МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация работы с обращениями граждан

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 48
индивидуальные консультации 50
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 48 48 48 48
Консультации 50 50 50 50
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация работы с обращениями граждан

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение исторических и современных аспектов технологии делопроизводства и организации работы по заявлениям, обращениям и жалобам граждан.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен применять теоретические знания для решения поставленных задач в области документоведения и архивоведения;
ОПК-3.1 Владеет теоретическими знаниями для решения поставленных задач в научно-исследовательской, организационноуправленческой и проектной деятельности.
ОПК-3.2 Умеет применять теоретические знания в области документоведения и архивоведения для решения поставленных в профессиональной сфере задач.
ОПК-3.3
ОПК-5Способен самостоятельно работать с различными источниками информации и применять основы информационно-аналитической деятельности при решении профессиональных задач.
ОПК-5.1 Знает основы информационной культуры для работы с различными видами документов, в том числе электронных.
ОПК-5.2 Умеет осуществлять анализ данных при решении профессиональных задач.
ОПК-5.3 Владеет навыками документной и архивной эвристики.
ПК-3Способен к организационному и документационному обеспечению деятельности учреждений и организации различных форм собственности
ПК-3.1 Умеет документировать деятельность учреждений и организации различных форм собственности.
ПК-3.2 Умеет вести документооборот организации, в том числе с использованием систем электронного документооборота.
ПК-3.3 Владеет современными тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления.
УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательные и нормативные акты, регламентирующие работу с обращениями граждан;
основные требования, этапы и особенности работы с обращениями граждан;
передовой опыт работы различных структур в области работы с обращениями граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно организовать работу с данной категорией документов;
классифицировать обращения;
составлять и оформлять ответные на обращения документы в соответствии с правилами;
проектировать инструкции, регламентирующие порядок работы с заявлениями, жалобами, предложениями граждан.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации работы с обращениями граждан;
составления и оформления письменных ответов на обращения граждан в соответствии с правилами;
работы с запросами населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Система государственного и муниципального управления
1.1. Содержание и задачи курса. Источники изучения курса. Система государственного и муниципального управления. Институт обращений граждан. Понятие и виды обращений граждан. Процедура рассмотрения обращений граждан. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Зарождение и развитие отечественного делопроизводства по обращениям граждан. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация работы с обращениями граждан в цифровой среде
2.1. Институт обращений граждан. Понятие и виды обращений граждан. Процедура рассмотрения обращений граждан. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Современные нормативно-методические документы, регулирующие делопроизводство по обращениям граждан в органах власти и управления, в организациях и учреждениях. Правовые акты Алтайского края и города Барнаула об обращениям граждан. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Институт обращений граждан и информационное общество в России. Создание и развитие электронного правительства в РФ. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
2.4. Работа с обращениями граждан и вопросы оборота и защиты персональных данных. Ответственность за нарушения в сфере работы с обращениями граждан. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Интернет приемные органов гос. власти и МСУ. Обращения, поступающие по нестандартным каналам: блог руководителя в интернете, вопросы и обращения в ходе теле- и радио эфиров с участием должностных лиц. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
2.6. Классификация обращений граждан. Требования к обращениям граждан Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
2.7. Порядок направления письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, должностным лицам. Этапы работы с письменным обращением. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие работу с обращениями граждан в архивных учреждениях. Тематика обращений граждан в архивы. Технология исполнения социально-правовых запросов. Оформление архивных справок, архивных копий, архивных выписок. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
2.9. Особенности электронных обращений граждан: их правовой статус, способы подачи обращений, порядок работы с ними. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
2.10. Контроль за соблюдением порядка работы с обращениями граждан. Аналитическая работа по изучению характера и результатов рассмотрения обращений граждан. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
2.11. Организация личного приема граждан. Документирование устных обращений граждан. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
2.12. Консультации Консультации 3 50 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Законодательное регулирование работы с обращениями граждан
2. Правовые акты Алтайского края и города Барнаула об обращениях граждан.
3. Организация личного приема граждан и порядок рассмотрения устных обращений.
4. Порядок ведения делопроизводства по предложениям и жалобам граждан в дореволюционный и советский период.
5. Ведение делопроизводства по обращениям на современном этапе. Классификация обращений граждан.
6. Порядок направления письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, должностным лицам
7. Работа с обращениями граждан в архивных учреждениях
8. Возможности автоматизированных информационных систем по работе с обращениями граждан
9. Использование сети интернет в целях оптимизации работы с обращениями граждан
10. Аналитическая работа по изучению характера и результатов рассмотрения обращений граждан
11. Анализ обращений граждан на примере Алтайского края
12. Порядок передачи дел по обращениям граждан в архив, экспертиза ценности и сроки хранения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Законодательное регулирование работы с обращениями граждан
Правовые акты Алтайского края и города Барнаула об обращениях граждан.
Организация личного приема граждан и порядок рассмотрения устных обращений.
Порядок ведения делопроизводства по предложениям и жалобам граждан в дореволюционный и советский период.
Ведение делопроизводства по обращениям на современном этапе. Классификация обращений граждан.
Порядок направления письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, должностным лицам
Работа с обращеняими граждан в архивных учреждениях
Возможности автоматизированных информационных систем по работе с обращениями граждан
Использование сети интернет в целях оптимизации работы с обращениями граждан
Аналитическая работа по изучению характера и результатов рассмотрения обращений граждан
Анализ обращений граждан на примере Алтайского края
Порядок передачи дел по обращениям граждан в архив, экспертиза ценности и сроки хранения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Вопросы к практическим занятиям, тесты, письменные задания представлены на Едином образовательном портале АлтГУ (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2524)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.Ю. Кабашов. Организация работы с обращениями граждан в истории России: Москва : Флинта, 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грозова, О.С. Делопроизводство: Учебное пособие Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - Управления Алтайского края по культуре и архивному делу http://culture22.ru -
Э2 – ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru –
Э3 Гильдия Управляющих Документацией http://www.gdm.ru –
Э4 – Историко-архивный институт РГГУ iai.rsuh.ru
Э5 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела http://www.vniidad.ru –
Э6 Администрация Алтайского края http://www.altairegion22.ru -
Э7 - Портал государственных услуг РФ www.gosuslugi.ru
Э8 Президент Российской Федерации http://президент.рф -
Э9 - Правительство Российской Федерации http://правительство.рф
Э10 Парламентский портал Российской Федерации http://www.parliament.ru -
Э11 - Федеральное Собрание РФ www.duma.ru
Э12 - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э13 - Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э14 Курс в Moodle "ОРсОГ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Организация работы с обращениями граждан» состоит из двух разделов. Изучение дисциплины направлено на изучение исторических и современных аспектов технологии делопроизводства и организации работы по заявлениям, обращениям и жалобам граждан. Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
При освоении вводной части дисциплины (раздел 1) студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов, периодизации курса и вопросов его структуры. Происходит знакомство обучающихся с проблемами зарождения и развития (на начальном этапе) отечественного делопроизводства по обращениям граждан. Необходимо сосредоточиться на изучении современных нормативно-методических документов, регулирующих делопроизводство по обращениям граждан в органах власти и управления, в организациях и учреждениях. В том числе анализируются документы Алтайского края и города Барнаула по обращениям граждан. В рамках раздела рассматривается и краткая история появления правовых актов в нашей стране, а также дальнейшее их усовершенствование и развитие (в рассматриваемой области).
В рамках освоения второго раздела курса студент должен сосредоточить внимание на технологиях работы с обращениями граждан и организации приема граждан. Необходимо внимательно изучить существующую классификацию обращений граждан, порядок направления письменного обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, этапы работы с письменным обращением, организацию личного приема граждан и документирование устных обращений граждан. Важно обращать внимание на даты и сроки действия нормативно-методических документов для избегания использования устаревшей и недействительной информации.
Рекомендуется проанализировать законодательные и нормативные акты, регламентирующие работу с обращениями граждан в архивных учреждениях. Следует внимательно ознакомиться с тематикой обращений граждан в архивы, технологией исполнения социально-правовых запросов, оформлением архивных справок, архивных копий, архивных выписок.
Происходит знакомство обучающихся с особенностями электронных обращений граждан – их правовым статусом, способах подачи обращений, порядком работы. В рамках раздела следует обратить внимание на изучение вопросов, связанных с контролем за соблюдением порядка работы с обращениями граждан.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Работа с электронными информационно-образовательными ресурсами важна для профессиональной деятельности.
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Учебно-методические материалы по вопросам курса представлены на платформе Moodle – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2524