МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-2020,2019,2018
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 202
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 202 202 202 202
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кин, доцент, Иванова Н.П.

Рецензент(ы):
кин, доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории мировой культуры;
- уяснение специфики культур Востока и Запада и особенностей их взаимодействия в ходе всемирной истории;
- знакомство с важнейшими достижениями культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие мира в прошлом и настоящем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ход историко-культурного процесса
Особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада),
Выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие Ход мирового историко-культурного процесса, особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада; выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие;
основные движущие силы и закономерности исторического процесса и истории мировой культуры, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе и формирование культурного наследия;
основные направления образовательной деятельности в истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории
3.2.Уметь:
3.2.1.Различать особенности историко-культурного процесса по историческим периодам и регионам; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов мира;
оценить роль человека и общества в формировании исторического культурного наследия;
использовать знания, полученные в рамках курса история мировой культуры, для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения в профессиональной деятельности научных методов историко-культурных исследований;
понимать движущие силы и закономерности культурного исторического процесса в разных регионах мира в разные исторические эпохи;
владеет специальными знаниями по истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры.
1.1. История мировой культуры: понятие, периодизация, источники и основные исследовательские подходы Лекции 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Культура первобытного общества
2.1. Культура первобытного общества Практические 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Культура Древнего мира
3.1. Культура Древней Месопотамии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.2. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.3. Культура Малой и Передней Азии Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.4. Культура Древнего Египта Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.5. Этико-религиозное учение Конфуция Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.6. Культура Древней Индии Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.7. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.8. Искусство стран Южной и Восточной Азии Сам. работа 2 3 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.9. Культура Древней Греции Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.10. Культура Древнего Рима Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Культура Средневековья
4.1. Арабо-мусульманская культура Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
4.2. Культура Византии Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
4.3. Культура средневековой Японии Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
4.4. Культура Нового времени. Культура европейского Просвещения Сам. работа 2 7 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
4.5. Западноевропейское средневековье как тип культуры Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
4.6. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Культура эпохи Возрождения
5.1. Культура Возрождения Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
5.2. Культура Итальянского и Северного Возрождения Практические 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Культура Нового времени
6.1. Искусство XVII века Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
6.2. Масонство, как явление культуры XVIII века Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
6.3. Основные направления в развитии искусства XIX в. Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре.
7.1. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
7.2. Мода XIX - XX веков, как явление культуры Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
7.3. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
7.4. Искусство XX века: основные понятия, развитие архитектуры, живописи, скульптуры, вклад в мировую культуру, памятники Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
7.5. Развитие науки и техники в XX веке Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
7.6. Литература XX века, ее вклад в мировую сокровищницу литературы Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
7.7. Зачет Зачет 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Первоначально письменность в Древнем Египте существовала в виде:
а. клинописи;
б. иероглифов;
в. пиктографии
ОТВЕТ: в

Вопрос 2.В Древнем Египте скульптурные изображения создавались по ________:
а. канону;
б. трафарету;
в. концепту.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3.Характерной чертой духовной культуры Месопотамии являлся ________:
а. политеизм;
б. синтоизм;
в. дуализм
ОТВЕТ: а

Вопрос 4.В Древнем Китае сторонники философского учения ________ требовали усилить жесткое административное управление государством
а. легизм;
б. моизм;
в. даосизм
ОТВЕТ: а

Вопрос 5.Для китайской философии в середине I тыс. до н. э. базовыми системами стали – ________:
а. конфуцианство и даосизм;
б. дуализм и идеализм;
в. синкретизм и дуализм
ОТВЕТ: а.


Вопрос 6. В Китае в IV–ХI вв. н. э. основное направление литературы – _______:
а. поэзия;
б. проза;
в. эпос;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7. Во второй половине III тыс. до н.э. в Эламе знаки линейного письма были составлены из комбинаций различных геометрических линий и обозначали _______:
а. слог (силлабическое письмо);
б. слово (логографическое письмо);
ОТВЕТ: а.

Вопрос 8. В центре иранской мифологии – учение о борьбе двух антагонистических принципов – ________:
а. Добра и Зла;
б. Порядка и Хаоса;
в. Идеи и Материи;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 9. Этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) качеств – _________:
а. Калокагатия
б. Мимесис
в. Катарсис
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Понятие «наслаждение» находилось в центре этических взглядов представителей школы ________:
а. Эпикурейцев;
б. Стоиков;
в. Скептиков;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были:
а. птицы;
б. звери;
в. люди.
ОТВЕТ: б

Вопрос 12.Чему в Древнем Египте приписывалась магическая сила:
а. музыке;
б. живописи;
в. скульптуре.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 13.Театральное искусство и музыка в Древнем Египте ________:
а. использовались для разыгрывания представлений на религиозны темы, считались важной частью религиозной жизни; +
б. были частью светской жизни, т.к. считались недойным видом искусства, способными служить на благо религии;
в. были присущи только простым жителям Древнего Египта, которые разыгрывали представления и исполняли песни для развлечения;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14.В основе религии Древнего Египта лежала идея:
а. о вечной жизни человека;
б. о жизни, смерти и воскрешении человека;
в. о том, что загробный мир не существует;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15.Он был творцом психологической драмы. Основной конфликт в его произведениях – борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий «Медея» и «Федра»:
а. Еврипид;
б. Аристофан;
в. Сафо;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 16.В VIII–VI вв. до н. э. зарождаются греческая историография, а также греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь:
а. Апполона;
б. Диониса;
в. Гермеса;
ОТВЕТ: б

Вопрос 17.Творцом классической греческой трагедии является________:
а. Эсхил;
б. Софокл;
в. Еврипид;
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В XIX в. писатели-романтики в Европе разработали новые жанры. Укажите основные их них.
Ответ: психологическая повесть, лирическая поэма, баллада.

2. Какой процесс в культуре Западной Европе активно развивался в XIX в.?
Ответ: процесс интеграции национальных культурных

3. Музыка занимала особое место в культуре XIX века, это была новая эпоха в эстетическом восприятии действительности, возникали новые формы музыкальной жизни. Какие типы учреждений открывались в это время в Европе? Перечислите.
Ответ: филармонические, концертные, театральные учреждения.

4. Какое стилевое направление в XIX в. характеризовалось героизацией, гигантоманией, чрезмерной декоративностью.
Ответ: ампир («стиль империи»).

5. В 1848 г. в Англии возникло «братство прерафаэлитов», объединившее художников, не приемлющих академизм. Какие два исторически сложившиеся стиля стали для них основой?
Ответ: искусство раннего средневековья и Ренессанса дорафаэлевского времени.

6. Философия__________ пыталась объединить все знания в общую картину мира. В искусстве он проявился в отказе от классицистического и романтического подходов. Искусство должно было стать жизнеподобным. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: позитивизма

7. XIX в. на первый план выдвинул прозаическую литературу, а конкретно – жанр ______, не гнушавшегося «низкой» действительности. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: социальный роман

8. Доктрина символизма вливалась в общий поток антипозитивистского движения, стремившегося освободить искусство от _______ , от того, что постигается разумом, а не чувствами. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: от интеллектуального содержания.

9.Какое движение в искусстве и культуре родилось в 1867 году и получило название по картине Клода Моне «Впечатление».
Ответ: Импрессионизм

10. Укажите, какие изменения в жанрах совершили Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камиль Писарро, Огюст Ренуар.
Ответ: Они разрушили строгую иерархию жанров в искусстве.

11. Охарактеризуйте основные черты импрессионизма.
Ответ: В импрессионизме отсутствуют строгие каноны, это, прежде всего, индивидуальные искания. Основа сложной техники – теория разложения цветов.

12. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и направлений, иные художники в течение своей творческой биографии примыкали к нескольким объединениям. Какое стремление их объединяло?
Ответ: подчеркнутое стремление к выражению своей индивидуальности, этим продиктованы поиски новых средств и материалов.

13. После первой посмертной выставки Ван Гога в 1901 г. в Париже группа молодых живописцев во главе с Анри Матиссом объединилась под названием «________».
Ответ: «фовисты».

14. __________ - искусство, ставящее своей целью выражение чувств и настроений художника, наибольшее распространение получило в Германии в XX в. Это было социально направленное течение, подпитываемое надеждами решить противоречия эпохи. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: Экспрессионизм

15. В первом десятилетии XX в. появилось одно из наиболее самобытных течений – _____. Для него характерны деформации, ограниченный круг сюжетов (человеческие фигуры, лица, музыкальные инструменты, натюрморты). Вставьте пропущенное слово.
Ответ: кубизм

16. Укажите, где наиболее часто использовалось в XX в. искусство коллажа?
Ответ: в картинах фрагментов газет, тканей

17. В работах испанского художника Сальвадора Дали реальные существа и предметы предстают перед зрителем в нереальных сочетаниях, напоминая сны.
Какой стиль представляют произведения художника?
Ответ: Сюрреализм

18. У истоков абстракционизма в 1910-х гг. одновременно стояли художники в России – _______ и _______; в Голландии – _______. Вставьте пропущенные фамилии.
Ответ: Кандинский и Малевич; Пит Мондриан.

19. Приведите основные характеристики абстрактной живописи?
Ответ: наименее популярна у широких масс, она не стремится изобразить что-либо существующее, экспериментирует с сочетанием цветов, с геометрическими фигурами.

20. Стилевое направление, возникшее в 1960-х гг. и основная цель которого – создание оптических иллюзий. Самый известный представитель этого течения – венгр Виктор Вазарели.
Ответ: оп-арт.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Вопрос 1.Агонистика – это:
а. наука об ораторском искусстве;
б. греческий идеал, гармоничное сочетание физических и нравственных достоинств;
в. стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии;
ОТВЕТ: в

Вопрос 2.Парфенон является ярким примером:
а. ионического ордера;
б. дорического ордера;
в. коринфского ордера;
ОТВЕТ: б.

Вопрос 3.Первым римским поэтом, переводившим на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера, был ________:
а. Андроник;
б. Вергилий;
в. Лукреций;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 4.Кому принадлежит философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции?
а. Вергилию;
б. Варрону;
в. Лукрецию;
ОТВЕТ: в.

Вопрос 5.Четкая планировка улиц, пересекавших под прямым углом и ориентированных по сторонам света, здания с купольным сводом, возводившихся из клиновидных балок, римские цифры, латинский алфавит, распространённый в большей части Европы и мира, все это было создано:
а. римлянами;
б. македонянами;
в. этрусками;
ОТВЕТ: в.

Вопрос 6.Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков:
а. мостов;
б. водопроводов;
в. канализаций
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7.Знаменитый труд «Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян» принадлежит:
а. Титу Ливию
б. Тациту
в. Плутарху
ОТВЕТ: в.

Вопрос 8.Понимание человека как микрокосма характерно для:
а. Античности
б. Возрождения
в. Нового времени
г. Современности
ОТВЕТ: а.

Вопрос 9.Праздник, во время которого отменяются все общепринятые нормы и правила:
а. карнавал
б. свадьба
в. обряд
г. инцест
ОТВЕТ: а.

Вопрос 10.По одной из версий, слово «китч» восходит к английскому выражению:
а. «для друзей»
б. «для толпы»
в. «для успеха»
г. «для кухни»
ОТВЕТ: г

Вопрос 11. К основным особенностям массовой культуры не относится:
а. развлекательность
б. трудность восприятия
в. унифицированность
г. экспрессивность
ОТВЕТ: б.

Вопрос 12. Жанр художественного творчества, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития:
а. утопия
б. футурология
в. антиутопия
г. миф
ОТВЕТ: г.

Вопрос 13.Особенную роль в искусстве манихеев играла:
а. миниатюрная живопись
б. скульптура
в. рельефные изображения
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Интеллектуальное движение в Европе XII–XIII веков выдвинуло целый ряд крупных мыслителей, что способствовало возникновению и конституированию такой значимой для европейской культуры институции, как:
а. монастырь
б. университет
в. школа
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. ________– учение Фомы Аквинского до сих пор остается официальной доктриной римско-католической церкви
а. томизм
б. эстетизм
в. догматизм
ОТВЕТ: а.

Вопрос 16. Собрание гимнов индоарийским богам – ________ :
а. Ригведа
б. Самаведа
в. Яджурведа
г. Атхарваведа
ОТВЕТ: а

Вопрос 17. ________ – совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка:
а. закон Дхармы
б. закон Кришны
в. закон Вед
ОТВЕТ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Охарактеризуйте основные черты культуры Нового времени.
Ответ: опора на разум; потеря церковью доминирующего положения в духовной жизни общества; возрастание роли науки; параллельное развитие нескольких художественных стилей.

2.В Индии ___________ – это первичная вечная и неизменная духовная сущность, которая в процессе саморазвития воплощается и создает весь мир физических тел, включая животных и людей.
Ответ: брахман

3. Укажите, в чем заключается историко-культурная ценность храмово-монастырского пещерного комплекса Аджанты в Хайдарабаде?
Ответ: росписи храмово-монастырского пещерного комплекса Аджанты в Хайдарабаде –
самые ранние из сохранившихся произведений индийской живописи, относящиеся к I или II векам до н. э.

4. ___________ – всеобщий характер, который проявляется в едином мировосприятии, мышлении, образе жизни первобытного человека, который воспринимал себя как органичное целое с природой, животными и в то же время не представлял себя вне коллектива сородичей, практически не разделяя воображаемое и действительное. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: синкретизм.

5. Какими свойствами в первобытном искусстве характеризовался традиционализм?
Ответ: соблюдение установленных стереотипов; следование сложившимся опыту и ценностям

6. Особенностью первобытной культуры было также ________ – система определенных запретов, что определяло правила поведения и стало одной из форм культурной деятельности человека, проявлением морали. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: табуирование

7. Тотемизм –__________
Ответ: первичная форма религии, поклонение животному, растению, от которого произошел данный род.

8.Анимизм –__________
Ответ: вера в переселение душ, различных духов, окружавших их, одухотворяли природу, животных, растения.

9. К формам магии подберите характеристики действий, например, «подражательная магия (нанесение вреда копии зверя с целью облегчения самой охоты и ее удачного завершения)».
-вредоносная магия (___________);
-метеорологическая магия (___________);
- магия слова (___________).
Ответ: вредоносная магия(нанесение порчи); метеорологическая магия (вызов дождя);
магия слова (заговоры).

10. Какие культурные формы, характеризующиеся размыванием границ между видами и жанрами искусства, создаются в эпоху постмодерна?
Ответ: инсталляция, хэппенинги.

11.У древних египтян статуя усопшего –___________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: вместилище «Ка», присутствующее после смерти возле мумии.

12. ___________ – сборник древних священных текстов, записанных на санскрите – индоевропейском языке, которым пользовалось жречество. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: Веды.

13. XVII век для Англии – время расцвета ее культуры, к середине века Англия становится законодательницей европейских художественных вкусов. Какие идеи становятся господствующими в культурной жизни страны в этот период ?
Ответ: идеи просветительского гуманизма и рационализма

14. Укажите, какие взаимосвязи в архитектуре были основными в концепции А. Палладио
итальянского архитектора позднего Возрождения?
Ответ: взаимосвязь античных и ренессансных традиций архитектуры типы городского дворца, загородной виллы, церковного здания с городской и природной средой.

15.Какие отдельные направления и идеи были развиты в произведениях Джонатана Свифта и Ричарда Бринсли Шеридана?
Ответ: писатели резко критиковали пороки и недостатки современного им английского общества.

16. ____________ – официальное господствующее направление в художественной культуре, подчеркивающее силу монархии, аристократии, укрепляющее католицизм.
Ответ: Барокко

17. Какие четыре формы духовной музыки занимали ведущее место в иерархии нематериальных ценностей Германии и Австрии в XVIII в.?
Ответ: оратории, мессы, сюиты и концерты.

18. В Италии XVIII в. культура развивается в основном в Венеции, сохранившей свою независимость. Венеция – это центр музыкальной и театральной жизни Европы. Укажите, какие виды произведений барокко преобладали в этот период?
Ответ: декоративные росписи, алтарные композиции и станковая живопись.

19. Итальянские просветители, как и во всей Европе, своим творчеством утверждают царство Разума. В недрах изысканной поэзии XVIII в. зарождается классицизм. Пьетро Метастазио создал ряд трагедий, превратившихся позже в ___________.
Ответ: оперы

20. Стилевые направления художественной культуры XIX в.:
1) Классицизм – первая треть XIX в.
2) __________– первая половина XIX в.
3) Прерафаэлизм – первая половина XIX в.
4) Реализм – середина XIX в.
5) __________– середина XIX в.
6) Салонное искусство – сер. XIX в.
Вставьте пропущенные слова.
Ответ: Романтизм; Натурализм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
непредусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2139, примеры размещены в приложениии.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 История мировой культуры (для дистанционников, ОЗО и должников) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8107
Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.

Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.