Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.06.01. Исторические науки и археология |
Направленность | Археология; Отечественная история; Всеобщая история; Историография, источниковедение и методы исторического исследования |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z46_06_01_Историч науки и археология-2021,2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития историографии и источниковедения и основными подходами к изучению исторических источников. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4 |
ПК-3 | готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные проблемы и тенденции развития историографии; – современные направления развития источниковедения; – традиционные и новые методы исторического исследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – ориентироваться в современных концепциях и направлениях развития исторической науки; – использовать современные подходы и методы изучения и интерпретации исторических источников. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – категориально-понятийным аппаратом современной исторической науки; – основными методологическими принципами и подходами к историческому исследованию; – средствами междисциплинарного исторического исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Актуальные проблемы историографии | ||||||
1.1. | Основные тенденции развития историографии. | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Актуальные проблемы источниковедения | ||||||
2.1. | Современное понимание исторического источника. Место источниковедения в классификации исторических наук. | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
2.2. | Классификация источников. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
2.3. | Информационные подходы в источниковедении. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
2.4. | Современное понимание исторического источника. Классификация источников. Информационные подходы в источниковедении. | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Место источниковедения в классификации исторических наук. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-3 | |
2.6. | Современное понимание историографии. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 3. Основные подходы к изучению исторических источников | ||||||
3.1. | Современные методологические школы. Информационные технологии в представлении и обработке источников. | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
3.2. | Основные методы изучения исторических источников. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
3.3. | Современные методологические школы. Основные методы изучения исторических источников. Информационные технологии в представлении и обработке источников. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
3.4. | Изучение литературы и источников по курсу. | Сам. работа | 3 | 79 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Экзамен | 3 | 9 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Историография как специальная историческая дисциплина. 2. Понятие историографического источника. 3. Позитивизм и развитие исторической науки в середине XIX – начале XX вв. 4. Неокантианство и развитие исторической мысли в конце XIX – начале XX вв. 5. Источниковедение как научная дисциплина. Проблема исторического источника. 6. Основные принципы классификации исторических источников. 7. Классификация письменных источников. 8. Особенности исторических источников нового и новейшего времени. 9. Методика источниковедческого исследования материалов законодательства. 10. Принципы и методы источниковедческого анализа делопроизводственной документации. 11. Принципы и методы изучения статистических источников. 12. Методы источниковедческого исследования материалов периодической печати. 13. Основные принципы и приемы изучения источников личного происхождения. 14. Кинофотофонодокументы как исторический источник. Особенности использования в исторических исследованиях. 15. Произведения искусства как исторический источник. Специфика их источниковедческого анализа. 16. Произведения художественной литературы как исторический источник. 17. Классификация методов исторического исследования. 18. Компьютерные методы в исторических исследованиях. 19. Что такое «Digital Humanities»? 20. «Цифровая история» или «Историческая информатика»? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Русина Ю.А. | Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие | , 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой | Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей | Барнаул, Азбука, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Понятие актуальные проблемы в историографии | biofile.ru | ||
Э2 | Актуальные методологические проблемы | uctopuk.info | ||
Э3 | Историография | interpretive.ru | ||
Э4 | Теоретические и методологические проблемы источниковедения | cyberpedia.su | ||
Э5 | Источниковедческие проблемы истории России XX века | ecsocman.hse.ru | ||
Э6 | Методология источниковедения | elar.urfu.ru | ||
Э7 | Методы исторического исследования | www.socionauki.ru | ||
Э8 | Основные методы исторического исследования | klio.tsu.ru | ||
Э9 | Избранные труды И.Д.Ковальченко | www.hist.msu.ru | ||
Э10 | Курс в moodle "Актуальные проблемы изучения историографии, источниковедения и методов исторического исследования" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Тобольска в 1897 г.»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Курс «Актуальные проблемы историографии, источниковедения и методов исторического исследования» предполагает изучение аспирантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов. Программа состоит из трех частей. В первой части изучаются современное понимание и основные тенденции развития историографии. При изучении раздела следует обратить внимание на определенную консервативность историографии, ее приверженность существующим традициям. В то же время тенденции развития современного общества накладывают определенный отпечаток и на развитие историографии, в частности, появляется такое понятие, как «компьютерная историография», хотя в целом из всей триады «историография – источниковедение – методы исторического исследования» первая остается в наибольшей степени приверженной многовековому опыту своего развития. Вторая часть посвящена современному состоянию источниковедения. Изучая современное понимание исторического источника, следует обратить внимание прежде всего на его информационную природу и информационные подходы к его изучению (И.Д.Ковальченко). Необходимо четко представлять место источниковедения в классификации исторических наук. Важнейшим моментом является классификация исторических источников. Следует понимать, что есть общие и специальные классификации, распространенные в конкретно-исторических исследованиях, знать соотношение и границы применения каждого из этих видов классификации. Третья часть посвящена методологическим и методическим проблемам исторического исследования. Современные методологические школы, продолжающие отечественные традиции и возникшие после методологического перехода конца прошлого века предоставляют исследователю широкий выбор подходов, принципов и методов исторического исследования, в том числе междисциплинарных. Следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в исторических исследованиях. На стыке истории и информатики развивается такая научная дисциплина, как историческая информатика, являющаяся ничем иным, как одной из гуманитарных отраслей прикладной информатики. Историческая информатика имеет междисциплинарный характер и включает в своей состав не только компьютерное источниковедение, но и мощную аналитическую компоненту. |