МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление проектной деятельностью ЮНЕСКО в сфере художественного творчества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 20
индивидуальные консультации 110
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 20 20 20 20
Консультации 110 110 110 110
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат культурологии, доцент, Е.И. Балакина

Рецензент(ы):
кандидат искусствведения, доцент, зав. кафедрой культурологии и дизайна, Ю.В. Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
Управление проектной деятельностью ЮНЕСКО в сфере художественного творчества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 202 2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. формирование у студентов представлений об особенностях, исторических основах, методологических принципах программ и концепций деятельности ЮНЕСКО в сфере культуры, специфике управления международными проектами в сфере художественного творчества по модели ЮНЕСКО; основных методах и инструментах управления международными проектами кафедр ЮНЕСКО в России

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен разрабатывать и осуществлять организационные и регулирующие функции в деятельности современных творческих коллективов, обеспечивающих воспроизводство социальной и культурной жизни
ПК-4.1 Знает основы и особенности организационных и регулирующих функций в деятельности современных творческих коллективов
ПК-4.2 Умеет разрабатывать содержание и функции творческой и производственной деятельности современных творческих коллективов, обеспечивающих воспроизводство социальной и культурной жизни
ПК-4.3 Владеет навыком осуществления организационных и регулирующих функций в деятельности современных творческих коллективов, обеспечивающих воспроизводство социальной и культурной жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.алгоритм создания и реализации социальнокультурных программ в деятельности современных творческих коллективов на основе опыта ЮНЕСКО
3.2.Уметь:
3.2.1.применять современные технологии управления культурными проектами ЮНЕСКО в реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в организационном и
управленческом аспектах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками эффективного применения на практике управленческого опыта ЮНЕСКО в реализации программ и проектов в сфере культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Международное сотрудничество в сфере охраны и использования всемирного культурного наследия
1.1. Международные организации, участвующие в деятельности по сохранению всемирного наследия. ЮНЕСКО и ее роль в международном сотрудничестве в области культуры. Основные задачи и направления работы Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Подготовка к семинару на основе изучения материала лекции и учебной литературы: анализ источников и литературы, составление конспектов ответов и тезауруса, докладов и сообщений. Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.3. Международные организации и их деятельность по сохранению всемирного наследия Консультации 4 26 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.3
1.4. Основные международные документы, регулирующие деятельность ЮНЕСКО по сохранению всемирного наследия Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Культурное и природное наследие как объект научного исследования Консультации 4 26 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.3
1.6. Определение понятий «мировое культурное наследие», «общественная ценность» наследия. Материальное и духовное наследие. Критерии ценностной характеристики наследия. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Культурное наследие первобытной эпохи и древних государств Консультации 4 26 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Памятники первобытной культуры, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л2.1
1.9. Культурное наследие Древних государств. Памятники искусства Древнего мира, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2
1.10. Культурное наследие эпохи европейского Средневековья и Возрождения.Особенности Византийской культуры Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л2.1
1.11. Культурное наследие эпохи Возрождения. Периоды в культуре эпохи итальянского Возрождения и Барокко. Особенности культуры Возрождения Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.3
1.12. Культурное наследие Западной Европы XIX в. Список всемирного наследия ЮНЕСКО Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (2002 г.) Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л2.1
1.14. Культурное наследие Новейшего времени. Особенности формирования Списка всемирного наследия в XX в. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Особенности формирования Списка всемирного наследия в XX в. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Памятники Древнего мира Консультации 4 26 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.3
1.17. Всемирное культурное наследие XXI в. Цифровое культурное наследие. Интерактивная форма Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Охрана памятников истории и культуры в России Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л2.1
1.19. Основные принципы государственной политики в сфере управления культурным наследием в России. Консультации 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11489

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен разрабатывать и осуществлять организационные и регулирующие функции в деятельности современных творческих коллективов, обеспечивающих воспроизводство социальной и культурной жизни


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой документ является базовым для формирования культурной политики РФ?
а) Закон об образовании РФ;
б) Основы государственной культурной политики;
в) Стратегия государственной культурной политики;
Правильный ответ: б

2. Какая классификация применяется к понятию «культурное наследие»?
а) материальное, духовное и художественное;
б) материальное и нематериальное;
в) народное и профессиональное;
г) древнее и современное.
Правильный ответ: б

3. Является ли семья объектом культурной политики?
а) не является;
б) только семьи высокой культуры;
в) является;
Правильный ответ: в

4. Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных … и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
а) приоритетов
б) проблем
в) ценностей
г) особенностей
Правильный ответ: а

5. Перечислите положения, относящиеся к Целям государственной культурной политики.
а) укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение единого культурного пространства страны, обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия
б) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности
в) укрепление социальной стабилизации общества
г) повышение роли Российской Федерации в мировом гуманитарном и культурном пространстве.
Правильный ответ: а, б, г

6. Приведёт ли принятие настоящих Основ как единичного акта к достижению поставленных целей и задач?
а) приведёт
б) не приведёт
в) приведёт, но не сразу
Правильный ответ: б

7. Является ли повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности одной из задач культурное политики РФ?
а) да, является
б) нет, это сфера образования
в) нет, за качество подготовки каждый человек ответственен лично
Правильный ответ: а

8. Одним из принципов Государственной культурной политики РФ является защита традиционных семейных ценностей и института брака как …:
а) союза мужчины и женщины
б) первичной ячейки реализации культурной политики
в) основы культуры этноса
Правильный ответ: а

9. Одной из целей Государственной культурной политики РФ является передача от поколения к поколению … для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения.
а) инновационных
б) подходящих
в) традиционных
Правильный ответ: в

10. Отсутствие экономических вложений и последовательных инвестиций в человека в дальнейшем может привести к угрозе … кризиса.
а) экономического
б) гуманитарного
в) политического
г) социального
Правильный ответ: б

11. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью … Российской Федерации.
а) экономической политики
б) укрепления международного авторитета
в) социальной политики
г) Стратегии национальной безопасности
Правильный ответ: г

12. В целях формирования новой модели культурной политики предполагается в том числе: обеспечение … в реализации государственной культурной политики
а) межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия
б) юридического, экономического и творческого взаимодействия
в) взаимодействия законодательной и исполнительной власти
Правильный ответ: а

13. Реализация Основ государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики предполагает … разработки и принятия обоснованных управленческих решений на федеральном, региональном и местном уровнях.
а) экономическое обоснование
б) научно-методическое сопровождение
в) всенародное обсуждение
Правильный ответ: б

14. Государственная культурная политика реализуется в целях обеспечения соблюдения … прав граждан в сфере культуры
а) социальных
б) юридических
в) конституционных
г) творческих
Правильный ответ: в
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какова функция документа Основы государственной культурной политики РФ в современной России?
Правильный ответ: Это базовый документ для формирования культурной политики РФ.

2. Как характеризуется Россия в Основах государственной культурной политики РФ?
Правильный ответ:
Россия – страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

3. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью … Российской Федерации
Правильный ответ: Стратегии национальной безопасности

4. Перечислите не менее 3 целей государственной культурной политики.
1) укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение единого культурного пространства страны, обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия; 2) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; 3) повышение роли Российской Федерации в мировом гуманитарном и культурном пространстве; 4) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; 5) обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации.

5. «Культурное наследие» - совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя … и … культурное наследие
Правильный ответ: материальное и нематериальное

6. Дайте определение культуры М.С. Кагана
Правильный ответ:
Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности.

7. Государственная культурная политика реализуется в целях обеспечения соблюдения … прав граждан в сфере культуры.
Правильный ответ: конституционных.

8. Одним из принципов Государственной культурной политики РФ является защита традиционных семейных ценностей и института брака как …:
Правильный ответ: союза мужчины и женщины.

9. Одной из целей Государственной культурной политики РФ является передача от поколения к поколению … для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения.
Правильный ответ: традиционных.

10. Отсутствие экономических вложений и последовательных инвестиций в человека в дальнейшем может привести к угрозе … кризиса.
Правильный ответ: гуманитарного.

11. Приведёт ли принятие настоящих Основ как единичного акта к достижению поставленных целей и задач?
Правильный ответ: не приведёт.

12. Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных … и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Правильный ответ: приоритетов.

13. На каких уровнях может проводиться Культурная политика РФ?
Правильный ответ: Культурная политика может проводиться на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.

14. Кто составляет субъектов культурной политики РФ?
Правильный ответ: человек, общество, население, государство.

15. Что является средством реализации культурной политики?
Правильный ответ: Для реализации задач существуют программы культурной политики, в которых определяется система приоритетов, распределение финансовых средств, ответственность субъектов за реализацию культурной политики.

16. Назовите типы проектов с точки зрения их классификации по характеру поисковой деятельности и преобладающим методам.
Правильный ответ: исследовательские, творческие, информационные.

17. Как государство формирует модель культурной политики? Поставьте в логической последовательности: Создаются управленческие структуры, Определяются приоритеты, Формируется концепция культурной политики, Разрабатываются методы и процедуры регулирования культурной жизни общества, Формулируются задачи.
Правильный ответ: 1) Формируется концепция культурной политики
2)Определяются приоритеты
3) Формулируются задачи
4)Создаются управленческие структуры
5)Разрабатываются методы и процедуры регулирования культурной жизни общества

18. Что определяет развитие культурной политики в регионах?
Правильный ответ: Развитие культурной политики в регионах определяется соответствующими государственными документами. Решения в культурной политике регионов не должны противоречить основным положениями федеральных законов.

19. Что является инструментом реализации культурной политики РФ?
Правильный ответ: Программы, подпрограммы, проекты.

20. Что является правовой базой культурной политики РФ.
Правильный ответ: Конституция Российской Федерации

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=1572

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Эпоха, в которой зарождается культура и искусство, получила название
а) древность;
б) первобытность;
в) архаика;
Правильный ответ: б

2. При всей предельной широте понятия «культура» укажите, какие из перечисленных ниже явлений не входят в его смысловые границы?
а) природа;
б) человек;
в) машина.
Правильный ответ: а.

3. Какую из трёх условно выделяемых секторов культуры вы возьмёте за основу для определения её качества в целом или её отдельных подсистем?
а) материальная культура
б) художественная культура
в) духовная культура.
Правильный ответ: в

4. К чьим трудам вы обратитесь в исследовании культуры с семиотических позиций?
а) З. Фрейд;
б) Н. Бердяев;
в) Ю. Лотман.
Правильный ответ: в

5. Какой подход необходимо применить при изучении культуры в исторической динамике?
а) типологический
б) исторический;
в) психологический.
Правильный ответ: б.

6. Кто автор принятого в современной культурологической науке целостного определения культуры: «Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности»?
а) Лотман Ю.М.
б) Каган М.С.
в) Лихачёв Ю.М.
Правильный ответ: б.


7. Для построения исторической типологии культуры в ходе исследований необходимо начинать с определения
а) картины мира;
б) художественного стиля эпохи;
в) политического устройства общества.
Правильный ответ: а.

8. Что вмещают в себя смысловые границы научного понимания культуры?
а) всю деятельность человека;
б) художественный стиль эпохи;
в) сферу взаимодействия человека и природы.
Правильный ответ: а

9. На какие свойства культуры указывает научный тезис о её системном строении?
а) культура представляет собой неразрывную целостность, в которой все элементы взаимосвязаны;
б) развитие культуры подчиняется общим логическим законам;
в) культура – стабильное явление с чёткой структурой и иерархическим строением.
Правильный ответ: а

10. Какие особенности взаимоотношения человека и культуры необходимо учитывать при её исследовании?
а) человек создаёт культуру и определяет её качество;
б) культура – это среда, в которой формируется человек, и его качества зависят от условий окружающей его культуры;
в) человек творит культуру, но и культура формирует человека, они взаимно опосредуют друг друга.
Правильный ответ: в


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Совокупный способ и продукт человеческой деятельности – это … .
Правильный ответ: культура

2. Какая оппозиция определяет исходные границы понятия «культура»?
Правильный ответ: культура и натура (природа)

3. Какая из трёх условно выделяемых подсистем культуры определяет качество культуры в целом и влияет на характер других элементов?
Правильный ответ: духовная культура

4. Кто автор семиотической концепции культуры?
Правильный ответ: Ю. Лотман

5. Какой подход применяется для изучения культуры в хронологической динамике?
Правильный ответ: исторический

6. Для построения типологической модели культуры Древнего Египта нужен признак, в котором были бы синтезированы её основные характеристики. Такой общей культурной матрицей является … .
Правильный ответ: модель мира, в которой мир мёртвых главнее мира живых.

7. В каком-то смысле все современные виды жизнедеятельности человека берут свое начало в …, поэтому изучение … культуры представляет большой интерес для исследователей
Правильный ответ: первобытности, первобытной.

7. Как называет человека в своей игровой теории Й. Хёйзинга?
Правильный ответ: «человек играющий»

8. Какой из трёз путей выхода культуры в цивилизационное развитие (по концепции М.С. Кагана) избрала изначально Древняя Русь?
Правильный ответ: земледельческий.

9. Какие два признака чётко указывают на начало периода средневековья в Европе?
Правильный ответ: феодальные отношения и принятие христианства.

10. Что возрождала культура эпохи Возрождения?
Правильный ответ: В эпоху Возрождения происходило действительное возрождение отвергнутой и осужденной Средневековьем культуры Античности





КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Боголюбова Н.М., Фокина В.И. Всемирное культурное наследие: Учебник СПБ ГУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Брагина Л.М. - под ред. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 под ред. Н. О. Воскресенской Культурология. История мировой культуры [Текст] : учеб. для вузов / под ред. Н. О. Воскресенской: учеб. для вузов , 2008.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борзова, Е.П. История мировой культуры в художественных памятниках : СПб : Издательство «СПбКО» // ЭБС «Университетская библиотека online», 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО unesco.ru
Э2 Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ www.consultant.ru
Э3 Электронный учебный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, №4065231 от 08.12.2010) (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, №61834699 от 22.04.2013)(бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses)(бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt) (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adob.com/content/dam/)Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf) (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/)(бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/)(бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/)(бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky/ru/) (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark) (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download) (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/)(бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Официальный сайт http://unesco.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet-ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет.
Для подготовки к зачёту или экзамену студентам предлагается перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на зачёте или экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.