Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 131 | 131 | 131 | 131 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к. иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | расширение музыкального кругозора и формирование художественного вкуса пианистов; освоение репертуара, выходящего за рамки сольной фортепианной литературы; формирования навыков организации ансамблевой деятельности; изучение основных задач и этапов репетиционной работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4 |
ПК-3 | Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
ПК-3.1 | Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе |
ПК-3.2 | Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально культурного процесса |
ПК-3.3 | Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные задачи и этапы репетиционной работы; основные термины и понятия теории музыкального содержания; возможности своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа; основные принципы организации процесса в области музыкального искусства и музыкального исполнительства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением; работать над характером каждой партии; пользоваться основными понятиями и терминами при анализе содержательной стороны произведений; эффективно подбирать необходимые технические средства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями; навыками семиотического анализа музыки и применения полученных результатов в своей исполнительской деятельности; навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных современных формах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Работа над ансамблевыми миниатюрами | ||||||
1.1. | Исполнение ансамблевых пьес мелкой и средней формы. | Практические | 1 | 2 | ПК-3.1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Изучение собственных партий фортепианного ансамбля, работа над единством фразировки с учетом жанра и композиторского стиля сочинения. | Сам. работа | 1 | 32 | ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Эскизное прохождение пьес мелкой формы из репертуарного списка. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Чтение с листа, выявление основ композиции, музыкальной формы и исполнительских приемов. | Сам. работа | 1 | 31 | ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Работа над концертными пьесами | ||||||
2.1. | Концертное исполнение пьес средней и крупной формы, художественная интерпретация исполняемых музыкальных произведений. | Практические | 1 | 2 | ПК-3.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Работа над художественной педализацией, над единством фразировки с учетом жанра и композиторского стиля сочинения, умение слышать и чувствовать нюансы партии партнера. | Сам. работа | 1 | 32 | ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Эскизное прохождение пьес средней и крупной формы из репертуарного списка. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Чтение с листа, выявление основ композиции, музыкальной формы и исполнительских приемов. | Сам. работа | 1 | 32 | ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6609 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Небольшие отклонения от темпа с целью усиления художественной выразительности при исполнении музыкального произведения обозначается термином: А) агогика Б) архитектоника В) нюансировка Правильный ответ: А) 2. Подготавливающее движение, жест для точной совместной игры – это: А) ауфтакт Б) затакт В) предыкт Правильный ответ: А) 3. Что обозначает термин cantabile? А) мягко Б) певуче В) выразительно Правильный ответ: Б) 4. Укажите соответствие: А) andante 1) динамика Б) diminuendo 2) темп В) staccato 3) артикуляция Правильный ответ: А-2; Б-1; В-3 5. Какова единица пульсации в размере 3/8? А) дуоли Б) триоли В) квартоли Правильный ответ: Б) 6. Как следует исполнять указание poco meno mosso? А) более подвижно Б) в том же темпе В) менее подвижно Правильный ответ: В) 7. Род многоголосия, в котором голоса подразделяются на мелодию и сопровождение: А) полифония Б) гомофония В) знаменное многоголосие Правильный ответ: Б) 8. Как называется оформление «музыкальной ткани» в нотном тексте произведения? А) фактура Б) тональный план В) фон Правильный ответ: А) 9. Что такое полиритмия? А) частая смена темпов и размеров Б) разнообразие и сложность ритмических рисунков В) одновременное сочетание двух и более ритмических линий в виде дуолей, триолей, квартолей, квинтолей и т.д. Правильный ответ: В) 10. Какой темп соответствует 168-200 ударам в минуту по метроному? А) vivace Б) presto В) allegro Правильный ответ: Б) 11. Виртуозность – это: А) свободное владение музыкальным инструментом Б) преодоление технических трудностей В) мышечное усилие Правильный ответ: А) 12. Что означает итальянский музыкальный термин sempre? А) ровно Б) как раньше, также В) всегда, всё время, постоянно Правильный ответ: В) 13. Наивысшая точка в построении драматургии музыкального произведения – это: А) кульминация Б) модуляция В) альтерация Правильный ответ: А) 14. Индивидуальные особенности звукоизвлечения, выраженные в характере прикосновения пианиста к клавиатуре: А) исполнительская воля Б) исполнительское туше В) исполнительский императив Правильный ответ: Б) 15. Как обозначается левая педаль? А) tre corde Б) ppp В) una cordа Правильный ответ: В) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена на 1 курсе. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену. Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения программы. На экзамене обучающийся должен исполнить: произведение крупной формы, или две разнохарактерные пьесы (либо цикл пьес), соответствующие уровню сложности. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Раскрытие замысла исполняемых произведений • Артистизм, выразительность выступления • Владение музыкально-исполнительской техникой • Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 5 «отлично» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения • Выступление студента носит выразительный, яркий характер • Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте • Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 4 «хорошо» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит • Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко • Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте • Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет • Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко • Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне • Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения • Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко • Студент владеет техникой исполнения на низком уровне • Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. | Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Согласие, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. | Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Международная библиотека музыкальных партитур | imslp.org | ||
Э2 | Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» | notes.tarakanov.net | ||
Э3 | Нотный архив России | www.notarhiv.ru | ||
Э4 | Электронный курс Фортепианный ансамбль в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Портал культурного наследия «Культура.РФ» | https://www.culture.ru/ | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Актовый зал Д | концертный зал | Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт. |
120Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты |
Основные задачи фортепианного ансамбля - приобретение навыков ансамблевого музицирования, освоение специфики исполнительского искусства в фортепианном дуэте, познание закономерностей и своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки, достижение понимания формы и содержания исполняемого произведения, а также - воспитание слухового самоконтроля и исполнительской ответственности. В поисках интерпретационных решений необходимо изучить основные термины и понятия теории музыкального содержания и пользоваться ими при анализе содержательной стороны произведений основных стилей. Изучение возможностей своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа позволит эффективно подобрать необходимые технические средства и овладеть методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями. На занятиях по фортепианному ансамблю требуется изучить не только основные задачи и этапы репетиционной работы, но и основные принципы организации процесса в области музыкального искусства для последующей организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры. |