МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиа культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат культурологии, доцент, Балакина Елена Ивановна

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, Зав. каф., Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Медиа культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков профессионально-медийного и культурологического анализа развития мировой медиакультуры с точки зрения ее продуктов в процессе профессиональной деятельности специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Владеет теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные категории культуры;
исторические основы развития культуры, методологию и методы исследования культурных явлений и процессов;
историческую и социальную типологию культуры и способы ее периодизации, теоретико-методологические концепции изучения культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять конкретные методы исследования культурных процессов;
применять знания об исторических основах развития культуры и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом исследовательских подходов и практик, существующих в современном культурологическом знании;
методологией исследования категорий и концепций, связанных с изучением культурных форм, процессов, практик, готовностью к использованию знаний о культуре в организационно-управленческой работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предпосылки возникновения медиакультуры
1.1. Социум и культура Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Информационное общество и его культура Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Общество и его культура Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Культура социума Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теория и технология медиакультуры
2.1. Специфика медиакультуры и ее функции в современной культуре Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Электронная культура Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Виртуальная медиакультура Сам. работа 3 2
Раздел 3. Социология массовой культуры
3.1. Различные формы и принципы построения медиатекста Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Медиатекст и формы его построения Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Потребление как культурная практика Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Специфика развития медиакультуры в социуме Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Основные тексты современной медиакультуры Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.6. Политика как культурная практика Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.7. Проблематика свободы в медиакультуре Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.8. Основные тексты современной медиакультуры Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.9. Методика создания медиатекста специального назначения Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.10. Медикультура ближайшего будущего Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Теория и история развития медиакультуры
4.1. Зарождение медиакультуры в ХХ веке Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Ранние формы развития медиакультуры Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Формы развития медиаклуьтуры Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.4. Зарорждение медиакультуры. Предпосылки и последствия Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.5. Целевые установки и их динамика в современной зарубежной культуре Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.6. Нарастание активности масс-медиа в современном мире Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.7. Развития медиакультуры в зарубежных странах Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.8. Современный западный социологический дискурс медиатизации культуры Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.9. Неклассическое понимание медиа: от "Галактики Гуттенберга" к "Галактике Интернет" Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.10. Отражение трансформаций общества на понимании медиа и их места в общественном развитии Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.11. В. Беньямин. М. Маклюэн: воздействие средств коммуникации на сообщения. Революционность медиа Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.12. Концепт "глобальной деревни". Характер медиа в условиях постиндустриального (информационного) общества. Э. Тоффлер: "клип-культура" Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.13. Современный западный социологический дискурс медиатизации культуры Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.14. Осмысление последствий медиазации культуры "культура симулякров" (Ж.Бодрийяр). Новые социальные вопросы в контексте виртуализации общества Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.15. . Новые социальные вопросы в контексте виртуализации общества. "Кибердемократия" (М.Постер), "киберсообщества" (Х.Рейнгольд), "киберсекс" (Ш.Теркл) Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.16. Симулякры; создание гиперреальности. Множественность версий реальности и диверсификация их потребления. Дж.Ваттимо. Медиавирусы Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.17. Концептуализация культурного производства в рамках культурной медиаиндустрии (П.Хирш) Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.18. Виды, цели, способы организации современных культурных индустрий. Агенты культурной медиатизации Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.19. Сетевой принцип социальной организации. Надгосударственный характер сетей. Проблематика локальных самоорганизующихся структур Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.20. Частное пространство в Интернете: личные страницы, форумы, Живой журнал. Проблематика свободы и контроля в медиакультуре. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   Медиа культура.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шапинская Е. Н. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кириллова Н. Б. МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Учебное пособие для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.