МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 55
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст.препод., Зулин Е.А.

Рецензент(ы):
к.иск., Доц., Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
История исполнительского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц.Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение профессионального кругозора специалистов
воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3.1 Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
ПК-3.2 Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально культурного процесса
ПК-3.3 Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные стили в музыке
основные этапы формирования исполнительских стилей
основные этапы развития зарубежной музыкальной культуры, их исторические границы, характерные жанры каждой из эпох
основные термины и понятия музыки как вида искусства
методы организации научной работы, эксперимента
актуальные направления развития науки и исследований в своей области знаний
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться теоретическими знаниями о стилистике в исполнительской деятельности
анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации
анализировать явления зарубежной музыкальной культуры, оценивать общий стиль произведений разных эпох, мелодические, гармонические и полифонические черты музыки
анализировать на слух элементы музыкального языка, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений
разбираться в потоке информации, работать с научной литературой, организовать свою исследовательскую деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными стилистическими приемами исполнительства
методами освоения национальных музыкальных стилей
навыками исторического анализа одноголосной и многоголосной музыки
навыками устного рассказа о музыке различных стилей, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и оркестрового исполнительства на русских народных музыкальных инструментах
1.1. История возникновения и развития русских народных музыкальных инструментов. Формирование оркестрового домро-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства. Роль В.В. Андреева в создании оркестровых домр и балалаек Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Репертуарная политика в области русской народной инструментальной музыки. Русские народные инструменты в системе музыкального образования в России Практические 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Знакомство с репертуарными произведениями. Слушание музыки Сам. работа 5 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История исполнительства на домре
2.1. Московская домровая школа: Цыганков А.А. Белов Р.В. Петербургская домровая школа: Александров А.Я.Свердловская домровая школа: Вольская Т.И.Новосибирская домровая школа: Розин Л.Б. Янковская Е.П. Практические 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся домристов Сам. работа 5 9 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. История исполнительства на балалайке и гуслях
3.1. Московская балалаечная школа: Нечепоренко П.И., Илюхин А.С. Петербургская балалаечная школа: Трояновский Б.С., Рожков М.Ф. Андреев В.В. Свердловская балалаечная школа: Блинов Е.Г. Новые тенденции исполнительства на балалайке в XXI веке: Архиповский А.А. Выдающиеся исполнители на гуслях: Лакшин Д., Тихов В.Н., Городовская В. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся балалаечников и гусляров Сам. работа 5 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. История исполнительства на баяне и аккордеоне
4.1. Московская баянная школа: Казаков Ю.И., Онегин А.Е. Петербургская баянная школа: Гвоздев П.А. Сибирская баянная школа: Маланин И.И., Полудницын А.А. Московская аккордеонная школа: Дранга Ю.П., Кравцов Н.А. Практические 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся баянистов и аккордеонистов Сам. работа 5 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. История исполнительства на русских народных инструментах в различные периоды XX века
5.1. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917-1941 годы. Исполнительство на русских народных инструментах в годы Великой отечественной войны(1941-1945). Искусство игры на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945-1955) Практические 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Современный этап развития исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 90-е годы). Развитие исполнительства на народных инструментах в Алтайском крае Сам. работа 5 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Знакомство с произведениями для русских народных инструментов. Слушание музыки в исполнении выдающихся солистов и коллективов Сам. работа 5 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6592
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое «техника» для музыканта в узком смысле слова?
а) умение играть мелкие длительности;
б) умение свободно выражать эмоции во время исполнения музыкального произведения;
в) двигательно-моторные навыки: уверенное владение инструментом; легкость исполнения виртуозных эпизодов; выносливость и мышечная свобода.
Правильный ответ: в

2. Каковы задачи ежедневной технической работы музыканта?
а) освоение большого количества музыкальных произведений;
б) развитие гибкости игрового аппарата;
в) укрепление физически слабого игрового аппарата, наращивание нагрузок, преодоление фактора быстрой утомляемости.
Правильный ответ: в

3. Чувство музыкального ритма – это:
а) способность человека тонко чувствовать и активно переживать эмоциональную выразительность общего движения музыкального времени в произведении;
б) способность к воспроизведению повторяющихся ритмоформул;
в) способность воспринимать чередование динамических акцентов во времени.
Правильный ответ: а

4. Что определяет технические возможности исполнителя?
а) желание музыканта-исполнителя играть быструю музыку;
б) подвижная нервная система музыканта, «реактивность», быстрота и точность действий, органичность;
в) предъявляемые программные требования.
Правильный ответ: б

5. Что такое полиритмия?
а) частая смена темпов и размеров
б) разнообразие и сложность ритмических рисунков
в) одновременное сочетание двух и более ритмических линий в виде дуолей, триолей, квартолей, квинтолей и т.д.
Правильный ответ: в

6. Как следует исполнять указание poco meno mosso?
а) более подвижно
б) в том же темпе
в) менее подвижно
Правильный ответ: в

7. Виртуозность – это:
а) совершенство в музыкальном исполнительстве;
б) умение играть артистично;
в) умение играть пассажную технику.
Правильный ответ: а

8. Индивидуальные особенности звукоизвлечения, выраженное в характере прикосновения пианиста к клавиатуре:
а) исполнительская воля
б) исполнительское туше
в) исполнительский императив
Правильный ответ: б

9. Как обозначается левая педаль?
а) tre corde
б) ppp
в) una corde
Правильный ответ: в

10. Небольшие отклонения от темпа с целью усиления художественной выразительности при исполнении музыкального произведения обозначается термином:
а) агогика
б) архитектоника
в) нюансировка
Правильный ответ: а
11. Что значит термин cantabile?
а) мягко
б) певуче
в) выразительно
Правильный ответ: б

12. Наивысшая точка в построении драматургии музыкального произведения – это:
а) кульминация
б) модуляция
в) альтерация
Правильный ответ: а

13. Какова единица пульсации в размере 6/8?
а) дуоли
б) триоли
в) квартоли
Правильный ответ: б

14. Что обозначает итальянский музыкальный термин sempre?
А) ровно
Б) как раньше, также
В) всегда, всё время, постоянно
Правильный ответ: в

15. Как называется оформление «музыкальной ткани» в нотном тексте произведения?
а) фактура
б) тональный план
в) музыкальный фон
Правильный ответ: а


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как можно охарактеризовать общие способности человека?
Правильный ответ: инициативность воображения, богатство ассоциаций, кругозор, наблюдательность, внимание, сосредоточенность и др.

2. Специальные музыкальные способности – это:
Правильный ответ: физические особенности строения рук, приспособленность к игре на инструменте, разработанность пальцевой механики, координация, хорошая музыкальная память и др.

3. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте?
Правильный ответ: совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для успешного осуществления концертно-исполнительской деятельности.

4. Что является самым главным фактором в совершенствовании своего исполнительского мастерства?
Правильный ответ: ключевым условием совершенствования исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая самостоятельная работа.

5. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом?
Правильный ответ: устройство своего музыкального инструмента и способы ухода за ним.

6. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения на конкурсах и экзаменах?
Правильный ответ: художественная выразительность и техническое совершенство исполнения.

7. Какие знания необходимы для работы над произведениями композиторов разных эпох?
Правильный ответ: исполнение музыки композиторов разных эпох требует от музыканта знания основных жанров и стилей музыкальных произведений, а также методов достижения результата.

8. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде?
Правильный ответ: во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм как особое проявление сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю посредством внешних и внутренних проявлений творческой активности.

9. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель?
Правильный ответ: восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным, грамотным и осмысленным.

10. В каких составах должен уметь работать инструменталист?
Правильный ответ: профессиональный инструменталист должен уметь работать в любых составах: в оркестре, в ансамбле, в смешанных составах.

11. Какими способами и методами подготовки к выступлению должен владеть концертный исполнитель?
Правильный ответ: концертный исполнитель должен владеть аутотренингом, различными способами самовнушения и саморегуляции.

12. С какой актуальной проблемой часто сталкивается музыкант на концертной эстраде?
Правильный ответ: одной из наиболее актуальных проблем для музыканта-исполнителя – это проблема преодоления сценического волнения.

13. Что такое интерпретация музыкального произведения?
Правильный ответ: в области музыкального искусства интерпретацией называют вариантную множественность индивидуального прочтения и воспроизведения музыкального произведения, раскрывающую его идейно-образное содержание, новые смыслы.

14. Какие приемы работы над музыкальным произведением приходится применять исполнителю на начальном этапе?
Правильный ответ: приемы работы над техническими трудностями.

15. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»?
Правильный ответ: к осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации.

16. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте?
Правильный ответ: на совершенствование своего исполнительского мастерства.

17. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности?
Правильный ответ: трудолюбие, терпение, талант, творчество, требовательность.

18. Что должен знать музыкант-профессионал для эффективного освоения текста музыкального произведения?
Правильный ответ: разнообразные методы работы над музыкальным произведением.

19. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные и экзаменационные программы?
Правильный ответ: полифония, виртуозные пьесы, кантилена, произведения крупной формы.

20. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте?
Правильный ответ: инструктивный материал, который включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды – тот материал, который необходим для развития исполнительской техники исполнителя-музыканта в преодолении различных технических трудностей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.

Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из контрольных вопросов и практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота изложения теоретического материала;
• Культура речи;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий).
5 «отлично» (зачтено)
• Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
4 «хорошо»
• Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
3 «удовлетворительно»
• Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной, полнотой раскрытия темы и знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
2 «неудовлетворительно»
• Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Демченко А. И. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э2 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э3 Курс "История исполнительского искусства" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху как синхронистическую таблицу, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену.