МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы проектно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 201
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 201 201 201 201
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Нечаева А.С.

Рецензент(ы):
д.иск., доц., Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Основы проектно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2024 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2024 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обеспечить будущих специалистов реальной технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях, а также способствует формированию компетенций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности
УК-6.2 Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания
УК-6.3 Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основания социокультурного проектирования.
Социально-культурная деятельность как объект проектирования.
Культура как область проектной деятельности (содержание понятия).
Социально-культурная сфера как область проектирования.
Принципы социально-культурного проектирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.Создавать социокультурные проекты в системе разработки и реализации региональной культурной политики.
Встраивать региональные программы в Федеральный план культурного развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Разработки региональных социально-культурных программ.
Формирования структуры и содержание региональной программы поддержки и развития культуры.
Создания проектной деятельности в сфере социальной педагогики и прикладной культурологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты изучения дисциплины
1.1. Теоретические основания проектировано-исследовательсокй деятельности. Сам. работа 2 20 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.2. Искусствоведческая деятельность как объект проектирования. Сам. работа 2 2 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Современная ситаукия в искусствоведении ситуация и проблемное поле проектирования. Практические 2 2 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.4. Современная в искусствоведении ситуация и проблемное поле проектирования. Сам. работа 2 19 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Практические аспекты изучения дисциплины
2.1. Проектирование в искусствоведении в системе разработки и реализации региональной культурной политики. Сам. работа 2 40 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.2. Технология создания исследовательского проекта Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.3. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры. Сам. работа 2 40 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.4. Логика и технология обоснования замысла целевого проекта. Сам. работа 2 40 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.5. Этапы реализации исследовательского проекта Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.6. Поиск источников финансирования проекта Сам. работа 2 40 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень примерных вопросов и заданий для подготовки к защите курсового проекта.

1. Развитие искусствоведения на современном этапе.
2. Организационная структура искусствоведческих исследований.
3. Понятие искусствоведческого исследования; особенности исследования в
проектно-исследовательской деятельности.
4. Планирование проектно-исследовательской деятельности.
5. Учебное научное исследование как элемент профессиональной подготовки
специалиста в области изящных искусств.
6. Особенности научного текста.
7. Структура научного исследования.
8. Научная проблема, гипотеза, теория.
9. Сущность этапов научного искусствоведческого исследования.
10. Предмет и объект исследования.
11. Аспект, цель, задачи исследования.
12. Понятие научного факта.
13. Постановка научной задачи. Задачи и методы теоретических исследований.
14. Поиск, накопление и обработка научной информации по теме.
15.Важнейшие типы научных проблем в области искусствоведения.
16. Анализ этапов научного исследования: объект исследования, научная
задача, модель, постановка научной задачи, решение, экспериментальная
проверка.
17.Выбор объекта исследования. Выбор научной задачи.
18. Источники научных задач.
19. Общенаучные методы исследования и их применение в гуманитарных
науках; специальные искусствоведческие методы.
20. Наблюдение. Эксперимент.
21.Классификация.
22. Основы проектно-исследовательской деятельности.
23. Оформление результатов научных исследований. Отчет, статья, доклад.
24. Защита результатов научно-исследовательской работы.
26.Эффективность и критерии оценки научной работы.

Задание 1. Семинарское занятие на тему: «Теоретические основания проектирования в искусствоведенье».
Задание 2. Семинарское занятие на тему: «Искусствоведческая деятельность как объект проектирования».
Задание 3. Семинарское занятие на тему: «Современная искусствоведческая ситуация и проблемное поле проектирования».
Задание 4. Семинарское занятие на тему: «Проектирование в искусствоведенье в системе разработки и реализации региональной культурной политики». Генерация проектных идей. От проектной идеи – к проекту.
Задание 5. Семинарское занятие на тему: «Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры».
Задание 6. Семинарское занятие на тему: «Логика и технология обоснования замысла целевого проекта».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Расшифровка термина искусствоведенье.
2. Искусствоведческие знания и профессиональная деятельность.
3. Теоретические основания проектирования в искусствоведенье.
4. Искусствоведческая деятельность как объект проектирования.
5. Современная искусствоведческая ситуация и проблемное поле проектирования.
6. Проектирование в искусствоведенье в системе разработки и реализации региональной культурной политики.
7. Структура региональной программы поддержки и развития культуры.
8.Логика обоснования замысла целевого проекта.
9.Технология обоснования замысла целевого проекта.
10.Содержание региональной программы поддержки и развития культуры

Практическая работа:
Разработка пробного проекта в области изящных искусств (выявление проблемы, определение актуальности, постановка цели и задач; способы решения проблемы, расчет и поиск возможных способов финансирования – «фандрайзинг проекта», пути реализации проекта).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Текущая аттестация проходит в форме выполнения практических работ. Для допуска к зачету студенту необходимо выполнить все задания.
Промежуточная аттестация проходит в форме зачета. Зачет проходит в виде ответов на вопросы в письменном виде и выполнения практического задания, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Один из вопросов носит теоретический характер, второй – практическую направленность. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 50 баллов, за практическое задание максимально 40 баллов.

Для защиты курсовой работы студент готовит текст доклада. Выступление с докладом результатов исследования и проектного предложения не должно превышать 5 минут. В нем отражается:
- обоснование актуальности выбранной темы;
- цели и основные задачи курсового проекта;
- основное содержание курсового проекта:
- основные выводы и практические рекомендации.
- заключение.
При защите могут быть использованы наглядные материалы (слайды, эскизы, иллюстрации, фотографии), иллюстрирующие основные положения, выносимые на защиту. Защита курсового проекта проводится на открытом заседании комиссии в составе 2-3 преподавателей. Персональный состав комиссии определяется заведующим кафедрой.
Защита курсового проекта проводится, как правило, в следующей
последовательности:
- представление темы работы членам комиссии;
- доклад содержания курсовой работы (не более 5 минут);
- вопросы членов комиссии теоретического и практического характера, связанные с темой защищаемого курсового проекта;
- ответы студента на вопросы членов комиссии.
Обсуждение результатов защиты и выставление оценок проводится на закрытом заседании комиссии по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание. При определении окончательной оценки по результатам защиты работы учитываются:
изложение студентом содержания работы, ответы на вопросы, а также качество выполнения работы, новизна и оригинальность дизайн-решений, соответствие оформления требованиям.
Решения комиссии об оценке защиты курсового проекта оформляются в ведомости и объявляются в тот же день. Результаты защиты курсовых работ комиссия оценивает по пятибальной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
На оценку «Отлично» может претендовать работа, отвечающая критериям самостоятельности, новизны и полноты раскрытия темы, содержащая анализ используемых источников и разных подходов к данной теме, теоретические обобщения и убедительные выводы, творческая дизайн-концепция, отраженная в художественно-графической подаче проекта, где студент демонстрирует логику процесса проектирования
- от представления исходного материала, его анализа, к разработанному автором решению
в проекциях, деталях и узлах, а также колористике. Кроме того, композиционная целостность дизайн-проекта, свидетельствующая о продуманном размещении изобразительного материала, рекомендует проект с лучшей стороны. При наличии отдельных фактических ошибок и неточностей, а также недостаточно аргументированных выводов, при наличии дизайн-концепции, отраженной в художественно-графической подаче проекта, которая не отличается творческим подходом, при отсутствии демонстрации логики процесса проектирования, композиционной целостности дизайн-проекта, выраженной в не продуманном размещении изобразительного материала. курсовой проект может быть оценен на «Хорошо» или «Удовлетворительно».
Оценка «неудовлетворительно» выставляется при наличии следующих
недостатков:
- содержание работы не раскрывает утвержденную тему;
- выполненная работа свидетельствует о незнании автором основных теоретических концепций
- работа оформлена с нарушением требований, предъявляемых к работам данного вида;
-в экспозиции нет логики процесса проектирования;
- не представлен обязательный набор проекций и разработок;
- проект не демонстрирует выраженной дизайн-концепции;
В зависимости от качества выступления студента на защите оценка курсового проекта может быть повышена или, наоборот, снижена. Отметка за курсовой проект будет снижена и при небрежном оформлении и наличии грамматических ошибок и опечаток в теоретической части проекта. При неудовлетворительной оценке курсового проекта студент имеет право на повторную защиту после доработки и внесения исправлений, но не более одного раза в сроки, определяемые деканатом
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А. ; Под общ. ред. Роговой Е.М. Управление проектами : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2024 https://urait.ru/ bcode/535573
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Луков, В.А. Социальное проектирование [Электронный ресурс] : учеб. пособие : Москва : ФЛИНТА, 2016 https://e.lanbook.com/book/76986. — Загл. с экрана.
Л2.3 Пирогов С. В. Социальное прогнозирование и проектирование: : учебное пособие Москва: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Об организации проектной деятельности в РФ government.ru
Э2 Минкомразвития Алтайского края www.econom22.ru
Э3 Проекты в АК www.nko22.ru
Э4 Росмолодежь fadm.gov.ru
Э5 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.