МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура оформления документов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кин, доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Культура оформления документов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение современным технологиям составления и правки текстов документов в зависимости от коммуникативной задачи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен применять теоретические знания для решения поставленных задач в области документоведения и архивоведения;
ОПК-3.1 Владеет теоретическими знаниями для решения поставленных задач в научно-исследовательской, организационноуправленческой и проектной деятельности.
ОПК-3.2 Умеет применять теоретические знания в области документоведения и архивоведения для решения поставленных в профессиональной сфере задач.
ОПК-3.3
ОПК-4Способен использовать базовые знания в области информационно-коммуникационных технологий в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает основные информационно-коммуникационные технологии в сфере профессиональной деятельности.
ОПК-4.2 Умеет применять базовые приемы и методы информационно-коммуникационных технологий для поиска и обработки информации.
ОПК-4.3 Владеет основными прикладными программами в сфере профессиональной деятельности.
ПК-3Способен к организационному и документационному обеспечению деятельности учреждений и организации различных форм собственности
ПК-3.1 Умеет документировать деятельность учреждений и организации различных форм собственности.
ПК-3.2 Умеет вести документооборот организации, в том числе с использованием систем электронного документооборота.
ПК-3.3 Владеет современными тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления.
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы составления текстов официально-делового стиля, нормативной и законодательной базы в области оформления документов различного назначения
3.2.Уметь:
3.2.1.определять жанр документа; структурировать текст документа; осуществить выбор языковых средств для составления текста; отредактировать составленный текст.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разрабатывания унифицированных форм документов, табелей документов различного назначения и уровня управления, составления текстов документов различного назначения и их редактирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста
1.1. Функциональные основы официально-делового стиля. Разнообразие жанров документов Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста Сам. работа 2 30 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Лексические, морфологические и синтаксические и другие особенности служебных документов
2.1. Композиционные особенности служебных документов Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Лексические, морфологические и синтаксические и другие особенности служебных документов Сам. работа 2 30 Л2.1, Л1.1
2.4. Общие принципы редактирования служебных документов Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Техника правки теста. Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
2.6. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка- обработка, правка-переделка Сам. работа 2 30 Л2.1, Л1.1
2.7. Корректурные знаки. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Корректурные знаки. Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой признак не относится к научному стилю текста:
а) точные, полученные в результате длительных наблюдений, научных экспериментов, анализа литературных источников сведения и факты;
б) Фразеология выражает логические связи между частями высказывания;
в) Большинство прилагательных является частью терминологических выражений;
г) Частое употребление повелительного наклонения.
ОТВЕТ: г

Вопрос 2. Как правильно называется ведущий стилеобразующий признак делового стиля, отражающий направленное на адресата прямое волеизъявление в форме предписания относительно выполнения называемого действия?
а. долженствование
б. императивность
в. предначертание
г. предписание
ОТВЕТ: б

Вопрос 3.
Для текста не характерна
а. целостность
б. лаконичность
в. логичность
г. связность
ОТВЕТ: б

Вопрос 4.
Элементы риторического канона располагаются в следующей последовательности:
а. инвенция, элокуция, диспозиция, мероя, акцио
б. диспозиция, инвенция, элокуция, меморио, акцио
в. инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, меморио
г. инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио
ОТВЕТ: г

Вопрос 5.
Заключению речевого сообщения не свойственна задача:
а. обобщение сказанного
б. изложение цели выступления
в. указание перспектив
г. краткое повторение основных проблем
ОТВЕТ: б


Вопрос 6. Определите жанр диалогической речи
а. проповедь
б. лекция
в. интервью
г. адвокатская речь
ОТВЕТ: в

Вопрос 7.
Определите, к какому роду красноречия относятся следующие виды речевых сообщений: тост, надгробное слово, SMS-сообщение, речь на приеме, письмо родственникам
а. социально-бытовое
б. судебное
в. духовное
г. социально-политическое
ОТВЕТ: а

Вопрос 8.
К открытым вопросам в деловой коммуникации относятся:
а. риторические
б. альтернативные
в. информационные
г. зеркальные
ОТВЕТ: в

Вопрос 9.
Манипулятивные технологии делового общения – это такие технологии, в которых присутствуют:
а. техники расположения и убеждения по отношению к партнеру – адресату воздействия
б. скрытое психологическое воздействие на делового партнера
в. психотехнические приемы манипулирования
г. открытое принуждение партнера к каким-либо поведенческим действиям
ОТВЕТ: а,б,в

Вопрос 10.
К средствам невербальной коммуникации относятся:
а. проксемика
б. все ответы верны
в. такетика
г. кинесика
ОТВЕТ: б

Вопрос 11.
Стиль поведения в конфликтной ситуации, при котором стороны стремятся к одностороннему выигрышу, к победе — это стиль…
а. уклонения.
б. сотрудничества;
в. конкуренции и соперничества;
г. компромисса;
ОТВЕТ: в

Вопрос 12.
Употребление фразеологизмов, пословиц и поговорок, обладающих выразительностью и сниженностью характерно для:
а. разговорно-обиходного стиля
б. официально-делового стиля
в. публицистического стиля
г. научного стиля
ОТВЕТ: а

Вопрос 13.
Укажите среди слов стилистически нейтральное:
а. свекруха
б. тетенька
в. папа
г. дочь
ОТВЕТ: г

Вопрос 14.
Какому требованию НЕ должен подчиняться язык деловых документов:
а. стандартизованный характер изложения
б. свобода интерпретации документа
в. безэмоциональный стиль изложения
г. точность формулировок правовых норм
ОТВЕТ: б

Вопрос 15.
Какое из слов не называет жанра документа:
а. представление
б. заключение
в. сообщение
г. заявление
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения
Ответ:.докумнт
2. Набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определённой последовательности – это…
Ответ: формуляр.
3. Как называется тип речевой ошибки, связанной с употреблением близких по смыслу и потому лишних слов (упал вниз, главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает и т.п.)?
Ответ: плеоназм.
4. Назовите риторические каноны.
Ответ: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.
5. Определите тип ошибки и отредактируйте предложение: Таким образом, дети, показавшие хорошие результаты по индивидуальной работе на коротком отрезке времени, при более длительном тестировании не добиваются успеха.
Ответ: неверное (неуместное) употребление предлога. Предлог «по» следует заменить не предлог «в». Таким образом, дети, показавшие хорошие результаты в индивидуальной работе на коротком отрезке времени, при более длительном тестировании не добиваются успеха.
6. Какая ошибка допущена в данном предложении: Познакомившись с результатами проверки, на предприятии появились обновленные должностные инструкции сотрудников?
Ответ: У основного и добавочного действий разные субъекты.
7. Какую информацию несут реквизиты как элементы документа?
Ответ: об участниках коммуникативной ситуации, о ситуации реальной действительности, о самом документе.
8. Каковы специфические функции делового текста?
Ответ: информационная, мыслеоформляющая.
9. Кто несет ответственность за качество передачи информации в деловой коммуникации?
Ответ: отправитель сообщения.
10. Дайте определение нормы современного русского языка.
Ответ: совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений.
11. Что включает в себя понятие «деловые переговоры»?
Ответ: Обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу как в рамках сотрудничества, так и в условиях конфликта.
12. Какой процедурный вопрос необходимо согласовать перед началом переговоров?
Ответ: повестку дня.
13. Что относится к позитивным функциям конфликта?
Ответ: стимулирование к изменениям и развитию, получение новой информации об оппоненте.
14. Какие типы конфликтов считаются наиболее распространенными в деловом общении?
Ответ: конфликт по вертикали, смешанный тип.
15. Перечислите основные этикетные формулы.
Ответ: формула приветствия, формула обращения, формула благодарности, формула приглашения, формула прощания, формула извинения.
16. Неотчётливое произношение звуков и даже их полное исчезновение в устной речи. ослабление звучания гласных в безударном положении – это…
Ответ: редукция.
17. Перечислите все компоненты речевого сообщения, которые включает риторическая структура?
Ответ: вступление, сообщение темы, сообщение цели речи, развитие темы, доказательство, опровержение, заключение.
18. Кто считается основоположником риторической науки и почему?
Ответ: Аристотель. Его труд «Риторика» впервые обобщает, систематизирует результаты деятельности древних греков в области искусства красноречия. Трактат состоит из нескольких книг: первая книга определяет место риторики среди античных наук; вторая – систематизирует способы воздействия на слушателей; третья – исследует стиль, построение речи.
19. Какая ошибка допущена в предложении: У него было раскрасневшееся лицо от мороза?
Ответ: неверный порядок слов.
20. Что понимают под точностью деловой речи?
Ответ: адекватную передачу авторского смысла делового текста и устранение его возможной двусмысленности?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен применять теоретические знания для решения поставленных задач в области документоведения и архивоведения;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Требования к оформлению организационно-распорядительной документации для всех организаций независимо от характера их деятельности содержатся:
а) в ГОСТ Р 7.0.97—2016
б) в Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации
в) в ГОСТ Р 6.30—2003
г) в Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти
Правильный ответ: а

2. Неправильное оформление даты «первое мая 2019 года»:
а) 01.05.2019
б) 1 мая 2019 года
Правильный ответ: б

3. На бланках какого документа не указывается наименование вида документа:
а) приказа
б) постановления
в) письма
г) протокола
Правильный ответ: в

4. Распоряжение издается:
а) единолично
б) коллегиально
в) в условиях ведомственного регулирования
Правильный ответ: а


5. Назовите нормативный правовой акт, с помощью которого регулируется порядок рассмотрения обращений граждан в организации:
а) регламент организации
б) инструкция по делопроизводству
в) Закон о порядке рассмотрения обращений граждан
Правильный ответ: в

6. Письменное обращение гражданина, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, рассматривается в течение:
а) 30 дней со дня регистрации
б) 30 дней с момента поступления
в) 33 дней с даты поступления
Правильный ответ: а

7.Сертификат ключа электронной цифровой подписи не включает:
а) регистрационный номер сертификата ключа подписи
б) срок действия сертификата ключа подписи
в) сведения о владельце сертификата ключа подписи
г) открытый ключ электронной цифровой подписи
д) закрытый ключ электронной цифровой подписи
е) сведения об удостоверяющем центре, выдавшем сертификат ключа подписи
ж) сведения об условиях признания юридического значения электронного документа с электронной цифровой подписью
Правильный ответ: д

8. Организатором межведомственного электронного документооборота является:
а) Федеральная служба охраны РФ
б) Администрация Президента РФ
в) Аппарат Правительства РФ
г) Главное управление специальных программ Президента Р
Правильный ответ: а

9. Перечень обязательных сведений о документах, используемых в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, определен:
а) типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти
б) Федеральным законом «О документационном обеспечении управления деятельности»
в) Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»
г) Положением о системе межведомственного электронного документооборота
Правильный ответ: в

10. Основной недостаток электронного документооборота - это
а) увеличение времени на передачу информации
б) возможность утраты информации или ее утечки
в) невозможность ограничения доступа к информации
г) увеличение расходов на управление
Правильный ответ: б

11. Как называется процесс приведения чего-либо к единой системе, форме, единообразию:
а) классификация
б) унификация
в) стандартизация
Правильный ответ: б

12. К основным регламентирующим работу службы ДОУ документам относят:
а) инструкция по делопроизводству
б) квалификационный справочник должностей
в) табель унифицированных форм документов
Правильный ответ: а

13.Текущий контроль осуществляется:
а) в начале исполнения документов
б) в конце исполнения документов
в) в течение всего периода исполнения документов
Правильный ответ: в

14. Входящий документ проходит следующие этапы обработки:
а) сопровождение и доставка с почты, первичная обработка, регистрация, подготовка на доклад, рассмотрение и оформление резолюций, регистрация резолюции, постановка на контроль исполнения, отправка на исполнение, исполнение и контроль за ним, прием исполненного документа, снятие с контроля, помещение исполненного документа в дело, работа с ним, текущее и архивное хранение, уничтожение и списание;
б) установление конкретного адресата документа в организации, регистрация документа по входящим журналам, передача документа адресату, указанному его в тексте, установление сроков исполнения документа, исполнение документа, проверка результатов исполнения, помещение документа в номенклатурное дело и последующая сдача в архив;
в) регистрация документа по входящей корреспонденции, передача его руководителю для определения исполнителя, передача документа непосредственному исполнителю, контроль за исполнением документа, исполнение документа, прием результатов исполнения руководителем, отметка об исполнении в специальном журнале, сдача документа в архив.
Правильный ответ: а

15. Какие технологические недостатки имеет журнальная форма регистрации:
а) формальный характер закрепления документа за валовым порядковым номером;
б) сложности ведения по журналу поисковой, справочной и контрольной работы;
в) сложности обязательной многократной регистрации документов;
г)отсутствие возможности отразить движение документа в процессе рассмотрения и исполнения
Правильный ответ: абвг

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите основные этапы подготовки и оформления внутренних документов в офисе:
Правильный ответ: составление проекта и согласование, проверка правильности оформления, подписание и регистрация.

2. Документ — это...
Правильный ответ: зафиксированная на материальном носителе информация, с реквизитами, позволяющая её идентифицировать.

3. Какая форма работы с документами подходит для организаций, деятельность которых требует особенно тщательной защиты информации?
Правильный ответ: децентрализованная

4. Документы, которые изданы внутри учреждения и отправлены за его пределы для руководства нижестоящим органам управления либо в целях исполнения письменных указаний высшей инстанции, называются:
Правильный ответ: исходящими документами

5. Назовите правовой акт, который устанавливает статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений или иных органов?
Правильный ответ: положение о структурном подразделении

6. Годовой объем документооборота – это ....
Правильный ответ:
исходная величина для расчета численности сотрудников службы ДОУ, определения степени загруженности структурных подразделений и отдельных работников, средство определения потребностей в организационной и вычислительной технике, выбора наиболее эффективной системы регистрации документов и справочного аппарата.

7. По сфере своего действия распорядительные документы делятся на:
Правильный ответ: федерального уровня, регионального уровня, правовые акты организаций.

8. Вид информационно-справочной документации, являющейся способом оперативного информационного обмена между организациями, называется:
Правильный ответ: перепиской.

9. …- действие или совокупность действий, применяемых при записи информации на материальном носителе.
Правильный способ документирования.

10. Цель регистрации документов заключается:
Правильный ответ: контроль, обеспечить их учет.

11. Информационно-справочный документ, составляющийся группой лиц для подтверждения установленных фактов — это ...
Правильный ответ: акт.

12. Датой должностной инструкции является дата:
Правильный ответ: её утверждения

13. Чем внешне отличается проект документа от его окончательного варианта?
Правильный ответ: Надписью «проект» в верхнем поле справа.

14. Как называется вид информационно-справочной документации, являющейся способом оперативного информационного обмена между организациями?
Правильный ответ: переписка.

15. Какие размеры шрифтов рекомендуется использовать при оформлении документов согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016?
Правильный ответ: № 12, № 13, № 14.

16. Какой формат бумаги используется для изготовления бланков резолюций?
Правильный ответ: А5, А6.

17. Делопроизводство – это ...
Правильный ответ: деятельность по документированию, документообороту, оперативному хранению и использованию документов.

18. Исполнение резолюции руководителя на документе осуществляется ...
Правильный ответ: ответственным исполнителем совместно с сотрудниками, указанными в документе.

19. Предупредительный контроль предполагает ...
Правильный ответ: своевременное за 2-3 дня предупреждение сотрудника о необходимости решения порученного ему вопроса.

20.Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, представляет собой ....
Правильный ответ: регистрационные номера документа каждой из организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Каким законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации?
А. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В. «Об архивном деле в Российской Федерации».
С. «Об электронной подписи».
Ответ: А.

Вопрос 2. Справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации, первая массовая коммерческая справочно-правовая система в России (выпускается с 1990 года) – это:
А. КонсультантПлюс.
В. Гарант.
С. 1С.
Ответ: В.

Вопрос 3. Какой справочной правовой системе принадлежит данный логотип?

А. Техэксперт.
В. Гарант.
С. КонсультантПлюс.
Ответ: С.

Вопрос 4. SMART-стандарт – это:
А. Стандарт для производства smart-устройств.
В. Стандарты, которые могут передаваться на машины, читаться машинами и применяться для машин без помощи человека.
С. Стандарт в электронном виде.
Ответ: В.

Вопрос 5. Распространение информации – это:
А. Тиражирование информации.
В. Продажа информации.
С. Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Ответ: С.

Вопрос 6. Информационные технологии – это:
А. Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
В. Технологии обработки информации.
С. Технологии информатизации.
Ответ: А.

Вопрос 7. Информационная система – это:
А. Система для обработки информации.
В. Система, передающая информацию по закрытым каналам связи.
С. Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Ответ: С.

Вопрос 8. Возможность получения информации и ее использования – это:
А. Свобода информации.
В. Доступ к информации.
С. Информационная безопасность.
Ответ: В.

Вопрос 9. Конфиденциальность информации – это:
А. Обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
В. Секретность информации.
С. Ограничение доступа к информации.
Ответ: А.

Вопрос 10. Гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных, - это:
А. Администратор информационной системы.
В. Владелец информационной системы.
С. Оператор информационной системы.
Ответ: С.

Вопрос 11. Информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети "Интернет" информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети "Интернет" для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети "Интернет", принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами, - это:
А. Поисковая система.
В. Электронная библиотека.
С. Сайт.
Ответ: А.

Вопрос 12. Доменное имя – это:
А. Название сайта.
В. Обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет".
С. Адрес сайта.
Ответ: В.

Вопрос 13. Информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют определенный круг лиц, - это:
А. Закрытая информационная система.
В. Корпоративная информационная система.
С. Секретная информационная система.
Ответ: В.

Вопрос 14. Действия, методы и процедуры, позволяющие осуществлять отбор определенной информации из массива данных, - это:
А. Информационный поиск.
В. Фильтрация информации.
С. Экспертиза ценности.
Ответ: А.

Вопрос 15. Данные, описывающие контекст, содержание, структуру документов, обеспечивающие управление документами в информационной системе, - это:
А. Файл.
В. База данных.
С. Метаданные.
Ответ: С

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каком году был принят закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»?
Ответ: в 2006 г.
2. Чем устанавливается порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации?
Ответ: законодательством об архивном деле.
3. Из каких трех компонентов состоит программный комплекс для автоматизированного централизованного учета документов «Архивный фонд»?
Ответ: 1.Архивный фонд. 2. Фондовый каталог. 3. Центральный фондовый каталог.
4. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на ________ и ______________.
Ответ: общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа.
5. К какому виду информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен?
Ответ: к общедоступной информации.
6. Требования какого законодательства должны соблюдаться при размещении информации в форме открытых данных в сети "Интернет"?
Ответ: законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
7. Ограничивается ли доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств?
Ответ: нет, за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну.
8. Федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов, относятся к ______________ информационным системам. Они создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Ответ: государственным.
9. Утверждение требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, осуществляет ___________________.
Ответ: Правительство Российской Федерации.
10. Как называется популярная отечественная научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии, повышение цитируемости российской науки и построение инфраструктуры знаний?
Ответ: КиберЛенинка.
11. Как называется российская научная электронная библиотека, интегрированная с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ)?
Ответ: eLibrary.
12. Назовите два основных уровня описания архивных документов.
Ответ: архивный фонд и единица хранения (единица учета).
13. Национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая более 11 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 6000 российских журналов, называется __________________.
Ответ: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
14. Как расшифровывается OCR на русском языке и для чего применяется?
Ответ: оптическое распознавание символов. Применяется для того, чтобы преобразовать изображение текста в редактируемый формат.
15. Что такое СУБД?
Ответ: Система управления базами данных.
16. Какая технология является на сегодняшний день наиболее подходящей для создания фонда пользования архивных документов?
Ответ: технология оцифровывания.
17. Автоматизированный __________________________ архива – это совокупность описаний документов, помещенных в базы данных, автоматизированных средств поиска информации и представления результатов поиска.
Ответ: научно-справочный аппарат (НСА).
18. Какая разновидность базы данных содержит полные тексты книг, диссертаций, журналов, ведомостей, газет или других видов текстовых документов?
Ответ: полнотекстовая.
19. Назовите государственные информационные системы, подведомственные Росархиву.
Ответ: Единая автоматизированная информационная система по учету документов Архивного фонда РФ и Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.
20. Общероссийский свод уникальных документов, создаваемый в целях организации их учета, введения их в научный и культурный оборот, популяризации историко-документального наследия., - это _________________________.
Ответ: Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен к организационному и документационному обеспечению деятельности учреждений и организации различных форм собственности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств – это:
А. Информационная система персональных данных.
В. Банк персональных данных.
С. Социальная сеть.
Ответ: А.

Вопрос 2. Действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных, - это:
А. Засекречивание персональных данных.
В. Закрытие персональных данных.
С. Обезличивание персональных данных.
Ответ: С.

Вопрос 3. Действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных, - это:
А. Обезличивание персональных данных.
В. Засекречивание персональных данных.
С. Уничтожение персональных данных.
Ответ: С.

Вопрос 4. Допускается ли объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой?
А. Да.
В. Нет.
Ответ: В.

Вопрос 5. В каком году в состав Архивного фонда страны были официально включены программы, алгоритмы и машинно-ориентированные (механографические) документы?
А. В 1980 г.
В. В 1991 г.
С. В 2004 г.
Ответ: А.

Вопрос 6. Что являлось одним из серьезных препятствий при внедрении зарубежных автоматизированных систем ДОУ в отечественную практику?
А. Отсутствие финансирования.
В. Существенные различия в технологиях ведения делопроизводства в России и за рубежом.
С. Незаинтересованность руководства страны.
Ответ: В.

Вопрос 7. Единое информационное пространство архива – это:
А. Информация об архиве, размещенная в сети Интернет.
В. Сайт архива, где размещена информация о самом архиве, а также о составе и содержании его фондов.
С. Совокупность методических, организационных, программных, технических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих оперативный доступ к любым информационным ресурсам архива.
Ответ: С.

Вопрос 8. Вопросы комплексной автоматизации государственного архива, а также принципы и подходы построения информационной системы эффективного управления, основанного на электронных документах, были рассмотрены:
А. В «Концепции информатизации (автоматизации) деятельности государственного архива».
В. В Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации».
С. В Федеральном законе «Об электронной подписи».
Ответ: А.

Вопрос 9. Организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна», - это:
А. Федеральное архивное агентство.
В. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
С. Государственный или муниципальный архив.
Ответ: В.

Вопрос 10. Правила межведомственного информационного взаимодействия утверждаются:
А. Президентом Российской Федерации.
В. Федеральным архивным агентством.
С. Правительством Российской Федерации.
Ответ: С.

Вопрос 11. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг регулируется:
А. Федеральным законом «Об электронной подписи».
В. Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
С. Положением о многофункциональных центрах.
Ответ: В.

Вопрос 12. Ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется:
А. С использованием государственных и муниципальных информационных систем.
В. На портале «Архивы России».
С. С использованием Центрального фондового каталога.
Ответ: А.

Вопрос 13. Виды электронных подписей, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, и порядок их использования устанавливаются:
А. Директорами многофункциональных центров.
В. Президентом Российской Федерации.
С. Правительством Российской Федерации.
Ответ: С.

Вопрос 14. Орган местного самоуправления, не имеющий возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», должен обеспечить пользователям информацией возможность ознакомиться с указанной информацией:
А. В помещениях, занимаемых этим органом местного самоуправления.
В. На любом носителе информации, который предоставит пользователь.
С. В муниципальной библиотеке.
Ответ: А.

Вопрос 15. Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулируются:
А. Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В. Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
С. Законом РФ «О государственной тайне».
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как расшифровывается АИПС?
Ответ: автоматизированная информационно-поисковая система.
2. Какой период в истории механизации и автоматизации архивного дела характеризуется эпизодической механизацией делопроизводства и ведомственных архивов на основе работы с матричными носителями информации, а также созданием первых хранилищ для временного хранения машиночитаемых документов?
Ответ: конец XIX в. – 1950 г.
3. В какой период в истории механизации и автоматизации архивного дела создаются учетные и поисковые автоматизированные системы?
Ответ: 1950-е – первая половина 1970-х гг.
4. На каком этапе механизации и автоматизации архивного дела создаются межархивные АИПС?
Ответ: вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х гг.
5. К какому виду поисковых систем относятся системы, объектом поиска в которых является описание документа и его поисковые данные?
Ответ: документальные.
6. К какому виду поисковых систем относятся системы, объектом поиска в которых являются конкретные сведения, факты?
Ответ: фактографические.
7. Когда начали складываться научно-методические основы архивоведения машиночитаемых данных в СССР?
Ответ: в 1970-е – начале 1980-х гг.
8. Назовите отечественного исследователя, который обобщил все имеющиеся подходы к классификации машиночитаемых документов и предложил развернутую классификацию этих документов на основе критерия повторяемости информации.
Ответ: Гельман-Виноградов К.Б.
9. Каким законом регулируются отношения, возникающие при защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации?
Ответ: ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
10. Концепция информатизации архивного дела 1995 г. предполагала создание типового программного обеспечения с учетом двух принципов. Назовите эти принципы.
Ответ: функциональный и интеграционный.
11. Какой документ необходимо было разработать архивам и органам управления архивным делом для реализации Концепции информатизации архивного дела 1995 г.?
Ответ: Программу информатизации.
12. Кто является разработчиком программного комплекса «Архивный фонд» (4-я версия)?
Ответ: компания «Электронные Офисные Системы».
13. Публичный показ архивных документов, коллекций документов и других архивных материалов и литературы в сети Интернет – это __________________________.
Ответ: Интернет-выставка архивных документов, виртуальная выставка архивных документов.
14. Назовите три вида структуры размещения экспонатов Интернет-выставки.
Ответ: линейная, разветвленная и комбинированная.
15. Как называется структура размещения экспонатов Интернет-выставки, которая ближе к форме привычной публикации, при которой документы располагаются по тематико- хронологическому принципу?
Ответ: линейная.
16. Как называется структура размещения экспонатов Интернет-выставки, которая позволяет формировать более сложные смысловые взаимосвязи между отдельными экспонатами (визуально она представлена в виде, например, «таблицы» или «дерева»)?
Ответ: разветвленная.
17. Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом ___________________.
Ответ: Правительства Российской Федерации.
18. В целях обеспечения устойчивого и безопасного использования на территории Российской Федерации доменных имен создается национальная ____________________, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах.
Ответ: система доменных имен.
19. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями создают информационные системы и обеспечивают _________ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
Ответ: доступ.
20. Как расшифровывается СМЭВ?
Ответ: система межведомственного электронного взаимодействия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2378
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 8 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Брюханова Е.А. Управление документами: АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лыткина О.И. Селезнева Л.В. Скороходова Е.Ю. Практическая стилистика русского языка: Учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 С. П. Кушнерук - Документная лингвистика www.modernlib.ru
Э2 Документная лингвистика как наука. Основные понятия курса. http://englishschool12.ru/publ/vse_dlja_ehkzamena/vse_dlja_ehkzamena/dokumentnaja_lingvistika_kak_nauka_osnovnye _ponjatija_kursa/65-1-0-13522
Э3 Курс в Moodle "Культура офрмления документов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.

При выполнении письменных работ студент должен самостоятельно проработать материалы темы и оформить их в виде текста с сопровождением необходимых иллюстраций, если это требуется для раскрытия вопроса. Рассуждения должны быть оригинальными, грамотно оформленными.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо проработать информационный материал по дисциплине. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы.
Тест выполняется в текстовом варианте. При выполнении теста, следует внимательно и до конца прочитать вопрос/задание и предлагаемые варианты ответов в соответствии с ними. Выбрать правильные (их может быть несколько).
Обязательно нужно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.