Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.06.01. Философия, этика и религиоведение |
Направленность | Онтология и теория познания; Философия религии и религиоведение |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z47_06_01_Философия, этика и религиоведение-2021,2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | является последовательное усвоение основных методологических подходов в решение основных проблем в области религоведения |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2 |
ПК-3 | умением использовать в научно-исследовательской и педагогической деятельности знания актуальных проблем онтологии и теории познания |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные критерии и принципы ведения научно-исследовательской деятельности; этапы развития религиозных систем |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять современные методы и информационно-коммуникативные технологии в области религиоведения; выстраивать системный подход к проблемам изучения вопросов в области религиоведения и философии религии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения организации научно-исследовательской деятельности; способностью демонстрировать системное понимание изучаемых проблем в области религиоведения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретическое построение религиоведческого анализа | ||||||
1.1. | Методы и методологические основы религиоведчсекого знания | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Принципы и способы построение религиоведческого исследования | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Основные проблемы исторического формирования религиозных систем | ||||||
2.1. | Основные тенденции формирования мировых религиозных систем | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Исторические корни формирования религиозных систем | Практические | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Исторические корни формирования религиозных систем | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Проблемы эволюции религиозных ситем | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Теоретические тенденции развития социологического знания религиоведения | ||||||
3.1. | Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Результаты социологических исследований религии | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Развитие религиозных представлений в период Нового времени | ||||||
4.1. | Тенденции изменения религиозных представлений в период Нового времени | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Развитие религиозных систем и их изучения в период Нового времени | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Развитие религиозных систем и их изучения в период Нового времени | Практические | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Проблемы религиоведческого знания в современом мире | ||||||
5.1. | Эволюционные процессы и их значение для развитиие религиозных систем | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Процессы обмирщения религиозной системы в XX-XXI вв. | Сам. работа | 3 | 7 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Проблема формирования философского видения религиозных систем | ||||||
6.1. | Система формирования философского знания в рамках религиоведческой проблематики | Лекции | 3 | 0,5 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Философский подход в изучении религии | Практические | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Философский подход в изучении религии | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. Проблемы построения межконфессионального диалога | ||||||
7.1. | Основные тенденции формирования межконфессиональной проблематики | Лекции | 3 | 0,5 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Основные тенденции самоидентификации религиозных меньшинств | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 8. Проблема развития синкретической дрелигиозной идеологии | ||||||
8.1. | Адаптация религиозных идей к современнным тенденциям общества | Практические | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Адаптация религиозных идей к современнным тенденциям общества | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении. |
Приложения |
Приложение 1.
Актуальные проблемы религиоведческой науки.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пивоваров Д.В. | История западноевропейской философии религии XVII — XIX веков: учебное пособие для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | https://www.biblio-online.ru/book/29E8D735-0D41-4495-AE54-5DAFCBFC9A08 |
Л1.2 | Шахнович М.М. | Религиоведение : | М. : Издательство Юрайт , 2018 | www.biblio-online.ru/book/637DF478-1CC9-4AE7-BD77-062952DFEF31 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новиков А.М. | Методология научного исследования : | Либроком, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Ельчанинов В.А. | Теоретические проблемы исторического сознания: монография | Новосибирск: [СИБПРИНТ], 2011 | |
Л2.3 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Ельчанинов В.А. | Наука и общество: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Актуальные проблемы религиоведческой науки" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины аспирант готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. При подготовке к экзамену по данной дисциплине аспиранту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.) |