МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гендерный дискурс в истории России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
НаправленностьАрхеология; Отечественная история; Всеобщая история; Историография, источниковедение и методы исторического исследования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_06_01_Историч науки и археология-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.

Рабочая программа дисциплины
Гендерный дискурс в истории России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 904)

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – раскрыть и показать основные закономерности разви-тия гендерных отношений в традиционных обществах.
Задачи курса:
– ознакомить учащихся с главными вопросами гендерных исследований;
– выявить и проанализировать основные проблемы взаимоотношений между пола-ми в традиционном обществе;
– раскрыть динамику развития гендерных отношений в истории;
– показать влияние экономического фактора на формирование гендерных стерео-типов;
– способствовать осознанию студентами существа гендерных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании;
особенности социального познания гендерных отношений;
получить развернутые представления о роли гендера в эволюции общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи;
самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы исторических гендерных исследований
1.1. Предмет и задачи курса Лекции 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. История западного феминизма Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. Изучение пола и гендерных отношений в России Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Теоретические основы исторических гендерных исследований Практические 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.5. Подготовка к Пр "Теоретические основы исторических гендерных исследований" Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. Подготовка сообщений Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Гендерный строй традиционного общества
2.1. Гендерный анализ социальной структуры традиционного общества Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.2. Гендерные архетипы в традиционной культуре Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Гендерные отношения в традиционной семье Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.4. Политико-правовой аспект гендерных отношений Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.5. Гендерный строй традиционного общества Практические 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.6. Подготовка к Пр "Гендерный строй традиционного общества" Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.7. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.8. Подготовка сообщений Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Специфика гендерного строя в истории России
3.1. Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Социально-правовой статус и гендерные роли женщин в Сибири в XVII – начале XX в Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.3. Российская философия женственности Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.4. Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.5. Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.6. Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.7. Подготовка к Пр "Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв." Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.8. Подготовка к Пр "Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период " Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.9. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.10. Подготовка сообщений Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Модернизация гендерных отношений
4.1. Влияние западной цивилизации на глобальные изменения гендерных отношений (XVIII – XX вв.) Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.2. Влияние экономических процессов на гендерные отношения Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.3. Женщина в домашнем хозяйстве Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.4. Модернизация гендерных отношений Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.5. Подготовка к Пр "Модернизация гендерных отношений" Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.6. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.7. Подготовка сообщений Сам. работа 2 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Гендерные отношения – теория и практика
Феминизм как направление теоретической мысли
Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества.
Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах
Женщины в русской истории IX – XIX вв.
Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв.
Гендерные отношения в современном российском обществе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Большакова О.В. История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. М. : РАН ИНИОН, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Кислицина И.Г. Гендерология : учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс на Moodle "Гендерный дискурс в истории России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины аспирант обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего.
Приступая к изучению дисциплины необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно.
В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития.
Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата
Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия:
- имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий;
- электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий;
- аудитории для самотестирования;
- вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть;
- на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии;
- студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем.