Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 93 | 93 | 93 | 93 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.
1.1. | постижение принципов музыкального формообразования в историческом развитии, формирование потенциала для профессиональной исполнительской, исследовательской, педагогической и просветительской деятельности музыканта |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.7 |
ОПК-1 | Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе |
ОПК-1.1 | Знает: основные этапы исторического развития музыкального искусства; народное и композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили инструментальной, вокальной музыки; теоретические и эстетические основы музыкальной формы; основные этапы развития европейского музыкального формообразования, характеристики стилей, жанровой системы, принципов формообразования в каждую эпоху; принципы соотношения музыкально языковых и композиционных особенностей музыкального произведения и его исполнительской интерпретации |
ОПК-1.2 | Умеет: применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выявлять жанрово-стилевые особенности музыкального произведения, его драматургию и форму в контексте художественных направлений эпохи его создания |
ОПК-1.3 | Владеет: профессиональной терминологией; навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;развитой способностью к чувственно художественному восприятию музыкального произведения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | периоды развития музыкальной культуры этапы эволюции художественных стилей композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Формы в музыке Средневековья и Возрождения | ||||||
1.1. | Введение. Предмет и задачи курса. Общая классификация музыкальных форм в историческом аспекте. Основы музыкального синтаксиса.Музыкальные формы культовой монодии западного Средневековья.Жанры и формы знаменного распева.Музыкальные формы западноевропейских светских жанров позднего Средневековья и раннего Возрождения. | Практические | 3 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ форм в духовных и светских жанрах Средневековья и Возрождения. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Музыкальные формы Барокко | ||||||
2.1. | Общие принципы формообразования и классификация барочных форм. Малые формы, составные формы.Вариационная форма. Рондо.Старинная сонатная форма. Концертная форма. | Практические | 3 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в барочных произведениях. | Сам. работа | 3 | 22 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 3. Классико-романтические музыкальные формы | ||||||
3.1. | Общие принципы формообразования.Классификация классических форм. Простые формы. Вариации. Сложная двухчастная и сложная трехчастные формы.Формы рондо.Малое (однотемное, двухтемное, большое.Сонатная форма.Смешанные и свободные формы. Циклические формы. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
3.2. | Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в произведениях классической и романтической эпохи. | Сам. работа | 3 | 30 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 4. Музыкальные формы XX века | ||||||
4.1. | Принципы формообразования и типология музыкальных форм первой половины XX века.Додекафонно-серийная система формообразования.Ритмический и мелодико-линеарный принципы формообразования.Принципы формообразования и типология музыкальных форм второй половины XX века.Организация форм на основе параметров сонорики, "параметра экспрессии", ритмики, звуковысотности, фактуры, полифонии. Алеаторные формы. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
4.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ формы в музыкальных произведениях XX столетия. | Сам. работа | 3 | 31 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6105. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какие функции выполняет музыкальная тема? а) экспонирование основного образа; б) функция темы – показать основные средства выразительности в произведении; в) тема репрезентирует произведение и является основой процесса формообразования. Правильный ответ – в. 2. При одинаковых серединном и заключительном кадансах образуется: а) период из тождественных предложений; б) период единого строения; в) период повторного строения. Правильный ответ: а. 3. Для форм какого периода наиболее характерно проявление принципа da capo? а) для форм в музыке венских классиков; б) для форм эпохи Барокко; в) для форм, связанных со стилем неоклассицизма в музыке ХХ века. Правильный ответ – б. 4. Для каких музыкальных жанров Барокко и Романтизма характерен тематизм, рельеф которого опирается на фигуративный синтаксис? а) для танцевальных жанров Барокко и для романтического концерта; б) для барочной сонаты и романтической симфонической поэмы; в) для фантазии, токкаты, прелюдии, концерта эпохи Барокко и жанров прелюдии и этюда эпохи Романтизма. Правильный ответ – в. 5.Что означает «тождество» в музыке? а) тождество означает «точный повтор»; б) тождество это отсутствие контраста; в) тождество – это максимум сходства при минимуме отличия Правильный ответ – в. 6.Какой тип тем-формул характерен для барочных basso-ostinat’ных форм? а) движение вверх или вниз по тоническому трезвучию; б) движение от первой или пятой ступени по гамме вверх; в) движение вниз от первой к пятой ступени, в миноре – это фригийский оборот, или оборот мелодического минора, или хроматический ход ( фигура passus duriusculus). Правильный ответ – в. 7.На какую модель концертной формы ориентировался И.С.Бах в Бранденбургских концертах? а) на модель Корелли, так как концерты Корелли и Баха относятся к жанру concerto-grosso; б) на модель формы, представленную во «Временах года» Вивальди; в) на модель концертной формы, представленную в сольных скрипичных концертах Вивальди Правильный ответ – в. 8.Какая тональность и форма (замкнутая или разомкнутая) характерна для второго эпизода классического пятичастного рондо Моцарта и Бетховена? а) основная тональность или тональность доминанты по отношению к рефрену, форма – свободная; б) тональность субдоминанты или одноименная к основной, форма – замкнутая простая двух или трехчастная; в) тональность доминанты или параллельная к основной, форма замкнутого периода Правильный ответ – б. 9.В чем главное отличие сонатной экспозиции в концертах венских классиков от аналогичного раздела в концертах Мендельсона, Шумана, Чайковского? а) в экспозициях этих концертов другие по образному строю – романтические - темы; б) в экспозициях названных концертов большее значение приобретает партия солиста – по сравнению с классическим концертом; в) в этих концертах отсутствует двойная экспозиция, солист вступает с самого начала и тональный план экспозиции соответствует правилам, т.е. побочная партия изложена в побочной тональности. Правильный ответ – в. 10.В какой форме часто излагается главная партия в первых частях симфоний Чайковского? а) в форме масштабного периода с расширением во втором предложении; б) в простой трехчастной форме с разработочной серединой и динамической репризой; в) одночастной форме Правильный ответ – б. 11.Какой элемент темы должен сохраниться в свободных вариациях в условиях, когда сняты все ограничения и композитор изменил максимум элементов темы ? а) должна быть сохранена форма темы, все остальное может быть изменено; б) должны быть сохранены кадансы темы, остальное может быть изменено; в) в таких условиях должен быть сохранен запоминаемый мелодический мотив или фраза темы (часто – начальные, заглавные). Правильный ответ – в. 12.В каких симфониях и квартетах Шостаковича медленная часть цикла написана в форме вариаций на basso-ostinato? а) в квартетах №№1, №7; в симфонии №5; б) в симфонии №7 и квартетах №№2,9; в) в симфонии №8, квартетах №№3, 6, 10 Правильный ответ – в. 13.К какому типу вариаций относятся «Вариации рококо» Чайковского? а) это строгие вариации; б) это свободные вариации; в) это вариации на soprano-ostinato Правильный ответ – б. 14.С какими жанрами связано появление свободных/смешанных форм у композиторов-романтиков? а) с жанром симфонии; б) с жанром прелюдии; в) с жанрами баллады, симфонической поэмы, фантазии Правильный ответ – в. 15. В какой симфонии Брамса одна из частей представляет собой форму чаконы? а) финал симфонии №1; б) финал симфонии №4; в) вторая часть симфонии №2 Правильный ответ – б. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Укажите временные (условные) границы Средневековья Правильный ответ: V-XIII вв. н.э. 2. Укажите временные границы эпохи западноевропейского Возрождения: Правильный ответ: XIV – XVI вв.; 3. Укажите временные границы эпохи барокко: Правильный ответ: С конца XVI до середины XVIII вв. 4. Укажите временные границы эпохи классицизма в музыкальном искусстве. Правильный ответ: XVIII- нач. XIX вв. 5. Укажите перевод с итальянского языка термина опера: Правильный ответ: Труд, сочинение. 6. Дайте определение понятию «пастораль». Правильный ответ: Театральный жанр, распространившийся с конца XVI века, в котором была показана идеальная жизнь пастухов и пастушек. 7. Назовите жанр инструментальной музыки, сложившийся в XVII веке, в переводе с французского обозначает «следовать», «последовательность», «ряд»: Правильный ответ: Сюита. 8. Дайте определение понятию «либретто»: Правильный ответ: Либретто - это текст музыкально-драматического произведения: оперы, оперетты, оратории, мюзикла. Либретто возникло вместе с жанром оперы в XVII веке. Термин произошел от итальянского слова libretto, что переводится как «книжечка». 9. Как называется итальянское обозначение 3-хчастной формы, в которой обычно были написаны сольные арии оперных героев? Правильный ответ: Da capo. 10. Дайте определение понятию «романтизм». Правильный ответ: Романтизм – художественное направление, сформировавшееся в конце XVIII – начале XIX вв. сначала в литературе, затем в музыке и других видах искусства. 11. Перечислите жанры фортепианной миниатюры, получившие распространение в эпоху романтизма. Правильный ответ: К жанру фортепианной миниатюры как разновидности сольных инструментальных пьес относятся: этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, интермеццо, экспромты. 12. Определите форму музыкального произведения, о которой идет речь: «Совершенство этой формы объясняется ее исторически сложившимися семантическими источниками, наиболее полно выраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектоническая идея – симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками. От немецких установок на мысль, идею, идет ее риторическая трактовка: изложение мысли, анализ и обсуждение мысли, возвращение и утверждение первоначальной мысли». Правильный ответ. Речь идет о трехчастной форме, получившей распространение в творчестве композиторов эпохи классицизма. 13. На основе какого жанра возник балет? Правильный ответ: Исторически балет сложился на основе танцевального дивертисмента. Как самостоятельный вид театрального зрелища он утвердился только во второй половине XVI века во Франции. 14. Что такое музыкальная драматургия? Правильный ответ: В музыкознании существует несколько трактовок данного термина. Приведем некоторые из них. Музыкальная драматургия – процесс сопоставления, взаимодействия и развития образно-смысловых начал, складывающийся в целостную систему и воплощающий законченный художественный замысел (концепцию, «картину мира»). Также под музыкальной драматургией понимают способ построения музыкального произведения. 15. Что такое конфликтная драматургия музыкальных произведений? Правильный ответ: Конфликтная драматургия – способ организации произведений, построенных по законам драмы как эстетического рода. Основополагающей категорией данного типа драматургии является конфликт. Конфликтная драматургия может быть и в произведениях инструментальных, и в вокальных (например, симфония-драма, опера-драма). 16. Дайте определение понятию «урбанизм». Правильный ответ: Урбанизм — направление, воплощающее сюжеты научно-технического прогресса и передающее с помощью музыки и других средств звуки шумного города, завода и т. п. Яркое проявление музыкального урбанизма можно встретить в творчестве композиторов «французской шестёрки» (например, «Пассифик №231» Оннегера), раннем периоде творчества советских композиторов Мосолова («Завод») и Д.Шостаковича (балеты «Болт», «Светлый ручей»). 17. Назовите музыкальные жанры эпохи Барокко. Правильный ответ: Музыкальные жанры эпохи барокко делятся на 2 группы: вокально-инструментальные: опера, оратория, кантата, месса, страсти; и чисто инструментальные: соната (трио-соната и сольная скрипичная соната), сюита, концерт (concerto grosso и сольный концерт), канцоны, токкаты и фантазии, пассакалии и чаконы, ричеркары. 18. Кто является создателем жанра симфонической поэмы? Правильный ответ: Ф. Лист. 19. Дайте определение понятию «музыкальная семантика». Музыкальная семантика (греч.– значение единиц языка) – способность элементов музыкальной речи быть носителями художественного смысла, быть образно-выразительным знаком. 20. Дайте определение понятию «музыкальная герменевтика». Музыкальная герменевтика —учение об истолковании содержания музыкального произведения. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 семестра экзамена. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Полнота и правильность выполнения задания; • Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); • Самостоятельность выполнения задания. Оценивание выполнения практических заданий: 5 «отлично» (зачтено) • Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). 4 «хорошо» (зачтено) • Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки. 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок. 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скребков С.С. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Банникова И. И. | Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Черная М.Р. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Холопов Ю.Н. | Введение в музыкальную форму : Научная литература | Директ-Медиа, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226054 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Международная библиотека музыкальных партитур | imslp.org | ||
Э2 | Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» | notes.tarakanov.net | ||
Э3 | Научная электронная библиотека "Киберленинка" | cyberleninka.ru | ||
Э4 | Персональный сайт В. Н. Холоповой | www.kholopova.ru | ||
Э5 | Электронный курс в MOODLE | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности: • изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса; • аналитическую работу с музыкальными произведениями; • подготовку сообщений и докладов по темам курса; • прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений. Аналитическая работа над произведением должна начинаться с детального ознакомления с музыкальным текстом. Перед тем, как приступать к анализу формы, необходимо проиграть на фортепиано или прослушать произведение, чтобы получить представление о рельефе формы, смене разделов, тематизме, гармонии и др. Первые аналитические наблюдения следует фиксировать, чтобы в дальнейшем воспользоваться ими при составлении схемы формы. При выполнении самостоятельной работы по разбору музыкальных произведений необходимо обращать внимание на самые важные характерные черты, свойственные различным музыкальным формам. |