МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки50.06.01. Искусствоведение
НаправленностьИзобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_06_01_Искусствоведение-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филос.н, Профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.филос.н, Профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.06.01 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 909)

составлена на основании учебного плана:
50.06.01 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в обучении аспирантов основам и принципам теоретического и практического освоения информационных технологий; сбора, обработки и анализа фактического материала для научных исследований и повседневной работы журналиста; выработке навыков определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; закреплении представлений корректности использования информационных технологий в научной и творческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2.ДВ.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования
ПК-3 способностью планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс организации художественного проекта, создания дизайна экспозиции и информационного блока выставки, способность разрабатывать структуру и содержание выставочного научного каталога; вносить вклад в расширение границ области изучения художественной жизни региона, творчества современных художников, процесса коллекционирования и организации частных художественных галерей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности основных и дополнительных программ высшего образования по журналистике;
специфику журналистской деятельности, базовые принципы функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа.
3.2.Уметь:
3.2.1.составить программу авторского спецкурса, спланировать и провести лекционное и практическое занятие;
выявлять специфику аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками планирования учебного процесса и обеспечения методической документацией основных образовательных программ высшего образования по журналистике;
навыками научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации и новых медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество в XXI веке
1.1. Информационное общество и тенденции развития информационных технологий. ИТ в научной деятельности. Степень и формы интеграции ИТ в научно-исследовательскую работу.Методы сбора научной информации. Электронные библиотеки Elibrary, Киберленинка, Академия Google, Core Лекции 2 1 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. В библиотеке elibrary воспользоваться функцией «Журналы». Выбрать интересующий вас журнал, найти его полное описание. Сделать и прикрепить к ответу Практические 2 1 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Написать доклад на тему «Поставщики информации и агрегаторы новостей» Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Провести сравнение популярных поисковых систем – Google и Yandex Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Написать эссе - анализ информационной среды университета (портала, средств ДО и др.) Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Основные формы обработки, представления и распространения данных
2.1. Текстовый редактор Microsoft Word для Windows: основные функции и возможности. Обработка и представление данных. Программа EXEL Microsoft Power Point. Машинный перевод текстов. Программы Zoom и Skype: назначение и возможности Лекции 2 1 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Пользуясь функцией «помощь» (клавиша F1) в редакторе Word обработайте текст: а) отформатировать (отступ 1, выравнивание по ширине, межстрочный промежуток 1,5); б) вставить рисунок, в) вставить Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Создайте презентацию в программе Power Point по теме вашего исследования. Включите разные типы слайдов. Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Создайте файл Exel из нескольких страниц. Внесите в него текстовую и цифровую информацию. Практические 2 2 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Написать эссе на тему: Информационные технологии дистанционного образования. Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Написать доклад на тему: Подготовка и этапы создания научной публикации Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Изучить работу систем по выявлению заимствования в текстовых документах («антиплагиат») Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Индексация научной деятельности
3.1. Цели и сущность индексации. Наукометрические базы данных Лекции 2 1 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Импакт-фактор журнала Лекции 2 1 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Индексация научных материалов в базах данных Scopus и Web of Science Практические 2 1 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. В базе данных «Киберленинка» найти статью по тематике вашего исследования, скачать и найти все ее выходные данные в журнале. Прикрепить файл со статьей к ответу Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Зарегистрироваться в базе Scopus. Прикрепить к ответу на задание скриншот с вашими данными Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Зарегистрируйтесь и проверьте все опции в системе Zoom Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Написать эссе на тему: Информационная безопасность Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Найти соответствующий материал и написать доклад на тему: Метапоисковые системы Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Найти соответствующий материал и написать доклад на тему: анализ информации из блогосферы Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8851

Оценка сформированности компетенции ПК-2 : готовность осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования

Примеры заданий закрытого типа:
1. Конкретные должностные обязанности педагогического работника, которые он выполняет в соответствии с занимаемой должностью, определяются:
а) Трудовым кодексом РФ и иными законодательными актами;
б) должностной инструкцией, утвержденной на основе квалификационной характеристики, и трудовым договором;
в) Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;
г) Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (Нормах часов педагогических работников за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
Ответ: б

2. Отметьте неправильный ответ. Право педагогического работника на участие в управлении образовательной организацией означает:
а) право присутствовать и выступать на совещаниях администрации, заседаниях коллегиальных органов управления организации;
б) право вносить инициативные предложения в администрацию и в коллегиальные органы управления образовательной организации;
в) возможность быть избранным в коллегиальные органы управления образовательной организации и профсоюзные органы;
г) право участвовать в обсуждении ов, относящихся к деятельности образовательной организации в случаях, когда такие ы выносятся на обсуждение коллектива.
Ответ: а

3. Образовательные программы утверждаются:
а) Правительством Российской Федерации
б) Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
в) Органами государственной власти субъектов Российской Федерации
г) Организациями, осуществляющими образовательную деятельность
Ответ: г

4. Федеральные образовательные программы (ФОП) вводятся с целью (выберите один верный ответ):
а) формирования личностных, метапредметных, предметных результатов у обучающихся
б) обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации
в) выполнения требований обновленных ФГОС общего образования
Ответ: б

5. Согласно концепции развития дополнительного образования проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должно строиться на следующих основаниях:
а) свобода выбора программ и режима их освоения
б) вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ
в) ориентация на метапредметные и личностные результаты образования
г) все ответы верны
Ответ: г

6. Обучение, в котором во главу угла ставится личность обучающегося, называется
а) Личностно-ориентированное обучение
б) Поликультурное обучение
в) Индивидуальное обучение
Ответ: а

7. Введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося– это
а) инновация
б) оптимизация
в) модернизация
г) традиция
Ответ: а

8. Варианты взаимодействия ОУ и УДОД в условиях введения ФГОС:
а) использование кадровых ресурсов УДОД
б) использование материально-технических ресурсов ОУ
в) совместная проектная деятельность
г) все ответы верны
Ответ: г

9. Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности может включать кооперацию и обмен
а) ресурсами
б) мнениями
в) суждениями
Ответ: а

11. Организация деятельности учащихся, направленная на освоение дополнительной общеобразовательной программы, согласно профессиональному стандарту, включает
а) организацию и подготовку досуговых мероприятий
б) анализ и интерпретация результатов педагогического контроля
в) умение готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программ
Ответ: в

12. Педагог дополнительного образования, в соответствиис требованиями единого квалификационного справочника, должен знать:
а) основы дефектологии, психотерапии:
б) технологии педагогической диагностики
в) теорию и методы управления образовательными системами
Ответ: б

13. Форма освоения дополнительных образовательных программ при минимальной организации образовательного процесса или полном отсутствии руководства этим процессом со стороны педагогических работников – это
а) самообразование
б) коучинг
в) фасилитация
Ответ: а

14. Обновление дополнительных общеобразовательных программ должно осуществляться: :
а) ежегодно
б) раз в три года
в) раз в пять лет
Ответ: а

15. Процесс формирования потребности и способности руководствоваться законами красоты во всех областях жизненной практики, превращения эстетической культуры общества в культуру личности, развития эстетики вкуса, развития задатков в области искусства – это
а) эстетическое воспитание
б) художественное воспитание
в) этическое воспитание
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
1. «Эффективный контракт» – это:
Ответ: эффективный контракт — это новый вид трудового договора, в котором более конкретно оговариваются обязанности работника, его зарплата, критерии оценки эффективности его труда и размер стимулирующих выплат

2. «Термин «примерные программы» исключен из Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» на _____ уровнях ____________
Ответ: всех уровнях общего образования

3. Перечисленные ценности (правовое государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству) обеспечиваются в ходе реализации такого направления, как __________:
Ответ: воспитание социальной ответственности

4. К технологиям диалогового взаимодействия относятся: ______________
Ответ: дебаты, дискуссии, диспуты

5. Интеграция дополнительного и общего образования направлена на расширение____________
Ответ: вариативности и индивидуализации системы образования.

6. Деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, это__________-
Ответ: педагогическая поддержка

7. К трудовым функциям «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (педагог дополнительного образования, старший педагог ДО, тренер-преподаватель, преподаватель) относятся___________
Ответ: Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы, организация досуговой деятельности обучающихся
.
8. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются ____________
Ответ: образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Совокупность знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, ценностных ориентиров, необходимых каждому человеку независимо от его профессии – это _________
Ответ: общее образование

10.С истема диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением определенной Программы – это
Ответ: мониторинг

11. Обучение по индивидуальному учебному плану в организации дополнительного образования регламентируется: _________________.
Ответ: Федеральным государственным образовательным стандартом

12. По целевой направленности дополнительные образовательные программы могут быть: учебно-познавательные, общекультурные, прикладные и профессиональной подготовки, специальные, а также ______________
Ответ: досуговые

13. Организованный педагогический процесс, который направлен на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей, а также на выработку важных двигательных навыков – это __________________
Ответ: физическое воспитание

14. Специально организованный процесс, который направлен на выработку трудовых умений и навыков, овладение практическими приемами трудовой деятельности – это ______________
Ответ: трудовое воспитание

15. С точки зрения теории системного построения воспитательного процесса, воспитание –это____________
Ответ: управление процессом развития личности

16. Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением_____________
Ответ: уровня образования

17. Процесс ознакомления обучающихся с различными профессиями и оказания им помощи при выборе своей будущей специальности в соответствии с имеющимися способностями и склонностями – это _________________:
Ответ: профориентация

18. Процесс формирования жизненных ориентаций, взглядов и убеждений, вкусов и потребностей личности – это __________________
Ответ: нравственное воспитание

19. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеразвивающие и дополнительные_____________ программы
Ответ: профессиональные

20. Диагностика воспитанности – оценочная процедура, направленная на выявление ____________________
Ответ: качеств личности


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала а. Ответ не соответствует у или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ПК-3: готовность использовать знания о специфике журналистской деятельности, базовых принципах функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа, о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации
Примеры заданий закрытого типа:

1. Современные медиаисследования:
а) представляют собой принципиально новое направление, со своими специфическими методами
б) являются совокупностью разрозненных исследований
в) представляют собой пересечение исследований в рамках разных дисциплин, объединенных общим объектом, целями, но использующих методы других дисциплин
Ответ: в

2. Составляющие мультимедиа могут быть разбиты на основные группы:
а) Текстовая, визуальная и звуковая информация.
б) Текстовая, визуальная, звуковая информация и данные.
в) Текстовая, визуальная, звуковая информация, данные и графическая информация.
Ответ: а

3. Какие факторы НЕ влияют на формирование медиасистемы страны?
а) культура, язык, религия
б) географические характеристики
в) политическая ситуация
г) экономическая ситуация
Ответ: б

4. Каковы отношения современной журналистики и аудитории?
а) антагонисты
б) партнеры
в) учитель и ученик
Ответ: б

5. В процессе медиаисследований используются:
а) любые доступные ресурсы, необходимые для исследования
б) только научные статьи и монографии
в) любые материалы
Ответ : а

6. В теоретико-методологическую базу исследования входят:
а) основные теоретические идеи, на которые опирается исследователь
б) имена ведущих авторов, на которые опирается исследователь
в) биографии ведущих ученых
Ответ: а

7. Импакт-фактор журнала показывает:
а) число выпусков журнала в год
б) средний объем журнала в печатных листах
в) уровень цитирования статей, опубликованных в журнале, за предыдущие два года.
Ответ: в

8. Информационные технологии это
а) система программных средств;
б) комплекс технических средств;
в) система методов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации
Ответ: в

9. С помощью компьютерного имитационного рования НЕЛЬЗЯ изучать:
а) демографические процессы, протекающие в социальных системах;
б) инфляционные процессы в промышленно-экономических системах;
в) процессы психологического взаимодействия учеников в классе;+
Ответ: в

10. Scopus это
а)- программа обработки различных данных
б) наукометрическая база данных
в) справочник по видам научных направлений
Ответ: б

11. Основным назначением компьютерной сети является:
а) Совместное удаленное использование ресурсов сети сетевыми пользователям
б) Физическое соединение всех компьютеров сети
в) Совместное решение распределенной задачи пользователями сети
Ответ: а

12. Информационным языком называется:
а) система общения, позволяющая передавать какую-либо информацию между индивидуумами
б) формальная семантическая система, состоящая из некоторого алфавита
в) специализированный искусственный язык, используемый в различных системах обработки информации
Ответ: в

13. Метод, позволяющий выяснить значение отдельного явления для функционирования структурированного целого, называется
а) анализом явления
б) оптимизацией явления
в) структурным анализом
Ответ: а

14. Информационным обществом называется
а) социальная сеть, объединяющая в себя людей различных национальностей, профессий и интересов, главной потребностью которых является актуальная информация
б) концепция индустриального общества, в которой главным постулатом является доступность информации независимо от социального статуса и служебного положения
в) общество, в котором большинство работающих занято производством, сбором, хранением, переработкой и использованием информации, прежде всего в ее высшей форме – форме знаний
Ответ: в

15. Процесс построения научной , как правило, предполагает:
а) выявление и описание всех свойств и связей исследуемого объекта;+
б) выделение только интересующих свойств объекта
в) описание всех пространственно-временных характеристик изучаемого объекта.
Ответ: б



Примеры заданий открытого типа

1. Какие преимущества предоставляют цифровые технологии по сравнению с традиционными форматами ведения научной деятельности?
Ответ: возможность практически беспрепятственного доступа к самым разнообразным материалам и ресурсам

2.В каком случае сведения становятся информацией?
Ответ: сведения становятся информацией только тогда, когда они новы для воспринимающего их субъекта.

3. Медиасистема это ________
Ответ: совокупность медиаканалов и медианосителей, в которой происходит генерация, агрегация и дистрибуция медиапродуктов.

4. Предметной областью медиаисследований называется____________
Ответ: часть медиасистемы, рассматриваемая в пределах данного исследования

5. Данные – это________________:
Ответ: факты, характеризующие объекты, процессы, явления, полученные с помощью целенаправленных методов.

6. Научное рование – это____________:
Ответ: процесс замены реального объекта (процесса, явления) моделью, отражающей его существенные признаки с точки зрения достижения конкретной цели

7.Человек, который пишет специальные тексты по заказу клиента, это ___________
Ответ: копирайтер

8. Какое свойство современной медиасистемы является интегративным?
Ответ: Все элементы системы медиаобразования между собой связаны, формируя свойство, которое называется виативность

9. Дайте определение понятию «информальная журналистика»
Ответ: самодеятельное неорганизованное творчество непрофессиональных авторов

10. Медиарынок это__________
Ответ: район охвата аудитории средствами массовой информации, принадлежащими той или иной компании

11. Медиаиндустрия это_____________
Ответ: сектор экономики, направленный на удовлетворение запросов аудитории и рекламодателей информационного, аналитического, развлекательного и иного хапрактера

12. База научных статей «Киберленинка» это __________
Ответ: российский проект, реализованный на концепции открытой науки и направленный на распространение знаний в открытом доступе

13. Веб-конференции это_______
Ответ: технологии и инструменты для онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет

14. Информационная система это ___________
Ответ: организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы

15. Концепция это _______
Ответ: общий замысел, система взаимосвязанных взглядов, то или иное понимание явлений, объектов или процессов; единый определяющий замысел, ведущая мысль научного исследования

16. . Методология научного исследования это ________
Ответ: совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

17. Наукометрические базы данных это _____________
Ответ: перечни индексируемых изданий, помогающие оценить эффективность научной деятельности ученого на основании различных количественных показателей.

18. Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) это ___________
Ответ: библиографическая база данных научных публикаций российских учёных и Индекс цитирования научных статей.

19. . Цифровая грамотность это___________
Ответ: способность использовать информационные и коммуникационные технологии для поиска, оценки, создания и передачи информации, требующей как когнитивных, так и технических навыков.

20. . Облачные технологии это ____________
Ответ: услуга, с помощью которой пользователь получает через сеть вычислительные ресурсы (процессорное время, оперативная память, дисковое пространство, сетевые соединения), сервисы или программы и может пользоваться ими для решения своих IT-задач.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.


ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Дать определение понятию информационные технологии (ИТ). Раскрыть основные функции ИТ.
2. Возможности, способствующие появлению и развитию инфосферы.
3. Информатизация общества: предпосылки, сущность, характеристики
4. Цифровизация и информатизация: их связь и различие.
5. Роль ИТ в научной деятельности
6. Электронные библиотеки как средство поиска научных материалов
7. Текстовый редактор Microsoft Word для Windows: основные функции и возможности
8. Обработка и представление данных. Программа EXEL
9. Программа Microsoft Power Point: основные функции
10. Программы машинного перевода: возможности и проблемы
11. Программы Zoom и Skype: назначение и возможности
12. Цели и сущность индексации. Наукометрические базы данных
13. Индекс Хирша: формула расчета
14. Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
15. Параметры поиска научной информации в Elibrary
16. Соотношение библиотеки Elibrary, РИНЦ и ядра РИНЦ
17. Импакт-фактор журнала
18. Индексация научных материалов в базах данных Scopus и Web of Science: основные требования
19. База данных Scopus: функции и возможности
20. База данных Web of Science: функции и возможности

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализировать предлагаемую научную статью, посвященную одному из направлений медиаисследований, с содержательных позиций: оценка актуальности, языка, аргументированности.
1. Проанализировать предлагаемую научную статью, посвященную одному из направлений медиаисследований, по формальным позициям относительно возможности ее размещения в журнал, индексируемый в Scopus/WOS

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные ы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные ы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного а, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный , где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных ов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных ов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на ы даже при дополнительных наводящих ах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черткова Е. А. Компьютерные технологии обучения: учебник для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web- ресурсах: практическое пособие Книжный мир, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика: учебное пособие Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Рощин С.М. Как быстро найти нужную информацию в Интернете: учебное пособие ДМК Пресс , 2010 https://e.lanbo ok.com/book/1 137
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Журналист» www.journalist-virt.ru
Э2 Свежие котировки новостей mediametrics.ru
Э3 Электронная библиотека журналиста www.journ-lessons.com
Э4 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э5 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403Д 403Д 403Д

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Курс читается дистанционно. Рекомендуется при чтении и анализе лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической научной деятельностью. Сложные моменты и возникающие вопросы следует задать руководителю на Форуме ЭУМКД данного курса в системе Moodle. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. При выполнении практических занятий, связанных с работой в конкретных программах, пользоваться текстовыми и видеоинструкциями, прикрепленными в вводном разделе ЭУМКД данного курса в системе Moodle.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.