МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-аналитическое обеспечение органов управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
индивидуальные консультации 36
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 125 125 125 125
Консультации 36 36 36 36
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тарасова Е.В.;к.и.н., Доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационно-аналитическое обеспечение органов управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс направлен на формирование знаний об особенностях, организационных основах и формах информационно-аналитической работы в органах государственной власти и местного самоуправления, видах и методике подготовки информационно-аналитических материалов. Изучение дисциплины будет способствовать формированию умений и навыков организации информационно-аналитической работы, подготовки информационно-аналитических материалов, использования различных информационных ресурсов для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает принцип историзма и умеет использовать его в своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в сфере своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.3 Владеет навыком решения возникающих в профессиональной деятельности проблем путем рассмотрения их в широком историческом контексте.
ОПК-5Способен самостоятельно работать с различными источниками информации и применять основы информационно-аналитической деятельности при решении профессиональных задач.
ОПК-5.1 Знает основы информационной культуры для работы с различными видами документов, в том числе электронных.
ОПК-5.2 Умеет осуществлять анализ данных при решении профессиональных задач.
ОПК-5.3 Владеет навыками документной и архивной эвристики.
ПК-1Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере организационного и документационного обеспечения деятельности учреждения и организации, прикладных разработок по унификации и стандартизации документов, а также в области разработок нормативно-методических документов
ПК-1.1 Знает основные подходы, принципы и методы научных исследований в сфере организационного и документационного обеспечения.
ПК-1.2 Умеет планировать научно-исследовательскую деятельность на основе анализа научной литературы и источников.
ПК-1.3 Владеет навыками составления отчетов о научно-исследовательской работе и формами презентации научных исследований.
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач;
принцип историзма и умеет использовать его в своей профессиональной деятельности;
основы информационной культуры для работы с различными видами документов, в том числе электронных;
основные подходы, принципы и методы научных исследований в сфере организационного и документационного обеспечения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных
(справочных правовых) систем;
применять результаты источниковедческой критики в сфере своей профессиональной деятельности;
осуществлять анализ данных при решении профессиональных задач;
планировать научно-исследовательскую деятельность на основе анализа научной литературы и источников.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проектирования решения задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач;
навыком решения возникающих в профессиональной деятельности проблем путем рассмотрения их в широком историческом контексте;
навыками документной и архивной эвристики;
навыками составления отчетов о научно-исследовательской работе и формами презентации научных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационно-аналитическое обеспечение органов власти
1.1. Роль информационно-аналитического обеспечения в управленческой деятельности Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Правовые и организационные основы деятельности информационно-аналитических подразделений Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Правовые и организационные основы деятельности информационно-аналитических подразделений Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Организация информационно-аналитического обеспечения органов власти в Алтайском крае и других субъектах РФ Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.5. Методы сбора информации Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.6. Методы анализа информации Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.7. Продукты информационно-аналитической деятельности Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1
1.8. Автоматизированные системы информационно-аналитического обеспечения органов власти Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.9. Планирование профессионального развития специалиста по информационно-аналитической работе Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1
1.10. Изучение лиерауры и законодательной и нормативно-методической базы по темам курса. Подготовка к иоговой аттесации. Сам. работа 4 85 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.11. Консультация по изученным темам курса Консультации 4 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
1.12. Экзамен 4 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина Документационное обеспечение управления: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов В. С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: учебное пособие, руководство, практикум ЭБС "Университетская библиотека ONLINE ", 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90540
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу culture22.ru
Э2 Курс в Moodle "Информационно-аналитическеое обеспечение органов власти" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина направлена на формирование знаний об особенностях, организационных основах и формах информационно-аналитической работы в органах государственной власти и местного самоуправления, видах и методике подготовки информационно-аналитических материалов. Изучение дисциплины будет способствовать формированию умений и навыков организации информационно-аналитической работы, подготовки информационно-аналитических материалов, использования различных информационных ресурсов для решения профессиональных задач.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы информационного обеспечения органов власти. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.