МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кин, доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
кин, доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
- уяснение специфики отечественной культуры, основанной на взаимодействии множества культур народов, входящих на разный исторических этапах в ее состав, а так же особенности их взаимодействия в ходе истории страны;
- знакомство с важнейшими достижениями российской культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие страны в прошлом и настоящем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает принцип историзма и умеет использовать его в своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в сфере своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.3 Владеет навыком решения возникающих в профессиональной деятельности проблем путем рассмотрения их в широком историческом контексте.
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
• Основные достижения культуры России, внесшие существенный вклад в мировое культурное наследие;
• основные тенденции и закономерности исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторического процесса, вклад культуры России в мировое культурное наследие.
.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Выявлять наиболее важные достижения российской культуры в различных областях;
• Анализировать основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Навыками составления характеристики культурного развития России в разные исторические периоды и оценивать ее вклад в развитие мировой цивилизации;
• Навыками сравнения основных тенденций и закономерностей исторического развития культуры России в контексте всемирно-исторического процесса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры.
1.1. Введение в курс «История отечественной культуры» Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Культура Древней Руси
2.1. Культура Древней Руси Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Традиции, обычаи и образ жизни в Древней Руси как составная часть культуры народа Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX – первая треть XII вв.) Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Культура Древней Руси Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Русская культура второй половины XIII—XVI веков
3.1. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Музыка Древней Руси Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Характерные черты русского православного сознания Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 3 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Русская культура XVII-XVIII веков
4.1. Русская культура XVII-XVIII веков Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Русская культура XVIII в. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.3. Русская культура XVII в. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 3 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. XIX век. «Золотой век» русской культуры
5.1. XIX век. «Золотой век» русской культуры. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.2. "Золотой век" русской литературы Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.3. Русская культура XIX века Сам. работа 3 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Культура XX-XXI вв.
6.1. «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.2. "Серебряный век" русской литературы Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.3. Российская культура советского периода (1917-1929 гг.) Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.4. Развитие русского кинематографа в конце XIX-XX веке Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.5. Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.6. Российская культура XX века Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.7. Российская культура начала XXI века. Влияние политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1.
Собор Василия Блаженного:
а) это однокупольное сооружение;
б) это сложное, девятикупольное многоцветное сооружение;
в) это крестово-купольное сооружение с тремя главами;
г) это простое и строгое здание.
Ответ: б

Вопрос 2.
Искусство Киевской Руси – это развитие традиций:
а) романского искусства;
б) готического искусства;
в) искусства Византии.
Ответ: в

Вопрос 3.
В Древней Руси особенно активно развивалась:
а) скульптура;
б) мозаика;
в) иконопись
Ответ: в

Вопрос 4.
Изображение Христа – Пантократора в храме находится:
а) в центральной аспиде;
б) в главном куполе;
в) на столбе;
г) на парусах.
Ответ: б

Вопрос 5.
Успенский собор Московского кремля построил:
а) Алевиз Новый;
б) Симон Ушаков;
в) Аристотель Фиораванти.
Ответ: в

Вопрос 6.
В конце XVII в. русском искусстве появляется:
а) парсуна;
б) пейзаж;
в) бытовой жанр
Ответ: а

Вопрос 7.
В Новгороде был построен:
а) храм Покрова на Нерли;
б) церковь Вознесения в Коломенском;
в) церковь Спаса на Нередице;
г) Дмитриевский собор.
Ответ: в

Вопрос 8.
Завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, ворот) в виде четырехгранной пирамиды либо конуса, характерное для архитектуры XVI– XVII в в .,называется:
а) куполом;
б) шатром;
в) башней.
Ответ: б


Вопрос 9.
Главный собор Московского кремля XV в.:
а) Благовещенский;
б) Успенский;
в) Архангельский.
Ответ: б

Вопрос 10.
Икону «Донская Богоматерь» написал:
а) Андрей Рублев;
б) Феофан Грек;
в) Дионисий;
г) Симон Ушаков.
Ответ: б

Вопрос 11.
Придворным художником Петра Первого был:
а) А. Матвеев;
б) И. Никитин;
в) А. Антропов;
г) Ф. Рокотов.
Ответ: б

Вопрос 12.
А. Зубов был:
а) архитектором;
б) живописцем;
в) графиком;
г)скульптором.
Ответ: в

Вопрос 13.
В XVIII в. наиболее активно развивался такой жанр изобразительного искусства, как:
а) бытовой;
б) портрет;
в) пейзаж;
г) натюрморт.
Ответ: б

Вопрос 14.
Парсуна представляет собой:
а) портрет;
б) пейзаж;
в) натюрморт;
г) изображение животного.
Ответ: а

Вопрос 15
Пенсионерами Петра Первого были:
а) И. Никитин;
б) Д. Левицкий
в) А. Матвеев;
г) И. Аргунов;

Ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Изображение Богоматери, стоящей в полный рост с руками, воздетыми вверх, называется…
Ответ: Оранта
2. Полукруглое завершение верхней части стены церковного здания средневековой русской архитектуры называется ...
Ответ: Закомара
3. Иконы в Древней Руси писали краской …
Ответ: Темпера
4. Церковь Спаса Преображения в Новгороде расписывал ...
Ответ: Феофан Грек
5. Из Византии в Киев, а затем во Владимир была перевезена икона с изображением Богоматери, которая называется ...
Ответ: Владимирская Богоматерь
6. Автор известных икон XVI в. «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей».
Ответ: Дионисий
7. Скульптурную группу «Анна Иоанновна с арапчонком» создал ...
Ответ: Растрелли
8. Портрет канцлера Головкина написал …
Ответ: И. Никитин
9. Портрет Сары Фермор написал …
Ответ: И.А. Вишнков
10. Зимний дворец творение архитектора …
Ответ: Бартоломео Растрелли
11. Архитектор Растрелли в основном работал в городе …
Ответ: Санкт - Петербург
12. Памятник А. Суворову на Марсовом поле в Петербурге создал скульптор…
Ответ: М.И. Козловский
13. Статуя М. Козловского «Самсон, разрывающий пасть льва», находится…
Ответ: Бассейн большого каскада Петергофа
14. Портреты воспитанниц Смольного института писал…
Ответ: Д. Левицкий
15. Автор портрета М.И. Лопухиной
Ответ: В. И. Боровиковский
16. Автор «Портрета Екатерины II Законодательницы в храме богини Правосудия»
Ответ: Д. Левицкий
17. Памятник Петру Первому, получивший название «Медный всадник», создал ...
Ответ: Фальконе
18. Автор «Портрета Хрущевой и Хованской»
Ответ: Левицкий
19. Расцвет русской культуры первой трети XIX в. связан с победоносной войной с армией императора
Ответ: Наполеона
20 Памятник Минину и Пожарскому находится на ... в Москве.
Ответ: Красной площади


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.
Скульптуры для Летнего сада были завезены в Россию в эпоху:
а) Петра Первого;
б) Екатерины Второй;
в) Елизаветы Петровны
Ответ: а

Вопрос 2.
Доменико Трезини был:
а) скульптором;
б) архитектором;
в) графиком;
г) живописцем
Ответ: б

Вопрос 3.
Архитектор Б.Ф. Растрелли работал в стиле:
а) барокко;
в) классицизм;
г) рококо;
д) готика.
Ответ: а

Вопрос 4.
Крепостным художником был:
а) И. Никитин;
б) А. Антропов;
в) И. Вишняков;
г) И. Аргунов.
Ответ: г

Вопрос 5.
Автором какого сооружения не является Б.Ф. Растрелли?
а) Екатерининский дворец в Царском Селе;
б) Большой дворец в Петергофе;
в) Петропавловский собор;
г) Смольный монастырь.
Ответ: в

Вопрос 6.
Пышность, декоративность, обилие позолоты и лепнины характерно для архитектурного стиля:
а) готика;
б) классицизм;
в) барокко.
Ответ: в

Вопрос 7.
Конный памятник (конные памятники) Петру Первому создал (создали):
а) М. Козловский;
б) Б.К. Растрелли;
в) Э.М. Фальконе;
г) С. Пименов;
д) Б. Орловский.
Ответ: б,в

Вопрос 8.
Ф. Шубин в основном создавал:
а) надгробия;
б) памятники;
в) портреты;
г) скульптурные группы на античные темы
Ответ: в
Вопрос 9.
Архитекторы, работавшие в стиле классицизм:
а) В. Баженов;
б) Д. Кваренги;
в) К. Росси;
г) М. Казаков
Ответ: а,б, в,г

Вопрос 10.
В Российской Академии художеств наиболее почетным считался жанр:
а) портрет;
б) натюрморт;
в) бытовой;
г) исторический.
Ответ: г

Вопрос 11.
Российская Академия художеств была открыта:
а) в XVII в.;
б) в XVIII в.;
в) в XIX в.
Ответ: б

Вопрос 12.
Ф. Рокотов в основном писал портреты:
а) парадные;
б) камерные.
Ответ: б



Вопрос 13.
Придворным живописцем Екатерины Второй был:
а) Д. Левицкий;
б) И. Аргунов;
в) Ф. Рокотов;
г) А. Антропов;
д) И. Вишняков
Ответ: а

Вопрос 14.
Д. Левицкий не является автором портрета:
а) Кокоринова;
б) Дьяковой;
в) Хрущевой и Хованской;
г) Безбородко с дочерьми.
Ответ: г

Вопрос 15.
Обращение к античным сюжетам характерно для скульптурного стиля:
а) барокко;
б) реализм;
в) классицизм;
г) романтизм.
Ответ: в


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Автор здания Биржи в СПб
Ответ: Тома де Томон
2. Автор здания Адмиралтейства
Ответ: Захаров
3. Автор Казанского собора
Ответ: Воронихин
4. Архитектор здания Михайловского дворца
Ответ: К. Росси
5. Памятник Минину и Пожарскому создал …
Ответ: И. Мартос
5. Парадный портрет гусара Д. Давыдова написал ...
Ответ: Кипренский
6. Картину «Гумно» написал ...
Ответ: Венецианов
7. Картину «Пряха» написал ...
Ответ: Тропинин
8. Автор картины «Утро в сосновом лесу»
Ответ: Шишкин
9. Автор картины «Озеро Горных духов»
Ответ: Гуркин
10. Страна, в которую ездили художники первой половины XIX в. для совершенствования мастерства.
Ответ:Италия
11Художник первой трети XIX в., создавший в своем имении художественную школу.
Ответ: Венецианов
12Автор картины «Последний день Помпеи»
Ответ: Брюллов
13. Событие, изображенное на картине К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Ответ: извержение Везувия
14. В центре картины А. Ивáнова «Явление Христа народу» помещена фигура…
Ответ: Христа
15. Автор работы «Весна. На пашне»
Ответ: Венецианов
16. «Бунт 14» и петербургскую Артель художников возглавлял ...
Ответ: Крамской
17. «Чаепитие в Мытищах» написал
Ответ: Перов
18. Картину «Неизвестная» написал ...
Ответ: Крамской
19. И. Айвазовский большую часть своей жизни провел:.
Ответ: Феодосия
20. Картины художников-передвижников покупал и собирал …
Ответ:Третьяков


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2474
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 и 6 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.3 Ильина Т. В., Фомина М.С. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "История отечественной культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1464.

Примеры методических рекомендаций:

Курс построен на сочетании двух форм деятельности (аудиторная и дистанционная). Аудиторно проводятся лекции и семинарские занятия, дистанционно организована самостоятельная работа студентов, в том числе некоторые формы контроля (тесты on-line, лекции on-line). Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине позволяет учитывать обе формы и отслеживать успеваемость студентов в ходе освоения дисциплины. Она включает несколько обязательных категорий заданий Лекции (on-line), Семинары (аудиторно), Тесты (on-line), Итоговый тест (on-line).
Категория Лекции (on-line) состоит из 5 лекций, за каждую из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 13 баллов, максимум - 27. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все лекции на 3 балла, вы автоматически набираете 27 баллов.

Лекция представляет собой текст лекции (содержательный контент) и несколько вопросов тестового типа (8-10), помещенных между отдельными подтемами лекции. Прочитав один фрагмент лекции, вы с легкостью сможете ответить на вопросы следующие за ним, т.к. вопросы связаны с этой подтемой. При правильном ответе на все вопросы лекции вы набираете максимальный балл - 3. Обратите внимание, что в ответах может быть несколько правильных ответов (множественный выбор), если вы не указываете хотя бы один из правильных ответов, то ответ считается неправильным. Внимательно читайте текст лекции, чтобы правильно отвечать на вопросы.

В лекциях выставлено ограничение: баллы за лекцию начисляются только, если вы ответили минимум на 3 вопроса правильно, во-вторых, если вы проходили лекцию не менее 20 минут. На прохождение одной лекции отводится 1 час. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за лекцию попадает средняя между выполненными попытками.


Категория ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (аудиторно) состоит из 6 практических занятий в каждом семестре, за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум - 13 баллов, максимум - 27 баллов. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все семинары на 3 балла, вы автоматически наберете 27 баллов.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:

Заведите рабочую тетрадь для записей.
Прочтите материал предложенный для подготовки к практическому занятию. Можно привлекать дополнительный материал, если вы уверены, что он подходит для данной темы.
Выделите и выпишите главные, на ваш взгляд, мысли по каждому фрагменту (опорные тезисы).
Проверьте, нашли ли вы ответы на вопросы, вынесенные на практическое занятие.
Появились ли у вас собственные вопросы, связанные с каким то фрагментом. Обязательно запишите их на полях.
Придумайте или вспомните из собственной практики примеры, демонстрирующие ваше понимание приведенных тем или иным автором высказываний. Обязательно запишите их. Они будут обсуждаться на занятии.
Выполните конкретное практическое задание, которое сформулировано в каждой теме.
Разбиться на группы (3-5 человек), каждой группе подготовить развернутый ответ на один из вопросов темы.
Совместно с группой продумать развернутый ответ на выбранный вопрос темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы, интернет ресурсы.
Оставляйте место для уточнения каких-либо моментов или записи новых формулировок.

К конце ОБЯЗАТЕЛЬНО сформулируйте три (и более) основные идеи, которые могут пригодиться вам для дальнейшей работы. Или придумайте историю, как эти знания могут пригодиться на практике.

Категория ТЕСТЫ (on-line) состоит из 6 тестов, за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 10 баллов, максимум – 21.

Перед прохождением тестов настоятельно рекомендуется познакомиться с материалами лекций, практических занятий, интернет-ресурсами, ссылки на которые представлены в курсе и иными материалами, выложенными в курсе по теме конкретного теста.
Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множественный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста обычно отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться, выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Категория ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (on-line) состоит из 1 теста, за который можно набрать минимум 10 баллов, максимум - 15.

Итоговый тест состоит из 30 вопросов разных тем курса (случайный выбор вопроса из разных тем), на выполнение которых отводится 30 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за итоговый тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться (!!!), выставлен параметр случайный выбор вопроса.

В курсе возможно заработать дополнительные баллы (до 10 баллов), выполнив индивидуальное задание преподавателя. Чтобы получить индивидуальное задание, нужно либо написать сообщение преподавателю в moodle, в котором указываете следующую информацию: ФИО, № группы, название вашего курса, который вы проходите - История отечественной культуры, суть вашей просьбы; либо обратившись к преподавателю лично.

Таким образом, для допуска к зачету необходимо набрать не менее 50 баллов сумарно по всем видам контроля:

13 баллов за лекции (on-line) ,
13 баллов за практические занятия (аудиторно),
10 баллов за тесты (on-line),
10 баллов за итоговый тест (on-line).

Один вид контроля не заменяет другой. Оценка (зачтено/не зачтено) может быть получена студентом по результатам текущего и рубежного рейтингового контроля. В случае несогласия с полученной оценкой студент может прийти на устный зачет, ответить вопросы билета. При этом итоговая оценка будет складываться из трех составляющих:

Итоговой оценки (зачет/не зачет) за работу в системе Moodle (по всем видам контроля).
Оценки (зачет/не зачет) за ответ на первый вопрос билета.
Оценки (зачет/не зачет)за ответ на второй вопрос билета.

Методические рекомендации по подготовке к ЗАЧЕТУ:

Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные разделы учебников, учебных пособий и научные работы. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время при подготовке непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

На зачете требуется ответить на два вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут, на ответ - 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.