церкви а. томизм б. эстетизм в. догматизм ОТВЕТ: а. Вопрос 16. Собрание гимнов индоарийским богам – ________ : а. Ригведа б. Самаведа в. Яджурведа г. Атхарваведа ОТВЕТ: а Вопрос 17. ________ – совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка: а. закон Дхармы б. закон Кришны в. закон Вед ОТВЕТ: а. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Охарактеризуйте основные черты культуры Нового времени. Ответ: опора на разум; потеря церковью доминирующего положения в духовной жизни общества; возрастание роли науки; параллельное развитие нескольких художественных стилей. 2.В Индии ___________ – это первичная вечная и неизменная духовная сущность, которая в процессе саморазвития воплощается и создает весь мир физических тел, включая животных и людей. Ответ: брахман 3. Укажите, в чем заключается историко-культурная ценность храмово-монастырского пещерного комплекса Аджанты в Хайдарабаде? Ответ: росписи храмово-монастырского пещерного комплекса Аджанты в Хайдарабаде – самые ранние из сохранившихся произведений индийской живописи, относящиеся к I или II векам до н. э. 4. ___________ – всеобщий характер, который проявляется в едином мировосприятии, мышлении, образе жизни первобытного человека, который воспринимал себя как органичное целое с природой, животными и в то же время не представлял себя вне коллектива сородичей, практически не разделяя воображаемое и действительное. Вставьте пропущенное слово. Ответ: синкретизм. 5. Какими свойствами в первобытном искусстве характеризовался традиционализм? Ответ: соблюдение установленных стереотипов; следование сложившимся опыту и ценностям 6. Особенностью первобытной культуры было также ________ – система определенных запретов, что определяло правила поведения и стало одной из форм культурной деятельности человека, проявлением морали. Вставьте пропущенное слово. Ответ: табуирование 7. Тотемизм –__________ Ответ: первичная форма религии, поклонение животному, растению, от которого произошел данный род. 8.Анимизм –__________ Ответ: вера в переселение душ, различных духов, окружавших их, одухотворяли природу, животных, растения. 9. К формам магии подберите характеристики действий, например, «подражательная магия (нанесение вреда копии зверя с целью облегчения самой охоты и ее удачного завершения)». -вредоносная магия (___________); -метеорологическая магия (___________); - магия слова (___________). Ответ: вредоносная магия(нанесение порчи); метеорологическая магия (вызов дождя); магия слова (заговоры). 10. Какие культурные формы, характеризующиеся размыванием границ между видами и жанрами искусства, создаются в эпоху постмодерна? Ответ: инсталляция, хэппенинги. 11.У древних египтян статуя усопшего –___________. Вставьте пропущенное слово. Ответ: вместилище «Ка», присутствующее после смерти возле мумии. 12. ___________ – сборник древних священных текстов, записанных на санскрите – индоевропейском языке, которым пользовалось жречество. Вставьте пропущенное слово. Ответ: Веды. 13. XVII век для Англии – время расцвета ее культуры, к середине века Англия становится законодательницей европейских художественных вкусов. Какие идеи становятся господствующими в культурной жизни страны в этот период ? Ответ: идеи просветительского гуманизма и рационализма 14. Укажите, какие взаимосвязи в архитектуре были основными в концепции А. Палладио итальянского архитектора позднего Возрождения? Ответ: взаимосвязь античных и ренессансных традиций архитектуры типы городского дворца, загородной виллы, церковного здания с городской и природной средой. 15.Какие отдельные направления и идеи были развиты в произведениях Джонатана Свифта и Ричарда Бринсли Шеридана? Ответ: писатели резко критиковали пороки и недостатки современного им английского общества. 16. ____________ – официальное господствующее направление в художественной культуре, подчеркивающее силу монархии, аристократии, укрепляющее католицизм. Ответ: Барокко 17. Какие четыре формы духовной музыки занимали ведущее место в иерархии нематериальных ценностей Германии и Австрии в XVIII в.? Ответ: оратории, мессы, сюиты и концерты. 18. В Италии XVIII в. культура развивается в основном в Венеции, сохранившей свою независимость. Венеция – это центр музыкальной и театральной жизни Европы. Укажите, какие виды произведений барокко преобладали в этот период? Ответ: декоративные росписи, алтарные композиции и станковая живопись. 19. Итальянские просветители, как и во всей Европе, своим творчеством утверждают царство Разума. В недрах изысканной поэзии XVIII в. зарождается классицизм. Пьетро Метастазио создал ряд трагедий, превратившихся позже в ___________. Ответ: оперы 20. Стилевые направления художественной культуры XIX в.: 1) Классицизм – первая треть XIX в. 2) __________– первая половина XIX в. 3) Прерафаэлизм – первая половина XIX в. 4) Реализм – середина XIX в. 5) __________– середина XIX в. 6) Салонное искусство – сер. XIX в. Вставьте пропущенные слова. Ответ: Романтизм; Натурализм КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
непредусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова | История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие | АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая | История мировой культуры : учебное пособие | М. : Юнити-Дана, 2015 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | История мировой культуры (для дистанционников, ОЗО и должников) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8107 Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента. Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем. Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: – внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; – найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; – после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; – продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; – продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины. Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |