Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Профиль | Документационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 151 | 151 | 151 | 151 |
Консультации | 10 | 10 | 10 | 10 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения дисциплины являются овладение методами обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации и применение их на практике. Задачи: приобретение знаний нормативно-методической базы обеспечения сохранности документов, специфики создания оптимальных условий хранения документов архивного фонда Российской Федерации; овладение методами оценки физических, химических и биологических повреждений документов, правилами обеспечения сохранности документов в процессе их комплектования, хранения, использования; изучение современных методик консервации и реставрации документов; основных положений создания страхового фонда и фонда пользования архивных документов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-4 | Способен к планированию и организации деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов |
ПК-4.1 | Умеет проводить работы по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов. |
ПК-4.2 | Планирует организацию работы государственных муниципальных архивов, архивов организаций различных форм собственности. |
ПК-4.3 | Владеет навыками проведения экспертизы ценности документов. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современную литературу по методике обеспечения сохранности документов, реставрации и консервации; современный уровень развития архивного дела в вопросах обеспечения сохранности документов в России и за рубежом |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться современными приборами измерения температуры и влажности в помещениях хранилищ, самостоятельно определять основные виды повреждений документов, составлять реставрационное задание на поврежденный документ, ориентироваться в учетной документации, проводить проверку архивных фондов, формулировать технические требования к помещениям архива |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с архивными документами, учетной документацией, справочно - поисковым аппаратом архива, ведения реставрационных картотек, методами превентивной консервации архивных документов, принципами формирования страхового фонда, приемами первичного отбора особоценных документов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Нормативно-методическая база обеспечения сохранности документов | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Нормативно-методическая база обеспечения сохранности документов | Сам. работа | 3 | 20 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Создание оптимальных условий хранения архивных документов | ||||||
2.1. | Общие требования к зданиям и помещениям архивов | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Технические требования к помещениям хранилищ | Сам. работа | 3 | 20 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Размещение документов в хранилищах, топографирование | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Контроль за своевременным возвращением выданных из хранилищ документов. Страхование документов. | Сам. работа | 3 | 20 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве | ||||||
3.1. | Работа с особо ценными и уникальными документами в архиве и создание страхового фонда и фонда пользования. | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Учет и обеспечение сохранности особо ценных и уникальных документов. | Сам. работа | 3 | 30 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Обеспечение сохранности документов архива. | ||||||
4.1. | Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. | Сам. работа | 3 | 30 | Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Типовая номенклатура повреждений документов и их индексация. | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Сплошная и выборочная проверка состояния документов | Сам. работа | 3 | 31 | Л2.1, Л1.1 | |
4.4. | Основы консервации и реставрации документов. Фотореставрация | Консультации | 3 | 10 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценка сформированности компетенции: ПК-4: Способен к планированию и организации деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов Вопрос 1. О каком виде повреждения бумаги идет речь? «размытый текст, деформация бумаги, ее рыхлость и ослабленность» 1 Повреждение огнем 2 Повреждение водой 3 Химическое повреждение ОТВЕТ: 2. Вопрос 2. Какая температура считается оптимальной для хранения бумажных документов? 1 30 2 18 3 10 ОТВЕТ: 2. Вопрос 3. В каких условиях уменьшается роль плесневелых грибов, как фактора биоповреждения документов? 1 Отопление, сухость воздуха 2 Наличие отопление, влажность воздуха 3 Отсутствие отопления, влажность воздуха ОТВЕТ: 1. Вопрос 4. Какие условия способствует развитию насекомых в хранилище? 1 Пищевые продукты и верхняя одежда 2 Строительные материалы 3 Электроприборы ОТВЕТ: 1. Вопрос 5. Какая периодичность проведения обязательных плановых проверок наличия кинодокументов на нитрооснове? 1 Один раз в 2 года 2 Ежегодно 3 Каждые 10 лет ОТВЕТ: 1. Вопрос 6. Какая периодичность проведения обязательных плановых проверок наличия уникальных документов? 1 Один раз в 2 года 2 Ежегодно 3 Каждые 10 лет ОТВЕТ: 2. Вопрос 7. Какая периодичность проведения обязательных плановых проверок особо ценных документов на бумажной основе? 1 Один раз в 2 года 2 Ежегодно 3 Каждые 10 лет ОТВЕТ: 3. Вопрос 8. Какой фонд создается в целях сохранения документной информации на случай утраты или повреждения оригиналов документов, является неприкосновенным и хранится территориально обособленно от оригиналов документов в специальных хранилищах? 1 Архивный фонд РФ 2 Объединенный архивный фонд 3 Страховой фонд документов ОТВЕТ: 3. Вопрос 9. Что такое реставрация документов? 1 Восстановление или улучшение эксплуатационных свойств, а также формы и внешнего вида документ. 2 Обеспечение сохранности документа посредством режима хранения, стабилизации и реставрации. 3 Предохранение документа обработкой, замедляющей его старение и предотвращающей повреждение. ОТВЕТ: 1. Вопрос 10. Какие факторы старения и разрушения документов не являются внешними факторами? 1 Состав материалов и веществ, из которых состоит документ 2 Световые условия среды, температурно-влажностные условия среды, биологический фактор 3 Биологический фактор ОТВЕТ: 1. Вопрос 11. Какой из предложенных источников освещения вызывают более сильное световое старение документа? 1 Люминесцентные лампы 2 Лампы накаливания 3 Естественное освещение ОТВЕТ: 1. Вопрос 12. Какой из предложенных источников освещения вызывают более сильное световое старение документа? 1 Люминесцентные лампы 2 Лампы накаливания 3 Естественное освещение ОТВЕТ: 1. Вопрос 13. Наиболее опасный и быстродействующий фактор, вызывающий разрушение бумаги и текста документов в любых условиях окружающей среды, в том числе при низких температурах и даже в инертном газе? 1 Свет 2 Микроорганизмы 3 Грибы ОТВЕТ: 1. Вопрос 14. Наиболее опасный и быстродействующий фактор, вызывающий разрушение бумаги и текста документов в любых условиях окружающей среды, в том числе при низких температурах и даже в инертном газе? 1 Свет 2 Микроорганизмы 3 Грибы ОТВЕТ: 1. Вопрос 15. Метод получения копий оригиналов с большим уменьшением на основе фотографических процессов называется? 1 Микрография 2 Фотография 3 Микрофиша ОТВЕТ: 1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. До середины 1930-х годов обеспечение сохранности документов понимали как: Ответ: Собирание документов в архивохранилищах 2. Как называются приборы для измерения относительной влажности воздуха на основе физического принципа гигрометрии: свойств гигроскопичных материалов, например волоса или специальных нитей изменять длину в зависимости от влажности воздуха? Ответ: Гигрометры 3. Как называются приборы для измерения температуры среды (ртутные, спиртовые, электронные)? Ответ: Термометры 4. Какие меры нужно принять в первую очередь, в случае если в хранилище обнаружен источник сырости? Ответ: Изолировать документы от источника сырости. 5. Определение какой категории документов приведено в кавычках « документы, имеющие непреходящее значение для культуры страны, нужд государственного управления, обороны, международных отношений, для научных исследований, невосполнимые при их утрате с точки зрения их юридического значения и автографичности»? Ответ: Особо ценные документы 6. Как называется совокупность копий документов Архивного фонда РФ, выполненных на различных материальных носителях и предназначенных для использования с целью обеспечения сохранности оригиналов документов? Ответ: Фонд пользования 7. Область опасной для хранения документов изменений относительной влажности воздуха 60-100-60 % называют …….? Ответ: влажной 8. Копия дела на позитивной фотопластинке формата А5, состоящей из 25 кадров называют? Ответ: микрофиша 9. Какое название имеет следующая методика консервации документов: «предварительно промытые листы опускают полностью в кювету с буферным раствором, выдерживают определенное время, вынимают и сушат»? Ответ: забуферивание 10. Как называются специальные химические вещества защищающие документ от биологических вредителей? Ответ: антисептики 11. Как называется необратимое изменение свойств материалов и изделий при их хранении и использовании? Ответ: старение документа 12. Определение какой категории документов приводится в кавычках «документы, не имеющие себе подобных по содержащейся в них информации, по способу ее фиксации или по внешним признакам» ? Ответ: уникальные документы 13. На какой срок выдаются документы из хранилища пользователям в читальный зал и работникам архива? Ответ: 1 месяц 14. На какой срок выдаются документы из хранилища для экспонирования? Ответ: на срок до 6 месяцев. 15. Нормы установки стеллажей в хранилище предусматривают расстояние между рядами стелажей (главный проход) шириной? Ответ: 120 см 16. Пределы изменений относительной влажности воздуха 0-30-0 % называют? Ответ: сухой зоной. 17. Как называются приборы для измерения температуры и влажности воздуха в хранилище? Ответ: Психрометры 18. Какой режим предусматривает комплекс мер по защите документов от биологических вредителей? Ответ: санитарно-гигиенический 19. Как называется система мероприятий, включающая рациональное размещение документов, контроль за их движением и физическим состоянием, копирование документов с целью создания страхового фонда, восстановление (реставрация) первоначальных свойств и внешних признаков документов, которые подверглись повреждению или разрушени? Ответ: Организация хранения документов 20. Как называется комплекс мероприятий и созданию оптимальных условий, соблюдению нормативных режимов и надлежащей организации хранения документов, исключающих их утрату и обеспечивающих поддержание их в должном физическом состоянии? Ответ: Обеспечение сохранности документов КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2581 Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 6 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Раскин Д.И., Соколов А.Р. | Архивоведение: | , 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шульгина М. В. | Архивоведение: | ИД САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральное архивное агентство | www.rusarchives.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | e.lanbook.com | ||
Э3 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | ГАРАНТ. Информационно-правовой портал | www.garant.ru | ||
Э5 | Гильдия Управляющих Документацией | www.gdm.ru | ||
Э6 | Историко-архивный институт РГГУ | iai.rsuh.ru | ||
Э7 | Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела | www.vniidad.ru | ||
Э8 | Управления Алтайского края по культуре и архивному делу | culture22.ru | ||
Э9 | Курс в Moodle "ОСРиКД" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение вопросов организации хранения, реставрации и консервации архивных документов. Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента. Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем. В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях. Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности. В ходе лекций проводятся сопоставления разных ситуаций, анализ их и лучшие примеры практики организации хранения и обеспечения сохранности документов. Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: – внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; – найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; – после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; – продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; – продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины. Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |