МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Массовые исторические источники

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
НаправленностьАрхеология; Отечественная история; Всеобщая история; Историография, источниковедение и методы исторического исследования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_06_01_Историч науки и археология-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Массовые исторические источники

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 904)

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития источниковедения массо-вых источников и основными подходами к их изучению и обработке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретико-методологические основы дисциплины;
- специфику источниковедческого комплекса истории России;
- виды массовых исторических источников и особенности эволюции их формуляра;
- методы исследования массовых источников.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать массовые исторические источники;
- использовать различные приемы источниковедческого анализа;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практическими навыками работы с массовыми источниками;
- методами исторического исследования, в том числе информационными технологиями при работе с массовыми источниками;
- основными понятиями источниковедческой науки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Массовые истори-ческие источники: определение, при-знаки
1.1. Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении. Подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака. Закономерности возникновения и эволюции массовых исторических источников.Информационный потенциал, достоверность и репрезентативность массовых источников. Лекции 2 2 Л1.1
1.2. Признаки и особенности массовых источников (ординарность происхождения, аналогичность содержания, однотипность формы). Сам. работа 2 6 Л1.1
Раздел 2. Проблема классификации массовых исторических источников
2.1. Статистические таблицы и степень проявления в них массовости, однородности и случайности. Сам. работа 2 6 Л1.1
2.2. Текстовые источники: формализованные, слабо формализованные и неформализованные. Сам. работа 2 6 Л1.1
2.3. Особенность представления словесных характеристик в массовом источнике. Сам. работа 2 6 Л1.1
Раздел 3. Виды массовых исторических источников
3.1. Документы – следствие отмены крепостного права 1861 г.: договоры между помещиками и крестьянами, уставные грамоты. Сам. работа 2 6 Л1.1
3.2. Документы переписей – анкеты, карточки. Практические 2 2 Л1.1
3.3. Материалы церковного учета населения (метрические книги, клировые ведомости, исповедные росписи и т.д.) как массовый исторический источник. Практические 2 2 Л1.1
Раздел 4. Методы исследования массовых источников
4.1. Методы исследования массовых источников Лекции 2 2 Л1.1
4.2. Сущность метода группировки. Сам. работа 2 6 Л1.1
4.3. Выборочный метод и его границы. Сам. работа 2 6 Л1.1
4.4. Понятия «генеральная совокупность», «выборка», «выборочный метод». Репрезентативность выборки. Типы выборок: механический отбор, серийный отбор, многоступенчатый отбор. Сам. работа 2 6 Л1.1
Раздел 5. Использование информационных технологий при работе с массовыми источниками
5.1. Особенности создания баз данных на материале исторических источников. Сам. работа 2 8 Л1.1
5.2. Проблемно-ориентированный и источнико-ориентированный подходы в создании исторических баз данных. Сам. работа 2 8 Л1.1
5.3. Принципы, методы и средства проектирования баз данных. Этапы проектирования. Использование Microsoft Access. Сам. работа 2 8 Л1.1
5.4. Изучение литературы по разделам курса, подготовка к экзамену Сам. работа 2 19 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
смотреть ФОС

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
смотреть ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотреть ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Русина Ю.А. Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие , 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Румянцева М.Ф., Казаков Р.Б. Научно-педагогическая школа источниковедения в актуальной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]. 2009. rutube.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Курс в Moodle "Массовые исторические источники" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Массовые исторические источники» является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития источниковедения массовых источников и основными подходами к их изучению и обработке.
Курс состоит из 5 разделов. В первом разделе аспиранты должны обратить внимание на существующие определения массовых источников в трудах отечественных исследователей (подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака.); критерии этих определений и то, на чем основана их типология. Второй и третий разделы посвящены проблемам классификации массовых исторических источников. Аспирантам следует обратить внимание на разные подходы к типологии источников, а также неоднозначную оценку статистических материалов как массовых исторических источников. Четвертый и пятый разделы направлены на изучение методов исследования массовых источников, а также получение навыков работы с такими видами данных, в том числе в электронной среде. Учащимся важно определить специфику исследовательской работы с массовыми источниками. Нужно иметь четкое представление о существующих количественных методах источниковедческого исследования, знать аргументы в пользу использования формализованных методик анализа массовых исторических источников, определять границы применимости этих методик в историческом исследовании и степень корректности их использования при освещении конкретных исторических тем.
При самостоятельной работе учащимся следует обратить внимание на изучение учебных и научных публикаций по соответствующим темам, а также рассмотрение научно-исследовательской практики работы с массовыми историческими источниками.
Экзамен проводится в устной форме (вопросы к экзамену и критерии оценивания представлены в ФОС)