МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Атрибуция и экспертиза произведений искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в искусстве
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_История искусств_КИиМвИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и., доцент, Булгаева Г. Д.

Рецензент(ы):
к.и., доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Атрибуция и экспертиза произведений искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– создание условий для формирование у студентов устойчивых понятий о взаимосвязях теоретико-методологических аспектов атрибуции и экспертизы памятников искусства с методическими вопросами изучения искусствознания, практическое применение методов атрибуции в процессе экпертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен осознавать социальную значимость своей профессии, ее роль в формировании гражданской идентичности, осуществлять функции по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства;
ОПК-3.1 Знает: способы сохранения, методы изучения, особенности пропаганды художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.2 Умеет: осуществлять функции по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.3 Владеет: навыками осознания социальную значимость своей профессии, ее роль в формировании гражданской идентичности
ПК-3Способен осуществлять процесс генерации творческих концепций и их реализацию
ПК-3.1 Знает этапы эффективного генерирования инновационных идей
ПК-3.2 Умеет создавать условия для эффективного механизма аккумулирования творческих идей и предложений
ПК-3.3 Владеет способностью реализации творческих концепций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятия, составляющие и этапы атрибуции и экспертизы произведений изобразительного искусства. Основные составляющие процесса научной атрибуции и экспертизы
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять на практике полученные знания в области популяризации художественного наследия и атрибуции предметов, представляющих историческую и художественную ценность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.умением анализировать результаты данных, различного происхождения о произведении искусства
навыками проведения устной атрибуции предметов искусства и введения ранее неизученных памятников в научный оборот

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Атрибуция и экспертиза, виды, методы,последовательность
1.1. основные понятия научной атрибуции и экспертизы Лекции 2 1 Л2.2, Л1.3, Л3.2
1.2. анализ основных понятий атри буции и экспертизы Практические 2 1 Л3.3, Л2.3
1.3. выявление важнейших этапов в проведении атрибуции Сам. работа 2 2 Л1.2, Л3.6, Л2.3
1.4. исторические этапы формирования научной экспертизы Лекции 2 1 Л1.1, Л2.3, Л3.4
1.5. методология процесса атрибуции в исторической среде Практические 2 1 Л2.2, Л1.5, Л3.5, Л1.1, Л3.7
1.6. современные экспертные советы и эксперты Сам. работа 2 2 Л1.2, Л1.5, Л2.3, Л3.4
Раздел 2. научная и практическая значимость экпертизы пролизведений искусства
2.1. атрибуция как часть экспертизы Лекции 2 1 Л2.2, Л1.3, Л3.2, Л3.1
2.2. атрибутирование предмета, имеющего историческую и художественную ценность Практические 2 2 Л1.1, Л2.3, Л3.7
2.3. Закрепление полученных навыков Сам. работа 2 2 Л1.2, Л3.5, Л2.3, Л3.4
2.4. Комплексный подход в экспертизе Лекции 2 1 Л2.2, Л3.2, Л1.4, Л1.1
2.5. значение результатов физико-химических методов Практические 2 2 Л2.1, Л1.3, Л3.6
2.6. выводы научной экспертизы Сам. работа 2 88 Л2.2, Л1.5, Л3.3
2.7. Экзамен 2 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен критически осмысливать и применять знание теории и методологии истории искусства в подготовке и проведении научно-исследовательских работ с использованием знания современного комплекса различных методов истории искусства и смежных гуманитарных дисциплин

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Технико-технологическая экспертиза произведения искусства предполагает:
а) визуальный осмотр произведения с целью анализа уровня технического мастерства автора;
б) выявление подлинности произведения с помощью лабораторных исследований.
Ответ: б.
2 Экспертиза произведения искусства предполагает…
а) деятельность, направленный на определение подлинности произведения: соответствия заявленному периоду создания и авторства;
б) только оценивание рыночной стоимости произведения.
Ответ: а.
3 Российское законодательство о вывозе и ввозе «культурных ценностей» устанавливает определенных ограничения при вывозе за границу произведений старше…
а) 50 лет; б) 100 лет; в) 150 лет; г) 200 лет.
Ответ: б.
4 «Эталонным материалом» в экспертизе произведений искусств называют…
а) произведения искусства, чья атрибуция не вызывает сомнения, с которым сопоставляется объект экспертизы с целью установления сходства и отличия;
б) произведение, обладающее высокими художественными достоинствами.
Ответ: а.
5 Является ли авторская подпись на произведении доказательством его подлинности?
а) нет; б) да.
Ответ: а.
6 Совокупность аналитических процедур, позволяющих осуществить всестороннее исследование произведения – это…
а) сравнительный анализ; б) экстраполяция; в) комплексный анализ.
Ответ: в.
7 Художественное произведение, точно повторяющее другое произведение с целью выдать его за работу знаменитого автора.
а) реплика; б) копия; в) фальсификация; г) плагиат.
Ответ: в.
8 Организаторы крупных аукционов антиквариата в Европе и США в качестве доказательства подлинности произведения рассматривают…
а) провенанс; б) экспертное заключение авторитетного искусствоведа.
Ответ: а.
9 Можно ли установить период создания произведения (книга, произведение графики) по филиграни («водяному знаку»)?
а) да, у любого произведения; б) нет; в) можно, но не у каждого произведения.
Ответ: в.
10 Почему при крупных реставрационных центрах существуют отделы по атрибуции произведений изобразительного искусства?
а) Лабораторное исследование материалов позволяет установить подлинность.
б) Крупные реставрационные центры имеют большой штат специалистов различных специализаций.
Ответ: а.
11 Техника изготовления художественных произведений из металла, которой не существовало в XIX веке?
а) гальванопластика; б) вакуумное литье; в) литье по восковой выплавляемой модели.
Ответ: б.
12 Кто из перечисленных ниже искусствоведов критиковал иконографический подход?
а) Н. П. Кондаков; б) А. И. Некрасов.
Ответ: б.
13 Метод научной атрибуции, возникший во второй половине ХХ века?
а) герменевтика; б) иконографический подход; в) стилистический анализ.
Ответ: а.
14 Когда началась маркировка русского художественного стекла?
а) XVIII век; б) XIX век; в) ХХ век.
Ответ: б.
15 Стекловидное покрытие на произведениях из керамики, придающее блеск и водонепроницаемость.
а) глазурь; б) эмаль; в) хрусталь; г) олифа.
Ответ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1 Термин, обозначающий достоверную историю владения произведением искусства?
Ответ: провенанс.
2 Научный термин, обозначающий достоверность и подлинность произведения?
Ответ: аутентичность.
3 Описание произведения по ряду признаков (название, конструкция, материал, размеры, техника и др.) – это…
Ответ: атрибуция.
4 Практикуемый коллекционерами не отличающийся строгими научными рамками, а основанный на насмотренности, метод определения подлинности произведения?
Ответ: знаточество.
5 История пребывания произведения искусства или предмета антиквариата в повседневной среде человека.
Ответ: бытование.
6 Метод анализа произведения, заключающийся в исследовании и систематизация основных типологических тех или иных персонажей и сюжетов?
Ответ: иконографический метод.
7 Метод, позволяющий выявить принадлежность произведения к определенной художественной школе?
Ответ: стилистический анализ.
8 Индивидуальный стиль художника, отражающий черты его личности и уровень технического владения искусством.
Ответ: авторский почерк.
9 Авторское повторение художественного произведения.
Ответ: реплика.
10 Перечислите основные данные, которые необходимо установить в результате атрибуции произведения искусства.
Ответ: имя автора, название произведения, датировка, размеры, техника, материалы.
11 Метод, заключающийся в переносе выводов, сделанных по результатам какой-либо одной части исследования, на другие части.
Ответ: экстраполяция.
12 Видимые под воздействием прямого сильного света на листе старинной бумаге отпечатки, оставшиеся от проволочной сетки дна черпака для бумажной массы.
Ответ: вержеры и понтюзо.
13 Как называется уменьшение размеров художественного произведения из металла во время остывания материала при изготовлении?
Ответ: усадка.
14 Термин, обозначающий металл или сплав, добавляемый ювелирами в драгоценный металл для повышения его прочности?
Ответ: лигатура.
15 Разновидность грубой керамики, обожженной для увеличения твердости водонепроницаемости?
Ответ: терракота.
16 Метод изучения надписей на произведении?
Ответ: эпиграфический анализ.
17 Метод расшифровки гербов на произведении?
Ответ: геральдический анализ.
18 Техника гравирования металлических изделий с покрытием прозрачной эмалью?
Ответ: гильоше.
19 Редкое произведение искусство, имеющее историческую и художественную ценность?
Ответ: раритет.
20 Блестящее, стекловидное (чаще цветное) покрытие на металлической поверхности, полученное путем плавления различных материалов?
Ответ: эмаль.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. Н. А. Кривич Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: [монография] СПб. : Астерион, 2011
Л1.2 отв. ред. Лифшиц Л.И. ,Трезвов А.В. Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX–ХХ веках. История, проблемы:: учеб. пособие Изд-во «Академический проект», , 2008
Л1.3 авт.-сост. Н. А. Кривич Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: монография Астерион, 2011
Л1.4 редкол.: И.Э. Грабарь [и др.]. Памятники культуры. Исследование и реставрация : М.: Изд-во АН СССР. , 1960
Л1.5 отв. за вып. С.В. Успенская, В.И. Кобякова. Сохранение памятников военной истории, культуры, науки и техники: хранение, исследование, экспонирование, реставрация и консервация: мат. конф. СПб.: ГУ ВИМАИВиВС, , 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова Т.В. Экспертиза художественных изделий : Справочное пособие ФОРУМ, 2009.
Л2.2 Соколова Т.В., Пашковский И.Э. Экспертиза художественных изделий: справочное пособие ФОРУМ, 2009
Л2.3 Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: СПб.: Астерион, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гребенникова Т.Г. Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учебное пособие Изд-во Алт.ун-та, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 сост. В.В. Горбунов Атрибуция и экспертиза музейных предметов:: учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, , 2009
Л3.3 Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. : М., 1947
Л3.4 Гребенникова Т.Г. Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учебное пособие: учебное пособие Алт. ун-та, 2015
Л3.5 Конов А. Реставрация и наука очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи: М., «Индрик» , 2006
Л3.6 сост. В.В. Горбунов Консервация и реставрация музейных предметов: учебно-методический комплекс Изд-во Алт. ун-та, 2009
Л3.7 Т. Г. Гребенникова Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сохранение культурного наследия www.cultradio.ru
Э2 реставрация монументальной живописи www.grabar.ru
Э3 центры научной экспертизы www.gosniir.ru
Э4 экспертиза памятников изобразительного искусства art-con.ru
Э5 курс в Мудл Атрибуция и экспертиза portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.