МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музыкальная форма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 93
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Михайлова О. С.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Музыкальная форма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.постижение принципов музыкального формообразования в историческом развитии, формирование потенциала для профессиональной исполнительской, исследовательской, педагогической и просветительской деятельности музыканта

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
ОПК-1.1 Знает: основные этапы исторического развития музыкального искусства; народное и композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили инструментальной, вокальной музыки; теоретические и эстетические основы музыкальной формы; основные этапы развития европейского музыкального формообразования, характеристики стилей, жанровой системы, принципов формообразования в каждую эпоху; принципы соотношения музыкально языковых и композиционных особенностей музыкального произведения и его исполнительской интерпретации
ОПК-1.2 Умеет: применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выявлять жанрово-стилевые особенности музыкального произведения, его драматургию и форму в контексте художественных направлений эпохи его создания
ОПК-1.3 Владеет: профессиональной терминологией; навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;развитой способностью к чувственно художественному восприятию музыкального произведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формы в музыке Средневековья и Возрождения
1.1. Введение. Предмет и задачи курса. Общая классификация музыкальных форм в историческом аспекте. Основы музыкального синтаксиса.Музыкальные формы культовой монодии западного Средневековья.Жанры и формы знаменного распева.Музыкальные формы западноевропейских светских жанров позднего Средневековья и раннего Возрождения. Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ форм в духовных и светских жанрах Средневековья и Возрождения. Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Музыкальные формы Барокко
2.1. Общие принципы формообразования и классификация барочных форм. Малые формы, составные формы.Вариационная форма. Рондо.Старинная сонатная форма. Концертная форма. Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в барочных произведениях. Сам. работа 3 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Классико-романтические музыкальные формы
3.1. Общие принципы формообразования.Классификация классических форм. Простые формы. Вариации. Сложная двухчастная и сложная трехчастные формы.Формы рондо.Малое (однотемное, двухтемное, большое.Сонатная форма.Смешанные и свободные формы. Циклические формы. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в произведениях классической и романтической эпохи. Сам. работа 3 30 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 4. Музыкальные формы XX века
4.1. Принципы формообразования и типология музыкальных форм первой половины XX века.Додекафонно-серийная система формообразования.Ритмический и мелодико-линеарный принципы формообразования.Принципы формообразования и типология музыкальных форм второй половины XX века.Организация форм на основе параметров сонорики, "параметра экспрессии", ритмики, звуковысотности, фактуры, полифонии. Алеаторные формы. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ формы в музыкальных произведениях XX столетия. Сам. работа 3 31 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6105.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие функции выполняет музыкальная тема?
а) экспонирование основного образа;
б) функция темы – показать основные средства выразительности в произведении;
в) тема репрезентирует произведение и является основой процесса формообразования.
Правильный ответ – в.

2. При одинаковых серединном и заключительном кадансах образуется:
а) период из тождественных предложений;
б) период единого строения;
в) период повторного строения.
Правильный ответ: а.

3. Для форм какого периода наиболее характерно проявление принципа da capo?
а) для форм в музыке венских классиков;
б) для форм эпохи Барокко;
в) для форм, связанных со стилем неоклассицизма в музыке ХХ века.
Правильный ответ – б.

4. Для каких музыкальных жанров Барокко и Романтизма характерен тематизм, рельеф которого опирается на фигуративный синтаксис?
а) для танцевальных жанров Барокко и для романтического концерта;
б) для барочной сонаты и романтической симфонической поэмы;
в) для фантазии, токкаты, прелюдии, концерта эпохи Барокко и жанров прелюдии и этюда эпохи Романтизма.
Правильный ответ – в.

5.Что означает «тождество» в музыке?
а) тождество означает «точный повтор»;
б) тождество это отсутствие контраста;
в) тождество – это максимум сходства при минимуме отличия
Правильный ответ – в.

6.Какой тип тем-формул характерен для барочных basso-ostinat’ных форм?
а) движение вверх или вниз по тоническому трезвучию;
б) движение от первой или пятой ступени по гамме вверх;
в) движение вниз от первой к пятой ступени, в миноре – это фригийский оборот, или оборот мелодического минора, или хроматический ход ( фигура passus duriusculus).
Правильный ответ – в.

7.На какую модель концертной формы ориентировался И.С.Бах в Бранденбургских
концертах?
а) на модель Корелли, так как концерты Корелли и Баха относятся к жанру
concerto-grosso;
б) на модель формы, представленную во «Временах года» Вивальди;
в) на модель концертной формы, представленную в сольных скрипичных концертах Вивальди
Правильный ответ – в.

8.Какая тональность и форма (замкнутая или разомкнутая) характерна для второго эпизода классического пятичастного рондо Моцарта и Бетховена?
а) основная тональность или тональность доминанты по отношению к
рефрену, форма – свободная;
б) тональность субдоминанты или одноименная к основной, форма – замкнутая простая двух или трехчастная;
в) тональность доминанты или параллельная к основной, форма замкнутого периода
Правильный ответ – б.

9.В чем главное отличие сонатной экспозиции в концертах венских классиков от
аналогичного раздела в концертах Мендельсона, Шумана, Чайковского?
а) в экспозициях этих концертов другие по образному строю – романтические - темы; б) в экспозициях названных концертов большее значение приобретает партия солиста – по сравнению с классическим концертом;
в) в этих концертах отсутствует двойная экспозиция, солист вступает с самого начала и тональный план экспозиции соответствует правилам, т.е. побочная партия изложена в побочной тональности.
Правильный ответ – в.

10.В какой форме часто излагается главная партия в первых частях симфоний Чайковского?
а) в форме масштабного периода с расширением во втором предложении;
б) в простой трехчастной форме с разработочной серединой и динамической репризой;
в) одночастной форме
Правильный ответ – б.

11.Какой элемент темы должен сохраниться в свободных вариациях в условиях, когда сняты все ограничения и композитор изменил максимум элементов темы ?
а) должна быть сохранена форма темы, все остальное может быть
изменено;
б) должны быть сохранены кадансы темы, остальное может быть изменено;
в) в таких условиях должен быть сохранен запоминаемый мелодический мотив или фраза темы (часто – начальные, заглавные).
Правильный ответ – в.

12.В каких симфониях и квартетах Шостаковича медленная часть цикла написана в форме вариаций на basso-ostinato?
а) в квартетах №№1, №7; в симфонии №5;
б) в симфонии №7 и квартетах №№2,9;
в) в симфонии №8, квартетах №№3, 6, 10
Правильный ответ – в.

13.К какому типу вариаций относятся «Вариации рококо» Чайковского?
а) это строгие вариации;
б) это свободные вариации;
в) это вариации на soprano-ostinato
Правильный ответ – б.

14.С какими жанрами связано появление свободных/смешанных форм у композиторов-романтиков?
а) с жанром симфонии;
б) с жанром прелюдии;
в) с жанрами баллады, симфонической поэмы, фантазии
Правильный ответ – в.

15. В какой симфонии Брамса одна из частей представляет собой форму чаконы?
а) финал симфонии №1;
б) финал симфонии №4;
в) вторая часть симфонии №2
Правильный ответ – б.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите временные (условные) границы Средневековья
Правильный ответ: V-XIII вв. н.э.

2. Укажите временные границы эпохи западноевропейского Возрождения:
Правильный ответ: XIV – XVI вв.;

3. Укажите временные границы эпохи барокко:
Правильный ответ: С конца XVI до середины XVIII вв.

4. Укажите временные границы эпохи классицизма в музыкальном искусстве.
Правильный ответ: XVIII- нач. XIX вв.

5. Укажите перевод с итальянского языка термина опера:
Правильный ответ: Труд, сочинение.

6. Дайте определение понятию «пастораль».
Правильный ответ: Театральный жанр, распространившийся с конца XVI века, в котором была показана идеальная жизнь пастухов и пастушек.

7. Назовите жанр инструментальной музыки, сложившийся в XVII веке, в переводе с французского обозначает «следовать», «последовательность», «ряд»:
Правильный ответ: Сюита.

8. Дайте определение понятию «либретто»:
Правильный ответ: Либретто - это текст музыкально-драматического произведения: оперы, оперетты, оратории, мюзикла. Либретто возникло вместе с жанром оперы в XVII веке. Термин произошел от итальянского слова libretto, что переводится как «книжечка».

9. Как называется итальянское обозначение 3-хчастной формы, в которой обычно были написаны сольные арии оперных героев?
Правильный ответ: Da capo.

10. Дайте определение понятию «романтизм».
Правильный ответ: Романтизм – художественное направление, сформировавшееся в конце XVIII – начале XIX вв. сначала в литературе, затем в музыке и других видах искусства.

11. Перечислите жанры фортепианной миниатюры, получившие распространение в эпоху романтизма.
Правильный ответ: К жанру фортепианной миниатюры как разновидности сольных инструментальных пьес относятся: этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, интермеццо, экспромты.

12. Определите форму музыкального произведения, о которой идет речь: «Совершенство этой формы объясняется ее исторически сложившимися семантическими источниками, наиболее полно выраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектоническая идея – симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками. От немецких установок на мысль, идею, идет ее риторическая трактовка: изложение мысли, анализ и обсуждение мысли, возвращение и утверждение первоначальной мысли».
Правильный ответ. Речь идет о трехчастной форме, получившей распространение в творчестве композиторов эпохи классицизма.

13. На основе какого жанра возник балет?
Правильный ответ: Исторически балет сложился на основе танцевального дивертисмента. Как самостоятельный вид театрального зрелища он утвердился только во второй половине XVI века во Франции.

14. Что такое музыкальная драматургия?
Правильный ответ: В музыкознании существует несколько трактовок данного термина. Приведем некоторые из них. Музыкальная драматургия – процесс сопоставления, взаимодействия и развития образно-смысловых начал, складывающийся в целостную систему и воплощающий законченный художественный замысел (концепцию, «картину мира»). Также под музыкальной драматургией понимают способ построения музыкального произведения.

15. Что такое конфликтная драматургия музыкальных произведений?
Правильный ответ: Конфликтная драматургия – способ организации произведений, построенных по законам драмы как эстетического рода. Основополагающей категорией данного типа драматургии является конфликт. Конфликтная драматургия может быть и в произведениях инструментальных, и в вокальных (например, симфония-драма, опера-драма).

16. Дайте определение понятию «урбанизм».
Правильный ответ: Урбанизм — направление, воплощающее сюжеты научно-технического прогресса и передающее с помощью музыки и других средств звуки шумного города, завода и т. п. Яркое проявление музыкального урбанизма можно встретить в творчестве композиторов «французской шестёрки» (например, «Пассифик №231» Оннегера), раннем периоде творчества советских композиторов Мосолова («Завод») и Д.Шостаковича (балеты «Болт», «Светлый ручей»).

17. Назовите музыкальные жанры эпохи Барокко.
Правильный ответ: Музыкальные жанры эпохи барокко делятся на 2 группы: вокально-инструментальные: опера, оратория, кантата, месса, страсти; и чисто инструментальные: соната (трио-соната и сольная скрипичная соната), сюита, концерт (concerto grosso и сольный концерт), канцоны, токкаты и фантазии, пассакалии и чаконы, ричеркары.

18. Кто является создателем жанра симфонической поэмы?
Правильный ответ: Ф. Лист.

19. Дайте определение понятию «музыкальная семантика».
Музыкальная семантика (греч.– значение единиц языка) – способность элементов музыкальной речи быть носителями художественного смысла, быть образно-выразительным знаком.

20. Дайте определение понятию «музыкальная герменевтика».
Музыкальная герменевтика —учение об истолковании содержания музыкального произведения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Банникова И. И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Черная М.Р. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму : Научная литература Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226054
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э4 Персональный сайт В. Н. Холоповой www.kholopova.ru
Э5 Электронный курс в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными произведениями;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.
Аналитическая работа над произведением должна начинаться с детального ознакомления с музыкальным текстом. Перед тем, как приступать к анализу формы, необходимо проиграть на фортепиано или прослушать произведение, чтобы получить представление о рельефе формы, смене разделов, тематизме, гармонии и др. Первые аналитические наблюдения следует фиксировать, чтобы в дальнейшем воспользоваться ими при составлении схемы формы.
При выполнении самостоятельной работы по разбору музыкальных произведений необходимо обращать внимание на самые важные характерные черты, свойственные различным музыкальным формам.