Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.06.01. Исторические науки и археология |
Направленность | Археология; Отечественная история; Всеобщая история; Историография, источниковедение и методы исторического исследования |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z46_06_01_Историч науки и археология-2021,2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «История археологического изучения Алтая» является знакомство аспирантов с процессом становления и развития археологии на Алтае с XVIII по начало XXI вв. Задачи: – продемонстрировать исторический и культурный опыт освоения Алтая; – познакомить с исследователями, изучавшими археологию Южной Сибири; объяснить особенности развития региональной археологии; изложить современную концепцию древней и средневековой истории Алтая; сформировать представление о перспективах исследовательской деятельности в области археологии; подготовить к научно-исследовательской работе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1 |
ПК-3 | готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные археологические школы, проблемы в изучении археологических эпох и культур и научные гипотезы предлагающие их решение |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Путем сравнительного анализа и критического отношения к источникам, предлагать аргументированные решения существующих проблем |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыки обработки археологических объектов и артефактов и опыт их качественной характеристики |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Открытие археологических памятников Алтая и начало их изучение в дореволюционный период | ||||||
1.1. | Хозяйственное освоение Алтая в 1-й половине XVIII и процесс разграбления памятников. «Бугровщики» и формирование частных археологических коллекций. «Сибирская коллекция Петра I» и проблема ее происхождения. Коллекция Н.К. Витзена. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Часть 1. Коллекции П.К. Фролов и Г.И. Спасского. Открытие Барнаульского музея. Систематизация источников и разработка концепций развития древних племен Алтая в творчестве Г.И. Спасского, Э.Г. Муральта, А. Гумбольдта и др. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Процесс образования научных археологических центров в России. Императорское русское географическое общество. Императорская археологическая комиссия. Экспедиция под руководством Г. Менье и ее роль в становлении археологии региона. Основные этапы научной деятельности В.В. Радлова. Влияние теоретических разработок в области изучения культуры народов Ф. Бойла, В. Шотта, Г. Штейнталя, К. Риттера. Российский период жизни ученого. Административная и преподавательская деятельность. Раскопки на Алтае и сопредельных территориях. Результаты исследования «элитных» памятников пазырыкской культуры: Берельский и Катандинский курганы. Периодизация истории Южной Сибири. Формирование комплексного подхода в изучении народов Центральной Азии. Привлечение различных источников и результатов естественно-научных анализов в исторических реконструкциях. Характеристика культуры, образа жизни, искусства древних кочевников. Деятельность краеведов С.И. и Н.С. Гуляевых на Алтае и их роль в открытии археологических памятников. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Законодательство российской империи по охране археологических памятников. Естественно-научные экспедиции и их роль в процессе археологического изучения Алтая и сопредельных территорий. Деятельность Д.Г. Мессершмидта, Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, П.С. Палласа, И.П. Фалька. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Часть 2. Коллекции П.К. Фролов и Г.И. Спасского. Открытие Барнаульского музея. Систематизация источников и разработка концепций развития древних племен Алтая в творчестве Г.И. Спасского, Э.Г. Муральта, А. Гумбольдта и др. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Исследования археологических памятников в первой трети XX века. Краеведческие организации и музеи. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Деятельность М.Д. Копытова и С.М. Сергеева. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Исследования археологических памятников в первой трети XX века. Краеведческие организации и музеи. Организация работы краеведческих музеев в Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Исследования археологических памятников в первой трети XX века. Деятельность центральных организаций. Работы С.И. Руденко и М.П. Грязнова. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Предвоенные археологические исследования на Алтае. Работы С.М. Сергеева в Бийске и Горно-Алтайске. Исследования Г.П. Сосновского и Г.П. Сергеева. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Предвоенные археологические исследования на Алтае. Работы С.М. Сергеева в Бийске и Горно-Алтайске. Исследования Г.П. Сосновского и Г.П. Сергеева. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Предвоенные археологические исследования на Алтае. Работы С.М. Сергеева в Бийске и Горно-Алтайске. Исследования Г.П. Сосновского и Г.П. Сергеева. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Археологические исследования в 50-60 годах XX века. Деятельность центральных организаций. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Археологические исследования в 50-60 годах XX века. Деятельность краеведческих и центральных организаций. | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Археологические исследрования на Алтае в 70-80 годах прошлого века. Деятельность местных и центральных организаций. Сложение группы исследователей древнего прошлого региона (А.П. Окладников, А.П. Уманский, В.М. Могильников, М.П. Грязнов и др.). | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | Современный этап исследований археологических памятников Алтая. Сложение археологической школы АлтГУ. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.17. | Геоморфологическое и орографическое районирование Алтайского края и республики Алтай. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.18. | Биологические и минеральные ресурсы Алтая и использование их древним человеком. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.19. | Современные представления о периодизации и хронологии археологического наследия Алтая. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.20. | Новые открытия и исследования палеолита Алтая: открытия в Чагырской и Денисовой пещере, стоянка Карама. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.21. | Современные разработки по датированию, интерпретации и культурной идентификации неолитических и энеолитических комплексов Алтая. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.22. | Ранний бронзовый век региона - турбино-сейминский феномен и особенности Алтайской металлургической провинции. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.23. | Бронзовый век Алтая и появление ранней производящей скотоводческой экономики в горах и степях региона и ее особенности. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.24. | Современные исследования, периодиация, хронология и этнокультурная идентификация культур раннего железного века региона. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.25. | Проблемы современного исследования средневековых культур Алтая. Проблема кочевых империй. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Коллекции П.К. Фролов и Г.И. Спасского. 2.Открытие Барнаульского музея. 3.Систематизация источников и разработка концепций развития древних племен Алтая в творчестве Г.И. Спасского, Э.Г. Муральта, А. Гумбольдта и др. 4.Деятельность М.Д. Копытова и С.М. Сергеева. 5.Исследования археологических памятников в первой трети XX века. Деятельность центральных организаций. Работы С.И. Руденко и М.П. Грязнова. 6.Предвоенные археологические исследования на Алтае. Работы С.М. Сергеева в Бийске и Горно-Алтайске. 7.Исследования Г.П. Сосновского и Г.П. Сергеева. 8.Археологические исследования в 50-60 годах XX века. Деятельность краеведческих организаций. 9.Археологические исследования в 50-60 годах XX века. Деятельность центральных организаций. 10.Археологические исследрования на Алтае в 70-80 годах прошлого века. Деятельность местных и центральных организаций. 11.Сложение группы исследователей древнего прошлого региона (А.П. Окладников, А.П. Уманский, В.М. Могильников, М.П. Грязнов и др.). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Творческая работа.Геоморфологическое описание определенного района Алтая, с которым связаны работы обучающегося. 2. Эссе. Историографическая характеристика выполняемой обучающимся работы. 3. Реферат "Исследователь археологии Алтая". |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
Приложение 1.
NEWФОС_Ист_арх_из_Алтая_Аспиранты.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тишкин А.А. | Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников): монография | Барнаул: Азбука, 2009 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | А. А. Тишкин, В. В. Горбунов, Т. Г. Горбунова | Алтай в эпоху Средневековья: иллюстрированный исторический атлас : учеб. пособие для вузов | АРТИКА, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин | Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю. Ф. Кирюшин [и др.] | Афанасьевские погребальные комплексы Средней Катуни (результаты исследований Катунской археологической экспедиции в зоне строительства и затопления Алтайской ГЭС в 2006-2007 гг.): монография | Изд-во АлтГУ, 2010 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | И. Н. Ротанова, Н. Ф. Харламова | Рекреационно-географические исследования в Алтайском регионе: монография | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Археология Алтая | archaeology.asu.ru | ||
Э2 | Археология.ru | www.archaeology.ru | ||
Э3 | ИА СО РАН | www.archaeology.nsc.ru | ||
Э4 | Музей археологии и этнографии Алтая | alt-archeomuseum.jimdo.com | ||
Э5 | История археологического изучения Алтая | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» www.archeology.asu.ru Образцы скифского искусства из коллекции историко-краеведческого музея БГПУ (Бар-наул): http://www.bspu.secna.ru/Museum/fonds/fond.html «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул): http://www-ic.dcn-asu.ru/projects/grant/korotkov/ru/index.html Скифский мир. Сервер Восточно-Европейского археологического журнала: http://archaeology/kiev/ua/museum/scythians/ http://www.sati.archaeology.nsc.ru:8101/ http://www.brown.edu/Departments/Anthropology/archsite.html http://odur.let.rug.nl/~arge/General/newlinks.html http://arw.dcn-asu.ru/~sokol/server/academ/staff/staff_hs.html http://pvcentre.agava.ru/links/index.html Русские новости: http://www.informnauka.ru/conf/rus/conf_r.shtml Бронзовый век: http://www.geocities.com/Athens/Crete/4162/ebronzenf.htm#Russia Государственный Эрмитаж: http://www.hermitage.ru/html_Ru/index.html Археология Европы: http://odur.let.rug.nl/arge/ Авеста- Зороастрийские архивы: http://avesta.tripod.com/avesta.htm Академия наук: http://www.ban.ru/ran.html Археологический web-журнал Сибири: http://www.mmedia.nsu.ru/museum/ Археологическое обозрение: http://kleio.dcn-asu.ru/internet/new.shtml Археология: http://www.list.ru/catalog/ Восточноевропейский журнал: http://archaeology.kiev.ua/journal/ Государственный исторический музей: http://www.shm.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70. К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно". Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно". |