Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | Креативные индустрии и менеджмент в искусстве |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_04_03_История искусств_КИиМвИ-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна
1.1. | – создание условий для формирование у студентов устойчивых понятий о взаимосвязях теоретико-методологических аспектов атрибуции и экспертизы памятников искусства с методическими вопросами изучения искусствознания, практическое применение методов атрибуции в процессе экпертизы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-3 | Способен осознавать социальную значимость своей профессии, ее роль в формировании гражданской идентичности, осуществлять функции по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства; |
ОПК-3.1 | Знает: способы сохранения, методы изучения, особенности пропаганды художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства |
ОПК-3.2 | Умеет: осуществлять функции по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства |
ОПК-3.3 | Владеет: навыками осознания социальную значимость своей профессии, ее роль в формировании гражданской идентичности |
ПК-3 | Способен осуществлять процесс генерации творческих концепций и их реализацию |
ПК-3.1 | Знает этапы эффективного генерирования инновационных идей |
ПК-3.2 | Умеет создавать условия для эффективного механизма аккумулирования творческих идей и предложений |
ПК-3.3 | Владеет способностью реализации творческих концепций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые понятия, составляющие и этапы атрибуции и экспертизы произведений изобразительного искусства. Основные составляющие процесса научной атрибуции и экспертизы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять на практике полученные знания в области популяризации художественного наследия и атрибуции предметов, представляющих историческую и художественную ценность |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | умением анализировать результаты данных, различного происхождения о произведении искусства навыками проведения устной атрибуции предметов искусства и введения ранее неизученных памятников в научный оборот |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Атрибуция и экспертиза, виды, методы,последовательность | ||||||
1.1. | основные понятия научной атрибуции и экспертизы | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л1.3, Л3.2 | |
1.2. | анализ основных понятий атри буции и экспертизы | Практические | 2 | 1 | Л3.3, Л2.3 | |
1.3. | выявление важнейших этапов в проведении атрибуции | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.2, Л3.6, Л2.3 | |
1.4. | исторические этапы формирования научной экспертизы | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.3, Л3.4 | |
1.5. | методология процесса атрибуции в исторической среде | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л1.5, Л3.5, Л1.1, Л3.7 | |
1.6. | современные экспертные советы и эксперты | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.2, Л1.5, Л2.3, Л3.4 | |
Раздел 2. научная и практическая значимость экпертизы пролизведений искусства | ||||||
2.1. | атрибуция как часть экспертизы | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л1.3, Л3.2, Л3.1 | |
2.2. | атрибутирование предмета, имеющего историческую и художественную ценность | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л3.7 | |
2.3. | Закрепление полученных навыков | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.2, Л3.5, Л2.3, Л3.4 | |
2.4. | Комплексный подход в экспертизе | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л3.2, Л1.4, Л1.1 | |
2.5. | значение результатов физико-химических методов | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л3.6 | |
2.6. | выводы научной экспертизы | Сам. работа | 2 | 88 | Л2.2, Л1.5, Л3.3 | |
2.7. | Экзамен | 2 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен критически осмысливать и применять знание теории и методологии истории искусства в подготовке и проведении научно-исследовательских работ с использованием знания современного комплекса различных методов истории искусства и смежных гуманитарных дисциплин ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1 Технико-технологическая экспертиза произведения искусства предполагает: а) визуальный осмотр произведения с целью анализа уровня технического мастерства автора; б) выявление подлинности произведения с помощью лабораторных исследований. Ответ: б. 2 Экспертиза произведения искусства предполагает… а) деятельность, направленный на определение подлинности произведения: соответствия заявленному периоду создания и авторства; б) только оценивание рыночной стоимости произведения. Ответ: а. 3 Российское законодательство о вывозе и ввозе «культурных ценностей» устанавливает определенных ограничения при вывозе за границу произведений старше… а) 50 лет; б) 100 лет; в) 150 лет; г) 200 лет. Ответ: б. 4 «Эталонным материалом» в экспертизе произведений искусств называют… а) произведения искусства, чья атрибуция не вызывает сомнения, с которым сопоставляется объект экспертизы с целью установления сходства и отличия; б) произведение, обладающее высокими художественными достоинствами. Ответ: а. 5 Является ли авторская подпись на произведении доказательством его подлинности? а) нет; б) да. Ответ: а. 6 Совокупность аналитических процедур, позволяющих осуществить всестороннее исследование произведения – это… а) сравнительный анализ; б) экстраполяция; в) комплексный анализ. Ответ: в. 7 Художественное произведение, точно повторяющее другое произведение с целью выдать его за работу знаменитого автора. а) реплика; б) копия; в) фальсификация; г) плагиат. Ответ: в. 8 Организаторы крупных аукционов антиквариата в Европе и США в качестве доказательства подлинности произведения рассматривают… а) провенанс; б) экспертное заключение авторитетного искусствоведа. Ответ: а. 9 Можно ли установить период создания произведения (книга, произведение графики) по филиграни («водяному знаку»)? а) да, у любого произведения; б) нет; в) можно, но не у каждого произведения. Ответ: в. 10 Почему при крупных реставрационных центрах существуют отделы по атрибуции произведений изобразительного искусства? а) Лабораторное исследование материалов позволяет установить подлинность. б) Крупные реставрационные центры имеют большой штат специалистов различных специализаций. Ответ: а. 11 Техника изготовления художественных произведений из металла, которой не существовало в XIX веке? а) гальванопластика; б) вакуумное литье; в) литье по восковой выплавляемой модели. Ответ: б. 12 Кто из перечисленных ниже искусствоведов критиковал иконографический подход? а) Н. П. Кондаков; б) А. И. Некрасов. Ответ: б. 13 Метод научной атрибуции, возникший во второй половине ХХ века? а) герменевтика; б) иконографический подход; в) стилистический анализ. Ответ: а. 14 Когда началась маркировка русского художественного стекла? а) XVIII век; б) XIX век; в) ХХ век. Ответ: б. 15 Стекловидное покрытие на произведениях из керамики, придающее блеск и водонепроницаемость. а) глазурь; б) эмаль; в) хрусталь; г) олифа. Ответ: а. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1 Термин, обозначающий достоверную историю владения произведением искусства? Ответ: провенанс. 2 Научный термин, обозначающий достоверность и подлинность произведения? Ответ: аутентичность. 3 Описание произведения по ряду признаков (название, конструкция, материал, размеры, техника и др.) – это… Ответ: атрибуция. 4 Практикуемый коллекционерами не отличающийся строгими научными рамками, а основанный на насмотренности, метод определения подлинности произведения? Ответ: знаточество. 5 История пребывания произведения искусства или предмета антиквариата в повседневной среде человека. Ответ: бытование. 6 Метод анализа произведения, заключающийся в исследовании и систематизация основных типологических тех или иных персонажей и сюжетов? Ответ: иконографический метод. 7 Метод, позволяющий выявить принадлежность произведения к определенной художественной школе? Ответ: стилистический анализ. 8 Индивидуальный стиль художника, отражающий черты его личности и уровень технического владения искусством. Ответ: авторский почерк. 9 Авторское повторение художественного произведения. Ответ: реплика. 10 Перечислите основные данные, которые необходимо установить в результате атрибуции произведения искусства. Ответ: имя автора, название произведения, датировка, размеры, техника, материалы. 11 Метод, заключающийся в переносе выводов, сделанных по результатам какой-либо одной части исследования, на другие части. Ответ: экстраполяция. 12 Видимые под воздействием прямого сильного света на листе старинной бумаге отпечатки, оставшиеся от проволочной сетки дна черпака для бумажной массы. Ответ: вержеры и понтюзо. 13 Как называется уменьшение размеров художественного произведения из металла во время остывания материала при изготовлении? Ответ: усадка. 14 Термин, обозначающий металл или сплав, добавляемый ювелирами в драгоценный металл для повышения его прочности? Ответ: лигатура. 15 Разновидность грубой керамики, обожженной для увеличения твердости водонепроницаемости? Ответ: терракота. 16 Метод изучения надписей на произведении? Ответ: эпиграфический анализ. 17 Метод расшифровки гербов на произведении? Ответ: геральдический анализ. 18 Техника гравирования металлических изделий с покрытием прозрачной эмалью? Ответ: гильоше. 19 Редкое произведение искусство, имеющее историческую и художественную ценность? Ответ: раритет. 20 Блестящее, стекловидное (чаще цветное) покрытие на металлической поверхности, полученное путем плавления различных материалов? Ответ: эмаль. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | авт.-сост. Н. А. Кривич | Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: [монография] | СПб. : Астерион, 2011 | |
Л1.2 | отв. ред. Лифшиц Л.И. ,Трезвов А.В. | Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX–ХХ веках. История, проблемы:: учеб. пособие | Изд-во «Академический проект», , 2008 | |
Л1.3 | авт.-сост. Н. А. Кривич | Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: монография | Астерион, 2011 | |
Л1.4 | редкол.: И.Э. Грабарь [и др.]. | Памятники культуры. Исследование и реставрация : | М.: Изд-во АН СССР. , 1960 | |
Л1.5 | отв. за вып. С.В. Успенская, В.И. Кобякова. | Сохранение памятников военной истории, культуры, науки и техники: хранение, исследование, экспонирование, реставрация и консервация: мат. конф. | СПб.: ГУ ВИМАИВиВС, , 2004 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Соколова Т.В. | Экспертиза художественных изделий : Справочное пособие | ФОРУМ, 2009. | |
Л2.2 | Соколова Т.В., Пашковский И.Э. | Экспертиза художественных изделий: справочное пособие | ФОРУМ, 2009 | |
Л2.3 | Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: | СПб.: Астерион, 2011 | ||
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Гребенникова Т.Г. | Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учебное пособие | Изд-во Алт.ун-та, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | сост. В.В. Горбунов | Атрибуция и экспертиза музейных предметов:: учебно-методический комплекс | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, , 2009 | |
Л3.3 | Фармаковский М.В. | Консервация и реставрация музейных коллекций. : | М., 1947 | |
Л3.4 | Гребенникова Т.Г. | Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учебное пособие: учебное пособие | Алт. ун-та, 2015 | |
Л3.5 | Конов А. | Реставрация и наука очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи: | М., «Индрик» , 2006 | |
Л3.6 | сост. В.В. Горбунов | Консервация и реставрация музейных предметов: учебно-методический комплекс | Изд-во Алт. ун-та, 2009 | |
Л3.7 | Т. Г. Гребенникова | Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сохранение культурного наследия | www.cultradio.ru | ||
Э2 | реставрация монументальной живописи | www.grabar.ru | ||
Э3 | центры научной экспертизы | www.gosniir.ru | ||
Э4 | экспертиза памятников изобразительного искусства | art-con.ru | ||
Э5 | курс в Мудл Атрибуция и экспертиза | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. Примерная схема подготовки студента к практическому занятию: 1. Ознакомиться с вопросами и заданиями. 2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине. 3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов). 4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект). 5. Выполнить задания к практическому занятию. 6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются). 7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором. При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. 1.2. Методические рекомендации по созданию презентации Алгоритм создания презентации: 1 этап – определение цели презентации 2 этап – подробное раскрытие информации, 3 этап − основные тезисы, выводы. Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом: - первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации; - на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов; - оставшиеся слайды имеют информативный характер. Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод. Требования к оформлению и представлению презентации: 1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом. 2. Тщательно структурированная информация. 3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков. 4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац. 5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца. 6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно. 7. Графика должна органично дополнять текст. 8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут; 1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии Алгоритм создания доклада: 1 этап – определение темы доклада 2 этап – определение цели доклада 3 этап − подробное раскрытие информации 4 этап − формулирование основных тезисов и выводов. |