МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы педагогической деятельности в системе высшего образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки47.06.01. Философия, этика и религиоведение
НаправленностьОнтология и теория познания; Философия религии и религиоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz47_06_01_Философия, этика и религиоведение-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 88
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 8 8 8 8
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, Доцент, Тихонова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
доктор психологических наук, Профессор, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Основы педагогической деятельности в системе высшего образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.06.01 ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 905)

составлена на основании учебного плана:
47.06.01 Философия, этика и религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование педагогических компетенций будущих преподавателей вузов: познать сущность и структуру образовательного процесса, цели и содержание ВПО, концепции, методы, средства и организационные формы обучения и воспитания, организацию НИР студентов и студенческого самоуправления, контроль и оценку результатов обучения, современные педагогические технологии, повышение качества ВПО.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ОПК-2 готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-2 готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ведущие тенденции развития современного высшего образования;
требования к личности и деятельности преподавателя высшей школы;
нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в вузе;
основные принципы построения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ;
достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом;
нормативные основы функционирования системы высшего образования;
сущность и закономерности процесса обучения студентов;
педагогические основы определения целей и содержания высшего профессионального образования;
принципы и методы обучения в высшей школе;
основные формы организации учебного процесса в высшей школе;
педагогические технологии и особенности их применения в высшей школе;
сущность, цели, принципы, содержание, методы и формы воспитания студентов.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц;
осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного высшего образования;
осуществлять отбор учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки;
осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии;
организовать познавательную деятельность студентов, их самостоятельной работы и научного творчества;
осуществлять всестороннюю подготовку студентов к успешной профессиональной деятельности, обеспечить высокий педагогический уровень их обучения и воспитания;
определять главное при отборе и структурировании учебного материала;
прогнозировать трудности и ошибки в работе студентов;
осуществлять контроль за качеством знаний и учебной деятельностью студентов;
управлять психологическим состоянием группы и отдельных студентов;
дидактически перерабатывать материал науки в материал преподавания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования;
методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями;
способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образовани;
методикой самообразования, находить новые способы решения профессионально-педагогических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогика высшей школы
1.1. Педагогика в системе наук о человеке Лекции 2 1 УК-5 Л1.1, Л1.4, Л3.1
1.2. Цели высшего профессионального образования Лекции 2 1 УК-5 Л1.1, Л1.4, Л3.1
1.3. Содержание высшего профессионального образования Лекции 2 1 УК-5 Л1.1, Л1.4, Л3.1
1.4. Сущность и закономерности процесса обучения Лекции 2 1 УК-5 Л1.1, Л1.4, Л3.1
1.5. Методы обучения Практические 2 4 ОПК-2, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л1.4, Л3.1
1.6. Педагогические технологии Лекции 2 1 ОПК-2, ПК-2, УК-5 Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.7. Научно-исследовательская работа студентов Лекции 2 1 ОПК-2, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л1.4, Л3.1
1.8. Система контроля учебной деятельности студентов Лекции 2 1 ОПК-2, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л1.4, Л3.1, Л1.3
1.9. Теория воспитания Лекции 2 1 ОПК-2, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л1.4, Л3.1
1.10. Сам. работа 2 88 ОПК-2, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л1.4, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие: Москва: Логос, 2012
Л1.2 Щуркова Н.Е.- Педагогические технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Градусова Т. К., Жукова Т. А. Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.4 Войтенко, Марина Владимировна Основы педагогического мастерства : практикум : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.5 А. М. Митяева Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цибульникова В. Е. Образовательные системы и педагогические технологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Ю.Б. Зеленская, О.В. Милованова Инновационные педагогические технологии: учебно-методическое пособие СПб. : ЧОУВО «Институт специ-альной педагогики и психологии», 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Л. В. Байбородова Педагогические технологии в 3 ч. Часть 2. Организация деятельности: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/455047
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 М. В. Войтенко Основы педагогического мастерства [Электронный ресурс]: практикум : учеб. электронное пособие АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронный курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс направлен на овладение аспирантами педагогической деятельностью как важнейшим условием становления современного преподавателя в системе высшего образования. В связи с этим важно понять особенности деятельности преподавателя вуза, предметом которой является проектирование и осуществление процессов обучения и воспитания студентов. Главная из этих особенностей заключается в том, что эти процессы разворачиваются в условиях новой образовательной парадигмы, детерминированной масштабными изменениями, происходящими сегодня в обществе и системе образования.
Определяющими предпосылками для понимания сущности процессов обучения и воспитания в вузе выступают ведущие тенденции развития современного высшего образования: его фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, информатизация, интернационализация. Аспиранты должны разобраться, каким образом данные тенденции меняют целевые ориентиры профессиональной подготовки студентов, содержание вузовского образования, его процессуальные характеристики. В последнем случае речь идет о современных методах и технологиях образовательного процесса.
Одна из ключевых целей курса - осмысление путей реализации компетентного подхода в деятельности вузовского преподавателя, его влияния на все компоненты образовательного процесса. Предстоит разобраться в вопросах включения работодателей в процесс обучения, при этом важно понять, что они становятся такими же субъектами педагогической деятельности, однако при определенных условиях. Необходимо обратить особое внимание на то, как в целом будет обеспечена практическая направленность обучения в вузе, что нового вносит в решение данной задачи компетентностный подход. Целесообразно также сосредоточить усилия на овладении (совершенствовании) умениями диалогового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса как важнейшим условием успешного осуществления преподавателем своей педагогической деятельности, в основе которого лежат исключительно субъект-субъектные отношения.
В ходе изучения курса аспирантам предстоит систематически выполнять различного рода задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что аспиранты изучали в курсе, на развитие рефлексии, ретроспективный анализ собственной студенческой биографии, отказ от стереотипов мышления и формирование способности находить новые способы решения проблем или новые способы их выражения, прогнозирование развития педагогических явлений, проектирование отдельных компонентов образовательного процесса и др. и тем самым способствующие обогащению педагогического опыта и развитию профессионально-педагогического мышления.
Текст учебных задач еще раз вводит обучаемого преподавателя в сложный мир профессии педагога, в содержание педагогического труда, в различные ситуации межличностного общения и др.
Логика решения задач ставит аспиранта как субъекта педагогической деятельности в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу высшей школы.