МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История архивов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 158
индивидуальные консультации 10
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 158 158 158 158
Консультации 10 10 10 10
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История архивов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать студентам углубленное, целостное представление об истории формирования и деятельности архивов России, преемственности практики комплектования, хранения и использования документов российских архивов в дореволюционный период и в новейшее время; познакомить с проблемами, связанными с собиранием и освоением наследия прошлого, в конкретной исторической обстановке. В их числе: развитие отечественного архивного дела, формы и методы управления архивами, влияние исторических условий на жизнь и деятельность архивов, разработка научно-справочного аппарата; использование архивных документов в практических, политических, научных и культурных целях. Кроме того, конечной целью курса является воспитание у студентов сознание гуманистической миссии архивиста в современном мире, связанной с постоянно возрастающей ценностью архивов как основного элемента возникающей в XXI веке новой «глобальной информационной инфраструктуры» (по терминологии ЮНЕСКО), или «единого архивно-информационного пространства» (по терминологии современных отечественных архивоведов).
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- сформировать у студентов исторически конкретное представление об архивах России;
- проследить основные этапы формирования Архивного фонда РФ – многоуровневой информационной системы;
- научить студентов самостоятельно выявлять и объективно оценивать ключевые этапы в развитии отечественного архивного строительства;
- дать анализ типологии и организационной структуры государственных и негосударственных архивов;
- определить закономерности и особенности истории отечественного архивного дела;
- дать историю складывания и характеристику основных комплексов документов, хранящихся в федеральных архивах, практику хранения и использования документов архивов;
- изучить историю формирования научно-справочного аппарата архивов
Кроме того, одной из задач курса является научить студентов самостоятельно выявлять и оценивать с применением историко-компаративистских методов научного анализа характерные черты и особенности хода архивного строительства в контексте общей истории Отечества, а также его взаимообусловленность с историей духовной (гуманитарной) культуры на различных этапах жизнедеятельности человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела
ПК-2.1 Знает специфику научноисследовательской работы в сфере архивного дела.
ПК-2.2 Умеет вести поиск информации в архивах на основе знаний архивной эвристики.
ПК-2.3 Применяет возможности научно-справочного аппарата архивов в профессиональной деятельности.
ПК-4Способен к планированию и организации деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов
ПК-4.1 Умеет проводить работы по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов.
ПК-4.2 Планирует организацию работы государственных муниципальных архивов, архивов организаций различных форм собственности.
ПК-4.3 Владеет навыками проведения экспертизы ценности документов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.процесс формирования системы государственного управления российскими архивами;
генезис и особенности функционирования государственных, негосударственных и личных архивов в прошлом и на современном этапе;
место отечественных архивов в системе государственного управления и историко-культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять общее и особенное в развитии и деятельности отечественных архивов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки и анализа деятельности отечественных архивов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архивы и архивное дело в IX-XVII вв.
1.1. Архивы в русских землях в период феодальной раздробленности (XII – конец XIII вв.). Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Виды архивов Древнерусского государства. Статус, состав документов. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Архивы и архивное дело в IX-XVII вв. Сам. работа 2 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2. Архивы и архивное дело в период Российской империи.
2.1. Реорганизация архивного дела в России в XVIII в. Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Архивное законодательство Российской империи. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Архивы и архивное дело в период Российской империи. Сам. работа 2 30 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Консультации 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. 3. Архивы и архивное дело РСФСР-СССР до 1938 г.
3.1. Архивы и архивное дело РСФСР-СССР до 1938 г. Сам. работа 2 30 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Консультации 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. 4. Архивное дело в системе НКВД-МВД СССР.
4.1. Архивное дело в системе НКВД-МВД СССР Сам. работа 2 29 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Консультации 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. 5. Архивное дело СССР в 1960-е-1980-е гг.
5.1. Архивное дело СССР в 1960-е-1980-е гг. Сам. работа 2 29 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Консультации 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. 6. Реформирование архивного дела в 1990-е гг.
6.1. Реформирование архивного дела в 1990-е гг. Сам. работа 2 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Консультации 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое условие можно считать обязательным для появления первых архивов в широком значении этого термина?
А. Появление письменности.
В. Изобретение бумаги.
С. Появление государственных учреждений.
Ответ: А.

Вопрос 2. Как назывался свод древнерусских законов конца X – XII вв.?
А. «Соборное уложение».
В. «Русская Правда».
С. Судебник.
Ответ: В.

Вопрос 3. Назовите два вида документов, бытовавших в период Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности.
А. Протоколы заседаний.
В. Циркуляры.
С. Жалованные грамоты на землю.
D. Различного рода договоры.
Ответ: С, D.

Вопрос 4. Выделение архивных документов из общего комплекса ценностей в самостоятельную группу произошло в:
А. XIII в.
В. XVIII в.
С. XX в.
Ответ: А.

Вопрос 5. «Ларь святой Троицы» - так назывался архив, сформировавшийся:
А. В Пскове.
В. В Киеве.
С.В Москве.
Ответ: А.

Вопрос 6. Какие два из перечисленных документов могли храниться в архиве Поместного приказа?
А. Договоры с иностранными государствами.
В. Писцовые книги.
С. Дозорные книги.
D. Статейные списки.
Ответ: В, С.

Вопрос 7. Какой из перечисленных архивов располагался в Новгороде?
А. Архив Киево-Печерского монастыря.
В. Архив Десятинной церкви.
С. Архив Вечевой башни.
Ответ: С.

Вопрос 8. Архивист, историк, археолог, который ввёл в отечественное архивоведение понятие «фонд»:
А. Воронов А.П.
В. Калачов Н.В.
С. Андреевский И.Е.
Ответ: В.

Вопрос 9. Была ли в России к началу 1900-х гг. проведена архивная реформа?
А. Были проекты реформы, но они не были реализованы.
В. Успешно проведена по проекту Н.В. Калачова.
С. Успешно проведена по проекту Д.Я. Самоквасова
Ответ: А.

Вопрос 10. Московский археологический институт был открыт в:
А. 1908 г.
В. 1912 г.
С. 1907 г.
Ответ: С.

Вопрос 11. Декрет «О реорганизации и централизации архивного дела» принят:
А. 10 марта 1918 г.
В. 1 июня 1918 г.
С. 22 июня 1941 г.
Ответ: В.

Вопрос 12. Положение «О Главном архивном управлении при Совете Министров СССР» было утверждено:
А. 28 июля 1961 г.
В. 1 июня 1940 г.
С. 10 марта 1958 г.
Ответ: А.

Вопрос 13. Последним руководителем государственной архивной службы СССР был:
А. Никитинский И.И.
В. Ваганов Ф.М.
С. Самоквасов Д.Я.
Ответ: В.

Вопрос 14. Козлов В.П. – это:
А. Автор первой архивной реформы в России.
В. Руководитель Росархива в 1996—2009 годах.
С. Руководитель Главархива в 1918 г.
Ответ: В.

Вопрос 15. Указ Президента «О партийных архивах» был принят:
А. 24 августа 1991 г.
В. 25 марта 2004 г.
С. 12 июня 1993 г.
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. На какие две части делился Архивный фонд СССР до 1991 г.?
Ответ: Государственный и Партийный архивные фонды.
2. Как назывался орган управления архивным делом в годы ВОВ?
Ответ: Управление государственными архивами при НКВД СССР.
3. Как расшифровывается ЕГАФ?
Ответ: Единый Государственный архивный фонд.
4. Как расшифровывается МГИАИ?
Ответ: Московский государственный Историко-архивный институт.
5. Как называется исследовательское учреждение, созданное для решения методических и методологических проблем в делопроизводстве и архивном деле СССР?
Ответ: Всесоюзный (Всероссийский) научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела.
6. Что такое Истпарт?
Ответ: Комиссия – научно-исследовательское учреждение по истории Октябрьской революции и компартии большевиков.
7. О ком идет речь: «Руководитель Главархива с сентября 1920 г. до 1932 г. Был инициатором идеологических «чисток» научных кадров. В области архивного строительства он активно боролся против «рязановщины». Добился перевода Главного управления архивным делом из ведения Наркомпроса в подчинение ВЦИК (1921), придав ему статус государственного учреждения с отчетливо выраженными политическими функциями, а также принятия «Положения о Центральном архиве РСФСР» (1922). При этом главное внимание уделялось «особо важным в историко-революционном и научном отношении актохранилищам на всей территории РСФСР». Вводилось четкое деление на «архивы Октябрьской революции», которым придавалось приоритетное значение, и «Исторические архивы».»?
Ответ: Покровский М.Н.
8. Как называется программный комплекс, разработанный по заказу Федерального архивного агентства, который предназначен для предоставления пользователям информации об архивных фондах, хранящихся во всех федеральных архивах, государственных и муниципальных архивах субъектов Российской Федерации?
Ответ: Центральный фондовый каталог.
9. Какой закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства?
Ответ: Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».
10. Русский юрист, историк, археограф, архивист, писатель, профессор истории русского права, действительный член Санкт-Петербургской академии наук, сенатор, с 1865 года и до конца жизни был управляющим Московским архивом Министерства юстиции. В 1873—1880 годах возглавлял временную комиссию об устройстве архивов, созданную при Министерстве образования. Был организатором создания и первым директором Петербургского археологического института. Лично инициировал принятие в 1884 году решения о формировании в Российской империи сети губернских исторических архивов и губернских ученых архивных комиссий, опубликовал ряд работ по теории и практике архивного дела. Стремился к созданию сети центральных и местных архивов, заботился о сохранности документов и пытался сделать их достоянием широких кругов исследователей. – Кто это?
Ответ: Калачов Н.В.
11. С 1884 г. по инициативе Н. В. Калачова начинают учреждаться Губернские _____________________. Они должны были разбирать дела местных учреждений, выделенные к уничтожению, составлять к отобранным материалам описи и указатели, располагать документы в таком порядке, чтобы они были доступны исследователям, то есть создавать на местах исторические архивы.
Ответ: ученые архивные комиссии.
12. О ком идет речь: «Неоднократно настаивал на проведении архивной реформы, требуя создания главного архивного органа, централизации исторических архивов, прекращения уничтожения дел, постройки новых помещений под архивохранилища. Для подготовки архивных кадров необходимо было, по его мнению, создание школ архивоведения при государственных архивах древних актов в Москве и Киеве и профессур архивоведения при Московском и Киевском университетах»?
Ответ: Самоквасов Д.Я.
13. Первый исторический архив в России, юридически оформился в 1724 г. Основу архива составили документы архива бывшего Посольского приказа.
Ответ: Московский архив Коллегии иностранных дел.
14. Почему XVIII век Самоквасов Д.Я. называл «золотым веком для архивов»?
Ответ: из-за большого количества выходивших законодательных документов, посвященных архивам.
15. Назовите двух авторов первых проектов реформирования архивного дела в XIX веке.
Ответ: Калачов Н.В., Самоквасов Д.Я.
16. Назовите учреждения, на базе которых сформировался нынешний Российский государственный гуманитарный университет как учреждение для подготовки квалифицированных архивных кадров.
Ответ: Институт архивоведения - Историко-архивный институт- Московский государственный Историко-архивный институт.
17. Какие положительные черты для архивного дела можно выделить в макулатурных кампаниях первой половины ХХ века?
Ответ: формирование экспертизы ценности архивных документов – органов ее проведения и критериев, нормативных документов для отбора документов; освобождение площадей для приема новых документов на хранение в архивы; получение архивами финансовых средств от продажи бумажного сырья.
18. В январе 1929 г., вместо отборочных списков, была введена система перечней по трем видам документов. Какие это были виды документов?
Ответ: постоянного хранения, срочного хранения и уничтожаемые.
19. С какого года начали применяться термин «Экспертиза ценности документов» и система экспертных архивных органов?
Ответ: с 1940 г.
20. Один из наиболее известных преподавателей Историко-архивного института, автор первого отечественного учебника по истории архивного дела в России – это __________.
Ответ: Маяковский И.Л.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен к планированию и организации деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В период Древнерусского государства местами хранения документов являлись:
А. Церкви и монастыри.
В. Специально построенные здания.
С. Княжеская казна.
D. Тайные сокровищницы.
Ответ: А, С.

Вопрос 2. Что из перечисленного могло придать документу юридическую силу в период Древней Руси?
А. Использование бумаги в качестве носителя информации.
В. Хранение в архиве.
С. Срок хранения свыше 3-х лет.
Ответ: В.

Вопрос 3. Архивом при соборе святой Троицы заведовал:
А. Ларник.
В. Печатник.
С. Дьяк.
Ответ: А.

Вопрос 4. Какой из перечисленных видов документов не хранился в архиве Разрядного приказа?
А. Разрядные книги.
В. Именные войсковые списки.
С. Книги дозорные.
Ответ: С.

Вопрос 5. Какой документ регламентировал деятельность коллегий и их архивов в XVIII веке?
А. Табель о рангах.
В. Генеральный регламент.
С. Билль о правах.
Ответ: В.

Вопрос 6. Согласно «Общему учреждению министерств» 1811 г., архив создавался:
А. Только при Министерстве иностранных дел.
В. При каждом министерстве.
С. Только при Военном министерстве.
Ответ: В.

Вопрос 7. Декрет СНК «О порядке хранения и уничтожения архивных дел» был принят:
А. 22 апреля 1919 г.
В. 1 июня 1918 г.
С. 31 марта 1920 г.
Ответ: А.

Вопрос 8. Первым начальником Главного управления архивным делом РСФСР был:
А. Самоквасов Д.Я.
В. Рязанов Д.Б.
С. Козлов В.П.
Ответ: В.

Вопрос 9. Указ Президента, по которому архивы центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР и его управлений должны были быть переданы в ведение архивных органов РСФСР вместе с занимаемыми ими зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда, назывался:
А. «О рассекречивании архивных документов».
В. «О партийных архивах».
С. «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР».
Ответ: С.

Вопрос 10. Первым в истории России органом управления архивным делом стал:
А. Центрархив (Центральное управление архивным делом).
В. Главархив (Главное Управление архивным делом).
С. Росархив (Федеральная архивная служба).
Ответ: В.

Вопрос 11. Центральное архивное управление Союза ССР (ЦАУ СССР) было образовано в:
А. 1929 г.
В. 1918 г.
С. 1941 г.
Ответ: А.

Вопрос 12. Первый в истории России архивный закон – это:
А. ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
В. «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах».
С. «Генеральный регламент».
Ответ: В.

Вопрос 13. Федеральное архивное агентство было образовано в:
А. 1998 г.
В. 2016 г.
С. 2004 г.
Ответ: С.

Вопрос 14. Документы, создававшиеся при княжеском дворе в период феодальной раздробленности, хранились:
А. В помещении казны в ларцах и сундуках.
В. В помещении казны в специальных шкафах.
С. В специально отведенном отдельном помещении в шкафах.
Ответ: А.

Вопрос 15. Какой архив был создан в 1852 г. путем объединения трех архивов: Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Московского государственного архива старых дел?
А. Государственный архив Российской Империи.
В. Императорский архив.
С. Московский архив Министерства юстиции.
Ответ: С.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каких целях использовались документы в период феодальной раздробленности?
Ответ: во внешнеполитических, в летописании, в земельных спорах.
2. С каким документом связывают начало идеологического ослабления, рост интереса к архивам и расширение доступа исследователей к архивным документам?
Ответ: Постановление Совета Министров СССР 1956 г. «О мерах по упорядочению и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств».
3. Когда архивы и архивное дело вышли из системы НКВД-МВД СССР?
Ответ: в 1961 г.
4. С каких двух указов Президента начались реформы архивного дела в постсоветской России?
Ответ: «О партийных архивах», «Об архивах КГБ».
5. В каком году было образовано Главное управление архивным делом при Наркомате просвещения?
Ответ: в 1918 г.
6. В ведение какого ведомства были переданы государственные архивы и архивное дело в СССР в 1938 г.?
Ответ: НКВД.
7. В соответствии с указом от 14 августа 1996 г. Росархив был переименован в _________________.
Ответ: Федеральную архивную службу.
8. Первый институт в России, чья задача заключалась в подготовке архивистов высокого уровня, назывался ____________.
Ответ: Петербургский археологический институт.
9. Назовите основные отрицательные последствия реорганизации государственного аппарата для архивного дела в начале XIX века.
Ответ: бюрократизация государственного аппарата и архивов государственных учреждений, многочисленность и раздробленность архивов, бесконтрольность архивов.
10. В 1826 г. в составе Собственной Его Императорского Величества канцелярии стали создаваться отделения, а при них – архивы. В архив какого отделения поступали дела об организации политического сыска, по наблюдению за революционными организациями, отдельными революционерами, общественными деятелями, поэтами, писателями, литературными критиками и пр., ежегодные «отчеты о действиях» этого отделения и его исполнительного органа – корпуса жандармов?
Ответ: 3-го отделения.
11. На какие две части стал делиться Архивный фонд Российской Федерации согласно «Основам законодательства Российской Федерации об архивном фонде и архивах»?
Ответ: государственная и негосударственная части.
12. Какие основные типы архивов сложились в России к началу XXI века?
Ответ: государственные, муниципальные, архивы организаций и негосударственные архивы.
13. Назовите главную проблему архивного законодательства России с 1993 г. по 2004 г.
Ответ: противоречие «Основ законодательства об архивном фонде и архивах» Конституции и действующему российскому законодательству в целом.
14. Когда началась первая макулатурная кампания?
Ответ: в августе 1919 г.
15. Назовите основные минусы макулатурных кампаний ХХ века.
Ответ: массовое бесконтрольное уничтожение архивных документов, идеологический/политический характер отбора документов для уничтожения.
16. Автор полного, комплексного и системного исследования теоретических основ архивного дела в 1970-1980-е гг.
Ответ: Автократов В.Н.
17. В чем заключались основные положения Декрета СНК «О реорганизации и централизации архивного дела»?
Ответ: ликвидация архивов правительственных учреждений как ведомственных учреждений; хранящиеся в них дела и документы образуют единый Государственный Архивный Фонд; заведывание Государственным Архивным Фондом возлагается на Главное Управление Архивным Делом (ГУАД); запрещается уничтожение архивных документов без разрешения ГУАД; централизация архивного дела.
18. Что устанавливало «Общее учреждение министерств» 1811 г. в сфере работы архивов?
Ответ: создание архивов при каждом министерстве.
19. Назовите основные положения Генерального регламента 1720 г., ставшие новыми в работе с архивными документами.
Ответ: введено понятие архивов; установлен срок хранения оконченных делопроизводством документов и их обязательная передача после истечения срока из канцелярий в архив; провозглашено создание двух архивов для централизованного хранения оконченных дел всех коллегий.
20. Назовите крупные приказы, при которых сформировались наиболее значительные по своему объему и содержанию архивы.
Ответ: Посольский, Поместный и Разрядный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета с оценкой (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу в форме письменного опроса. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета с оценкой: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется исследовательское учреждение, созданное для решения методических и методологических проблем в делопроизводстве и архивном деле СССР?
Ответ: Всесоюзный (Всероссийский) научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела.
2. Что такое Истпарт?
Ответ: Комиссия – научно-исследовательское учреждение по истории Октябрьской революции и компартии большевиков.
3. О ком идет речь: «Руководитель Главархива с сентября 1920 г. до 1932 г. Был инициатором идеологических «чисток» научных кадров. В области архивного строительства он активно боролся против «рязановщины». Добился перевода Главного управления архивным делом из ведения Наркомпроса в подчинение ВЦИК (1921), придав ему статус государственного учреждения с отчетливо выраженными политическими функциями, а также принятия «Положения о Центральном архиве РСФСР» (1922). При этом главное внимание уделялось «особо важным в историко-революционном и научном отношении актохранилищам на всей территории РСФСР». Вводилось четкое деление на «архивы Октябрьской революции», которым придавалось приоритетное значение, и «Исторические архивы».»?
Ответ: Покровский М.Н.
4. Как называется программный комплекс, разработанный по заказу Федерального архивного агентства, который предназначен для предоставления пользователям информации об архивных фондах, хранящихся во всех федеральных архивах, государственных и муниципальных архивах субъектов Российской Федерации?
Ответ: Центральный фондовый каталог.
5. Какой закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства?
Ответ: Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».
6. Русский юрист, историк, археограф, архивист, писатель, профессор истории русского права, действительный член Санкт-Петербургской академии наук, сенатор, с 1865 года и до конца жизни был управляющим Московским архивом Министерства юстиции. В 1873—1880 годах возглавлял временную комиссию об устройстве архивов, созданную при Министерстве образования. Был организатором создания и первым директором Петербургского археологического института. Лично инициировал принятие в 1884 году решения о формировании в Российской империи сети губернских исторических архивов и губернских ученых архивных комиссий, опубликовал ряд работ по теории и практике архивного дела. Стремился к созданию сети центральных и местных архивов, заботился о сохранности документов и пытался сделать их достоянием широких кругов исследователей. – Кто это?
Ответ: Калачов Н.В.
7. В каких целях использовались документы в период феодальной раздробленности?
Ответ: во внешнеполитических, в летописании, в земельных спорах.
8. С каким документом связывают начало идеологического ослабления, рост интереса к архивам и расширение доступа исследователей к архивным документам?
Ответ: Постановление Совета Министров СССР 1956 г. «О мерах по упорядочению и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств».
9. Когда архивы и архивное дело вышли из системы НКВД-МВД СССР?
Ответ: в 1961 г.
10. С каких двух указов Президента начались реформы архивного дела в постсоветской России?
Ответ: «О партийных архивах», «Об архивах КГБ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Владимиров, А. С. Щетинина История архивоведения и архивоведческой мысли [Электронный ресурс]: учеб. пособие , 2019 elibrary.asu.ru
Л1.2 Щетинина А.С. Источники по российской истории в государственных, муниципальных и ведомственных архивах Российской Федерации: , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История архивов России". URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории отечественных архивов. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.

Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.