МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 231
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 231 231 231 231
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Костерина М.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О. С.

Рабочая программа дисциплины
Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системного подхода к проблемам музыкальной педагогики, к выдающимся художественным явлениям;
углубление профессиональных знаний на основе актуальных исследований и обобщения практического опыта;
подготовка сообщения на тему, включающую вопросы исполнительства, педагогики в соответствии с выбранным профильным модулем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять поиск информации в области музыкального искусства, использовать ее в своей профессиональной деятельности
ОПК-4.1 Знает: основные инструменты поиска информации в области музыкального искусства в электронной телекоммуникационной сети Интернет; основную литературу, посвященную вопросам изучения музыкальных сочинений
ОПК-4.2 Умеет: эффективно находить необходимую информацию для профессиональных целей и свободно ориентироваться в электронной телекоммуникационной сети Интернет; самостоятельно составлять библиографический список трудов, посвященных изучению определенной проблемы в области музыкального искусства
ОПК-4.3 Владеет: навыками работы с основными базами данных в области музыкального искусства в электронной телекоммуникационной сети Интернет; информацией о новейшей искусствоведческой литературе, о проводимых конференциях, посвященных различным проблемам музыкального искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения научного исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.сопоставлять результаты своей деятельности с существующими образцами в музыкальной науке, методике, исполнительстве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами контроля и критической оценки своей научно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация научных исследований
1.1. Наука как движущая сила современного общества Лекции 5 1 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Организация научных исследований в Российской Федерации Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Подбор литературы по теме. Конспектирование избранной литературы. Сам. работа 5 58 ОПК-4.1, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Информатизация научно-исследовательской деятельности
2.1. Основные источники научной информации Лекции 5 1 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Государственная Автоматизированная Система НТИ Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Систематизация тезисов и цитат. Сам. работа 5 57 ОПК-4.1, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Структура и оформление научного исследования
3.1. Методология и структура исследования Лекции 5 1 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Правила печатного оформления рукописи Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Обоснование взаимосвязи элементов структуры. Сам. работа 5 58 ОПК-4.1, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Подготовка отчета о научном исследовании
4.1. Особенности подготовки устного выступления с научным докладом Лекции 5 1 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Научная организация труда Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Подготовка к предварительной защите Сам. работа 5 58 ОПК-4.1, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4388
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен осуществлять поиск информации в области музыкального искусства, использовать ее в своей профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Наука – это:
а) одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества;
б) совокупность всех познавательных функций индивида;
в) познавательная деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний об окружающей действительности.
Правильный ответ: в

2. Учитываются ли основные законы философии в научном исследовании?
а) философия и музыка не пересекаются;
б) знание законов философии особо необходимо в анализе форм и содержания музыкального искусства;
в) обращение к философии мешает эмоциональному восприятию искусства.
Правильный ответ: б.

3. С чего следует начинать введение?
а) с описания научной новизны;
б) с целей и задач;
в) с актуальности исследования темы.
Правильный ответ: в

4. Что называют реферированием научного текста?
а) краткое изложение в письменном виде научного труда с раскрытием основного содержания по всем изложенным вопросам;
б) это процесс письменной фиксации мыслительной переработки текста, прочитанного или воспринимаемого на слух;
в) запись воспринимаемых зрительно слов, предложений или текста.
Правильный ответ: а

5. Что такое плагиат?
а) особенности аналитического литературного жанра;
б) это умышленное присвоение текста, мыслей, идей или выражений другого человека в качестве собственной оригинальной работы;
в) набор правил, по которым осуществляется обмен данными.
Правильный ответ: б

6. Какие ресурсы в подготовке научного исследования более предпочтительны?
а) только собственный опыт и наблюдения;
б) материалы из сети Интернет;
в) разумное сочетание интернет-ресурсов и печатных материалов: книг, журналов, сборников научных статей.
Правильный ответ: в

7. Тезисы – это:
а) краткое изложение содержания, логически связанный текст, в котором нет разделения на главы, параграфы и пункты;
б) материалы, которые выгодно представляют отличительные особенности и достоинства содержания;
в) презентация по определённой теме, где собрана информация из одного или нескольких источников.
Правильный ответ: а

8. В каком стиле пишут тезисы?
а) в свободном стиле;
б) в научно-популярном стиле;
в) в научно-деловом стиле.
Правильный ответ: в

9. Что такое метод дедукции?
а) способ исследования от общего к частному;
б) способ исследования, когда от частного приходят к общим выводам;
в) формулирование гипотезы и проведения эксперимента.
Правильный ответ: а

10. Диалектический метод – это:
а) метод познания явлений вне их взаимных связей, изменений и развития;
б) метод познания вечно двигающихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей;
в) метод познания объекта исследования на основании сходства с другими объектами.
Правильный ответ: б

11. К методам эмпирического уровня относят:
а) эксперимент и наблюдение;
б) анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция;
в) метод мыслительного воспроизведения сложного объекта.
Правильный ответ: а

12. Как правильно оформить библиографический список выпускной квалификационной работы?
а) по мере цитирования источников и литературы;
б) в алфавитном порядке в конце ВКР;
в) не имеет значения.
Правильный ответ: б

13. В каком разделе ВКР помещают основные выводы?
а) в конце каждой главы;
б) в приложении;
в) в заключении.
Правильный ответ: в

14. Что такое рецензия?
а) официальный отзыв о научной работе;
б) это литературный жанр, целью которого является выявление недостатков и дефектов;
в) анонс, который в лаконичной форме описывает тему исследования.
Правильный ответ: а
ПРИМЕР
15. Где происходит апробация результатов выпускной квалификационной работы?
а) на Государственной итоговой аттестации;
б) на научно-практических конференциях;
в) на семинарских занятиях.
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Каковы основные инструменты поиска информации в области музыкального искусства в сети ИНТЕРНЕТ?
Правильный ответ: поисковые инструменты для поиска информации в сети Интернет включают поисковые веб-системы, поисковые системы на отдельных веб-сайтах, функцию поиска по текущей странице и др.
2. Как правильно в исследовательской работе оформляются ссылки на литературу и интернет-ресурсы с целью успешного прохождения в системе антиплагиат?
Правильный ответ: оформление ссылок в реферате на литературу и интернет-ресурсы регулируется ГОСТом Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка».
3. Как следует систематизировать найденные источники и материалы при подготовке к написанию исследования?
Правильный ответ: следует объединить разные параметры поиска и сформулировать конкретные вопросы, которые конкретизируют мысли и придадут направление научному исследованию.
4. Возможна ли коррекция темы научного исследования в связи с новыми найденными материалами?
Правильный ответ: после окончательного утверждения темы изменения недопустимы, однако в работе с научным руководителем над внутренним содержанием ВКР есть место для необходимой коррекции выбранного направления научного поиска.
5. Как можно найти литературу по избранной теме?
Правильный ответ: можно ознакомиться с существующими исследованиями по избранной теме, с библиографическими списками, где находится большое количество полезной информации для последующей поисковой работы.
6. Какие источники информации можно включать в библиографический список?
Правильный ответ: монографии, статьи из научных журналов, материалы научных конференций, ссылки на видео-лекции известных ученых, интернет-ресурсы и др.
7. Какие правила в структуре оформления списка литературы важно учесть?
Правильный ответ: список литературы должен быть пронумерован и упорядочен по алфавиту, при этом произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий или по годам публикации, в прямом хронологическом порядке.
8. Какой объём должен иметь библиографический список в выпускной квалификационной работе?
Правильный ответ: в выпускной квалификационной работе правильно составленный библиографический список должен включать в себя не менее 25 источников.
9. Какие три основные категории научных методов применяются в исследовании?
Правильный ответ: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования, логико-теоретические методы.
10. Какова общепринятая структура научного исследования?
Правильный ответ: введение, 2 главы минимум по 2 параграфа, заключение, список литературы, приложение, иллюстрации.
11. В каких областях музыкального искусства можно проводить научное исследование?
Правильный ответ: возможно обращение к истории исполнительского искусства, вопросам музыкальной психологии, философии музыкального искусства, к вопросам музыкальной педагогики, теории и истории музыкального образования, различным методикам преподавания в сфере музыкального искусства.
12. К каким вопросам музыкальной психологии можно обращаться в выпускной квалификационной работе?
Правильный ответ: в выпускной квалификационной работе педагогической направленности необходимы знания возрастной психологии, темпы роста юных музыкантов исходя из особенностей их темперамента, типа нервной системы, необходимо изучить вопросы преодоления сценического волнения и т.п.
13. Какие научные труды помогут раскрыть основные положения выпускной квалификационной работы?
Правильный ответ: следует обратиться прежде всего к научно-методической, педагогической литературе, а также к научно-исследовательским трудам.
14. Какой объем должна иметь выпускная квалификационная работа?
Правильный ответ: объем выпускной квалификационной работы – не более 50 страниц, уникальность не менее 61%.
15. Как происходит апробация работы?
Правильный ответ: апробация проводится ежегодно на молодежных научно-практических конференциях, где по итогам выступлений лучшая работа рекомендуется в печать, а успешные работы отмечаются дипломами.
16. Что следует учитывать при подготовке устного доклада с тезисами научной работы?
Правильный ответ: устный доклад требует умения внятно и убедительно представить актуальность работы, структуру исследования, новизну, а также он должен содержать основные положения исследования и краткие выводы.
17. Какие документы необходимо представить на защиту ВКР?
Правильный ответ: на защиту предоставляется распечатанный и переплетённый экземпляр ВКР, рецензия, подписанная научным руководителем, справка о проверке на антиплагиат, подтверждение автора о собственноручном написании работы.
18. Какие дополнительные документы можно представить для защиты ВКР?
Правильный ответ: можно представить диплом, полученный по итогам предварительной защиты на научно-практической конференции, иные печатные свидетельства и отзывы о работе автора над этой темой.
19. Какие временные рамки отводятся для защиты ВКР?
Правильный ответ: время для защиты ВКР утверждает Государственная Аттестационная Комиссия – обычно это происходит в пределах 10-12 минут с последующей дискуссией.
20. Какое место в оценке научного исследования на Государственной итоговой аттестации занимают ответы студента на вопросы членов Государственной аттестационной комиссии?
Правильный ответ: один из важных факторов для оценки ВКР – ответы на вопросы комиссии, и здесь необходимо продемонстрировать уверенность и понимание исследуемых процессов, опираться в представляемой теме на собственный опыт.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамен на 5 курсе.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота изложения теоретического материала;
• Культура речи;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий).
5 «отлично» (зачтено)
• Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
4 «хорошо»
• Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
3 «удовлетворительно»
• Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной, полнотой раскрытия темы и знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
2 «неудовлетворительно»
• Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афанасьев В.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Семилет Т. А. ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э2 Курс "Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы по Основам научных исследований необходима последующая самостоятельная обработка избранных материалов. Важной частью является совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирование, составление устных докладов, реферирование литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом.
Студенты должны уметь свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.
В подготовке научно-исследовательской работы студентам необходимо быстро, в краткие сроки осваивать большой объём специальной литературы.