МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
НаправленностьАрхеология; Отечественная история; Всеобщая история; Историография, источниковедение и методы исторического исследования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_06_01_Историч науки и археология-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 904)

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Е.В. Демчик


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Е.В. Демчик


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2.ДВ.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовность осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования
ПК-3 готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции применения компьютерных технологии в современной науке и образовании;
– основные направления использования информационные технологии в исторических исследованиях и образовании;
– особенности и основные подходы использования информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.– квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения информационных технологий в исторических исследованиях и образовании;
– выделять, извлекать и использовать из информационных источников необходимую информацию для решения поставленных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками использования современных информационных систем в своей профессиональной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании
1.1. Информационное общество, цифровое общество, цифровой поворот: основные термины и понятия Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.2
1.2. Информатика и информационные технологии Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.2
1.3. Данные, большие данные, наука о данных Сам. работа 2 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.2
1.4. Количественные данные и технологии их обработки Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.5. Обработка картографической информации. Геоинформационные системы и технологии Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.6. Историческая информатика и цифровые гуманитарные науки Сам. работа 2 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.7. Средства применения информационных технологий (компьютеры и периферия, программное обеспечение) Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Обработка текстовой и графической информации Практические 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.2
1.9. Обработка количественных данных в программе Excel Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.2
1.10. Базы данных и информационные системы Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.2
1.11. Визуальный анализ Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.2
1.12. Цифровая публичная история Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Презентация результатов научного исследования Сам. работа 2 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Изучение литературы и источников по курсу. Написание эссе Сам. работа 2 72 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие данных
2. Что такое большие данные?
3. Варианты понимания термина «Статистика»
4. Измерение качественных признаков
5. Шкалы измерений
6. Выборочный метод и анализ данных
7. Что такое «визуальная аналитика»?
8. Историческая информатика как часть исторической науки
9. Цифровая гуманитаристика как область цифровых гуманитарных исследований
10. Существует ли «цифровая история»?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.

Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:

«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;

«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях.: Алтайского ун-та, 2005 elibrary.asu.ru
Л2.2 под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей Барнаул, Азбука, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт института истории и международных отношений Алтайского государственного университета hist.asu.ru
Э2 Электронная библиотека Ассоциации «История и компьютер» aik-hisc.ru
Э3 Журнал «Историческая информатика» (2017-2021 гг.) www.e-notabene.ru
Э4 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э5 Ассоциация «История и компьютер» aik-hisc.ru
Э6 Журнал «Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании» (2012-2016 гг) kleio.asu.ru
Э7 Курс в Moodle ''Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности'' portal.edu.asu.ru
Э8 Кафедра исторической информатики исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);

Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);

Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);

AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);

ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);

LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);

Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);

Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);

Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);

Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс предполагает изучение магистрантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
На основе изучения курса осуществляется формирование двух профессиональных (ПК-2, ПК-3) компетенций.
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Необходимо также понимать принципиальную разницу между информатизацией науки и информатизацией образования. Несмотря на сближение этих двух сфер и важность быстрейшего «вбрасывания» новейших достижений науки в образовательный процесс, каждая из этих сфер имеет свою специфику. Компьютер в современном образовании не заменяет преподавателя, а расширяет возможности самостоятельной работы студентов, дает им навыки поиска и обработки нужной информации.
При изучении истории исторической информатики следует обратить внимание на то, что эта научная дисциплина является ничем иным, как одной из гуманитарных отраслей прикладной информатики. Историческая информатика имеет междисциплинарный характер и включает в своей состав не только компьютерное источниковедение, но и мощную аналитическую компоненту. По объекту своего исследования историческая информатика частично пересекается с архивной и музейной информатикой.
Важным моментом является изучение соотношения исторической информатики и сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением исторических источников и ресурсов – Digital History. Необходимо понять, что эти два направления не отрицают, а дополняют друг друга.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к зачету включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для гуманитарной научно-образовательной сферы.
Учебная дисциплина «Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности представлена на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8887