Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 46.06.01. Исторические науки и археология |
Направленность | Археология; Отечественная история; Всеобщая история; Историография, источниковедение и методы исторического исследования |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z46_06_01_Историч науки и археология-2021,2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.
1.1. | 1. Сформировать научно-теоретические и концептуальные представления о происхождении, характере и значении мировых войн в истории мировой цивилизации. 2. Выявить и систематизировать основные тенденции в отечественной и зарубежной историографии по проблемам происхождения мировых войн и принципах мирного уркгулирования. 3. выявить и исторически сопоставить направления и формы воздействия войны на общество в социокультурном, гуманитарном и историко-политическом отношениях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.3 |
ПК-3 | готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Закономерности всемирно-исторического процесса и осбенности мировых войн в контексте истории западной цивилизации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выявлятть причины происхождения, итоги, общее и особенное в причинах происхождения мировых войн ХХ столетия в рамках научно-исторического и междисциплинарного подходов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Реконструкции истории мировых войн с точки зрения достижений современной исторической науки, методологии истории, источниковедения и историографии, а также междисциплинарных достижений современной конфликтологии и системного анализа международных отношений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проблема происхождения Первой мировой войны в современной историографии | ||||||
1.1. | Проблема происхождения Первой мировой войны в современной историографии | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Проблема происхождения Второй мировой войны в современной историографии | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Первая и Вторая мировые войны в дихотомии "универсальная - тотальная война" | ||||||
2.1. | Первая и Вторая мировые войны в дихотомии "универсальная - тотальная война" | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Принципы послевоенного урегулирования и контуры послевоенного миропорядка в сравнительном анализе | ||||||
3.1. | Принципы послевоенного урегулирования и контуры послевоенного миропорядка в сравнительном анализе | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Война и общество | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Война и культура | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Проблема исторической памяти в современном обществе и переосмысление опыта мировых войн | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Версальско-Вашингтонская и Ялтинско-Потсдамская международные системы в сравнительном измерении | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Проблема предотвращения войны в современном обществе в свете исторического опыта мировых войн ХХ столетия | ||||||
4.1. | Проблема предотвращения войны в современном обществе в свете исторического опыта мировых войн ХХ столетия | Сам. работа | 2 | 61 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Подготовка к практическому занятию, зачету и чтение дополнительной литературы | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Современная историография происхождения мировых войн: сравнительный анализ. 2. Современные концепции характера войны: критерии определения. 3. Война как цивилизационный кризис. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС История мировых войн XX века.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Зайончковский А. М. | Первая мировая война: Научные монографии | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Пинкин В. И., Шишикин В. Г. | История международных отношений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | НГТУ, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Перетолчин, Д. | Мировые войны и мировые элиты: | Москва : Книжный мир, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История мировых войн XX века: аналитический обзор электронных ресурсов | studbooks.net | ||
Э2 | Учебная дисциплина «История мировых войн XX века» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе изучения курса студенты должны самостоятельсно осмыслить и обобщить известный материал по истории двух мировых войн в международно-политическом и цивилизационном измерениях. Для выработки собственной концепции необходимо привлечь разнообразный материал о состоянии современной истоиографии и политической конфликтологии по изучаемым проблема курса. Студенты должны сформуоировать,аргументировать и представитть собственную версию происхождения мировых войн, характера конфликтов в сравнении и порядка мирного урегулирования после каждой войны.Центральной проблемой обощающей версии должна стать характеристика последствий обеих войн джля современного миропорядка и международной системы. |