МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы копирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 396
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 396 396 396 396
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 432 432 432 432

Программу составил(и):
к.иск., доц., Киселева Н.Е.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы копирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- студенты должны получить опыт осмысления творческого метода определенного автора или школы;
- владение практическими навыками техники живописи и технологией использования живописных материалов путем копирования произведений искусства;
- практическое изучение «трехслойного» метода живописи как основы техники станковой живописи;
- научиться применять навыки, полученные при копировании, в работе над своими живописными полотнами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к разработке и реализация культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
ПК-2.1 знает способы разработки и реализации культурно-просветительских проектов
ПК-2.2 умеет разрабатывать и реализовывать Культурно-просветительские проекты, связанные с историко-культурным наследием и современными практиками
ПК-2.3 владеет навыками реализации в культурно-просветительской деятельности основных задач, связанных с историко культурным наследием и современными практиками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Определять стили и школу произведения;
Делать необходимый выбор материала для проведения реставрационного процесса;
Применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, ориентироваться в многообразном мире копийных материалов
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь использовать в практической работе теоретические знания по изготовлению копий;
уметь лепить форму цветом, передавать материальность предметов, брать цветовые отношения в сравнении.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками работы над копией с репродукции произведений известных художников;
техникой акварельной, гуашевой живописи, передачей пространства, воздушной перспективой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы копийной техники
1.1. Основы организации копийной практики Лекции 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Наиболее распространённые краски и смеси, используемые в различных способах живописи. Общие сведения о красках. Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Техника живописи
2.1. Технологические особенности живописи Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Материалы живописи: краски и смеси, общие сведения о красках; масла, лаки, эссенции. Возможности инструментов. Кисти. Палитра. Дополнительные материалы Сам. работа 4 67 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Техника акварельной живописи Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Материалы живописи Сам. работа 4 24 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Техника живописи гуашью, темперой Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Современые живописные материалы и их особенности Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Основные стадии и методика выполнения копии с репродуктивного материала
3.1. Основные принципы и стадии работы над копией с репродукции произведений известных художников Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Технологические особенности живописи мастеров передвижников Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Метод и система обучения изготовления копий Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Копия как педагогический метод в эпоху кластцизма Сам. работа 4 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Основные стадии работы над копией в масштабе Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Копия как метод обучения в современной системе образования Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.7. Зачет 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Техника копирования произведений графики
4.1. Графические средства выразиельноти, штрих, пятно, линия. Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Копии графического произведения искусства Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Техники и технологии графических произведений икуства Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Технлогические особенности копирования иллюстрации Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.5. Выполнение копий иллюстрации Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Копия-реконструкция в научной и практической деятельности
5.1. Методологические основы копии-реконструкции Практические 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. Реализация копии-реконструкции в реставрации Сам. работа 4 23 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.3. Технико-технологические основы копии-реконструкции Практические 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.4. Научный поиск и выполнение копии-реконструкции Сам. работа 4 46 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.5. Экзамен 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2: Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=2083506&cmid=466256&page=19

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите правильную последовательность.
1. обобщение, компоновка, лепка формы, построение.
2. компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
3. компоновка, лепка формы, построение, обобщение.

Правильный ответ: 2

2. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется...:
1. по-сырому.
2. алла прима.
3. лессировка.

Правильный ответ: 2


3. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда...
1. точно такой же.
2. темнее.
3. светлее.

Правильный ответ: 3


4. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях...
1. анатомической конструкции черепа.
2. истории искусств.
3. линейной перспективы.

Правильный ответ: 1


5. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется...
1. светлотным контрастом.
2. цветовым контрастом.
3. колоритом.

Правильный ответ: 1


6. Какой цвет не является хроматическим?
1. белый.
2. синий.
3. красный.

Правильный ответ: 1


7. Наложение одного красочного слоя на другой называется...
1. лессировка.
2. по-сырому.
3. алла прима.

Правильный ответ: 1


8. Изображения морских пейзажей называют...
1. мариями.
2. маринами.
3. морянами.

Правильный ответ: 2


9. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе?

1. серый.
2. белый.
3. фиолетовый.

Правильный ответ: 3


10. С чего начинается работа над живописным этюдом?
1. построение.
2. компоновка в формате.
3. проработка деталей.

Правильный ответ: 2


11. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние?
1. проработка деталей.
2. лепка формы.
3. цветовые отношения.

Правильный ответ: 3


12. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи?
1. скипидар.
2. вода.
3. ацетон.

Правильный ответ: 2


13. Основные задачи реалистической живописи...:
1. использовать больше цвета.
2. писать живо, броско.
3. писать отношениями.

Правильный ответ: 3


14. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это...:
1. полутон.
2. рефлекс.
3. локальный цвет.

Правильный ответ: 3


15. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине - это...
1. светлота.
2. колорит.
3. монохром.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью?

Правильный ответ: два часа.

2. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется...

Правильный ответ: карандашом.

3. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами...:

Правильный ответ: техника живописи.

4. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема?

Правильный ответ: три четверти.

5. Живописная работа, выполненная с натуры - это...

Правильный ответ: этюд.

6. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - это...
Правильный ответ: живопись.

7. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция...

Правильный ответ: абстрактная.

8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...

Правильный ответ: декоративная.

9. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы?

Правильный ответ: проработка деталей.

10. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой?

Правильный ответ: реалистическая.

11. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов?

Правильный ответ: боковое.

12. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности...

Правильный ответ: от общего к частному.

13. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется...

Правильный ответ: колоритом.

14. Основные цвета это…

Правильный ответ: красный, желтый, синий.

15. Дайте определение понятию «воздушная перспектива».

Правильный ответ: изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.

16. В какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными?

Правильный ответ: в солнечный полдень.

17. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...

Правильный ответ: светотень, свет.

18. Характер измельчения пигментов красок влияет на их...

Правильный ответ: светотень, цвет.

19. Фломандский способ живописи был открыт...

Правильный ответ: светотень, Ван Эйком.

20. У художников XVII - XVIII веков главное в работе это –

Правильный ответ: светотень, пространство, свет, воздух.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федоренко В.Е. Некоторые закономерности масляной живописи: учебное пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Бесчастнов, Н.П. Графика натюрморта: учебник М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234838
Л1.3 Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства : учебное пособие СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013
Л1.4 Шиков М.Г., Дубовская Л.Ю. Основы композиции и техническая акварель : учебное пособие Высшая школа // ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна Введение в историю искусств: Учебное пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Казарин С. Н. Академический рисунок: практикум Кемеровский государственный институт культуры, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472647
Л2.3 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шамагин Л.М. Масляная живопись (сведения о материалах и технике): Учебная литература для ВУЗов Государственное учебно-педагогическое издательство // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 1963 biblioclub.ru
Л3.2 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Мудл Основы копирования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. в приложении