МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фортепианный ансамбль

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 131
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 131 131 131 131
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Костерина М.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Фортепианный ансамбль

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к. иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение музыкального кругозора и формирование художественного вкуса пианистов;
освоение репертуара, выходящего за рамки сольной фортепианной литературы;
формирования навыков организации ансамблевой деятельности;
изучение основных задач и этапов репетиционной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3.1 Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
ПК-3.2 Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально культурного процесса
ПК-3.3 Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные задачи и этапы репетиционной работы;
основные термины и понятия теории музыкального содержания;
возможности своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа;
основные принципы организации процесса в области музыкального искусства и музыкального исполнительства.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением;
работать над характером каждой партии;
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе содержательной стороны произведений;
эффективно подбирать необходимые технические средства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями;
навыками семиотического анализа музыки и применения полученных результатов в своей исполнительской деятельности;
навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных современных формах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Работа над ансамблевыми миниатюрами
1.1. Исполнение ансамблевых пьес мелкой и средней формы. Практические 1 2 ПК-3.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Изучение собственных партий фортепианного ансамбля, работа над единством фразировки с учетом жанра и композиторского стиля сочинения. Сам. работа 1 32 ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Эскизное прохождение пьес мелкой формы из репертуарного списка. Сам. работа 1 2 ПК-3.1, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Чтение с листа, выявление основ композиции, музыкальной формы и исполнительских приемов. Сам. работа 1 31 ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Работа над концертными пьесами
2.1. Концертное исполнение пьес средней и крупной формы, художественная интерпретация исполняемых музыкальных произведений. Практические 1 2 ПК-3.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Работа над художественной педализацией, над единством фразировки с учетом жанра и композиторского стиля сочинения, умение слышать и чувствовать нюансы партии партнера. Сам. работа 1 32 ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Эскизное прохождение пьес средней и крупной формы из репертуарного списка. Сам. работа 1 2 ПК-3.1, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Чтение с листа, выявление основ композиции, музыкальной формы и исполнительских приемов. Сам. работа 1 32 ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6609
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Небольшие отклонения от темпа с целью усиления художественной выразительности при исполнении музыкального произведения обозначается термином:
А) агогика
Б) архитектоника
В) нюансировка
Правильный ответ: А)
2. Подготавливающее движение, жест для точной совместной игры – это:
А) ауфтакт
Б) затакт
В) предыкт
Правильный ответ: А)
3. Что обозначает термин cantabile?
А) мягко
Б) певуче
В) выразительно
Правильный ответ: Б)
4. Укажите соответствие:
А) andante 1) динамика
Б) diminuendo 2) темп
В) staccato 3) артикуляция
Правильный ответ: А-2; Б-1; В-3
5. Какова единица пульсации в размере 3/8?
А) дуоли
Б) триоли
В) квартоли
Правильный ответ: Б)
6. Как следует исполнять указание poco meno mosso?
А) более подвижно
Б) в том же темпе
В) менее подвижно
Правильный ответ: В)
7. Род многоголосия, в котором голоса подразделяются на мелодию и сопровождение:
А) полифония
Б) гомофония
В) знаменное многоголосие
Правильный ответ: Б)
8. Как называется оформление «музыкальной ткани» в нотном тексте произведения?
А) фактура
Б) тональный план
В) фон
Правильный ответ: А)
9. Что такое полиритмия?
А) частая смена темпов и размеров
Б) разнообразие и сложность ритмических рисунков
В) одновременное сочетание двух и более ритмических линий в виде дуолей, триолей, квартолей, квинтолей и т.д.
Правильный ответ: В)
10. Какой темп соответствует 168-200 ударам в минуту по метроному?
А) vivace
Б) presto
В) allegro
Правильный ответ: Б)
11. Виртуозность – это:
А) свободное владение музыкальным инструментом
Б) преодоление технических трудностей
В) мышечное усилие
Правильный ответ: А)
12. Что означает итальянский музыкальный термин sempre?
А) ровно
Б) как раньше, также
В) всегда, всё время, постоянно
Правильный ответ: В)
13. Наивысшая точка в построении драматургии музыкального произведения – это:
А) кульминация
Б) модуляция
В) альтерация
Правильный ответ: А)
14. Индивидуальные особенности звукоизвлечения, выраженные в характере прикосновения пианиста к клавиатуре:
А) исполнительская воля
Б) исполнительское туше
В) исполнительский императив
Правильный ответ: Б)
15. Как обозначается левая педаль?
А) tre corde
Б) ppp
В) una cordа
Правильный ответ: В)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена на 1 курсе.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения программы. На экзамене обучающийся должен исполнить: произведение крупной формы, или две разнохарактерные пьесы (либо цикл пьес), соответствующие уровню сложности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Раскрытие замысла исполняемых произведений
• Артистизм, выразительность выступления
• Владение музыкально-исполнительской техникой
• Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
5 «отлично» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения
• Выступление студента носит выразительный, яркий характер
• Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте
• Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
4 «хорошо» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит
• Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко
• Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте
• Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет
• Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко
• Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне
• Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения
• Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко
• Студент владеет техникой исполнения на низком уровне
• Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э4 Электронный курс Фортепианный ансамбль в Moodle portal.edu.asu.ru
Э5 Портал культурного наследия «Культура.РФ» https://www.culture.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основные задачи фортепианного ансамбля - приобретение навыков ансамблевого музицирования, освоение специфики исполнительского искусства в фортепианном дуэте, познание закономерностей и своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки, достижение понимания формы и содержания исполняемого произведения, а также - воспитание слухового самоконтроля и исполнительской ответственности. В поисках интерпретационных решений необходимо изучить основные термины и понятия теории музыкального содержания и пользоваться ими при анализе содержательной стороны произведений основных стилей. Изучение возможностей своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа позволит эффективно подобрать необходимые технические средства и овладеть методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями. На занятиях по фортепианному ансамблю требуется изучить не только основные задачи и этапы репетиционной работы, но и основные принципы организации процесса в области музыкального искусства для последующей организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры.