МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 18
индивидуальные консультации 40
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 18 18 18 18
Консультации 40 40 40 40
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к. культ., доцент, Е.И. Балакина

Рецензент(ы):
д.иск., Дир. инст., Л.И.Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Философия культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - рассмотреть сущность культуры как целостного феномена в контексте культурного самосознания человека, представленного в истории философской мысли.
Задачи - определить предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре, рассмотреть основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о сущности культуры как целостного феномена.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
- основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды;
- труды мыслителей крупнейших философских направлений.
Уметь:
- работать с прямыми источниками, анализировать сущность культуры;
- определять предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками философского исследования культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия культуры как научная дисциплина
1.1. Определение «философия культуры». Исследовательские подходы к определению сущности философии культуры. Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Функции философии культуры. Отечественная философия культуры.(Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). Сам. работа 3 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Философия культуры и комплекс культурологических дисциплин Консультации 3 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Представление о культуре в античности, средневековье, возрождении.
2.1. Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры. Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения. Сам. работа 3 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.2
2.2. Экзегетика как учение о понимании священного текста. Священный текст как предмет философии культуры в эпоху Средневековья Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1
Раздел 3. Становление теории культуры в трудах философов Нового времени.
3.1. Концепции философии культуры Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка. Консультации 3 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Программа культивирования разума в философии Нового времени. Концепции культурно-исторического процесса в философии И. Гердера, Д. Вико, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Сам. работа 3 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Философия культуры России XVII- XIX вв.
4.1. Основные особенности философии России, специфика и направленность общественной мысли, основные представители. Философско-культурологические концепции В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина. Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Русская философия культуры Консультации 3 12 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Философия культуры славянофильства и западничества. Философия культуры Н. Я. Данилевского Сам. работа 3 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Философия культуры XIX века.
5.1. Философия культуры Франции. Философия культуры в Германии в 19 веке. Проблема культуры в философии К. Маркса Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Проблема культуры в «философии жизни». Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Англо-американская философия культуры 19 века. Философия культуры романтизма. Эволюционная философия культуры Сам. работа 3 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Философия культуры XX века.
6.1. Теория культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера. Консультации 3 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Проблема культуры в философии экзистенциализма. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Философия культуры в России в XX веке. Религиозная философия. Марксистская философия культуры в России. Функциональный анализ культуры Сам. работа 3 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пивоев, В.М. Философия культуры : учебное пособие М. : Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ретюнских Л.Т. ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 Ссылка на web-страницу: Энциклопедия Арт-Пси: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psycosmology.ru/art/index.php/
Э4 Ссылка на web-страницу: Философия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.t5s.ru/
Э5 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические указания по подготовке к экзамену

Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.