МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 124
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 124 124 124 124
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. искусствоведения, Доц., Комарова О.С.

Рецензент(ы):
канд. искусствоведения, Доц., Кирюшина Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – совершенствование профессиональных компетенций в области профессиональной и цифровой этики.

Задачами курса являются:
-закрепление представлений о базовых понятиях этики, морали, нравственности;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям общечеловеческой культуры;
-воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизма, корпоративности;
-формирование понимания особенностей профессиональной этики в рамках избранной профессиональной сферы;
-погружение в специфику цифровой этики и цифрового этикета как основы профессиональной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен соблюдать требования профессиональных стандартов и нормы профессиональной этики;
ОПК-3.1 Знает профессиональные и морально-этические требования предъявляемые к профессии
ОПК-3.2 Умеет оценивать факты и явления профессиональной деятельности с точки зрения профессиональных стандартов и норм профессиональной этики, применять нравственные нормы и конкретные правила поведения в профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Владеет навыками постановки, осознания и решения возникающих профессиональных задач, применения норм профессиональной этики в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основополагающие нормы этики, морали, нравственности;
- основные этапы развития этических представлений;
- специфику профессиональной и корпоративной этики в избранной профессиональной сфере;
- основы цифровой этики и этикета.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оперировать треминами и понятиями этики как науки о морали и нравленности;
- ориентироваться в этапах исторического развития этических представлений;
- выявлять специфику профессиональной коммуникации в избранной профессиональной сфере;
- вести диалог в устной и письменной форме с представителями профессионального сообщества.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками профессиональной и корпоративной коммуникации;
- навыками делового и неформального общения в цифровой среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Этика, мораль, нравственность: происхождение и сущность понятий. Этикет и его виды. Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные этапы формирования этических представлений Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Этические представления в трудах ученых и художественных произведениях Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.4
1.4. Этические ценности. Эссе. Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
1.5. Этические ценности в афоризмах Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
1.6. Тест по результатам освоения первого раздела курса Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
Раздел 2. Профессиональная этика как основа профессиональной коммуникации
2.1. Профессиональная этика: понятие, виды, нормы, принципы. Особенности корпоративной этики. Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.4
2.2. "Правила внутреннего распорядка АлтГУ" как документ, регулирующих отношения в университете Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
2.3. Специфика профессиональной этики представителей разных профессиональных областей Сам. работа 4 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.4
Раздел 3. Цифровая этика как основа делового и неформального общения
3.1. Цифровая этика и этикет общения в цифровой среде Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Специфика коммуникации в цифровой среде Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.2
3.3. Этикет деловой переписки Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.4
3.4. Этикет неформального общения Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.5. Цифровая репутация: эссе Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
3.6. Цифровая репутация компании: подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 4 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
3.7. Цифровая репутация компании Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
Раздел 4. Профессиональная этика в избранной профессиональной сфере
4.1. Профессиональная этика искусствоведа Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Профессиональная этика искусствоведа Сам. работа 4 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Профессиональная этика искусствоведа Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
4.4. Итоговый тест по курсу Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен соблюдать требования профессиональных стандартов и нормы профессиональной этики;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Нормы морали охраняются…
а) государством;
б) обществом;
в) церковью;
г) политическими партиями.
Правильный ответ: б.

2. Нормы морали оценивают…
а) поступки людей;
б) мотивы;
в) намерения;
г) все перечисленное.
Правильный ответ: г.

3. Способность личности к моральному самоконтролю называется…
а) совестью;
б) убеждением;
в) талантом;
г) эмоцией.
Правильный ответ: а.

4. Этика как наука существует…
a) более 20 веков;
б) более 10 веков;
в) с конца XVIII века;
г) с V века нашей эры.
Правильный ответ: а.

5. Мораль – это…
a) общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;
б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;
в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению;
г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
Правильный ответ: б.

6. Основателем этики признаётся…
a) Платон (428-328 гг. до н. э.);
б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.);
в) Аристотель (384-322 гг. до н. э.);
г) Сенека (4 гг. до н. э. – 65 гг. н. э.).
Правильный ответ: в.

7. Термин «этика» (ethica) впервые использовал для обозначения
науки, которая изучает добродетели…
a) Платон (428-328 гг. до н. э.);
б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.);
в) Аристотель (384-322 гг. до н. э.);
г) Сенека (4 гг. до н. э. – 65 гг. н. э.).
Правильный ответ: в.

8. Автор термина «Мораль»…
a) Гомер;
б) Тацит;
в) Цицерон.
Правильный ответ: в.

9. Нравственность – термин…
a) латинский;
б) греческий;
в) русский.
Правильный ответ: в.

10. Добро и зло – это…
a) самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей;
б) нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем;
в) наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Правильный ответ: в.

11. Под понятием «добрая воля» И. Кант понимает:
а) чистую волю - чистую от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия;
б) желание быть полезным окружающим людям;
в) любую волю, двигаемую разумом и сердцем человека.
Правильный ответ: а.

12. Умение сдерживать и контролировать свое настроение и чувства – это…
а) эрудированность;
б) обходительность и любезность;
в) сдержанность и тактичность.
Правильный ответ: в.

13. Предпочтение собственных интересов интересам других – это ...
а) идеализм;
б) материализм;
в) формализм;
г) эгоизм
Правильный ответ: г.

14. Нравственная норма в виде повеления, исходящего непосредственно от Бога:
а) убеждение;
б) заповедь;
в) суждение;
г) приказ. Правильный ответ: б.

15. Раздел этической науки, исследующий специфику морали в сфере трудовой деятельности:
а) нормативная этика;
б) прикладная этика;
в) профессиональная этика.
Правильный ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение философской категории «добро».
Правильный ответ: Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей.

2. Приведите примеры социального зла.
Правильный ответ: Примеры социального зла: терроризм, геноцид, насилие, коррупция, дискриминация и многие другие формы неправедного поведения, которые причиняют боль и страдания людям и существенно нарушают нормы социальной справедливости.

3. Дайте определение понятию «ответственность».
Правильный ответ: Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу.

4. Деловое общение – это…
Правильный ответ: Деловое общение — передача информации между сотрудниками или коллективами для решения совместных задач и достижения общих целей.

5. Этическая категория, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему окружающих, основанное на признании ценности человеческой личности, называется…
Правильный ответ: Достоинство.

6. Приведите примеры моральных санкций.
Правильный ответ: К моральным санкциям относятся знаки неодобрения, бойкот, требования признания вины и раскаяния, угрызения совести, стыд и чувство вины.


7. Назовите основные принципы экологической этики.
Правильный ответ: К принципам экологической этики относятся: уважение ко всем формам жизни, сохранение биоразнообразия, поддержание устойчивости биосферы, экологическая справедливость, принцип предосторожности и общего достояния природных ресурсов, права будущих поколений, разделенная ответственность, «презумпция опасности», сокращение и конвергенция.

8. Моральный долг – это…
Правильный ответ: Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений.

9. Дайте определение понятию «проксемика».
Правильный ответ: Это наука, которая изучает расположение людей в пространстве при общении.

10. Дайте определение понятию «конфликт».
Правильный ответ: Конфликт (от лат. conflictus - «столкновение») - это столкновение, разногласие, обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующихся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванными несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

11. В переводе с греческого термин «педагогика» означает «детовождение». С чем связана такая трактовка данного термина?
Правильный ответ: С подчеркиваем роли учители в жизни ребенка: именно учитель выступает для своего воспитанника в роли «рулевого» в сложном процессе формирования и воспитания его личностных и моральных качеств.

12. Поведение, при котором, отстаивая собственные интересы, человек вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны называется…
Правильный ответ: Сотрудничество.

13. Дайте определение понятию «гуманизм».
Правильный ответ: Гуманиизм (от лат. humanus — букв. человечный) — система построения общества, где высшей ценностью является жизнь человека. Главные принципы гуманизма - забота о благе людей, уважение к людям, сострадание.

14. Противоположностью добродетели является…
Правильный ответ: порок.

15. Система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности) называется…
Правильный ответ: Речевой этикет.

16. Вставьте пропущенное слово: «Реальное общество …. в представителях различных моральных систем».
Правильный ответ: Нуждается.

17. Моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей, которое выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами воспитания и разъяснения», называется…
Правильный ответ: Терпимостью (толерантностью).

18. Дайте определение понятию «имморализм».
Правильный ответ: Имморализм — целостная мировоззренческая позиция, заключающаяся в отрицании принципов и предписаний морали.

19. Нравственный принцип, предписывающий человеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей, называется …
Правильный ответ: альтруизм.

20. Что такое морально-этическая ответственность?
Правильный ответ: Морально-этическая ответственность представляет собой личностное качество, которое заключается в осознании моральной необходимости выполнения социальных и личностных норм, а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершаемых поступков, оценивание собственных действий с позиций гуманности и с чистой совестью.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко В.Н. Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гонтарь, О. П. Профессиональная этика: Учебное пособие Красноярск : СФУ, 2019 e.lanbook.com
Л1.3 Чекушкина, Е. Н. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020 e.lanbook.com
Л1.4 Кафтан В. В., Чернышова Л. И. Деловая этика: Учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Современный этикет: учебное пособие Дашков и К // ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Этикет в современном мире www.etiquette.ru
Э4 Правила этикета в Европе www.womakineurope.com
Э5 Определение этикета www.glossary.ru
Э6 Невербальное общение www.nonverbal.freest.org
Э7 Деловой этикет www.ippnou.ru
Э8 Курс в Moodle "Профессиональная этика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария;
- подготовку презентаций и выступлениям на семинарских занятиях;
- выполнение практических заданий по проблематике курса.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.