МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы религиоведческой науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.06.01. Философия, этика и религиоведение
НаправленностьОнтология и теория познания; Философия религии и религиоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz47_06_01_Философия, этика и религиоведение-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы религиоведческой науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.06.01 ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 905)

составлена на основании учебного плана:
47.06.01 Философия, этика и религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является последовательное усвоение основных методологических подходов в решение основных проблем в области религоведения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 умением использовать в научно-исследовательской и педагогической деятельности знания актуальных проблем онтологии и теории познания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные критерии и принципы ведения научно-исследовательской деятельности; этапы развития религиозных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.применять современные методы и информационно-коммуникативные технологии в области религиоведения; выстраивать системный подход к проблемам изучения вопросов в области религиоведения и философии религии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения организации научно-исследовательской деятельности; способностью демонстрировать системное понимание изучаемых проблем в области религиоведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое построение религиоведческого анализа
1.1. Методы и методологические основы религиоведчсекого знания Лекции 3 1 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Принципы и способы построение религиоведческого исследования Сам. работа 3 10 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основные проблемы исторического формирования религиозных систем
2.1. Основные тенденции формирования мировых религиозных систем Сам. работа 3 6 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Исторические корни формирования религиозных систем Практические 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Исторические корни формирования религиозных систем Сам. работа 3 15 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Проблемы эволюции религиозных ситем Сам. работа 3 10 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Теоретические тенденции развития социологического знания религиоведения
3.1. Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Результаты социологических исследований религии Сам. работа 3 9 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Развитие религиозных представлений в период Нового времени
4.1. Тенденции изменения религиозных представлений в период Нового времени Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.2. Развитие религиозных систем и их изучения в период Нового времени Сам. работа 3 10 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.3. Развитие религиозных систем и их изучения в период Нового времени Практические 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Проблемы религиоведческого знания в современом мире
5.1. Эволюционные процессы и их значение для развитиие религиозных систем Сам. работа 3 6 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.2. Процессы обмирщения религиозной системы в XX-XXI вв. Сам. работа 3 7 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Проблема формирования философского видения религиозных систем
6.1. Система формирования философского знания в рамках религиоведческой проблематики Лекции 3 0,5 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.2. Философский подход в изучении религии Практические 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.3. Философский подход в изучении религии Сам. работа 3 6 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Проблемы построения межконфессионального диалога
7.1. Основные тенденции формирования межконфессиональной проблематики Лекции 3 0,5 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
7.2. Основные тенденции самоидентификации религиозных меньшинств Сам. работа 3 6 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 8. Проблема развития синкретической дрелигиозной идеологии
8.1. Адаптация религиозных идей к современнным тенденциям общества Практические 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
8.2. Адаптация религиозных идей к современнным тенденциям общества Сам. работа 3 6 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пивоваров Д.В. История западноевропейской философии религии XVII — XIX веков: учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 https://www.biblio-online.ru/book/29E8D735-0D41-4495-AE54-5DAFCBFC9A08
Л1.2 Шахнович М.М. Религиоведение : М. : Издательство Юрайт , 2018 www.biblio-online.ru/book/637DF478-1CC9-4AE7-BD77-062952DFEF31
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Ельчанинов В.А. Теоретические проблемы исторического сознания: монография Новосибирск: [СИБПРИНТ], 2011
Л2.3 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ельчанинов В.А. Наука и общество: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Актуальные проблемы религиоведческой науки" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины аспирант готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя.
При подготовке к экзамену по данной дисциплине аспиранту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.)