МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Всеобщая история архивов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 107
индивидуальные консультации 20
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 107 107 107 107
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., Зам. нач., Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Всеобщая история архивов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение знаний по проблемам накопления и становления систем хранения документов в условиях тех или иных государственных форм, эволюции хозяйственной и сословной жизни, истории общественной мысли и культуры в зарубежных странах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела
ПК-2.1 Знает специфику научноисследовательской работы в сфере архивного дела.
ПК-2.2 Умеет вести поиск информации в архивах на основе знаний архивной эвристики.
ПК-2.3 Применяет возможности научно-справочного аппарата архивов в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.— основные этапы в развитии архивного дела за рубежом;
— историю и формы международного сотрудничества архивистов.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.— владения базовыми понятиями и определениями архивоведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть.
1.1. Основные источники по истории архивов. Возникновение и значение термина «архив». Дискуссия о первичности существования: «архив», «библиотека», «архив-библиотека». Периодизация всеобщей истории архивного дела. Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основная часть.
2.1. Архивы Древнего мира и Античности. Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Становление архивного дела в Средние века. Сам. работа 2 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Архивы и архивное дело в странах Европы в период Нового времени. Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Архивы и архивное дело в Европе в XX – начале XXI вв. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Организация архивного дела в странах Америки и Австралии XX – начале XXI вв. Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Организация архивного дела в странах Америки и Австралии XX – начале XXI вв. Консультации 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
2.7. Международное архивное сотрудничество. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Изучение литературы и нормативно-правовой базы. подготовка к практическим занятиям. подготовка к итоговой аттестации. Сам. работа 2 37 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Экзамен 2 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности
ОПК-1.1. Знает принцип историзма и умеет использовать его в своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.2. Умеет применять результаты источниковедческой критики в сфере своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.3. Владеет навыком решения возникающих в профессиональной деятельности проблем путем рассмотрения их в широком историческом контексте.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Центрами зарождения методики архивного дела в средневековой Франции можно считать:
А. Монастыри и Сокровищницу хартий.
В. Муниципальные архивы.
С. Архивы научных учреждений.
Ответ: А.

Вопрос 2. Первые учетные документы во французском архивном деле появились:
А. В королевских архивах.
В. В монастырских архивах.
С. В муниципальных архивах.
Ответ: В.

Вопрос 3. Первые описи королевских архивов Франции появляются в:
А. XIV в.
В. XI в.
С.XIX в.
Ответ: А.

Вопрос 4. Аппариторы – это:
А. Архивисты Франции.
В. Служащие государственного архива в Древнем Риме (Табулярия).
С. Хранители документов в архивах Древнего Востока.
Ответ: В.

Вопрос 5. Государственный архив Афинского полиса располагался в древнем храме «матери богов», который назывался:
А. Эрарий.
В. Табулярий.
С. Метроон.
Ответ: С.

Вопрос 6. Учреждение, являющееся крупнейшим центром хранения рукописных материалов США, - это:
А. Библиотека Конгресса США.
В. Национальная библиотека.
С. Архив президента Ф. Рузвельта.
Ответ: А.

Вопрос 7. Школа Хартий для подготовки архивистов была создана:
А. В Нидерландах.
В. Во Франции.
С. В Великобритании.
Ответ: В.

Вопрос 8. В каком периоде в истории зарубежных архивов функции хранения и использования документов были равнозначны друг другу?
А. В период методического архивоведения.
В. В период практического архивоведения.
С. В период научного архивоведения.
Ответ: А.

Вопрос 9. Национальный архив США был образован в:
А. 1881 г.
В. 1801 г.
С. 1934 г.
Ответ: С.

Вопрос 10. С объединением Германии в 1990 г. архивы бывшей ГДР:
А. Вошли в состав Рейхсархива.
В. Вошли в структуру Федерального архива.
С. Были ликвидированы.
Ответ: В.

Вопрос 11. Особенность архивного дела современной Германии заключается:
А. В наличии системы так называемых промежуточных архивов.
В. В отсутствии архива федерального уровня.
С. В жесткой централизации управления архивным делом.
Ответ: А.

Вопрос 12. Ведомство правительства Великобритании, не являющееся министерством или его частью и напрямую не подотчетное какому-либо министру, которое хранит официальные британские архивы за тысячу лет, - это:
А. Департамент по информационным технологиям, культуре, средствам массовой информации и спорту.
В. Парламент.
С. Национальный архив.
Ответ: С.

Вопрос 13. В Парламентских архивах Великобритании сохраняются:
А. Документы палаты лордов и палаты общин.
В. Документы местных сообществ.
С. Личные документы чиновников.
Ответ: А.

Вопрос 14. В 1975 г. управление архивами Италии наряду с музеями и библиотеками было возложено на:
А. Центральный государственный архив Италии.
В. Министра внутренних дел.
С. Министерство наследия культуры и окружающей среды.
Ответ: С.

Вопрос 15. Какой архив осуществляет деятельность по хранению и использованию документов, касающихся управления католической церковью? Документальное наследие этого архива охватывает около 12 веков и состоит из более чем 600 архивных коллекций.
А. Архив Римских пап.
В. Ватиканский секретный архив.
С. Главный католический архив Рима.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три периода в истории развития архивов зарубежных стран, сформулированные Е.В. Старостиным.
Ответ: практическое, методическое и научное архивоведение.
2. Назовите основные типы архивов в государствах Древнего мира.
Ответ: царские (дворцовые) архивы, жреческие (храмовые) архивы, частные архивы, архивы-библиотеки.
3. Какие архивы периода Средних веков отличались плохой сохранностью документов из-за отсутствия постоянных резиденций у их создателей и владельцев?
Ответ: королевские архивы.
4. Какую функцию выполняли архивы в период практического архивоведения?
Ответ: хранение документов.
5. Как называлась крупнейшая библиотека в Древней Греции, являвшаяся также и хранилищем научных документов?
Ответ: Александрийская.
6. Назовите основные места хранения научных и технических документов в Средневековой Европе.
Ответ: церковные архивы и библиотеки, городские архивы и библиотеки, университетские архивы-библиотеки, специализированные исследовательские учреждения, личные архивы ученых.
7. В какой период развития архивного дела функция хранения документов и функция использования документов были равнозначны в деятельности архивов?
Ответ: в период методического архивоведения.
8. Как назывался архив, созданный во Франции для сохранения документов по истории революции?
Ответ: архив Национального собрания/Национальный архив.
9. В какой стране был впервые провозглашен принцип публичности государственных архивов?
Ответ: во Франции.
10. Архивисты какой страны впервые сформулировали положение о том, что в основе организации фонда должна лежать история учреждения?
Ответ: Голландии/Нидерландов.
11. Назовите первого архивиста Франции в годы Великой Французской революции.
Ответ: А.Г. Камю (Камюз).
12. Назовите основные черты, которые были присущи архивам Франции накануне Великой Французской революции.
Ответ: раздробленность, многочисленность, отсутствие взаимодействия.
13. Какие архивы Европы в период раннего Средневековья были наиболее богаты документами и отличались хорошей сохранностью?
Ответ: архивы религиозных учреждений.
14. Для какого периода в развитии архивного дела характерно преобладание функции использования документов в работе архивов?
Ответ: период научного архивоведения.
15. Обозначьте основные новые черты развития архивного дела в Европе в XIX веке.
Ответ: 1. Архивоведение оформляется в науку. Начинается преподавание архивного дела в учебных заведениях. 2. Появляются национальные архивные школы. 3. Резкий рост количества и разновидностей технической документации, для хранения которой создаются специальные архивы.
16. Какие национальные архивные школы (течения) сформировались в XIX в Европе?
Ответ: французская, итальянская, немецкая, голландская.
17. Архивное дело какого государства испытало наибольшее влияние французского архивоведения в XIX веке?
Ответ: Бельгии.
18. В организации архивного дела каких стран произошли наиболее значительные изменения после I мировой войны?
Ответ: стран Восточной Европы.
19. О какой стране идет речь: «Среди государств Европы, образованных после I мировой войны, большое документальное наследие было у ___________. Наследие это было очень разнородно по своему составу и организации, т.к. после войны эта страна сложилась из территорий, входивших до войны в разные государства и носивших печать организации архивного дела в этих странах»?
Ответ: Польша.
20. На территории каких немецких земель действовали крупные учебные заведения для подготовки архивистов во второй половине XIX-начале ХХ вв.?
Ответ: Пруссия и Бавария.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу в форме письменного опроса. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 10.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три периода в истории развития архивов зарубежных стран, сформулированные Е.В. Старостиным.
Ответ: практическое, методическое и научное архивоведение.
2. Назовите основные типы архивов в государствах Древнего мира.
Ответ: царские (дворцовые) архивы, жреческие (храмовые) архивы, частные архивы, архивы-библиотеки.
3. Какие архивы периода Средних веков отличались плохой сохранностью документов из-за отсутствия постоянных резиденций у их создателей и владельцев?
Ответ: королевские архивы.
4. Какую функцию выполняли архивы в период практического архивоведения?
Ответ: хранение документов.
5. Как называлась крупнейшая библиотека в Древней Греции, являвшаяся также и хранилищем научных документов?
Ответ: Александрийская.
6. Назовите основные места хранения научных и технических документов в Средневековой Европе.
Ответ: церковные архивы и библиотеки, городские архивы и библиотеки, университетские архивы-библиотеки, специализированные исследовательские учреждения, личные архивы ученых.
7. В какой период развития архивного дела функция хранения документов и функция использования документов были равнозначны в деятельности архивов?
Ответ: в период методического архивоведения.
8. Как назывался архив, созданный во Франции для сохранения документов по истории революции?
Ответ: архив Национального собрания/Национальный архив.
9. В какой стране был впервые провозглашен принцип публичности государственных архивов?
Ответ: во Франции.
10. Архивисты какой страны впервые сформулировали положение о том, что в основе организации фонда должна лежать история учреждения?
Ответ: Голландии/Нидерландов.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Архивы России» - www.rusarchives.ru
Э2 ссылки на сайты зарубежных архивов - www.rusarchives.ru
Э3 Библиотеки и архивы Канады - www.collectionscanada.gc.ca
Э4 Администрация национальных архивов и документации (National Archives and Records Administration) - www.archives.gov
Э5 Национальный архив Великобритании (The National Archives of Great Britain) - www.nationalarchives.gov.uk
Э6 Федеральный архив (Bundesarchiv - Federal Archives) - bundesarchiv.de
Э7 Курс в Moodle "Всеобщаяя история архивов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории зарубежных архивов во взаимосвязи с всеобщей историей. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Итоговый тест по темам учебной дисциплины: состоит из 35-ти вопросов по всем разделам. Продолжительность тестирования: 40 минут.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.