Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Профиль | Арт-дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.искусствоведения Ю.В. Кирюшина
1.1. | Цель курса – познакомить студентов с историей этикета и этики, их структурой, основными правилами и принципами. Задачами курса являются: -формирование у студентов уважения к нормам коллективной жизни, -воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизма, корпоративности, -приобщение к духовно-нравственным ценностям общечеловеческой культуры, -гармонизация личностного развития студентов классического университета. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.2 |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основополагающие нормы этики, морали,нравственности,эстетики; - правила поведения в обществе; - основные принципы этикета; - общее и различное в нормах этикета России и зарубежных стран; - основы делового этикета. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выявлять основные исторические этапы формирования и развития этикета; - уметь применять на практике знание этикета; - уметь пользоваться понятийным аппаратом. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - иметь навыки корпоративного взаимодействия; - владения грамотной профессиональной речью; - самостоятельного самосовершенствования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика основных проблем дисциплины "Основы современного этикета" | ||||||
1.1. | Актуальность, предмет и задачи курса «Основы этикеты». Обзор источников и литературы. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Аналитическая работа с источниками: "История этикета. Сложение этикетных норм" | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | История этикета. Сложение этикетных норм | Практические | 4 | 4 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Этикет общения | ||||||
2.1. | Понятие этикета общения. Приветствие, как знак вежливости. Представление. Порядок представлений и знакомств. Обращения | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Этикет общения в университете. Отношения администрация университета-студент, перподаватель-студент, студент-студент. | Практические | 4 | 4 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Подготовка эссе: "Проблема отклонений от культуры речи" | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Особенности невербальной формы этикета | ||||||
3.1. | Работа с лекционным материалом: "Имидж и его составляющие" | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Подготовка эссе: "Психология моды, как важной составляющей делового имиджа" | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Подготовка эссе: "Культура одежды делового мужчины. Культура одежды деловой женщины" | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Корпоративный этикет и культура делового общения | ||||||
4.1. | Конфликты. Виды конфликтов. Способы решения конфликтных ситуаций. Причины деловых конфликтов. | Практические | 4 | 4 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Причины деловых конфликтов и выход из стрессовой ситуации. (Изучение материала вынесеного в самостоятельную работу студента) | Сам. работа | 4 | 18 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Подготовка и проведение деловых переговоров. (Изучение материала вынесеного в самостоятельную работу студента) | Сам. работа | 4 | 22 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Подготовка и проведение презентации. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4017 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-2: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения ОК-3: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Нормы морали охраняются… а) государством; б) обществом; в) церковью; г) политическими партиями. Правильный ответ: б. 2. Нормы морали оценивают… а) поступки людей; б) мотивы; в) намерения; г) все перечисленное. Правильный ответ: г. 3. Способность личности к моральному самоконтролю называется… а) совестью; б) убеждением; в) талантом; г) эмоцией. Правильный ответ: а. 4. Этика как наука существует… a) более 20 веков; б) более 10 веков; в) с конца XVIII века; г) с V века нашей эры. Правильный ответ: а. 5. Мораль – это… a) общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации; б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе; в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению; г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности. Правильный ответ: б. 6. Основателем этики признаётся… a) Платон (428-328 гг. до н. э.); б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.); в) Аристотель (384-322 гг. до н. э.); г) Сенека (4 гг. до н. э. – 65 гг. н. э.). Правильный ответ: в. 7. Термин «этика» (ethica) впервые использовал для обозначения науки, которая изучает добродетели… a) Платон (428-328 гг. до н. э.); б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.); в) Аристотель (384-322 гг. до н. э.); г) Сенека (4 гг. до н. э. – 65 гг. н. э.). Правильный ответ: в. 8. Автор термина «Мораль»… a) Гомер; б) Тацит; в) Цицерон. Правильный ответ: в. 9. Нравственность – термин… a) латинский; б) греческий; в) русский. Правильный ответ: в. 10. Добро и зло – это… a) самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей; б) нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем; в) наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Правильный ответ: в. 11. Под понятием «добрая воля» И. Кант понимает: а) чистую волю - чистую от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия; б) желание быть полезным окружающим людям; в) любую волю, двигаемую разумом и сердцем человека. Правильный ответ: а. 12. Умение сдерживать и контролировать свое настроение и чувства – это… а) эрудированность; б) обходительность и любезность; в) сдержанность и тактичность. Правильный ответ: в. 13. Предпочтение собственных интересов интересам других – это ... а) идеализм; б) материализм; в) формализм; г) эгоизм Правильный ответ: г. 14. Нравственная норма в виде повеления, исходящего непосредственно от Бога: а) убеждение; б) заповедь; в) суждение; г) приказ. Правильный ответ: б. 15. Раздел этической науки, исследующий специфику морали в сфере трудовой деятельности: а) нормативная этика; б) прикладная этика; в) профессиональная этика. Правильный ответ: в. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение философской категории «добро». Правильный ответ: Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. 2. Приведите примеры социального зла. Правильный ответ: Примеры социального зла: терроризм, геноцид, насилие, коррупция, дискриминация и многие другие формы неправедного поведения, которые причиняют боль и страдания людям и существенно нарушают нормы социальной справедливости. 3. Дайте определение понятию «ответственность». Правильный ответ: Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу. 4. Деловое общение – это… Правильный ответ: Деловое общение — передача информации между сотрудниками или коллективами для решения совместных задач и достижения общих целей. 5. Этическая категория, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему окружающих, основанное на признании ценности человеческой личности, называется… Правильный ответ: Достоинство. 6. Приведите примеры моральных санкций. Правильный ответ: К моральным санкциям относятся знаки неодобрения, бойкот, требования признания вины и раскаяния, угрызения совести, стыд и чувство вины. 7. Назовите основные принципы экологической этики. Правильный ответ: К принципам экологической этики относятся: уважение ко всем формам жизни, сохранение биоразнообразия, поддержание устойчивости биосферы, экологическая справедливость, принцип предосторожности и общего достояния природных ресурсов, права будущих поколений, разделенная ответственность, «презумпция опасности», сокращение и конвергенция. 8. Моральный долг – это… Правильный ответ: Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. 9. Дайте определение понятию «проксемика». Правильный ответ: Это наука, которая изучает расположение людей в пространстве при общении. 10. Дайте определение понятию «конфликт». Правильный ответ: Конфликт (от лат. conflictus - «столкновение») - это столкновение, разногласие, обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующихся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванными несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. 11. В переводе с греческого термин «педагогика» означает «детовождение». С чем связана такая трактовка данного термина? Правильный ответ: С подчеркиваем роли учители в жизни ребенка: именно учитель выступает для своего воспитанника в роли «рулевого» в сложном процессе формирования и воспитания его личностных и моральных качеств. 12. Поведение, при котором, отстаивая собственные интересы, человек вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны называется… Правильный ответ: Сотрудничество. 13. Дайте определение понятию «гуманизм». Правильный ответ: Гуманиизм (от лат. humanus — букв. человечный) — система построения общества, где высшей ценностью является жизнь человека. Главные принципы гуманизма - забота о благе людей, уважение к людям, сострадание. 14. Противоположностью добродетели является… Правильный ответ: порок. 15. Система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности) называется… Правильный ответ: Речевой этикет. 16. Вставьте пропущенное слово: «Реальное общество …. в представителях различных моральных систем». Правильный ответ: Нуждается. 17. Моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей, которое выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами воспитания и разъяснения», называется… Правильный ответ: Терпимостью (толерантностью). 18. Дайте определение понятию «имморализм». Правильный ответ: Имморализм — целостная мировоззренческая позиция, заключающаяся в отрицании принципов и предписаний морали. 19. Нравственный принцип, предписывающий человеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей, называется … Правильный ответ: альтруизм. 20. Что такое морально-этическая ответственность? Правильный ответ: Морально-этическая ответственность представляет собой личностное качество, которое заключается в осознании моральной необходимости выполнения социальных и личностных норм, а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершаемых поступков, оценивание собственных действий с позиций гуманности и с чистой совестью. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОСы в приложении к РПД |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
Профессиональная этика 54.03.03.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лавриненко В.Н. | Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузнецов И.Н. | Современный этикет: учебное пособие | Дашков и К // ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова | www.akunb.altlib.ru | ||
Э3 | Этикет в современном мире | www.etiquette.ru | ||
Э4 | Правила этикета в Европе | www.womakineurope.com | ||
Э5 | Определение этикета | www.glossary.ru | ||
Э6 | Невербальное общение | www.nonverbal.freest.org | ||
Э7 | Деловой этикет | www.ippnou.ru | ||
Э8 | Курс "Профессиональная этика" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |