МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История европейского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 297
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 5
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 297 297 297 297
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к.иск, доцент, Г.Д. Булгаева

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История европейского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2025 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск.,доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2025 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск.,доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - дать целостное представление о развитии искусства Западной Европы XIX века, выделить его отличительные особенности, определить место и значение искусства рассматриваемого периода в мировой художественной культуре.
Задачи дисциплины:
1. представить характеристику исторических, культурных и художественных процессов, определивших особенности эпохи и повлиявших на развитие искусства;
2. познакомить с хронологией искусства, динамикой смены стилей и направлений, провести сравнительную характеристику, определить преемственность и различия в специфике художественных систем (революционный классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм);
3. изучить творчество ведущих представителей изобразительного искусства и архитектуры, выделив ключевые произведения в их творчестве, а также остановиться на рассмотрении деятельности художественных объединений;
4. применить полученные в ходе освоения других учебных курсов (описание и анализ памятников и др.) навыки анализа художественных произведений к искусству изучаемого периода с целью более четкого усвоения сущностных и формально-стилистических особенностей произведений различных стилей, направлений, течений, а также национальных живописных школ и отдельных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию;
ОПК-1.1 Знает: современные исторические и искусствоведческие факты, их описание, анализ и интерпретацию
ОПК-1.2 Умеет: выявлять авторский стиль, распознает проявление различных подходов к пониманию роли значения произведения искусства
ОПК-1.3 Владеет: навыками критического анализа произведений искусства
ОПК-2Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии;
ОПК-2.1 Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ОПК-2.2 Умеет: осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2.3 Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о закономерностях развития изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы XIX века, о наиболее крупных коллекциях западноевропейского искусства в России (Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им.А.С. Пушкина).
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать особенности художественной жизни, творческих объединений, а также отличительные черты стилей, направлений, течений в искусстве указанного периода. Студенту необходимо также ориентироваться в проблемах изучения искусства Западной Европы, знать труды ведущих искусствоведов – авторов монографий, статей, учебных пособий.
Уметь атрибутировать памятники живописи, графики, скульптуры, архитектуры, рассматриваемых в ходе освоения теоретического материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.стилистического анализа произведений искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Проблемы изучения истории западноевропейского искусства. Историография. Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.2. Изучение лекционного материала по теме - Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века. Практические 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.3. Домашнее задание по теме - Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. Сам. работа 5 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.4. Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века.Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. Сам. работа 5 56 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 2. Классицизм в искусстве Западной Европы рубежа XVIII-XIXвв.
2.1. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.2. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.3. Контрольная работа по теме - Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.4. Подготовка к семинарскому занятию по теме - Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.5. Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Сам. работа 5 52 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.6. Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.7. Подготовка к семинарскому - Школа Давида. Энгр. Практические 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
2.8. Тема для самостоятельного изучения - Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 3. Романтизм и реализм в искусстве Западной Европы середины XIХв.
3.1. Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.2. Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.3. Подготовка к семинарскому занятию Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.4. Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.5. Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.6. Контрольная работа по теме - Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.7. Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя.Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.8. Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.9. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.10. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.11. Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.12. Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.13. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.14. Тема для самостоятельного изучения - Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.15. Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Практические 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.16. Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.17. Контрольная работа - Реализм как направление в искусстве. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.18. Анализ научных публикации по теме - Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.19. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.20. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.21. Тема для контрольной работы - Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.22. Подготовка к семинару и практикуму по разделу - Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.23. Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.24. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. Сам. работа 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 4. Импрессионизм и постимпрессионизм в искусстве Западной Европы второй половины XIX в.
4.1. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Практические 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.2. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Практические 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.3. Контрольные работы на выбор по теме - Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.4. Тема для самостоятельного изучения - Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.5. Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Сам. работа 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.6. Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.7. Подготовка к семинарскому занятию - Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.8. Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. Сам. работа 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.9. Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.10. Подготовка к семинарскому занятию - Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.11. Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.12. Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Сам. работа 5 29 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.13. Проработка лекций по теме - Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 5 60 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.14. Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.15. Работа с литературой, подготовка к семинарскому занятию - Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. Сам. работа 5 28 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.16. Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. Лекции 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
4.17. Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
Раздел 5. Архитектура Западной Европы XIX в.
5.1. Архитектура Франции XIX в. Сам. работа 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
5.2. Архитектура Англии, Италии, Германии XIX в. Практические 5 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии;
ОПК-1: Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан..
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.
2. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.
3. Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье.
4. Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в.
5. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.
6. Эдуард Мане как предшественник импрессионизма.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свидерская М.И Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков: учеб. пособие: в 2 кн. МГУ, Гос. ин-т искусствознания.- М. : Галарт, 2010
Л1.2 Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник: в 2т. М. : ИЦ «Академия», 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство: учеб. для вузов М.: Высш. шк., 2004
Л2.2 Шестаков В.П. История английского искусства. От Средних веков до наших дней: М. : Галарт, 2010
Л2.3 Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. А. Борисова Мировая художественная культура: [Т.3, кн.1] ХIХ век. Изобразительное искусство, музыка и театр : СПб.[и др.] : Питер, 2007
Л2.4 Герман М. Импрессионизм. Основоположники и последователи: СПб.: Азбука-классика, 2008
Л2.5 Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца ХVIII-ХХ веков: учеб. для вузов Л. : Изд-во ЛГУ, 1990
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Изобразительное искусство Западной Европы XIX в. : рабочая прогр. и метод. материалы для студентов очного и заочного обучения специальности "Искусствоведение" и направления "Искусствоведение" АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.Art Project. Powered by Google [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.googleartproject.com
Э2 2.Louvre [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.louvre.fr
Э3 3.Musee d'Orsay [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.musee-orsay.fr/
Э4 4.Web Gallery of Art [Электрон. ресурс]. - 1996-2010. - Режим доступа: http://www.wga.hu
Э5 5.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.museum.ru/gmii/defrus.htm
Э6 6.Государственный Эрмитаж [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Э7 7.Импрессионизм. Постимпрессионизм.- М. : ДиректМедиа, 2005.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ)
Э8 8.Музей Лувр [Электрон. ресурс]. - 2001-2010. - Режим доступа: http://louvre.historic.ru/
Э9 9.Романтизм. М. : ДиректМедиа, 2004.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ)
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины