Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.06.01. Исторические науки и археология |
Направленность | Археология; Отечественная история; Всеобщая история; Историография, источниковедение и методы исторического исследования |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z46_06_01_Историч науки и археология-2021,2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития источниковедения массо-вых источников и основными подходами к их изучению и обработке. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4 |
ПК-3 | готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретико-методологические основы дисциплины; - специфику источниковедческого комплекса истории России; - виды массовых исторических источников и особенности эволюции их формуляра; - методы исследования массовых источников. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать массовые исторические источники; - использовать различные приемы источниковедческого анализа; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - практическими навыками работы с массовыми источниками; - методами исторического исследования, в том числе информационными технологиями при работе с массовыми источниками; - основными понятиями источниковедческой науки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Массовые истори-ческие источники: определение, при-знаки | ||||||
1.1. | Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении. Подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака. Закономерности возникновения и эволюции массовых исторических источников.Информационный потенциал, достоверность и репрезентативность массовых источников. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
1.2. | Признаки и особенности массовых источников (ординарность происхождения, аналогичность содержания, однотипность формы). | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
Раздел 2. Проблема классификации массовых исторических источников | ||||||
2.1. | Статистические таблицы и степень проявления в них массовости, однородности и случайности. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
2.2. | Текстовые источники: формализованные, слабо формализованные и неформализованные. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
2.3. | Особенность представления словесных характеристик в массовом источнике. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
Раздел 3. Виды массовых исторических источников | ||||||
3.1. | Документы – следствие отмены крепостного права 1861 г.: договоры между помещиками и крестьянами, уставные грамоты. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
3.2. | Документы переписей – анкеты, карточки. | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
3.3. | Материалы церковного учета населения (метрические книги, клировые ведомости, исповедные росписи и т.д.) как массовый исторический источник. | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 4. Методы исследования массовых источников | ||||||
4.1. | Методы исследования массовых источников | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
4.2. | Сущность метода группировки. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
4.3. | Выборочный метод и его границы. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
4.4. | Понятия «генеральная совокупность», «выборка», «выборочный метод». Репрезентативность выборки. Типы выборок: механический отбор, серийный отбор, многоступенчатый отбор. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
Раздел 5. Использование информационных технологий при работе с массовыми источниками | ||||||
5.1. | Особенности создания баз данных на материале исторических источников. | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1 | |
5.2. | Проблемно-ориентированный и источнико-ориентированный подходы в создании исторических баз данных. | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1 | |
5.3. | Принципы, методы и средства проектирования баз данных. Этапы проектирования. Использование Microsoft Access. | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1 | |
5.4. | Изучение литературы по разделам курса, подготовка к экзамену | Сам. работа | 2 | 19 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
смотреть ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
смотреть ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
смотреть ФОС |
Приложения |
Приложение 1.
Массовые исторические источники_заоч.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Русина Ю.А. | Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие | , 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Румянцева М.Ф., Казаков Р.Б. Научно-педагогическая школа источниковедения в актуальной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]. 2009. | rutube.ru | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Массовые исторические источники" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Тобольска в 1897 г.»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью освоения учебной дисциплины «Массовые исторические источники» является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития источниковедения массовых источников и основными подходами к их изучению и обработке. Курс состоит из 5 разделов. В первом разделе аспиранты должны обратить внимание на существующие определения массовых источников в трудах отечественных исследователей (подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака.); критерии этих определений и то, на чем основана их типология. Второй и третий разделы посвящены проблемам классификации массовых исторических источников. Аспирантам следует обратить внимание на разные подходы к типологии источников, а также неоднозначную оценку статистических материалов как массовых исторических источников. Четвертый и пятый разделы направлены на изучение методов исследования массовых источников, а также получение навыков работы с такими видами данных, в том числе в электронной среде. Учащимся важно определить специфику исследовательской работы с массовыми источниками. Нужно иметь четкое представление о существующих количественных методах источниковедческого исследования, знать аргументы в пользу использования формализованных методик анализа массовых исторических источников, определять границы применимости этих методик в историческом исследовании и степень корректности их использования при освещении конкретных исторических тем. При самостоятельной работе учащимся следует обратить внимание на изучение учебных и научных публикаций по соответствующим темам, а также рассмотрение научно-исследовательской практики работы с массовыми историческими источниками. Экзамен проводится в устной форме (вопросы к экзамену и критерии оценивания представлены в ФОС) |