Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Профиль | Документационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 122 | 122 | 122 | 122 |
Консультации | 10 | 10 | 10 | 10 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | формирование у студентов комплексного представления о современных аспектах процесса модернизации государственного управления посредством формирования информационного общества и интеграции электронного (цифрового) правительства в систему государственного управления Российской Федерации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-2 | Способен находить организационно-управленческие решения при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности; |
ОПК-2.1 | Выявляет актуальные проблемы в профессиональной деятельности. |
ОПК-2.2 | Умеет находить пути и способы решения проблем при выполнении задач в сфере профессиональной деятельности. |
ОПК-2.3 | Способен разрабатывать модели организационноуправленческих решений в сфере своей профессиональной деятельности. |
ОПК-3 | Способен применять теоретические знания для решения поставленных задач в области документоведения и архивоведения; |
ОПК-3.1 | Владеет теоретическими знаниями для решения поставленных задач в научно-исследовательской, организационноуправленческой и проектной деятельности. |
ОПК-3.2 | Умеет применять теоретические знания в области документоведения и архивоведения для решения поставленных в профессиональной сфере задач. |
ОПК-3.3 | |
ОПК-4 | Способен использовать базовые знания в области информационно-коммуникационных технологий в сфере своей профессиональной деятельности; |
ОПК-4.1 | Знает основные информационно-коммуникационные технологии в сфере профессиональной деятельности. |
ОПК-4.2 | Умеет применять базовые приемы и методы информационно-коммуникационных технологий для поиска и обработки информации. |
ОПК-4.3 | Владеет основными прикладными программами в сфере профессиональной деятельности. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - правовую основу формирования информационного общества, само понятие и критерии продвижения страны к информационному обществу; - суть концепции электронного правительства и предпосылки его возникновения, подходы к определению понятия, направления развития и модели электронного правительства; - архитектуру электронного правительства и функциональное назначение отдельных его компонентов: характеристику и классификацию его основных функциональных элементов, а также элементов инфраструктуры доступа, описание принципов функционирования федерального и регионального сегментов электронного правительства; - перспективы развития электронного (цифрового) правительства: стратегические планы государственного развития в современном мире, связанные с совершенствованием и эффективным применением информационных технологий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать полученные знания в служебной практике, учитывая также процесс развития информационной культуры граждан; - использовать полученные знания при получении государственных и муниципальных услуг; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - работы с нормативными документами, регламентирующими вопросы взаимодействия граждан с органами публичной власти (в частности, порядок предоставления государственных и муниципальных услуг); - использования средств современных информационных технологий при организации взаимодействия с субъектами государственного управления. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Система государственного и муниципального управления | ||||||
1.1. | Содержание и задачи курса. Источники изучения курса. Основы построения и механизм функционирования системы государственной власти и местного самоуправления в РФ. Информационное общество: глобальные тенденции и национальная модель. Электронное правительство. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Институт президентства РФ: конституционный статус; полномочия Президента РФ и особенности их реализации. Исполнительная власть в современной России и проблема ее модернизации. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Федеральное Собрание Российской Федерации. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Органы исполнительной власти Российской Федерации. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Цифровая трансформация в государственном управлении | ||||||
2.1. | Информационное общество: глобальные тенденции и национальная модель. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Электронное правительство. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Инфраструктура электронного правительства. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Открытые государственные данные. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Цифровое государственное управление: процессы трансформации | Сам. работа | 4 | 22 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Правовая база формирования информационного общества в России. | Практические | 4 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Направления развития электронного правительства. Модели электронного правительства. Федеральный и региональный сегменты электронного правительства. | Практические | 4 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Федеральный и региональный сегменты электронного правительства. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Состояние информационной безопасности. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Участники открытых государственных данных. Культура открытости у государственных и муниципальных служащих. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.11. | Перспективы развития электронного правительства. | Практические | 4 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.12. | Консультации | Консультации | 4 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 4 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иншакова Е.Г. | ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ. Монография: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Мухаев, Рашид Тазитдинович | Система государственного и муниципального управления в 2 т. том 1: Учебник/ Мухаев Р.Т.- 3-е изд.- : | М : Издательство Юрайт,, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сарафанов Д.Е. | История государственности Российской Федерации: учебное пособие | , 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Официальный сайт Правительства России | government.ru | ||
Э2 | Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | digital.gov.ru | ||
Э3 | Портал государственных услуг РФ | http://www.gosuslugi.ru - | ||
Э4 | Проект «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России» | pubdocs.worldbank.org | ||
Э5 | Официальный интернет-портал правовой информации | pravo.gov.ru | ||
Э6 | Курс в moodle "Электронное правительство" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Курс «Электронное правительство» состоит из двух разделов. При изучении первого раздела дисциплины следует обратить внимание на то, что с принятием Основного закона на референдуме 12 декабря 1993 г. завершился процесс оформления новой российской государственности. Федеральное звено органов государственной власти стали составлять Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды. Россия определяется как президентско-парламентская республика. Президент является главой государства. Администрация Президента РФ – государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ и осуществляющий контроль над исполнением его решений. В 2000 г. институт полномочных представителей президента в регионах был преобразован в институт полномочных представителей в федеральных округах. Компетенция Федерального Собрания по сравнению со Съездом народных депутатов и Верховным советом РФ была значительно сужена. Законотворчество является его основной функцией. Парламент РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Принципы и порядок формирования Совета Федерации в 1993 – начале 2000-х гг. менялись. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания – это основные структурные подразделения, в которых сосредоточена работа по направлениям деятельности палат. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в государстве. Общее руководство его деятельностью выполняет Президент РФ, непосредственное – Председатель Правительства РФ. Законодательством очерчен круг полномочий Правительства РФ как общих (осуществляет регулирование в социально-экономической сфере и пр.), так и исключительных (разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения и пр.). Правительство издает свои акты в форме постановлений (имеют нормативный характер) и распоряжений. Федеральные органы исполнительной власти обычно имеет двухступенчатую структуру, которую образуют: центральный орган исполнительной власти и его территориальные отделения. В 2004 г. была начата реформа системы федеральных органов исполнительной власти. Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе единства (правила судопроизводства едины, право применяется единообразно и др.), иерархичности (федеральные, субъектов РФ, городские, межмуниципальные, районные суды) и соподчиненности. Все суды РФ, в том числе мировые судьи, относятся к федеральным органам государственной власти. Российская Федерация состоит шести видов субъектов. В 2000 г. было также создано 7 федеральных округов. Принцип разграничения полномочий между центром и субъектами – выделение трех сфер ведения. Важно знать характеристику системы органов государственной власти субъекта РФ, основные нормативные акты, регулирующие вопросы организации власти в субъектах РФ, виды нормативных актов, образующихся в результате деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Второй раздел посвящен современным аспектам процесса модернизации государственного управления посредством формирования информационного общества и интеграции электронного (цифрового) правительства в систему государственного управления Российской Федерации. Рассматриваются концептуальные и правовые основы электронного правительства, ключевые области модернизации и повышения эффективности государственного управления, участие гражданского общества в реализации этой инновационной программы. Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания. Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/). Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. |