МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия культуры и искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 301
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 301 301 301 301
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к. культ, Доцент, Балакина Е.И.;

Рецензент(ы):
к.иск, доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Философия культуры и искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - рассмотреть сущность культуры как целостного феномена в контексте культурного самосознания человека, представленного в истории философской мысли.
Задачи - определить предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре, рассмотреть основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений;
ПК-1.1 знает способы практического использования полученных знаний по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в экскурсионной деятельности
ПК-1.2 умеет использовать полученные знания по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в профессиональной деятельности
ПК-1.3 владеет навыками разработки и реализации экскурсионными программами с учетом полученных знаний и с использованием информационно-коммуникативных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о сущности культуры как целостного феномена.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
- основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды;
- труды мыслителей крупнейших философских направлений.
Уметь:
- работать с прямыми источниками, анализировать сущность культуры;
- определять предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками философского исследования культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия культуры как научная дисциплина
1.1. Определение «философия культуры». Исследовательские подходы к определению сущности философии культуры. Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Функции философии культуры. Отечественная философия культуры.(Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). Сам. работа 3 38 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Философия культуры и комплекс культурологических дисциплин Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры.Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения (Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). Сам. работа 3 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 2. Представление о культуре в античности, средневековье, возрождении.
2.1. Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры. Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2
2.2. Экзегетика как учение о понимании священного текста. Священный текст как предмет философии культуры в эпоху Средневековья Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 3. Становление теории культуры в трудах философов Нового времени.
3.1. Концепции философии культуры Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Программа культивирования разума в философии Нового времени. Концепции культурно-исторического процесса в философии И. Гердера, Д. Вико, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Сам. работа 3 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Философия культуры России XVII- XIX вв.
4.1. Основные особенности философии России, специфика и направленность общественной мысли, основные представители. Философско-культурологические концепции В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Философская концепция П. Я. Чаадаева Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Философия культуры славянофильства и западничества. Философия культуры Н. Я. Данилевского Сам. работа 3 80 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Философия культуры XIX века.
5.1. Философия культуры Франции. Философия культуры в Германии в 19 веке. Проблема культуры в философии К. Маркса Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Проблема культуры в «философии жизни». Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Англо-американская философия культуры 19 века. Философия культуры романтизма. Эволюционная философия культуры Сам. работа 3 60 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Философия культуры XX века.
6.1. Теория культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Проблема культуры в философии экзистенциализма Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Философия культуры в России в XX веке. Религиозная философия. Марксистская философия культуры в России. Функциональный анализ культуры Сам. работа 3 80 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Экзамен 3 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8035

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
ПК-1: Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учрежден
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Креативность - это
A. способность к генерации идей
B. умение следовать инструкциям
C. правильность суждений
D. умение использовать алгоритмы
Ответ: А - способность к генерации идей

2. Деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, производства - это
A. Творчество
B. Креативность
C. Высокопарность
D. Метафоричность
Ответ: А - творчество

3. Мозговой штурм нацелен:
A. на развитие системного мышления
B. на подробную проработку найденной версии
C. на получение максимального количества идей
D. на проведение критического анализа ситуации
Ответ: С – на получение максимального количества идей

4. Поиск метафор и аналогий лежит в основе метода:
A. мозгового штурма
B. ТРИЗ
C. системного анализа
D. синектики
Ответ: D - синектики

5. Сочетание несовместимых качеств - это буквальный перевод с греческого термина:
A. синкретичность
B. синектика
C. сакральность
D. символизм
Ответ: B – синектика

6. Способность человека к созиданию и приобщению к высоким общечеловеческим ценностям – это
A. Материальная культура
B. Духовная культура
C. Коммуникативная культура
D. Цифровая культура
Ответ: B – духовная культура

7. Синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю, - это
A. Мировая культура
B. Национальная культура
C. Региональная культура
D. Коммуникативная культура
Ответ: А – мировая культура

8. Многозначность трактовок и смысловых интерпретаций – это
A. Полигамность
B. Полиметричность
C. Полисемантичность
D. Поливалентность
Ответ: С- полисемантичность

9. Субъектом культуры является:
A. Человек
B. Природа
C. Солнечная система
D. Животные
Ответ: А - человек

10. Согласно трактовке Э.Тайлора, комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества, - это
A. Религия
B. Генетический код
C. Природа
D. Культура
Ответ: D - культура

11. Разновидность культуры, сознательно ориентирующая свои материальные и духовные ценности на усредненного потребителя – это
A. Элитарная культура
B. Массовая культура
C. Коммуникативная культура
D. Религиозная культура
Ответ: B – массовая культура

12. Включение индивида в общество - это
A. Национализация
B. Индивидуализация
C. Акультурация
D. Социализация
Ответ: D - социализация

13. Социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся на протяжении длительного времени, – это
A. Гедонизм
B. Прогресс
C. Традиция
D. Интерпретация
Ответ: С - традиция

14. Креативность направлена:
A. На поиск компромиссов
B. На решение поставленной задачи
C. На реализацию коммуникативной функции культуры
D. На разработку универсальных алгоритмов
Ответ: B – на реализацию коммуникативной функции культуры

15. Индустрии, нацеленные на создание аналоговых и цифровых продуктов и сервисов, в основе которых лежит творческий подход, талант и профессиональные навыки автора или команды – это
A. Креативные индустрии
B. Легкие индустрии
C. Тяжелые индустрии
D. Цифровые индустрии
Ответ: А – Креативные индустрии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятия культура
Ответ: определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, по средствам которых люди организую свою жизнедеятельность.

2. Как буквально с латинского переводится термин культура? Назовите два любых значения
Ответ: 1. Возделывание, обработка, уход, разведение, улучшение. 2. земледелие, сельское хозяйство. 3. воспитание, образование, развитие. 4. Почитание, культ. (любые два из значений)

3. Что такое мировая культура
Ответ: синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю

4. Деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства и производства – это ___________
Ответ - творчество

5. Готовность к генерации принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, - это ________________
Ответ - креативность

6. Назовите любые два критерия креативности.
Ответ – беглость, оригинальность, метафоричность, восприимчивость, гибкость. (любые два из списка).

7. Что такое беглость мышления?
Ответ – способность к легкому генерированию большого числа идей

8. Что такое метафоричность мышления?
Ответ – способность находить неожиданные сравнения, мыслить образами

9. Что такое гибкость мышления?
Ответ – способность переключаться, менять угол зрения, создавать что-то на стыке разных областей

10. Потребность в эмоциональном одобрении публики, стремление к самореализации, интровертность и субъективизм – всё это характерные черты, отличающие одну из сфер человеческой деятельности, какую именно?
Ответ – творчество.

11. Нацеленность на решение задачи, необходимость в совершении волевых усилий, поиск агрументации найденного решения и экстравертность являются признаками какого вида мышления?
Ответ: креативного мышления

12. Как буквально с латинского переводится термин «конвергентное»?
Ответ: сходиться к центру

13. Как буквально с латинского переводится термин «дивергентное»?
Ответ: расходиться, отклонятся

14. Назовите метод креативного мышления, который считается исторически первым и до сих пор является наиболее популярным.
Ответ: мозговой штурм

15. Назовите любые две разновидности технологии мозгового штурма.
Ответ: классический (другое название - прямой), теневой, корабельный совет, теневой, обратный, визуальный (любые два из списка).

16. Назовите одну из разновидностей технологии мозгового штурма, которая предполагает выражение идеи через изображение.
Ответ: визуальный мозговой штурм

17. Назовите имя американского изобретателя и психолога, являющегося автором метода синектики.
Ответ: Уильям Гордон

18. Как буквально с греческого переводится термин «синектика»
Ответ: совмещение разнородных элементов, сочетание несовместимых качеств

19. Для какого вида синектики характерно отождествление человека с объектом исследования.
Ответ: личная или телесная аналогия

20. Назовите две любые разновидности синектики
Ответ: прямая или реальная аналогия, личная или телесная аналогия, символическая или абстрактная аналогия, фантастическая или нереальная аналогия (любые два из списка)

21. Назовите общие черты двух технологий креативного мышления – синектики и мозгового штурма.
Ответ: эвристическая основа методов, генерирование максимального количества решений.

22. Что такое креативные индустрии?
Ответ: индустрии, предполагающие создание аналоговых или цифровых продуктов и сервисов, в основе которых лежит творческих подход, талант и профессиональные навыки автора или команды.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Состав команды для работы над проектом определяется:
A. Компетентностным подходом
B. Датой рождения
C. Территориальным принципом
D. Национальной принадлежностью
Ответ: А Компетентностным подходом

2. Работу команды над проектом отличает:
A. Заданность траектории
B. Следование алгоритмам
C. Тиражирование
D. Эффективность в условиях неопределенности
Ответ: D – Эффективность в условиях неопределенности

3. Командная проектная деятельность нацелена:
A. На создание типового результата
B. На создание уникального продукта или услуги
C. На обеспечение показателей плановой экономики
D. На обеспечение массового производства
Ответ: B – На создание уникального продукта или услуги

4. Первым этапом в работе команды над проектом является:
A. Поиск решения
B. Тестирование решения
C. Поиск проблемы
D. Тиражирование результата
Ответ: C – Поиск проблемы

5. Этап проверки разработанного командой проектного решения – это:
A. Исследование
B. Тестирование
C. Тиражирование
D. Совершенствование
Ответ: B - тестирование

6. Умение работать в команде относится:
A. К «жестким» навыкам
B. К «мягким» навыкам
C. К безусловным рефлексам
D. К двигательным навыкам
Ответ: B – К «мягким» навыкам

7. К «гибким» или «soft-skills», необходимым в командной проектной деятельности, относится:
A. Умение принимать верные решения
B. Умение точно рассчитать экономику проекта
C. Умение грамотно оформлять налоговые документы
D. Наличие профессиональных навыков в сфере IT
Ответ: А - Умение принимать верные решения

8. Начальный этап командной работы над проектом, это –
A. Реформация
B. Типизация
C. Консолидация
D. Инициация
Ответ: D – Инициация

9. Способность давать объективную оценку эффективности найденного решения, а также слаженности работы команды, - это
A. Эмоциональный интеллект
B. Креативность
C. Критическое мышление
D. Обучаемость
Ответ: С – критическое мышление

10. Командная работа над проектом отличается от работы трудового коллектива в рамках стандартных бизнес-процессов -
A. Четкой датой начала и окончания проекта
B. Наличием большого бюджета
C. Отсутствием рисков
D. Нормированностью рабочего дня
Ответ: А – Четкой датой начала и окончания проекта

11. По теории исследователя Р.М.Белбина, в команде есть люди, которые способны много, успешно и результативно работать, эту роль в команде он назвал:
A. Генератор идей
B. Мотиватор
C. Аналитик
D. Рабочая пчелка
Ответ: D – Рабочая пчелка

12. По теории исследователя Р.М.Белбина, член команды, которому в большей степени свойственны креативность, воображение, оригинальность мышления, - это:
A. Генератор идей
B. Мотиватор
C. Аналитик
D. Рабочая пчелка
Ответ: A – Генератор идей

13. По теории исследователя Р.М.Белбина, человек, способный активизировать работу команды, это –
A. Генератор идей
B. Мотиватор
C. Аналитик
D. Рабочая пчелка
Ответ: B – Мотиватор

14. Проблемное интервью с потенциальным пользователем продукта или услуги является частью:
A. Исследовательского этапа работы над проектом
B. Этапа формирования команды
C. Этапа разработки решения
D. Этапа завершения работы над проектом
Ответ: А – исследовательского этапа работы над проектом

15. Этические нормы и правила взаимодействия в команде:
A. Определяются в одностороннем порядке руководителем
B. Всегда зафиксированы юридически
C. Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом
D. Вовсе отсутствуют
Ответ С - Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Группа лиц, объединенная общими мотивами, интересами, идеалами и несущая коллективную ответственность за результат совместной деятельности – это ______________
Ответ: команда

2. Совместный ресурс, состоящий из профессиональных компетенций, навыков и способностей людей, имеющих близкие ценностные ориентиры, а также принятые всеми членами команды принципами, правилами и нормами взаимодействия – это ______________________
Ответ: социальный капитал команды

3. Авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для всего проекта задачи – это ______________________
Ответ: лидер команды

4. Что такое командных дух?
Ответ: это атмосфера согласия и взаимовыручки, общая мотивация участников команды для совместного выполнения поставленных задач.

5. Совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, влияющих на манеру взаимодействия, эмоциональное состояние и удовлетворенность участников команды – это ________________________
Ответ: психологический климат команды.

6. Проектные команды как правило организованы на основе горизонтальной системы управления. В чем ее суть?
Ответ: в распределении работ и ответственности на одном и том же уровне

7. Неопределенное событие или условие, которое в случае реализации будет иметь положительное или отрицательное влияние на цели командного проекта – это ____________________
Ответ: риски проекта

8. Назовите две любых характеристики командной работы над проектом:
Ответ: уникальность, мобильность траектории, вариативность ресурсов, неопределенность, работа с рисками (любые две характеристики)

9. Дайте определение проектной деятельности
Ответ: Целенаправленное, ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального результата (продукта или услуги), позволяющего решать проблему пользователя

10. Назовите два любых «мягких» навыка, которые формируются посредством командной работы над проектом
Ответ: умение работать в команде, коммуникативность, креативность и творческий подход, эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение принимать решение, работа с рисками, обучаемость (любые два из списка)

11. Как можно назвать навык, который заключается в умении выстраивать оптимальную последовательность действий команды для достижения наилучшего результата
Ответ: планирование

12. Что такое тайм-менеджмент?
Ответ: Это технологии организации и оптимизации собственным временем и временем членов команды

13. Завершите фразу: Способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, мотивацию его действий, а также умение использовать эти знания для более эффективной работы команды – это _______
Ответ: эмоциональный интеллект

14. Дайте определение роли в команде.
Ответ: Ожидаемое поведение человека, в основе которого его индивидуальные способности, задающие условия его участия в командной работе.

15. Исследователь Р.М.Белбин выделил восемь ключевых ролей в команде. Назовите три из них.
Ответ: рабочая пчелка, руководитель команды, генератор идей, снабженец, мотиватор, вдохновитель, аналитик, контролер (любые три из списка)

16. Согласно исследованиям И.Адизеса, существует четыре стиля поведения у членов команды. Назовите два из них.
Ответ: труженник, администратор, инноватор, интегратор (любые два из списка)

17. Согласно теории Р.М.Белбина, в команде должен быть человек, который способен к скурпулезному доведению до конца всего, что начато, он имеет высокоразвитое чувство самоконтроля и самодисцилиплины. Назовите эту роль в команде
Ответ: контролер

18. Завершите фразу: Работа команды над проектом начинается с поиска _________
Ответ: проблемы

19. Как называется этап проверки разработанного командой проектного решения. Ответ: тестирование.

20. Что такое «масштабирование» решения в командной работе над проектом?
Ответ: Процесс увеличения объема, функциональности и возможности проекта с целью удовлетворения растущих потребностей пользователей и рынка.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. «Колыбелью» западноевропейской культуры принято считать:
A. Первобытную культуру
B. Индийскую культуру
C. Античную культуру
D. Русскую культуру
Ответ: С – Античную культуру

2. Антропоцентризм присущ культуре:
A. Западноевропейской
B. Первобытной
C. Древнекитайской
D. Древнеегипетской
Ответ: А – Западноевропейской

3. К мировым религиями относится:
A. Иудаизм
B. Брахманизм
C. Христианство
D. Конфуцианство
Ответ: С – Христианство

4. К конфессиям христианства относится:
A. Даосизм
B. Православие
C. Индуизм
D. Тотемизм
Ответ: В – Православие

5. Главным символом христианства является:
A. Крест
B. Круг
C. Солнце
D. Земля
Ответ: А – Крест

6. Молитвенное сооружение мусульман – это
A. Часовня
B. Мечеть
C. Хурдэ
D. Иглу
Ответ: В - Мечеть

7. Вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, птиц, растений, который считается покровителем, - это
A. Анимизм
B. Фетишизм
C. Тотемизм
D. Брахманизм
Ответ: С – Тотемизм

8. Вера в магические свойства неодушевленных предметов – это
A. Анимизм
B. Фетишизм
C. Тотемизм
D. Брахманизм
Ответ: В - Фетишизм

9. Экстравертными считаются:
A. культуры Запада
B. культуры Востока
C. культуры первобытного времени
D. все культуры без исключения
Ответ: А – культуры Запада

10. Интровертными считаются:
A. культуры Запада
B. культуры Востока
C. культуры первобытного времени
D. все культуры без исключения
Ответ: В – культуры Востока

11. Традиции, обычаи, явления культуры, быта и т.п., получаемые от предыдущих эпох и являющиеся базой для дальнейшего развития культуры – это
A. Прогресс
B. Наследие
C. Модернизация
D. Метафора
Ответ: В - Наследие

12. Перенесение ценностей одной культуры на почву другой – это
A. Культурное заимствование
B. Культурная диффузия
C. Культурные универсалии
D. Культурный кризис
Ответ: А – культурное заимствование

13. Культура-реципиент – это культура, которая
A. Заимствует чужое
B. Предоставляет свои достижения для заимствования
C. Индифферентна к достижениям других культур
D. Перестала существовать
Ответ: А – Заимствует чужое

14. Процесс, при котором культура теряет больше культурных черт, чем приобретает новых – это
A. Культурная аккумуляция
B. Культурная диффузия
C. Культурная трансмиссия
D. Культурное истощение
Ответ: D – Культурное истощение

15. Самобытность русской культуры определяется:
A. Только следованием традициям западноевропейской культуры
B. Только следованием традициям восточных культур
C. Синтезом достижений Востока и Запада, православием и собственными славянскими истоками
D. Только славянскими истоками
Ответ: С - Синтезом достижений Востока и Запада, православием и собственными славянскими истоками

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое антропоцентризм?
Ответ: представление, согласно которому человек – это центр и высшая цель мироздания.

2. Что такое теоцентризм?
Ответ: Философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как высшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

3. Определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию – это _______________
Ответ: Религия

4. Назовите три основных типа первобытных религиозных представлений:
Ответ: тотемизм, анимизм, фетишизм.

5. Назовите три мировые религии
Ответ: христианство, индуизм, ислам

6. Назовите три основные конфессии христианства:
Ответ: православие, католицизм, протестантизм

7. Что такое тотемизм?
Ответ: вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, птиц, растений, который считается покровителем.

8. Что определило самобытность русской культуры?
Ответ: синтез традиций Запада и Востока, собственные славянские истоки, православие

9. Сумма всех культурных достижений данного общества, получаемых от предшествующих поколений и сохраняемых в общественной памяти с целью критического использования их для дальнейшего развития культуры последующих поколений человечества – это ______________
Ответ: культурное наследие

10. Что такое селективность культуры?
Ответ: избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую

11. Как называется культура, которая предоставляет другим культурам собственные достижения для заимствования?
Ответ: культура-донор

12. Как буквально переводится с латинского термин «реципиент»?
Ответ: получающий, принимающий

13. Что такое «культурная диффузия»?
Ответ: Это взаимное и стихийное распространение культурных черт и комплексов между культурами

14. Назовите несколько (любых два) канала, по которым может осуществляться процесс культурной диффузии.
Ответ: миграция, туризм, миссионерство, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами (любые два из списка)

15. Ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, а также благодаря цифровизации и формированию единого информационного пространства – это __________________
Ответ: глобализация

16. Что такое «культурная трансмиссия»?
Ответ: процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение.

17. Накопление культурного потенциала, благодаря которому культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых – это _____________________
Ответ: культурная аккумуляция

18. Черты, присущие всем известным человеческим культурам, - это __________________
Ответ: культурные универсалии

19. Глубинные характеристики культуры, укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, отличающиеся устойчивостью и неподверженные внешнему воздействию, объединяются понятием __________________
Ответ: ментальность культуры

20. Гармоничное и уважительное сосуществование человеческих групп из разных культурных слоев (религиозных, языковых и социальных) в рамках доминирующей культуры большинства – это __________________
Ответ: культурное разнообразие (мультикультурализм) – допустим любой из ответов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пивоев, В.М. Философия культуры : учебное пособие М. : Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ретюнских Л.Т. ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 Ссылка на web-страницу: Энциклопедия Арт-Пси: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psycosmology.ru/art/index.php/
Э4 Ссылка на web-страницу: Философия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.t5s.ru/
Э5 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические указания по подготовке к экзамену

Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.