МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технический рисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 197
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 197 197 197 197
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к. иск, доцент, Е.В. Рускович

Рецензент(ы):
к.иск , доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Технический рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов профессионального мышления, ознакомление с теоретическими основами и практическим приложением методов изображений, которые применяются при проектировании в дизайне

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы начертательной геометрии и теорию теней
основы построения геометрических предметов
приемами работы с цветом и цветовыми композициями
3.2.Уметь:
3.2.1.воссоздавать формы предмета по чертежу (в трех проекциях)
изображать ее в изометрических и свободных проекциях
пользоваться методами и технологией классических техник станковой графики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.правилами и способами построения чертежа
навыками разработки проектных идей, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи
приемами гармонизации форм, структур, комплексов и систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основы начертательной геометрии.
1.1. Введение. Основы начертательной геометрии. Практические 4 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Оформление практической работы Сам. работа 4 32 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Плоскость, линии и точки в плоскости. Практические 4 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Оформление практической работы Сам. работа 4 26 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Взаимное положение прямых и плоскостей Практические 4 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Оформление практической работы Сам. работа 4 32 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.7. Поверхности и тела. Практические 4 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.8. Оформление практической работы Сам. работа 4 29 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.9. Аксонометрические проекции. Практические 4 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.10. Оформление практической работы Сам. работа 4 28 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.11. Преобразование проекций Сам. работа 4 22 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.12. Оформление практической работы Сам. работа 4 28 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн–курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11441
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
Примеры вопросов и заданий закрытого типа:
Вопрос 1 Какое из перечисленных утверждений является верным?
А) Графика является одним из видов изобразительного искусства;
Б) Графика не является одним из видов изобразительного искусства;
В) Графика является разновидностью декоративно- прикладного искусства.
Ответ: А
Вопрос 2 Что в переводе с латинского означает слово «натюрморт»?
А) «Мертвая вода»;
Б) «Мертвая натура»;
В) «Чистые краски».
Ответ: Б
Вопрос 3 Верно ли, что линия является основным средством выразительности в графике?
А) Это не верно;
Б) Да, это верно;
В) Не всегда.
Ответ: Б
Вопрос 4 Верно ли, что при рисовании с натуры необходимо учитывать законы линейной перспективы?
А) Можно не учитывать;
Б) Частично учитывать;
В) Необходимо учитывать законы линейной перспективы.
Ответ: В
Вопрос 5 Верно ли, что графитные карандаши имеют различную степень мягкости?
А) Да, это верно;
Б) Графитные карандаши все одинаковые;
В) Графитные карандаши бывают только твердые.
Ответ: А
Вопрос 7 Верно ли, что в рисунке не нужно соблюдать основные законы композиции?
А) Да, можно не соблюдать ;
Б) Нужно обязательно соблюдать основные законы композиции;
В) Для рисунка законы композиции не применяются.
Ответ Б
Вопрос 8 Верно ли утверждение, что штриховка в учебном рисунке натюрморта должна накладываться по форме предмета?
А) Штриховка в рисунке должна накладываться по форме предмета;
Б) Штриховать можно без учета формы предмета;
В) В рисунке штриховка не применяется.
Ответ: А
Вопрос 9 Верно ли, что при построении куба с натуры необходимо учитывать законы линейной перспективы?
А) При построении куба с натуры перспектива не учитывается;
Б) При построении куба с натуры обязательно учитывается линейная перспектива;
В) Куб с натуры нужно строить в обратной перспективе.
Ответ: Б
Вопрос 10 Верно ли, что при построении цилиндра с натуры обязательно учитывать законы перспективного сокращения?
А) При построении цилиндра с натуры необходимо учитывать законы перспективного сокращения окружности;
Б) При рисовании цилиндра с натуры нужно только учитывать его пропорции;
В) Учитывать законы перспективы не обязательно.
Ответ: А
Вопрос 11 Верно ли, что объем предмета можно передать с помощью светотени?
А) В рисунке светотень не учитывается;
Б) С помощью светотени нельзя показать объем предметов в рисунке;
В) Объем предметов в рисунке можно передать с помощью светотени.
Ответ: В
Вопрос 12 Какое из утверждений является верным?
А) Линогравюра – это выпуклая гравюра на линолеуме;
Б) Линогравюра – это гравюра на дереве;
В) Линогравюра – это гравюра на камне.
Ответ: А
Вопрос 13 Верно ли, что при рисовании портрета человека необязательно учитывать пропорции частей лица?
А) При рисовании портрета человека, пропорции частей его лица не учитываются;
Б) Очень важно при рисовании портрета учитывать пропорции его лица;
В) При рисовании портрета человека, нужно придерживаться утвержденных канонов.
Ответ: Б
Вопрос 14 Верно ли, что точные тональные отношения - это основа грамотного учебного рисунка?
А) Да, это верно;
Б) Нет, это не верно;
В) Тональные отношения используются только в живописи.
Ответ: А
Вопрос 15 Верно ли, что законы линейной перспективы не обязательно учитывать при рисовании с натуры гипсовых тел?
А) Да, это верно;
Б) Это не верно;
В) При рисовании гипсовых тел используют законы контраста.
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопросы открытого типа
Вопрос 1 Что такое тональные отношения в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: степень различия по тону всех предметов в натюрморте.
Вопрос 2 Для чего необходимо применять законы линейной перспективы в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: для реалистического изображения самих предметов и передачи пространства
Вопрос 3 Что такое графика?
Ответ: графика - это вид изобразительного искусства, где основными средствами выразительности являются линия, пятно и точка
Вопрос 4 Что такое сюжетно-тематический натюрморт?
Ответ: это натюрморт, где все предметы связаны между собой общей идеей, например: «Чаепитие» и т.п.
Вопрос 5 Какие виды линейной перспективы Вы знаете?
Ответ: фронтальная и угловая перспектива
Вопрос 6 Сколько точек схода будет при рисовании куба в угловой перспективе?
Ответ: две точки схода
Вопрос 7 Что такое основные пропорции предмета?
Ответ: это отношение ширины предмета к его высоте
Вопрос 8 Зачем при рисовании натюрморта из бытовых предметов необходимо использовать разную силу тона?
Ответ: для того чтобы показать различную степень тональности предметов в натюрморте
Вопрос 9 Какие графические художественные материалы Вы знаете?
Ответ: графитные карандаши, тушь, соус, сангина, уголь рисовальный, маркеры и т.п.
Вопрос 10 Зачем нужно уметь строить эллипсы?
Ответ: для реалистичного изображения любых предметов, в основе которых лежит окружность (ваза, бидон) необходимо уметь строить эллипс
Вопрос 11 Назовите основные задачи учебного академического рисунка.
Ответ: грамотная композиция изображения в листе, правильное конструктивное построение, соблюдение пропорций, верное тональное решение.
Вопрос 12 Какие графические приемы нужно использовать в учебном рисунке натюрморта чтобы показать пространство?
Ответ: все предметы, находящиеся на первом плане нужно прорисовывать четко и контрастно, а предметы дальнего плана более мягко, воздушно.
Вопрос 13 Зачем дизайнеру уметь рисовать?
Ответ: навыки академического рисунка помогут дизайнеру освоить законы композиции, разовьют пространственное мышление, помогут стать профессионалом высокого уровня.
Вопрос 14 Какие навыки важны для дизайнера?
Ответ: креативность, нестандартное мышление, владение специализированным ПО
Вопрос 15 Какие основные законы композиции Вы знаете?
Ответ: равновесие, ритм, выделение композиционного центра.
Вопрос 16 Художественный образ - это
Ответ: форма мышления в искусстве.
Вопрос 17 Как формируется художественный образ в изобразительном искусстве?
Ответ: возникновение идеи, создание произведения, восприятие созданного другим человеком.
Вопрос 18 Академический рисунок - это
Ответ: это рисунок, выполненный в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству.
Вопрос 19 Что такое центральная симметрия?
Ответ: это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра
Вопрос 20 Что такое эскиз?
Ответ: быстро выполненный предварительный рисунок.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левицкий, В. С. Машиностроительное черчение : учебник для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Чекмарев А.А. Инженерная графика: учеб. для немашиностроит. спец. вузов М.: Высш. шк., 2007 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Технический рисунок на портале Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Технический рисунок» включает в себя практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины «Технический рисунок» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередного занятия по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, Решение практического задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум расчетно-графических работ. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является лист формата А4. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.