МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировых религий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-2020,2019,2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 100
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 100 100 100 100
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Татьяна Владимировна;к.и.н., Доцент, Фролов Ярослав Владимирович

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
История мировых религий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - познакомить студентов с историей происхождения религий в широком культурно-историческом контексте: от архаических, этнических до национальных и мировых религий, их генезисом, особенностями, географией распространения.
Задачи курса:
1.Рассмотреть религиоведение как область знания и его основные разделы.
2.Изучить историю религий с древности до настоящего времени.
3.Рассмотреть панораму религиозно-мировоззренческих систем в древности, средневековье, новое и новейшее время.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю происхождения и развития религий в широком культурно-историческом контексте;
главные доктринальные положения национальных и мировых религий, их священные тексты и особенности культа.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно анализировать культурно-исторические особенности национальных и мировых религий;
логично представлять освоенное знание; применять современные теории, обеспечивать межкультурный диалог в обществе;
анализировать причины религиозных конфликтов в истории народов, стран и регионов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. грамотного, диалогического мышления и толерантности ведения диалога с людьми разных религиозных конфессий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общетеоретические подходы
1.1. Введение в курс. «История мировых религий» как научная дисциплина Лекции 3 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Проблема определения понятия «религия» в истории религиоведение. Современные определения религии. Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Классификации религии Сам. работа 3 6 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Типология религиозных организаций Сам. работа 3 8 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Функции религии Сам. работа 3 6 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Присхождение религии и ранние формы религиозных верований Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Архаические, этнические и национальные религии
2.1. Полетеистические религии Древнего мира Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Религиозные воззрения славян Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-1 Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Национальные религии Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-1 Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Мировые религии
3.1. История формирования христианства Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. История формирования ислама Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Происхождение, основные понятия и заповеди буддизма Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Мировые религии Практические 3 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Зачет 3 4 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к зачетному занятию по дисциплине
«История мировых религий»
1. Предмет и структура религиоведения.
2. Подходы к определению понятия «религия».
3. Классификация религий.
4. Типология религиозных организаций.
5. Функции религии.
6. Основные подходы к рассмотрению проблемы происхождения религии.
7. Первобытные религии: тотемизм, фетишизм, анимизм (аниматизм).
8. Первобытные религии: магия, шаманство.
9. Развитие религиозных представлений в Древнем Египте.
10. Религиозные представления в Древней Месопотамии.
12. Эволюция религиозных представлений в Древней Греции.
13. Религия в Древнем Риме.
14. Политеистические воззрения славян.
15. Культы и обряды славян.
16. Историческое развитие иудаизма.
17. Священные книги иудаизма.
18. Основы вероучения иудаизма. Обряды и праздники иудаизма.
19. Религии Индии (индуизм, брахманизм).
20. Религии Индии (джайнизм, сикхизм)
21. Религии Китая (конфуцианство, даосизм).
22. Национальные религии (зороастризм, синтоизм).
23. Священные тексты буддизма. Основы буддийского вероучения.
24. Социально-экономические, политические и этические предпосылки возникновения и становления буддизма.
25. Обрядовая практика буддизма. Культы. Праздники.
26. История формирования ислама.
27. Священные книги. Основы вероучения ислама.
28. Обрядово-повседневная сторона ислама. Религиозные праздники.
29. Основные направления и школы в исламе.
30. Истоки раннего христианства.
31. Основы христианской религии.
32. Священные тексты в христианстве.
33. Основные направления в христианстве и особенности их учений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов;
1. Социально-экономические, политические и этические предпосылки возникновения и становления буддизма.
2. Священные тексты буддизма. Основы буддийского вероучения.
3. Обрядовая практика буддизма. Культы. Праздники.
4. История формирования ислама.
5. Священные книги. Основы вероучения ислама.
6. Обрядово-повседневная сторона ислама. Религиозные праздники.
7. Основы христианской религии.
8. Священные тексты в христианстве.
9. Основные направления в христианстве и особенности их учений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1.Обратитесь к учебным, научным, энциклопедическим изданиям. Выявите и зафиксируйте 3–4 определения понятия «религия». Укажите для каждого понятия ссылки на энциклопедические, учебные и научные издания, источники, в которых оно раскрывается и анализируется. Составьте список литературы и источников, оформить его в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления или ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
Критерии оценивания задания: полнота перечня понятия; правильность оформления ссылок; правильность оформления библиографического списка.
2.Изучите содержание темы «Социальные функции религии» в указанных учебных изданиях:
Лобазова О.Ф. Религиоведение: учебник. М., 2008. С. 34–37.
Павловский В.П., Эриашвили Н.Д. Основы религиоведения: учеб. пособие. М., 2006. С. 17- 20.
Письменно перечислите и кратко охарактеризуйте функции религии.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ИМР.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М., Григоренко А. Ю. История религий: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Элбакян Е.С. История религий : учебник для вузов Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Н. Яблоков. История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии Древнего мира : учебник для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0.
Л2.2 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 2. КНИГА 1. БУДДИЗМ. ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ. ПРАВОСЛАВИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 1. КНИГА 2. РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА. НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - Институт этнологии и антропологии РАН – http: // www.iea.ras.ru/
Э2 - Мировые и национальные религии - http://www.openreality.ru/school/religion/religious-movement/africa/
Э3 - Электронная библиотека «Этноконфессиональное пространство России» - http: //epr.ipil.ru/
Э4 История мировых религий portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучения дисциплины «История мировых религий» преследует цель представления необходимого объема знаний по истории происхождения религий в широком культурно-историческом контексте: от архаических, этнических, до национальных и мировых религий, их генезисом, особенностями, географией распространения.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практическое занятие – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии.
«Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) «История мировых религий» размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2361. В нем размещены материалы, тематически сгруппированные по разделам дисциплины. Вниманию студентов предложен «Словарь терминов и понятий». К нему рекомендуется обращаться для ознакомления с содержанием нового для них термина.
Обозначенные практические задания выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Студентам рекомендуется выполнить работу заново и направить преподавателю на проверку. Задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не засчитываются, как удовлетворительные и должны быть доработаны автором.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад (5–6 печатных листов, шрифт 14 Times New Roman, формат документа Word), подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 10 минут.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией
На зачетное занятие допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 20 минут.