МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Презентация результатов научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 186
индивидуальные консультации 20
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 186 186 186 186
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Владимиров Владимир Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Наталья Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Презентация результатов научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся знаний в области методов подготовки научного текста, особенностей написания научной статьи и тезисов доклада, методов визуального представления данных, а также навыков подготовки и создания презентации результатов исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает принцип историзма и умеет использовать его в своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в сфере своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.3 Владеет навыком решения возникающих в профессиональной деятельности проблем путем рассмотрения их в широком историческом контексте.
ОПК-4Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает основные информационно-коммуникационные технологии в сфере профессиональной деятельности.
ОПК-4.2 Умеет применять базовые приемы и методы информационно-коммуникационных технологий для поиска и обработки информации.
ОПК-4.3 Владеет основными прикладными программами в сфере профессиональной деятельности.
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– принципы анализа и обобщения результатов исследований;
– формы публичного представления научных данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.– анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования;
– представлять полученные результаты исследования в виде научных публикаций, докладов, презентаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– владеть навыками анализа, обобщения и оформления результатов научного исследования;
– владеть навыками публичного представления результатов выполненных научных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы подготовки научного текста
1.1. Основные виды научных текстов Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Организация академического текста Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Особенности написания научной статьи и тезисов доклада Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Аналитический обзор Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Научная рецензия Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Научно-квалификационные работы Консультации 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.7. Кросс-культурные различия в академических текстах Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.8. Подготовка статей в высокорейтинговые журналы Консультации 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.9. Публикационная активность и ее критерии Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Создание презентации результатов научного исследования
2.1. Особенности учебных, научных и деловых презентаций Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Область применения и методы визуального представления данных Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Визуальное представления результатов исследования в среде Microsoft Excel Консультации 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Визуализация для интерпретации полученных результатов исследования Консультации 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Эффективные приемы создания презентации результатов исследования в среде Microsoft Power Point. Сам. работа 2 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Изучение литературы по курсу. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 154 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.4 Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1.Процесс влияния на людей с позиций занимаемой должности называется:
1.формальным лидерством
2.неформальным лидерством
3.руководством
ОТВЕТ:
Вопрос 2.Какое высказывание дает характеристику «Межличностная роль лидера»:
1.формальный руководитель - (лидер играет представительскую роль, являясь своего рода символом организации, выполняет церемониальные обязанности)
2.распространитель ресурсов (решает, кому и что достанется в отделе)
ОТВЕТ: 2
Вопрос 3.Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «лидер»?
1.способность определить место сбоя и принять корректирующие меры
2.умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях
3.быть общительным
4.умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала
ОТВЕТ: 4
Вопрос 4.Власть, построенная на силе личных качеств или способности лидера, является
1.принудительной
2.харизматической
3.экспертной
4.диктаторской
ОТВЕТ: 2
ВОПРОС 5.Харизма - это
1.власть примера
2.власть, основанная на вознаграждении
3.власть, основанная на принуждении
4.экспертная власть
ОТВЕТ: 1
Вопрос 6.Какой вид власти будет наиболее приемлем в исследовательской группе из высококвалифицированных специалистов?
1.традиции
2.харизмы
3.через страх
4.эксперта
ОТВЕТ: 4.
ВОПРОС 7. Корпоративная культура основана:
а) на принятых в обществе формах поведения
б) правилах, определяемых руководством организации
в) разделяемых большинством членов организации убеждениях и ценностях
г) особенностях производства
д) законодательстве.
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 8. В наименьшей степени зависят от национальной культуры следующие концепции менеджмента:
а) трудовая мотивация
б) системный подход к организации
в) подбор персонала
г) отношение к власти
д) стиль лидерства.
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 9. Стресс на рабочем месте требует:
а) устранения
б) поддержания
в) обращения к врачу
г) смены работы
д) регулирования.
ОТВЕТ: д
ВОПРОС 10. Одна из важнейших функций корпоративной культуры - это:
а) укрепление дисциплины
б) формирование благоприятного психологического климата в организации
в) поддержание социальной стабильности в организации
г) правильное распределение вознаграждений
д) создание благоприятного имиджа компании.
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 11. Организационные изменения встречают наибольшее сопротивление вследствии:
а) неправильной последовательности действий
б) консервативности людей
в) внешних обстоятельств
г) недостатка ресурсов для осуществления изменений
д) спешки
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 12. Основным отличием команды от обычной рабочей группы является:
а)наличие лидера
б)размер
в)групповое единомыслие
г)наличие ролевой структуры
д)наличие синергетического эффекта
ОТВЕТ: д
ВОПРОС 13. Любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида - это
1.влияние
2.лидерство
3.власть
4.руководство
ОТВЕТ:1
ВОПРОС 14. Адаптация — этап развития команды, на котором:
1.члены команды обмениваются информацией, знают задачи, не доверяют друг другу
2.члены команды обмениваются информацией, формируют задачи, отношения вежливые и осторожные
3.члены команды обмениваются информацией, знают свои задачи, доверяют друг другу
ОТВЕТ: 2
ВОПРОС 15. Благодаря командам компания становится более
1.инициативной при выборе вариантов решений
2.активной при разработке решений
3.гибкой в принятии решений
4.дисциплинированной при исполнении решений
ОТВЕТ: 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1:
Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Совокупность социальных качеств характеризует человека как _______________.
Ответ личность.

Вопрос 2:
Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Пол человека характеризует его как _______________.
Ответ: индивид.

Вопрос 3:
Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Характер человека определяет его _______________.
Ответ: индивидуальность.

Вопрос 4:
Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Трудовая деятельность человека определяет его _______________.
Ответ: индивидуальность

Вопрос 5:
Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Религия человека характеризует его как _______________.
Ответ: индивидуальность.

Вопрос 6:
Религия, нормы которой положены в основу исламского банкинга, как способа ведения банковской деятельности – это _______________.
Ответ: ислам.

Вопрос 7:
В исламском банкинге, как способе ведения банковской деятельности, запрещено получение дохода в виде_____________.
Ответ: процента

Вопрос 8:
Государство, в котором система пожизненного найма, как форма трудовых отношений с наемными работниками, является основной – это _____________.
Ответ: Япония

Вопрос 9:
За ложное сообщение о террористическом акте установлена _____________ ответственность.
Ответ: уголовная

Вопрос 10:
Глава муниципальной администрации назначил руководителем подведомственного учреждения своего близкого родственника. В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции» он создал ситуацию, которая называется _________
Ответ: конфликт интересов

Вопрос 11:
Как называется заинтересованность государственного служащего, возникающая в рамках конфликта интересов?
Ответ: личная

Вопрос 12:
Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма распространяется на несовершеннолетних лиц, достигшие возраста ____ лет (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 14

Вопрос 13:
Приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности –это ____________.
Ответ: экстремизм

Вопрос 14:
Наказание, назначаемое за совершение проступка, виде денежного взыскания, как правило, в пользу государства – это ______.
Ответ: штраф.

Вопрос 15:
Принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или бездействие) – это ____________.
Ответ: взятка

Вопрос 16:
Перейдя дорогу в неположенном месте, вы нарушили правила дорожного движения. Ваше действие является основанием для привлечения вас к ___________________ ответственности.
Ответ: административной

Вопрос 17:
Множество атрибутов индивида, включая различные аспекты его личности, темперамент, потребности, мотивы и ценности – это ______.
Ответ: личные качества

Вопрос 18:
Способность эффективно выполнять различные виды когнитивной или поведенческой деятельности – это ______.
Ответ: навыки

Вопрос 19:
Способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных – это ________.
Ответ: управление доверием.

Вопрос 20:
Тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей – это _______.
Ответ: лидерство.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Прогностическая функция науки заключается в:
а) формировании у людей научной картины мира;
б) поиске и производстве новых знаний;
в) составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов;
г) в обучении, развитии и воспитании людей.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 2. Какой признак не относится к научному стилю текста:
а) точные, полученные в результате длительных наблюдений, научных экспериментов, анализа литературных источников сведения и факты;
б) Фразеология выражает логические связи между частями высказывания;
в) Большинство прилагательных является частью терминологических выражений;
г) Частое употребление повелительного наклонения.
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 3.Документоведение оперирует документами как объектами, созданными специально для хранения и передачи информации и тем самым определяется связь этой науки с:
а) информатикой;
б) историей;
в) архивоведением;
г) правоведением.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 4. Выберите единственно неверное утверждение:
а) Документоведение – это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности;
б) Объектом документоведения как науки является изучение документооборота в организации;
в) Предметом документоведения является создание научного знания о закономерностях создания и функционирования документов в обществе;
г) Объектом документоведения как науки является комплексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 5. Что включается в научно-справочный аппарат:
а) ссылки
б) приложения
в) иллюстрации
г) диаграммы
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 6. Что не относится к требованиями, предъявляемыми к речи научных произведений:
а) точность
б) ясность
в) краткость
г) эмоциональность
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 7. Какой метод не относится к специальным методам документоведения:
а) научкометрический
б) контент-анализ
в) ретроспективный
г) психолингвистический
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 8. Выберите единственно правильную оформленную библиографическую запись:
а) Бойченко, В. В., Медведенко, Д. В., Палиенк, О. И., Шут А.А. САПФИР 3D: учебное пособие / – Киев, 2017. – 130 с. – URL: http://library.polytech21.ru:81/files/Sapfir.2017.pdf (дата обращения: 07 октября 2019).
б) Ахиезер, А. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко; Фонд «Либеральная миссия». 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое изд-во, 2008. – 464 с.
в) Крылатых Эльмира. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты / Э. Крылатых, Сергей Строков // Ежедневное аграрное обозрение: интернет-портал. – URL: http://agroobzor.ru/article/a-371.html (дата обращения: 25.06.2019).
г) Без автора. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо. – 2020. – 64 с.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 9. Выберите единственно неверное утверждение:
а) Список использованной литературы является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы;
б) Список использованной литературы помещается в начале основного текста работы;
в) Список использованной литературы позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в
г) Список использованной литературы представляет самостоятельную ценность, так как может служить справочным аппаратом для других исследователей.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 10. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
а) экстраполяция
б) контент-анализ
в) ретроспективный
г) анализ
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 11. Вспомогательный текст, примечание, помещаемый под основным текстом на полосе – это:
а) ссылка
б) сноска
в) источник
г) таблица
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 12. Укажите правильный план группировки списка литературы и источников:
а) неопубликованные источники, опубликованные источники, отечественные издания, зарубежные издания
б) отечественные издания, зарубежные издания, неопубликованные источники, опубликованные источники
в) опубликованные источники, отечественные издания, зарубежные издания, неопубликованные источники
г) неопубликованные источники, опубликованные источники, зарубежные издания, отечественные издания
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 13. Выберите единственно верное утверждение:
а) науки и научные дисциплины развиваются автономно, исключая взаимодействие по разным направлениям;
б) одной из важных закономерностей развития науки выступает усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания;
в) Документоведение изучает документ как предмет на теоретическом уровне, не обращаясь к практическому подходу;
г) Объектом документоведения как науки является изучение документооборота в организации.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется:
а) формирование у людей научной картины мира
б) определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества
в) составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов
г) поиске и производстве новых знаний
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 15. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
ОТВЕТ:в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки».
ОТВЕТ: Научный факт

ВОПРОС 2:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями».
ОТВЕТ: Научная проблема

ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
ОТВЕТ: Принцип историзма

ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность.
ОТВЕТ: Принцип объективности

ВОПРОС 5: Дайте определение документоведению как науке.
ОТВЕТ: Это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их деятельности.

ВОПРОС 6: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов
ОТВЕТ: метод формулярного анализа

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний
ОТВЕТ: контент-анализ

ВОПРОС 8: Определите автора высказывания: «Каждый человек принадлежит классу, и когда он пишет, то делает это с классовой позиции»
ОТВЕТ: Карл Маркс

ВОПРОС 9: Перечислите принципы построения историографического очерка
ОТВЕТ: Хронологический; Проблемный (тематический); Проблемно-хронологический

ВОПРОС 10: Вставьте пропущенное слово: «комплексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени относится к ___________ документоведения».
ОТВЕТ: объекту

ВОПРОС 11:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области».
ОТВЕТ: Теория

ВОПРОС 12:Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ: законодательные, делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым.
ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости

ВОПРОС 14: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа.
ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность.

ВОПРОС 15: Перечислите методы, применяемые в документоведении:
ОТВЕТ: Библиографический, контент-анализ, метод структурной лингвистики, метод унификации и стандартизации документов, метод формулярного анализа, метод экспертных оценок ценности документов, наукометрический метод, психолингвистический метод.

ВОПРОС 16: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации
ОТВЕТ: наукометрический метод

ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения
ОТВЕТ: метод редукции

ВОПРОС 18: Определите автора высказывания: «писать без гнева и пристрастия»
ОТВЕТ: Цицерон

ВОПРОС 19: Перечислите науки, с которыми связано документоведение.
ОТВЕТ: История, экономика, архивоведение, источниковедение, информатика.

ВОПРОС 20: Дайте определение принципу историзма.
ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Центрами зарождения методики архивного дела в средневековой Франции можно считать:
А. Монастыри и Сокровищницу хартий.
В. Муниципальные архивы.
С. Архивы научных учреждений.
Ответ: А.
Вопрос 2. Первые учетные документы во французском архивном деле появились:
А. В королевских архивах.
В. В монастырских архивах.
С. В муниципальных архивах.
Ответ: В.
Вопрос 3. Первые описи королевских архивов Франции появляются в:
А. XIV в.
В. XI в.
С.XIX в.
Ответ: А.
Вопрос 4. Аппариторы – это:
А. Архивисты Франции.
В. Служащие государственного архива в Древнем Риме (Табулярия).
С. Хранители документов в архивах Древнего Востока.
Ответ: В.
Вопрос 5. Государственный архив Афинского полиса располагался в древнем храме «матери богов», который назывался:
А. Эрарий.
В. Табулярий.
С. Метроон.
Ответ: С.
Вопрос 6. Учреждение, являющееся крупнейшим центром хранения рукописных материалов США, - это:
А. Библиотека Конгресса США.
В. Национальная библиотека.
С. Архив президента Ф. Рузвельта.
Ответ: А.
Вопрос 7. Школа Хартий для подготовки архивистов была создана:
А. В Нидерландах.
В. Во Франции.
С. В Великобритании.
Ответ: В.
Вопрос 8. В каком периоде в истории зарубежных архивов функции хранения и использования документов были равнозначны друг другу?
А. В период методического архивоведения.
В. В период практического архивоведения.
С. В период научного архивоведения.
Ответ: А.
Вопрос 9. Национальный архив США был образован в:
А. 1881 г.
В. 1801 г.
С. 1934 г.
Ответ: С.
Вопрос 10. С объединением Германии в 1990 г. архивы бывшей ГДР:
А. Вошли в состав Рейхсархива.
В. Вошли в структуру Федерального архива.
С. Были ликвидированы.
Ответ: В.
Вопрос 11. Особенность архивного дела современной Германии заключается:
А. В наличии системы так называемых промежуточных архивов.
В. В отсутствии архива федерального уровня.
С. В жесткой централизации управления архивным делом.
Ответ: А.
Вопрос 12. Ведомство правительства Великобритании, не являющееся министерством или его частью и напрямую не подотчетное какому-либо министру, которое хранит официальные британские архивы за тысячу лет, - это:
А. Департамент по информационным технологиям, культуре, средствам массовой информации и спорту.
В. Парламент.
С. Национальный архив.
Ответ: С.
Вопрос 13. В Парламентских архивах Великобритании сохраняются:
А. Документы палаты лордов и палаты общин.
В. Документы местных сообществ.
С. Личные документы чиновников.
Ответ: А.
Вопрос 14. В 1975 г. управление архивами Италии наряду с музеями и библиотеками было возложено на:
А. Центральный государственный архив Италии.
В. Министра внутренних дел.
С. Министерство наследия культуры и окружающей среды.
Ответ: С.
Вопрос 15. Какой архив осуществляет деятельность по хранению и использованию документов, касающихся управления католической церковью? Документальное наследие этого архива охватывает около 12 веков и состоит из более чем 600 архивных коллекций.
А. Архив Римских пап.
В. Ватиканский секретный архив.
С. Главный католический архив Рима.
Ответ: В.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три периода в истории развития архивов зарубежных стран, сформулированные Е.В. Старостиным.
Ответ: практическое, методическое и научное архивоведение.
2. Назовите основные типы архивов в государствах Древнего мира.
Ответ: царские (дворцовые) архивы, жреческие (храмовые) архивы, частные архивы, архивы-библиотеки.
3. Какие архивы периода Средних веков отличались плохой сохранностью документов из-за отсутствия постоянных резиденций у их создателей и владельцев?
Ответ: королевские архивы.
4. Какую функцию выполняли архивы в период практического архивоведения?
Ответ: хранение документов.
5. Как называлась крупнейшая библиотека в Древней Греции, являвшаяся также и хранилищем научных документов?
Ответ: Александрийская.
6. Назовите основные места хранения научных и технических документов в Средневековой Европе.
Ответ: церковные архивы и библиотеки, городские архивы и библиотеки, университетские архивы-библиотеки, специализированные исследовательские учреждения, личные архивы ученых.
7. В какой период развития архивного дела функция хранения документов и функция использования документов были равнозначны в деятельности архивов?
Ответ: в период методического архивоведения.
8. Как назывался архив, созданный во Франции для сохранения документов по истории революции?
Ответ: архив Национального собрания/Национальный архив.
9. В какой стране был впервые провозглашен принцип публичности государственных архивов?
Ответ: во Франции.
10. Архивисты какой страны впервые сформулировали положение о том, что в основе организации фонда должна лежать история учреждения?
Ответ: Голландии/Нидерландов.
11. Назовите первого архивиста Франции в годы Великой Французской революции.
Ответ: А.Г. Камю (Камюз).
12. Назовите основные черты, которые были присущи архивам Франции накануне Великой Французской революции.
Ответ: раздробленность, многочисленность, отсутствие взаимодействия.
13. Какие архивы Европы в период раннего Средневековья были наиболее богаты документами и отличались хорошей сохранностью?
Ответ: архивы религиозных учреждений.
14. Для какого периода в развитии архивного дела характерно преобладание функции использования документов в работе архивов?
Ответ: период научного архивоведения.
15. Обозначьте основные новые черты развития архивного дела в Европе в XIX веке.
Ответ: 1. Архивоведение оформляется в науку. Начинается преподавание архивного дела в учебных заведениях. 2. Появляются национальные архивные школы. 3. Резкий рост количества и разновидностей технической документации, для хранения которой создаются специальные архивы.
16. Какие национальные архивные школы (течения) сформировались в XIX в Европе?
Ответ: французская, итальянская, немецкая, голландская.
17. Архивное дело какого государства испытало наибольшее влияние французского архивоведения в XIX веке?
Ответ: Бельгии.
18. В организации архивного дела каких стран произошли наиболее значительные изменения после I мировой войны?
Ответ: стран Восточной Европы.
19. О какой стране идет речь: «Среди государств Европы, образованных после I мировой войны, большое документальное наследие было у ___________. Наследие это было очень разнородно по своему составу и организации, т.к. после войны эта страна сложилась из территорий, входивших до войны в разные государства и носивших печать организации архивного дела в этих странах»?
Ответ: Польша.
20. На территории каких немецких земель действовали крупные учебные заведения для подготовки архивистов во второй половине XIX-начале ХХ вв.?
Ответ: Пруссия и Бавария.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных?
а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных
б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий
в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных
г) да, хотя таких случаев немного, но они есть
Ответ: г
2. Термин «Data Science» обозначает:
а) науку о данных
б) статистический анализ данных
в) научные данные
г) большие данные
Ответ: а
3. Термин «Big Data» обозначает:
а) гуманитарные данные
б) большие данные
в) естественнонаучные данные
г) метаданные
Ответ: б
4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся:
а) только подготовкой данных для анализа
б) только обработкой данных
в) только интерпретацией результатов обработки
г) всеми упомянутыми операциями
Ответ: г
5. Что не входит в науку о данных?
а) классическая математическая статистика
б) системное программирование
в) статистический анализ данных
г) интеллектуальный анализ данных
Ответ: б
6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу?
а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума
б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными
в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты
г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга
Ответ: в
7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека?
а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора
б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни
в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей
г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний
Ответ: г
8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует?
а) числовой формат
б) буквенный формат
в) графический формат
г) тестовый формат
Ответ: б
9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных?
а) защита данных
б) сортировка данных
в) фильтрация данных
г) формализация данных
Ответ: а
10. Манипулирование данными – это:
а) сознательная фальсификация данных
б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным
в) некорректная обработка данных
г) неправильная интерпретация результатов исследования
Ответ: б
11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это:
а) мультимедийные данные
б) метаданные
в) качественные данные
г) количественные данные
Ответ: в
12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных?
а) числовые данные
б) текстовые данные
в) двоичные данные
г) первичные данные
Ответ: г
13. Гаджет – это:
а) любое цифровое устройство
б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью
в) набор домашней бытовой техники
г) суперкомпьютер
Ответ: б
14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция?
а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет
б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях
в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение
г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние
Ответ: г
15. Информационный взрыв – это:
а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях
б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе
в) всеобщее распространение грамотности
г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________.
Ответ: информатика
2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика.
Ответ: социальная
3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________.
Ответ: технологиями
4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными.
Ответ: потоковыми
5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________.
Ответ: метаданными
6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных.
Ответ: формализацией
7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных.
Ответ: фильтрацией
8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных.
Ответ: сортировкой
9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных.
Ответ: архивированием
10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________.
Ответ: ресурсами
11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных
Ответ: базой
12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________.
Ответ: записью
13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью.
Ответ: реляционной
14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой.
Ответ: информационной
15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________.
Ответ: компьютер
16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______.
Ответ: сетью
17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных.
Ответ: форматом
18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными.
Ответ: динамическими
19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными.
Ответ: количественными
20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными.
Ответ: структурированными
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
Л1.3 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Н. Сафронова, А.М. Тимофеева Основы научных исследований : учебное пособие: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Открытый образовательный портал АлтГУ public.edu.asu.ru
Э2 Журнал «Историческая информатика» (2012-2016 гг.) kleio.asu.ru
Э3 Журнал «Историческая информатика» (2017-2018 гг.) nbpublish.com
Э4 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э5 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э6 Интернет-журнал для тех, кто учится http://советстуденту.рф/nauka/
Э7 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э8 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся знаний в области методов подготовки научного текста, особенностей написания научной статьи и тезисов доклада, методов визуального представления данных, а также навыков подготовки и создания презентации результатов исследования.
С общей целью тесно связана основная практическая задача, решаемая учебной дисциплиной, – подготовка студентов к осмыслению основ написания, оформления и презентации любых творческих работ, а как итог – и выпускной квалификационной работы.
На основе изучения курса осуществляется формирование двух универсальных (УК-3, УК-6) и двух общепрофессиональных (ОПК-1, ОПК-4) компетенций.
Курс завершается экзаменом, во время которого студент отвечает на два вопроса и показывает знания и умения, связанные с практикой написания и презентации научной работы.