МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость13 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 468
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 430
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 430 430 430 430
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 468 468 468 468

Программу составил(и):
к.иск, доц., Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Рисунок» является формирование методов, средств и приёмов при создании художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессионального качественного уровня учебных работ студентов.
Задачи:
-Обучить законам изобразительной грамоты;
-обучить законам линейно - воздушной перспективы;
-изучить техники тонального и линейного рисунка;
-научить применть техники и технологии изобразительных материалов;
-научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные способы и методы самообразования,знает о способах построения и передачи пластики форм, об организации пространства средствами линейного, светотеневого, тонального рисунка,
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать современные направления в педагогических технологиях преподавания изобразительного искусства; составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности,использовать инструментарий для достижения наибольшей выразительности при решении творческих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.эффективными и интерактивными способами самообразования,навыками ведения длительной работы над художественным проектом,
различными графическими техниками создания художественного проекта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива
1.1. Линейно – конструктивное построение гипсового куба, цилиндра, конуса и шара Практические 1 6 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Овладение основами изобразительного языка рисунка. Упражнения на применение воздушной и линейной перспективы в рисунке Практические 1 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Практические 1 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Сам. работа 1 195 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Экзамен 1 9 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Конструкция предмета и светотоновын отношения
2.1. Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона (Тональный рисунок) Практические 1 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Рисование предметов быта простой формы с тоновой проработкой (кружка, ваза для цветов и т.д.) (Короткий рисунок) Сам. работа 1 100 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Рисунок простого гипсового орнамента (розетки или трилистника). Светотеневая проработка модели Практические 1 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Рисунок простого гипсового орнамента (розетки или трилистника). Светотеневая проработка модели Сам. работа 1 110 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Рисование натюрморта
3.1. Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой Практические 1 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой (работа мягкими материалами в различных графических техниках) Практические 1 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Натюрморт с гипсовым орнаментом, стеклянной посудой и керамической кружкой. Передача материальности разнохарактерных предметов (передача фактурности) Практические 1 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Тематический натюрморт с элементами интерьера Практические 1 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 1 25 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Экзамен 1 9 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн–курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4010
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ


ОПК-1: способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка.
Вопросы закрытого типа:
Вопрос 1 Что в переводе с латинского означает слово «композиция»?
А) Пересечение;
Б) Соединение;
В) Укрощение.
Ответ: Б
Вопрос 2 Что из перечисленного относится к приемам композиции? Выберите два верных ответа.
А) Уравновешивание частей рисунка;
Б) Акцентирование зрительного центра;
В) Правильная штриховка.
Ответ: А, Б
Вопрос 3 Важен ли правильный выбор формата в академическом учебном рисунке?
А) Важен;
Б) Нет, не важен:
В) Не имеет значения.
Ответ: А
Вопрос 4 Важно ли дизайнеру применять новые технологии при выполнении рисунка?
А) Это не обязательно;
Б) Это важно;
В) Нужно рисовать от руки.
Ответ: Б
Вопрос 5 Помогают ли компьютерные технологии развивать навыки рисования?
А) Компьютерные технологии помогают развивать навыки рисования;
Б) Компьютерные технологии мешают развивать навыки рисования;
Ответ: А
Вопрос 6 Верно ли утверждение: рисование от руки не нужно дизайнеру XXI века?
А) Да, это так
Б) Дизайнеру в его практической работе пригодятся навыки рисования от руки;
В) Для дизайнера важно изучать только компьютерные программы.
Ответ: Б
Вопрос 7 Помогают ли теоретические знания при работе над академическим рисунком натюрморта или портрета?
А) Помогают;
Б) Мешают;
В) Не играют существенной роли.
Ответ: А
Вопрос 8 Как нужно изучать учебную постановку?
А) С разных точек зрения;
Б) С фотографии;
В) При ярком освещении.
Ответ: А
Вопрос 9 Для чего дизайнеру изучать законы линейной перспективы?
А) Для сдачи зачета;
Б) Для передачи тонких нюансов в рисунке;
В) Для правильного, реалистичного построения предметов и передачи пространства на плоскости листа.
Ответ: В
Вопрос 10 Для чего нужны дизайнеру теоретические знания в области изобразительного искусства?
А) Для того, что бы стать профессионалом высокого уровня;
Б) Для составления резюме;
В) Для отчета по практике.
Ответ: А
Вопрос 11 Какие теоретические методы исследования можно применить в академическом рисовании? Выберите два верных ответа.
А) Метод анализа и синтеза;
Б) Метод наблюдений;
В) Анкетный опрос.
Ответ; А, Б
Вопрос 12 Нужно ли определять смысловое содержание учебного натюрморта?
А) Нет, не нужно определять;
Б) Нужно, поскольку это поможет выделить главное и сделать менее тщательно второстепенное;
В) В натюрморте не может быть смыслового центра.
Ответ: Б
Вопрос 13 Для чего художнику важно выполнять быстрые, кратковременные зарисовки и наброски с натуры? Выберите два верных ответа.
А) Для совершенствования навыков в рисовании;
Б) Для развития глазомера;
В) Для изучения .
Ответ: А, Б
Вопрос 14 Что такое искусствознание?
А) Это наука об искусственном интеллекте;
Б) Это наука об искусстве;
В) Это не наука.
Ответ: В
Вопрос 15 Верно ли утверждение, что рисование развивает творческие способности человека?
А) Неверно;
Б) Да, безусловно, рисование развивает творческие способности
В) Рисование развивает творческие способности только в детском возрасте.
Ответ: Б
Вопрос 16 В каком случае употребляется термин «реализм» ?
А) Способность искусства истинно, правдиво отражать жизнь;
Б) Способность искусства развивать сознание;
В) Отражение в искусстве только социальных проблем.
Ответ: А
Вопрос 17 Какой вид искусства можно отнести к пространственному?
А) Графика;
Б) Фотография;
В) Архитектура.
Вопрос 18 Что такое художественный образ?
А) Это форма мышления в искусстве;
Б) Это восприятие искусства;
В) Это противопоставление образов в искусстве.
Ответ: А
Вопрос 19 Какой должна быть линия в учебном академическом рисунке?
А) Одинаковой по толщине;
Б) Пространственной;
В) Прерывистой.
Ответ: А
Вопрос 20 В чем сущность линейно – конструктивного этапа в рисовании натюрморта?
А) В разборе по тону всех предметов;
Б) В конструктивном построении всех предметов;
В) В наблюдении.
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопросы и задания открытого типа:
Вопрос 1 Какие цифровые технологии может применять дизайнер работая над рисунком?
Ответ: 3D-моделирование, искусственный интеллект, облако.
Вопрос 2 Что необходимо выполнять студенту для совершенствования своих навыков в академическом рисунке?
Ответ: работать самостоятельно, выполнять краткосрочные наброски и зарисовки ежедневно.
Вопрос 3 В каких видах искусства применяется термин «композиция»?
Ответ: изобразительное искусство, театральное искусство, архитектура.
Вопрос 4 Как называется смысловой центр в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: композиционный центр
Вопрос 5 Какие теоретические методы исследования может применять студент при работе над рисунком и композицией?
Ответ: метод наблюдений, метод анализа и синтеза, культурологические методы.
Вопрос 6 С чего начинается работа над учебным рисунком натюрморта?
Ответ: работа начинается с размещения всех элементов композиции натюрморта на плоскости листа
Вопрос 7 Объясните выражение великого итальянского скульптора и художника Микеланджело Буонаротти «Рисуют не руками, а головой»
Ответ: этим скульптор хотел подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании.
Вопрос 8 Что значит выражение «уметь видеть натуру»?
Ответ: уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение
Вопрос 9 Какова главная цель работы над учебным натюрмортом?
Ответ: развитие творческих способностей
Вопрос 10 Какие экспериментальные методы можно применять в графике?
Ответ: смешение различных графических техник и применение цифровых технологий
Вопрос 11 Что значит теоретический уровень исследования?
Ответ: это знание о сущности исследуемых явлений и предметов
Вопрос 12 Как применяется в учебном рисунке метод наблюдения?
Ответ: метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у студентов будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.
Вопрос 13 Какие наглядные методы обучения рисунку Вы знаете?
Ответ: репродукции картин, наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов.
Вопрос 14 Какие словесные методы обучения рисунку Вы знаете?
Ответ: беседа, рассказ преподавателя
Вопрос 15 Назовите основные методы работы над рисунком с натуры?
Ответ: практические методы: анализ и наблюдение.
Вопрос 16 Метод это –
Ответ: метод – это способ достижения цели исследования. Правильно выбранные методы играют решающую роль в успехе той или иной исследовательской деятельности
Вопрос 17 Методика обучения рисунку это –
Ответ: это совокупность знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах учебной деятельности.
Вопрос 18 Какую бумагу лучше всего использовать для рисунка карандашом и почему?
Ответ: лучше использовать плотный ватман, так как он позволяет делать многочисленные исправления и штрих по поверхности бумаги хорошо ложится.
Вопрос 19 Какие существуют виды линейной перспективы?
Ответ: фронтальная перспектива, угловая, круговая.
Вопрос 20 Используется ли в графическом искусстве цвет?
Ответ: да, цвет может использоваться как вспомогательное средство.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера (графический рисунок).

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Цели и задачи учебного академического рисунка
Ответ: освоить основы изобразительной грамоты, иметь понятия об основных законах академического рисунка
2. Что такое тональные отношения в академическом рисунке
Ответ: степень различия по тону предметов изображения
3. Что такое тень собственная в рисунке натюрморта?
Ответ: теневая сторона на самом предмете
4. Что такое падающая тень в рисунке натюрморта?
Ответ: тень от предметов на плоскости стола

5. Что такое композиционный центр рисунка?
Ответ: это смысловой центр , выделенный размером, цветом, контрастом


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Тема 1. Линейно-конструктивный рисунок куба, цилиндра и призмы
Практическая работа предусматривает последовательное изображение куба, цилиндра и призмы, передача линейной перспективы, пропорций и пространства.
Тема 2. Тональный рисунок шара
Практическая работа предусматривает последовательное изображение шара передача с помощью светотеневой моделировки объема геометрического тела.
Тема 3. Натюрморт из 2-3 предметов быта
Практическая работа предусматривает последовательное выполнение натюрморта из простых по форме предметов быта на нейтральном фоне определение тональных отношений посредством графических материалов с передачей объемности предметов.
Тема 4. Зарисовки драпировок со складками
Практическая работа предусматривает последовательное выполнение линейно-конструктивного и тонального рисунка драпировок со складками различных тканей по фактуре (шелк, шерсть и др.)
Тема 5. Рисунок натюрморта, включающего драпировку

Практическая работа предусматривает последовательное выполнение натюрмортов, состоящих из 2-3 предметов быта простой формы (чайник и кружка, крынка и яблоко). Научиться определять большие тональные отношения, определять пропорции и тональную разницу между предметами.
Уметь рисовать складки.
Тема 6. Тональный рисунок натюрморта из различных предметов быта
Практическая работа предусматривает последовательное выполнение тонального рисунка. Последовательность ведения работы. Развивать умение изображать складки и фактуру ткани, передавать объем предметов.
Тема 7. Зарисовки простого пейзажа
Практическая работа предусматривает последовательное выполнение зарисовок мягкими художественными материалами пейзажей с передачей глубокого пространства. Изучение законов воздушной и линейной перспективы.
Тема 8. Зарисовки фигуры человека
Практическая работа предусматривает выполнение краткосрочных линейных и тоновых зарисовок и набросков фигуры человека в разных состояниях (сидит, стоит, бежит и т. д.)
Тема 9. Зарисовки головы человека в разных ракурсах.
Практическая работа предусматривает выполнение конструктивного и тонального рисунка женской и мужской головы в анфас, профиль и других сложных ракурсах.
Тема 10. Стилизация в рисунке
Практическая работа предусматривает преобразование реалистического изображения натюрморта, портрета или фигуры человека в условно-стилизованное изображение.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, нарисовал предложенные практические задания без ошибок, выполнил большое количество самостоятельных набросков и зарисовок в разных техниках.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Нарисовал предложенные практические задания с небольшими неточностями. Выполнил все самостоятельные работы.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Не выполнены самостоятельные работы по рисунку. Допускается несколько ошибок в рисунках практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Рисунки практических заданий не выполнены. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.




Приложения
Приложение 1.   ФОС Рисунок (1).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Казарин С. Н. Академический рисунок: практикум Кемеровский государственный институт культуры, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472647
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э2 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э3 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э4 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
Э5 Рисунок portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.