Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Управление в сфере культуры |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_01_УСК-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Ознакомление студентов с широким спектром альтернативных стратегий организации развивающей (компенсирующей и профилактической) работы с молодежью, которые существуют в современном образовательном пространстве, формирование у студентов представлений о различных направлениях и формах молодежной субкультуры. Способствовать усвоению основных положений курса и умению их применять при анализе проблем молодежной субкультуры. Помочь студентам в изучении теоретических положений курса с использованием логических, историко-хронологических, диалектических, системных,структурно-функциональных и сравнительных приемов и способов исследования различных проявлений молодежной субкультуры. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2 |
ПК-1 | Владеет теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик |
ПК-1.1 | Знает: основные категории культуры; исторические основы развития культуры, методологию и методы исследования культурных явлений и процессов; историческую и социальную типологию культуры и способы ее периодизации, теоретико-методологические концепции изучения культуры |
ПК-1.2 | Умеет применять конкретные методы исследования культурных процессов, применять знания об исторических основах развития культуры и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике |
ПК-1.3 | Владеет понятийным аппаратом исследовательских подходов и практик, существующих в современном культурологическом знании, методологией исследования категорий и концепций, связанных с изучением культурных форм, процессов, практик, готовностью к использованию знаний о культуре в организационно-управленческой работе |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Знает правовые и этические принципы и нормы социального взаимодействия; основные виды коммуникаций; основы психологии командной работы, социальной психологии групп |
УК-3.2 | Оценивает собственные поведенческие проявления и индивидуально-личностные особенности в командной работе; взаимодействует с членами команды для достижения цели работы; соотносить свои поступки с нормами права и этики |
УК-3.3 | Владеет приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки; коммуникативными навыками |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1: Знает: основные категории культуры; исторические основы развития культуры, методологию и методы исследования культурных явлений и процессов; историческую и социальную типологию культуры и способы ее периодизации, теоретико-методологические концепции изучения культуры УК-3.1: Знает правовые и этические принципы и нормы социального взаимодействия; основные виды коммуникаций; основы психологии командной работы, социальной психологии групп |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2: Умеет применять конкретные методы исследования культурных процессов, применять знания об исторических основах развития культуры и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике УК-3.2: Оценивает собственные поведенческие проявления и индивидуально-личностные особенности в командной работе; взаимодействует с членами команды для достижения цели работы; соотносить свои поступки с нормами права и этики |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3: Владеет понятийным аппаратом исследовательских подходов и практик, существующих в современном культурологическом знании, методологией исследования категорий и концепций, связанных с изучением культурных форм, процессов, практик, готовностью к использованию знаний о культуре в организационно-управленческой работе УК-3.3: Владеет приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки; коммуникативными навыками |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Теоретико-методологические проблемы курса "Молодежные субкультуры" | Лекции | 4 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Теоретико-методологические проблемы курса "Молодежные субкультуры" | Сам. работа | 4 | 12 | УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Генезис молодежной субкультуры и различные подходы к ее изучению | Практические | 4 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Генезис молодежной субкультуры и различные подходы к ее изучению | Сам. работа | 4 | 24 | УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Типология молодежных субкультур | ||||||
2.1. | Типологии молодежных субкультур. Классификации молодежных культур. Основания классификации молодежных культур. | Лекции | 4 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Типологии молодежных субкультур | Сам. работа | 4 | 24 | УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Типологии молодежных субкультур. Классификации молодежных культур. Основания классификации молодежных культур. | Практические | 4 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Классификации молодежных субкультур | Сам. работа | 4 | 28 | УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Распространение молодёжных субкультур в РОссии | Практические | 4 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Молодежные субкультуры 51.03.01.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кулемзин А. М. | Историко-культурное наследие и общество : теория и методика охраны памятников: учебное пособие: | Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), 2018 | biblioclub.ru |
Л1.2 | А. С. Мамонтов, П. В. Морослин, С. П. Мамонтов, Н. Ю. Григорьевя | Культурология: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.П. Садохин | Культурология. Словарь терминов, понятий, имен : | М.: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Рожанский Ф. И - "Сленг Хиппи" | all-culture.ru | ||
Э2 | Словари сленгов неформалов | teenslang.su | ||
Э3 | Субкультура Онлайн | all-culture.ru | ||
Э4 | Субкультуры - Моды | www.subcult.ru | ||
Э5 | Субкультуры - неформальные движения молодежи | www.sub-culture.ru | ||
Э6 | Электронный курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Правила самостоятельной работы с литературой Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; • Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время). • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. • Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). • Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах). • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Основные виды систематизированной записи прочитанного: Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. Методические указания по подготовке к зачёту Основное в подготовке к зачёту – это повторение всего материала курса. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения. В дни подготовки к зачёту избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту по ночам, является вредным мифом. При подготовке к сдаче зачёту старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачёту, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к зачёту следует особое внимание обратить на следующие моменты: • Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале). • Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей. • Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. • Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения. Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте. |