Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Профиль | Дизайн и современное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 301 | 301 | 301 | 301 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 324 | 324 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент Черняева И.В.
1.1. | Цель курса - рассмотреть сущность культуры как целостного феномена в контексте культурного самосознания человека, представленного в истории философской мысли. Задачи - определить предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре, рассмотреть основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений; |
ПК-1.1 | знает способы практического использования полученных знаний по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в экскурсионной деятельности |
ПК-1.2 | умеет использовать полученные знания по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в профессиональной деятельности |
ПК-1.3 | владеет навыками разработки и реализации экскурсионными программами с учетом полученных знаний и с использованием информационно-коммуникативных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление о сущности культуры как целостного феномена. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: - основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды; - труды мыслителей крупнейших философских направлений. Уметь: - работать с прямыми источниками, анализировать сущность культуры; - определять предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками философского исследования культуры. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Философия культуры как научная дисциплина | ||||||
1.1. | Определение «философия культуры». Исследовательские подходы к определению сущности философии культуры. | Лекции | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Функции философии культуры. Отечественная философия культуры.(Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). | Сам. работа | 3 | 38 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Философия культуры и комплекс культурологических дисциплин | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры.Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения (Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1 |
Раздел 2. Представление о культуре в античности, средневековье, возрождении. | ||||||
2.1. | Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры. Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Экзегетика как учение о понимании священного текста. Священный текст как предмет философии культуры в эпоху Средневековья | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1 |
Раздел 3. Становление теории культуры в трудах философов Нового времени. | ||||||
3.1. | Концепции философии культуры Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Программа культивирования разума в философии Нового времени. Концепции культурно-исторического процесса в философии И. Гердера, Д. Вико, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. | Сам. работа | 3 | 3 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Философия культуры России XVII- XIX вв. | ||||||
4.1. | Основные особенности философии России, специфика и направленность общественной мысли, основные представители. Философско-культурологические концепции В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Философская концепция П. Я. Чаадаева | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Философия культуры славянофильства и западничества. Философия культуры Н. Я. Данилевского | Сам. работа | 3 | 80 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Философия культуры XIX века. | ||||||
5.1. | Философия культуры Франции. Философия культуры в Германии в 19 веке. Проблема культуры в философии К. Маркса | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Проблема культуры в «философии жизни». | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Англо-американская философия культуры 19 века. Философия культуры романтизма. Эволюционная философия культуры | Сам. работа | 3 | 60 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Философия культуры XX века. | ||||||
6.1. | Теория культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Проблема культуры в философии экзистенциализма | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Философия культуры в России в XX веке. Религиозная философия. Марксистская философия культуры в России. Функциональный анализ культуры | Сам. работа | 3 | 80 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.4. | Экзамен | 3 | 9 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8035 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. ПК-1: Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учрежден ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Креативность - это A. способность к генерации идей B. умение следовать инструкциям C. правильность суждений D. умение использовать алгоритмы Ответ: А - способность к генерации идей 2. Деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, производства - это A. Творчество B. Креативность C. Высокопарность D. Метафоричность Ответ: А - творчество 3. Мозговой штурм нацелен: A. на развитие системного мышления B. на подробную проработку найденной версии C. на получение максимального количества идей D. на проведение критического анализа ситуации Ответ: С – на получение максимального количества идей 4. Поиск метафор и аналогий лежит в основе метода: A. мозгового штурма B. ТРИЗ C. системного анализа D. синектики Ответ: D - синектики 5. Сочетание несовместимых качеств - это буквальный перевод с греческого термина: A. синкретичность B. синектика C. сакральность D. символизм Ответ: B – синектика 6. Способность человека к созиданию и приобщению к высоким общечеловеческим ценностям – это A. Материальная культура B. Духовная культура C. Коммуникативная культура D. Цифровая культура Ответ: B – духовная культура 7. Синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю, - это A. Мировая культура B. Национальная культура C. Региональная культура D. Коммуникативная культура Ответ: А – мировая культура 8. Многозначность трактовок и смысловых интерпретаций – это A. Полигамность B. Полиметричность C. Полисемантичность D. Поливалентность Ответ: С- полисемантичность 9. Субъектом культуры является: A. Человек B. Природа C. Солнечная система D. Животные Ответ: А - человек 10. Согласно трактовке Э.Тайлора, комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества, - это A. Религия B. Генетический код C. Природа D. Культура Ответ: D - культура 11. Разновидность культуры, сознательно ориентирующая свои материальные и духовные ценности на усредненного потребителя – это A. Элитарная культура B. Массовая культура C. Коммуникативная культура D. Религиозная культура Ответ: B – массовая культура 12. Включение индивида в общество - это A. Национализация B. Индивидуализация C. Акультурация D. Социализация Ответ: D - социализация 13. Социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся на протяжении длительного времени, – это A. Гедонизм B. Прогресс C. Традиция D. Интерпретация Ответ: С - традиция 14. Креативность направлена: A. На поиск компромиссов B. На решение поставленной задачи C. На реализацию коммуникативной функции культуры D. На разработку универсальных алгоритмов Ответ: B – на реализацию коммуникативной функции культуры 15. Индустрии, нацеленные на создание аналоговых и цифровых продуктов и сервисов, в основе которых лежит творческий подход, талант и профессиональные навыки автора или команды – это A. Креативные индустрии B. Легкие индустрии C. Тяжелые индустрии D. Цифровые индустрии Ответ: А – Креативные индустрии ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение понятия культура Ответ: определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, по средствам которых люди организую свою жизнедеятельность. 2. Как буквально с латинского переводится термин культура? Назовите два любых значения Ответ: 1. Возделывание, обработка, уход, разведение, улучшение. 2. земледелие, сельское хозяйство. 3. воспитание, образование, развитие. 4. Почитание, культ. (любые два из значений) 3. Что такое мировая культура Ответ: синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю 4. Деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства и производства – это ___________ Ответ - творчество 5. Готовность к генерации принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, - это ________________ Ответ - креативность 6. Назовите любые два критерия креативности. Ответ – беглость, оригинальность, метафоричность, восприимчивость, гибкость. (любые два из списка). 7. Что такое беглость мышления? Ответ – способность к легкому генерированию большого числа идей 8. Что такое метафоричность мышления? Ответ – способность находить неожиданные сравнения, мыслить образами 9. Что такое гибкость мышления? Ответ – способность переключаться, менять угол зрения, создавать что-то на стыке разных областей 10. Потребность в эмоциональном одобрении публики, стремление к самореализации, интровертность и субъективизм – всё это характерные черты, отличающие одну из сфер человеческой деятельности, какую именно? Ответ – творчество. 11. Нацеленность на решение задачи, необходимость в совершении волевых усилий, поиск агрументации найденного решения и экстравертность являются признаками какого вида мышления? Ответ: креативного мышления 12. Как буквально с латинского переводится термин «конвергентное»? Ответ: сходиться к центру 13. Как буквально с латинского переводится термин «дивергентное»? Ответ: расходиться, отклонятся 14. Назовите метод креативного мышления, который считается исторически первым и до сих пор является наиболее популярным. Ответ: мозговой штурм 15. Назовите любые две разновидности технологии мозгового штурма. Ответ: классический (другое название - прямой), теневой, корабельный совет, теневой, обратный, визуальный (любые два из списка). 16. Назовите одну из разновидностей технологии мозгового штурма, которая предполагает выражение идеи через изображение. Ответ: визуальный мозговой штурм 17. Назовите имя американского изобретателя и психолога, являющегося автором метода синектики. Ответ: Уильям Гордон 18. Как буквально с греческого переводится термин «синектика» Ответ: совмещение разнородных элементов, сочетание несовместимых качеств 19. Для какого вида синектики характерно отождествление человека с объектом исследования. Ответ: личная или телесная аналогия 20. Назовите две любые разновидности синектики Ответ: прямая или реальная аналогия, личная или телесная аналогия, символическая или абстрактная аналогия, фантастическая или нереальная аналогия (любые два из списка) 21. Назовите общие черты двух технологий креативного мышления – синектики и мозгового штурма. Ответ: эвристическая основа методов, генерирование максимального количества решений. 22. Что такое креативные индустрии? Ответ: индустрии, предполагающие создание аналоговых или цифровых продуктов и сервисов, в основе которых лежит творческих подход, талант и профессиональные навыки автора или команды. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Состав команды для работы над проектом определяется: A. Компетентностным подходом B. Датой рождения C. Территориальным принципом D. Национальной принадлежностью Ответ: А Компетентностным подходом 2. Работу команды над проектом отличает: A. Заданность траектории B. Следование алгоритмам C. Тиражирование D. Эффективность в условиях неопределенности Ответ: D – Эффективность в условиях неопределенности 3. Командная проектная деятельность нацелена: A. На создание типового результата B. На создание уникального продукта или услуги C. На обеспечение показателей плановой экономики D. На обеспечение массового производства Ответ: B – На создание уникального продукта или услуги 4. Первым этапом в работе команды над проектом является: A. Поиск решения B. Тестирование решения C. Поиск проблемы D. Тиражирование результата Ответ: C – Поиск проблемы 5. Этап проверки разработанного командой проектного решения – это: A. Исследование B. Тестирование C. Тиражирование D. Совершенствование Ответ: B - тестирование 6. Умение работать в команде относится: A. К «жестким» навыкам B. К «мягким» навыкам C. К безусловным рефлексам D. К двигательным навыкам Ответ: B – К «мягким» навыкам 7. К «гибким» или «soft-skills», необходимым в командной проектной деятельности, относится: A. Умение принимать верные решения B. Умение точно рассчитать экономику проекта C. Умение грамотно оформлять налоговые документы D. Наличие профессиональных навыков в сфере IT Ответ: А - Умение принимать верные решения 8. Начальный этап командной работы над проектом, это – A. Реформация B. Типизация C. Консолидация D. Инициация Ответ: D – Инициация 9. Способность давать объективную оценку эффективности найденного решения, а также слаженности работы команды, - это A. Эмоциональный интеллект B. Креативность C. Критическое мышление D. Обучаемость Ответ: С – критическое мышление 10. Командная работа над проектом отличается от работы трудового коллектива в рамках стандартных бизнес-процессов - A. Четкой датой начала и окончания проекта B. Наличием большого бюджета C. Отсутствием рисков D. Нормированностью рабочего дня Ответ: А – Четкой датой начала и окончания проекта 11. По теории исследователя Р.М.Белбина, в команде есть люди, которые способны много, успешно и результативно работать, эту роль в команде он назвал: A. Генератор идей B. Мотиватор C. Аналитик D. Рабочая пчелка Ответ: D – Рабочая пчелка 12. По теории исследователя Р.М.Белбина, член команды, которому в большей степени свойственны креативность, воображение, оригинальность мышления, - это: A. Генератор идей B. Мотиватор C. Аналитик D. Рабочая пчелка Ответ: A – Генератор идей 13. По теории исследователя Р.М.Белбина, человек, способный активизировать работу команды, это – A. Генератор идей B. Мотиватор C. Аналитик D. Рабочая пчелка Ответ: B – Мотиватор 14. Проблемное интервью с потенциальным пользователем продукта или услуги является частью: A. Исследовательского этапа работы над проектом B. Этапа формирования команды C. Этапа разработки решения D. Этапа завершения работы над проектом Ответ: А – исследовательского этапа работы над проектом 15. Этические нормы и правила взаимодействия в команде: A. Определяются в одностороннем порядке руководителем B. Всегда зафиксированы юридически C. Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом D. Вовсе отсутствуют Ответ С - Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Группа лиц, объединенная общими мотивами, интересами, идеалами и несущая коллективную ответственность за результат совместной деятельности – это ______________ Ответ: команда 2. Совместный ресурс, состоящий из профессиональных компетенций, навыков и способностей людей, имеющих близкие ценностные ориентиры, а также принятые всеми членами команды принципами, правилами и нормами взаимодействия – это ______________________ Ответ: социальный капитал команды 3. Авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для всего проекта задачи – это ______________________ Ответ: лидер команды 4. Что такое командных дух? Ответ: это атмосфера согласия и взаимовыручки, общая мотивация участников команды для совместного выполнения поставленных задач. 5. Совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, влияющих на манеру взаимодействия, эмоциональное состояние и удовлетворенность участников команды – это ________________________ Ответ: психологический климат команды. 6. Проектные команды как правило организованы на основе горизонтальной системы управления. В чем ее суть? Ответ: в распределении работ и ответственности на одном и том же уровне 7. Неопределенное событие или условие, которое в случае реализации будет иметь положительное или отрицательное влияние на цели командного проекта – это ____________________ Ответ: риски проекта 8. Назовите две любых характеристики командной работы над проектом: Ответ: уникальность, мобильность траектории, вариативность ресурсов, неопределенность, работа с рисками (любые две характеристики) 9. Дайте определение проектной деятельности Ответ: Целенаправленное, ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального результата (продукта или услуги), позволяющего решать проблему пользователя 10. Назовите два любых «мягких» навыка, которые формируются посредством командной работы над проектом Ответ: умение работать в команде, коммуникативность, креативность и творческий подход, эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение принимать решение, работа с рисками, обучаемость (любые два из списка) 11. Как можно назвать навык, который заключается в умении выстраивать оптимальную последовательность действий команды для достижения наилучшего результата Ответ: планирование 12. Что такое тайм-менеджмент? Ответ: Это технологии организации и оптимизации собственным временем и временем членов команды 13. Завершите фразу: Способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, мотивацию его действий, а также умение использовать эти знания для более эффективной работы команды – это _______ Ответ: эмоциональный интеллект 14. Дайте определение роли в команде. Ответ: Ожидаемое поведение человека, в основе которого его индивидуальные способности, задающие условия его участия в командной работе. 15. Исследователь Р.М.Белбин выделил восемь ключевых ролей в команде. Назовите три из них. Ответ: рабочая пчелка, руководитель команды, генератор идей, снабженец, мотиватор, вдохновитель, аналитик, контролер (любые три из списка) 16. Согласно исследованиям И.Адизеса, существует четыре стиля поведения у членов команды. Назовите два из них. Ответ: труженник, администратор, инноватор, интегратор (любые два из списка) 17. Согласно теории Р.М.Белбина, в команде должен быть человек, который способен к скурпулезному доведению до конца всего, что начато, он имеет высокоразвитое чувство самоконтроля и самодисцилиплины. Назовите эту роль в команде Ответ: контролер 18. Завершите фразу: Работа команды над проектом начинается с поиска _________ Ответ: проблемы 19. Как называется этап проверки разработанного командой проектного решения. Ответ: тестирование. 20. Что такое «масштабирование» решения в командной работе над проектом? Ответ: Процесс увеличения объема, функциональности и возможности проекта с целью удовлетворения растущих потребностей пользователей и рынка. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. «Колыбелью» западноевропейской культуры принято считать: A. Первобытную культуру B. Индийскую культуру C. Античную культуру D. Русскую культуру Ответ: С – Античную культуру 2. Антропоцентризм присущ культуре: A. Западноевропейской B. Первобытной C. Древнекитайской D. Древнеегипетской Ответ: А – Западноевропейской 3. К мировым религиями относится: A. Иудаизм B. Брахманизм C. Христианство D. Конфуцианство Ответ: С – Христианство 4. К конфессиям христианства относится: A. Даосизм B. Православие C. Индуизм D. Тотемизм Ответ: В – Православие 5. Главным символом христианства является: A. Крест B. Круг C. Солнце D. Земля Ответ: А – Крест 6. Молитвенное сооружение мусульман – это A. Часовня B. Мечеть C. Хурдэ D. Иглу Ответ: В - Мечеть 7. Вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, птиц, растений, который считается покровителем, - это A. Анимизм B. Фетишизм C. Тотемизм D. Брахманизм Ответ: С – Тотемизм 8. Вера в магические свойства неодушевленных предметов – это A. Анимизм B. Фетишизм C. Тотемизм D. Брахманизм Ответ: В - Фетишизм 9. Экстравертными считаются: A. культуры Запада B. культуры Востока C. культуры первобытного времени D. все культуры без исключения Ответ: А – культуры Запада 10. Интровертными считаются: A. культуры Запада B. культуры Востока C. культуры первобытного времени D. все культуры без исключения Ответ: В – культуры Востока 11. Традиции, обычаи, явления культуры, быта и т.п., получаемые от предыдущих эпох и являющиеся базой для дальнейшего развития культуры – это A. Прогресс B. Наследие C. Модернизация D. Метафора Ответ: В - Наследие 12. Перенесение ценностей одной культуры на почву другой – это A. Культурное заимствование B. Культурная диффузия C. Культурные универсалии D. Культурный кризис Ответ: А – культурное заимствование 13. Культура-реципиент – это культура, которая A. Заимствует чужое B. Предоставляет свои достижения для заимствования C. Индифферентна к достижениям других культур D. Перестала существовать Ответ: А – Заимствует чужое 14. Процесс, при котором культура теряет больше культурных черт, чем приобретает новых – это A. Культурная аккумуляция B. Культурная диффузия C. Культурная трансмиссия D. Культурное истощение Ответ: D – Культурное истощение 15. Самобытность русской культуры определяется: A. Только следованием традициям западноевропейской культуры B. Только следованием традициям восточных культур C. Синтезом достижений Востока и Запада, православием и собственными славянскими истоками D. Только славянскими истоками Ответ: С - Синтезом достижений Востока и Запада, православием и собственными славянскими истоками ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что такое антропоцентризм? Ответ: представление, согласно которому человек – это центр и высшая цель мироздания. 2. Что такое теоцентризм? Ответ: Философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как высшего бытия, источника всей жизни и любого блага. 3. Определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию – это _______________ Ответ: Религия 4. Назовите три основных типа первобытных религиозных представлений: Ответ: тотемизм, анимизм, фетишизм. 5. Назовите три мировые религии Ответ: христианство, индуизм, ислам 6. Назовите три основные конфессии христианства: Ответ: православие, католицизм, протестантизм 7. Что такое тотемизм? Ответ: вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, птиц, растений, который считается покровителем. 8. Что определило самобытность русской культуры? Ответ: синтез традиций Запада и Востока, собственные славянские истоки, православие 9. Сумма всех культурных достижений данного общества, получаемых от предшествующих поколений и сохраняемых в общественной памяти с целью критического использования их для дальнейшего развития культуры последующих поколений человечества – это ______________ Ответ: культурное наследие 10. Что такое селективность культуры? Ответ: избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую 11. Как называется культура, которая предоставляет другим культурам собственные достижения для заимствования? Ответ: культура-донор 12. Как буквально переводится с латинского термин «реципиент»? Ответ: получающий, принимающий 13. Что такое «культурная диффузия»? Ответ: Это взаимное и стихийное распространение культурных черт и комплексов между культурами 14. Назовите несколько (любых два) канала, по которым может осуществляться процесс культурной диффузии. Ответ: миграция, туризм, миссионерство, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами (любые два из списка) 15. Ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, а также благодаря цифровизации и формированию единого информационного пространства – это __________________ Ответ: глобализация 16. Что такое «культурная трансмиссия»? Ответ: процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. 17. Накопление культурного потенциала, благодаря которому культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых – это _____________________ Ответ: культурная аккумуляция 18. Черты, присущие всем известным человеческим культурам, - это __________________ Ответ: культурные универсалии 19. Глубинные характеристики культуры, укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, отличающиеся устойчивостью и неподверженные внешнему воздействию, объединяются понятием __________________ Ответ: ментальность культуры 20. Гармоничное и уважительное сосуществование человеческих групп из разных культурных слоев (религиозных, языковых и социальных) в рамках доминирующей культуры большинства – это __________________ Ответ: культурное разнообразие (мультикультурализм) – допустим любой из ответов КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Философия культуры 51.03.01.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пивоев, В.М. | Философия культуры : учебное пособие | М. : Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Ретюнских Л.Т. | ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html | |||
Э3 | Ссылка на web-страницу: Энциклопедия Арт-Пси: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psycosmology.ru/art/index.php/ | |||
Э4 | Ссылка на web-страницу: Философия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.t5s.ru/ | |||
Э5 | Электронный курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Правила самостоятельной работы с литературой Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; • Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время). • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. • Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). • Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах). • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Основные виды систематизированной записи прочитанного: Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. Методические указания по подготовке к экзамену Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения. В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом. При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты: • Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале). • Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей. • Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. • Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения. Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте. |