МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История античного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 405
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 405 405 405 405
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 432 432 432 432

Программу составил(и):
ст.преп., Айхлер Н.А.

Рецензент(ы):
к.иск, доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История античного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доцент И.В. черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент И.В. черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - формирование устойчивых представлений о характерных чертах и особенностях искусства Древней Греции и Рима.
Задачи дисциплины:
-рассмотреть этапы развития искусства Эгейского мира, Древней Греции и Рима;
-выявить характиерные черты и особенности каждого периода Античного искусства;
-познакомить студентов с ключевыми памятниками античного искусства;
-раскрыть взаимосвязь искусства Античности с культурно-историческими процессами в странах Западной Европы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии;
ОПК-2.1 Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ОПК-2.2 Умеет: осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2.3 Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ОПК-4Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры;
ОПК-4.1 Знает: теорию и методологию истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.2 Умеет: применять навыки и методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.3 Владеет: способностью к реализации знаний истории искусства а также мировой художественной культуры в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об основных этапах развития искусства Древней Греции и Рима, характерных чертах и особеннностях искусства этого периода,важнейших художественных памятниках и мастерах античного искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
-периодизацию и хронологию искусства Древней Греции и Рима, характерные черты каждого из периодов;
-особенности античного искусства, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;
-обладать знаниями о формах и типе европейской художественной культуры Античности.
Уметь:
-выявлять закономерности развития искусства Древней греции и Рима,
-проводить сравнение особенностей искусства разных стран и регионов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-стилистического и иконографического анализа произведений античного искусства,
-историографического и библиографического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эгейское искусство (3000–1200 гг. до н.э.).
1.1. Общая характеристика античного искусства. Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Общая характеристика античного искусства.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Архитектура и искусство Крита. Сам. работа 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Архитектура и искусство Крита. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Центры эгейской культуры на материке. Сам. работа 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Центры эгейской культуры на материке. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Микенская керамика. Падение культурных центров эгейского мира (XII–XI вв. до н.э.). Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Микенская керамика. Падение культурных центров эгейского мира (XII–XI вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Искусство Древней Греции.
2.1. Периодизация. Гомеровский период (XII–VIII вв. до н.э.). Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Периодизация. Гомеровский период (XII–VIII вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л3.1
2.3. Архаическое искусство (VII–V вв. до н.э.). Сам. работа 4 33 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Архаическое искусство (VII–V вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.). Сам. работа 4 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л3.1
2.6. Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 55 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л3.1
2.7. Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). Практические 4 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.8. Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 40 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Искусство Древнего Рима.
3.1. Искусство Этрурии. Сам. работа 4 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.2. Искусство Этрурии. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.3. Искусство Римской республики (III–I вв. до н.э.). Сам. работа 4 96 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.4. Искусство Римской республики (III–I вв. до н.э.).(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала Сам. работа 4 60 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.5. Искусство Римской империи (I–II вв. н.э.). Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.6. Искусство Римской империи (I–II вв. н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 41 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии;
ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии;
ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии;
ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб.для высш. проф. образования: в 2 т. Академия, 2011
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств : справочное издание АСТ-ПРЕСС ; Галарт, 2000
Л2.2 Савельев А. Е. Культура Древней Греции : учеб. пособие для гуманит. фак. вузов, для широкого круга читателей , 2008
Л2.3 Акимова Л. И. Искусство Древней Греции [Текст] : классика: СПб. : Азбука-классика, 2007
Л2.4 Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира : М. : АСТ ; М. : Астрель, 2005
Л2.5 Вейс Г. История культуры народов мира. Возвышение и упадок империи. Древний Рим: М.:Эксмо, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [ Сост. Т.М.Степанская] История античного искусства: Метод. материалы для студентов ст.фак./АГУ. Ист. фак. Барнаул: Изд-во АГУ, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 3. ГАЛЕРЕЯ (6218 илл.: 4891 в искусстве и 1327 в монетах). - Режим доступа: http://ancientrome.ru/art/index.htm
Э4 4. Энциклопедия искусства: Античное искусство. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/87.htm
Э5 5. Античное искусство. - Режим доступа: http://la-fa.ru/history/antichnost.php
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media CenterMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитории для проведения практических и лекционных занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины