МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. к.иск., Зав.каф., Черняева И.В.;к. иск. , О.С. Комарова

Рецензент(ы):
к. иск., Ю.В. Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.искусствоведения Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.искусствоведения Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с историей этикета и этики, их структурой, основными правилами и принципами.
Задачами курса являются:
-формирование у студентов уважения к нормам коллективной жизни,
-воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизма, корпоративности,
-приобщение к духовно-нравственным ценностям общечеловеческой культуры,
-гармонизация личностного развития студентов классического университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основополагающие нормы этики, морали,нравственности,эстетики;
- правила поведения в обществе;
- основные принципы этикета;
- общее и различное в нормах этикета России и зарубежных стран;
- основы делового этикета.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять основные исторические этапы формирования и развития этикета;
- уметь применять на практике знание этикета;
- уметь пользоваться понятийным аппаратом.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- иметь навыки корпоративного взаимодействия;
- владения грамотной профессиональной речью;
- самостоятельного самосовершенствования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика основных проблем дисциплины "Основы современного этикета"
1.1. Актуальность, предмет и задачи курса «Основы этикеты». Обзор источников и литературы. Лекции 4 2 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Аналитическая работа с источниками: "История этикета. Сложение этикетных норм" Сам. работа 4 12 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. История этикета. Сложение этикетных норм Практические 4 4 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Этикет общения
2.1. Понятие этикета общения. Приветствие, как знак вежливости. Представление. Порядок представлений и знакомств. Обращения Лекции 4 2 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Этикет общения в университете. Отношения администрация университета-студент, перподаватель-студент, студент-студент. Практические 4 4 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Подготовка эссе: "Проблема отклонений от культуры речи" Сам. работа 4 12 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Особенности невербальной формы этикета
3.1. Работа с лекционным материалом: "Имидж и его составляющие" Сам. работа 4 8 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Подготовка эссе: "Психология моды, как важной составляющей делового имиджа" Сам. работа 4 8 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Подготовка эссе: "Культура одежды делового мужчины. Культура одежды деловой женщины" Сам. работа 4 4 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Корпоративный этикет и культура делового общения
4.1. Конфликты. Виды конфликтов. Способы решения конфликтных ситуаций. Причины деловых конфликтов. Практические 4 4 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Причины деловых конфликтов и выход из стрессовой ситуации. (Изучение материала вынесеного в самостоятельную работу студента) Сам. работа 4 18 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.3. Подготовка и проведение деловых переговоров. (Изучение материала вынесеного в самостоятельную работу студента) Сам. работа 4 22 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.4. Подготовка и проведение презентации. Сам. работа 4 4 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4017
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК-2: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Нормы морали охраняются…
а) государством;
б) обществом;
в) церковью;
г) политическими партиями.
Правильный ответ: б.

2. Нормы морали оценивают…
а) поступки людей;
б) мотивы;
в) намерения;
г) все перечисленное.
Правильный ответ: г.

3. Способность личности к моральному самоконтролю называется…
а) совестью;
б) убеждением;
в) талантом;
г) эмоцией.
Правильный ответ: а.

4. Этика как наука существует…
a) более 20 веков;
б) более 10 веков;
в) с конца XVIII века;
г) с V века нашей эры.
Правильный ответ: а.

5. Мораль – это…
a) общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;
б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;
в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению;
г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
Правильный ответ: б.

6. Основателем этики признаётся…
a) Платон (428-328 гг. до н. э.);
б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.);
в) Аристотель (384-322 гг. до н. э.);
г) Сенека (4 гг. до н. э. – 65 гг. н. э.).
Правильный ответ: в.

7. Термин «этика» (ethica) впервые использовал для обозначения
науки, которая изучает добродетели…
a) Платон (428-328 гг. до н. э.);
б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.);
в) Аристотель (384-322 гг. до н. э.);
г) Сенека (4 гг. до н. э. – 65 гг. н. э.).
Правильный ответ: в.

8. Автор термина «Мораль»…
a) Гомер;
б) Тацит;
в) Цицерон.
Правильный ответ: в.

9. Нравственность – термин…
a) латинский;
б) греческий;
в) русский.
Правильный ответ: в.

10. Добро и зло – это…
a) самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей;
б) нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем;
в) наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Правильный ответ: в.

11. Под понятием «добрая воля» И. Кант понимает:
а) чистую волю - чистую от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия;
б) желание быть полезным окружающим людям;
в) любую волю, двигаемую разумом и сердцем человека.
Правильный ответ: а.

12. Умение сдерживать и контролировать свое настроение и чувства – это…
а) эрудированность;
б) обходительность и любезность;
в) сдержанность и тактичность.
Правильный ответ: в.

13. Предпочтение собственных интересов интересам других – это ...
а) идеализм;
б) материализм;
в) формализм;
г) эгоизм
Правильный ответ: г.

14. Нравственная норма в виде повеления, исходящего непосредственно от Бога:
а) убеждение;
б) заповедь;
в) суждение;
г) приказ. Правильный ответ: б.

15. Раздел этической науки, исследующий специфику морали в сфере трудовой деятельности:
а) нормативная этика;
б) прикладная этика;
в) профессиональная этика.
Правильный ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение философской категории «добро».
Правильный ответ: Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей.

2. Приведите примеры социального зла.
Правильный ответ: Примеры социального зла: терроризм, геноцид, насилие, коррупция, дискриминация и многие другие формы неправедного поведения, которые причиняют боль и страдания людям и существенно нарушают нормы социальной справедливости.

3. Дайте определение понятию «ответственность».
Правильный ответ: Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу.

4. Деловое общение – это…
Правильный ответ: Деловое общение — передача информации между сотрудниками или коллективами для решения совместных задач и достижения общих целей.

5. Этическая категория, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему окружающих, основанное на признании ценности человеческой личности, называется…
Правильный ответ: Достоинство.

6. Приведите примеры моральных санкций.
Правильный ответ: К моральным санкциям относятся знаки неодобрения, бойкот, требования признания вины и раскаяния, угрызения совести, стыд и чувство вины.


7. Назовите основные принципы экологической этики.
Правильный ответ: К принципам экологической этики относятся: уважение ко всем формам жизни, сохранение биоразнообразия, поддержание устойчивости биосферы, экологическая справедливость, принцип предосторожности и общего достояния природных ресурсов, права будущих поколений, разделенная ответственность, «презумпция опасности», сокращение и конвергенция.

8. Моральный долг – это…
Правильный ответ: Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений.

9. Дайте определение понятию «проксемика».
Правильный ответ: Это наука, которая изучает расположение людей в пространстве при общении.

10. Дайте определение понятию «конфликт».
Правильный ответ: Конфликт (от лат. conflictus - «столкновение») - это столкновение, разногласие, обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующихся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванными несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

11. В переводе с греческого термин «педагогика» означает «детовождение». С чем связана такая трактовка данного термина?
Правильный ответ: С подчеркиваем роли учители в жизни ребенка: именно учитель выступает для своего воспитанника в роли «рулевого» в сложном процессе формирования и воспитания его личностных и моральных качеств.

12. Поведение, при котором, отстаивая собственные интересы, человек вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны называется…
Правильный ответ: Сотрудничество.

13. Дайте определение понятию «гуманизм».
Правильный ответ: Гуманиизм (от лат. humanus — букв. человечный) — система построения общества, где высшей ценностью является жизнь человека. Главные принципы гуманизма - забота о благе людей, уважение к людям, сострадание.

14. Противоположностью добродетели является…
Правильный ответ: порок.

15. Система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности) называется…
Правильный ответ: Речевой этикет.

16. Вставьте пропущенное слово: «Реальное общество …. в представителях различных моральных систем».
Правильный ответ: Нуждается.

17. Моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей, которое выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами воспитания и разъяснения», называется…
Правильный ответ: Терпимостью (толерантностью).

18. Дайте определение понятию «имморализм».
Правильный ответ: Имморализм — целостная мировоззренческая позиция, заключающаяся в отрицании принципов и предписаний морали.

19. Нравственный принцип, предписывающий человеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей, называется …
Правильный ответ: альтруизм.

20. Что такое морально-этическая ответственность?
Правильный ответ: Морально-этическая ответственность представляет собой личностное качество, которое заключается в осознании моральной необходимости выполнения социальных и личностных норм, а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершаемых поступков, оценивание собственных действий с позиций гуманности и с чистой совестью.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОСы в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко В.Н. Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Современный этикет: учебное пособие Дашков и К // ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Этикет в современном мире www.etiquette.ru
Э4 Правила этикета в Европе www.womakineurope.com
Э5 Определение этикета www.glossary.ru
Э6 Невербальное общение www.nonverbal.freest.org
Э7 Деловой этикет www.ippnou.ru
Э8 Курс "Профессиональная этика" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.