МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Академическая скульптура и пластическое моделирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 283
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 283 283 283 283
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
Кандидат исторических наук, Доцент, Бочковская Вера Игоревна

Рецензент(ы):
Кандидат искусствоведения, Доцент, Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Академическая скульптура и пластическое моделирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование объемно-пространственного мышления; овладения элементарными профессиональными навыками скульптора, формирование понятия о художественном образе в скульптуре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью обладать элементарными профессиональными навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании
ПК-1 способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Творчество великих мастеров и их произведения отечественной и зарубежной скульптуры; процесс создания художественного образа в скульптуре.Приёмы работы в скульптуре и моделировании разными материалами, авторов наиболее известных произведений, разбираться в скульптурных стилях
3.2.Уметь:
3.2.1.Мыслить объемно-пространственными формами; вести работу последовательно «от общего к деталям».Выполнять скульптурные композиции в глине и пластилине, их эскизы, наброски фигур в сложном движении, модели любых объектов из различных материалов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.различными приемами и навыками рельефной пластики, навыками ваяния и лепки из глины и пластилина, моделирования объектов, набросков живых фигур в движении, выполнения эскизов скульптурных композиций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды скульптуры
1.1. Принципы лепки рельефа Лекции 3 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Композиция рельефа Сам. работа 3 20 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Лепка орнамента простой формы Практические 3 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Лепка орнамента сложной формы Сам. работа 3 20 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Лепка с натуры
2.1. Лепка кувшина простой формы Практические 3 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Лепка натюрморта из крынки и яблока. Сам. работа 3 8 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Этюд тематического 3-х предметного натюрморта Практические 3 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
2.4. Лепка этюдов птиц по памяти и наблюдению Сам. работа 3 21 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Этюд растений с натуры Практические 3 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Лепка этюдов домашних животных по памяти Сам. работа 3 22 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Лепка фигуры человека
3.1. Этюды с гипсовой модели частей лица человека Сам. работа 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Кратковременные наброски человека с натуры Сам. работа 3 22 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Этюд с чучела крупной птицы Сам. работа 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Лепка черепа Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
3.5. Этюд фигуры человека в пространстве Сам. работа 3 22 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Лепка обрубовочной головы Сам. работа 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.7. Этюды по представлению с человеческой фигуры Сам. работа 3 26 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.8. Лепка гипсовой головы Сам. работа 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.9. Наброски с сидящей фигуры человека Сам. работа 3 26 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.10. Лепка живой головы Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.11. Тематическая композиция на основе литературного произведения Сам. работа 3 26 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Композиция в скульптуре
4.1. Пластический язык скульптуры. Сам. работа 3 6 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Образная интерпретация в скульптуре Сам. работа 3 26 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Условность, типизация, идеализация в скульптурном образе. Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.4. Процесс создания скульптурного образа Сам. работа 3 30 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
4.5. Зачет 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.6. Экзамен 3 11 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9720

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть

Уровень Знать / Уметь / Владеть
ОПК-3: способностью обладать элементарными профессиональными навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Скульптура, не связанная с архитектурой, самостоятельная – это...
1. монументальная,
2. станковая.
3. садово-парковая.

Правильный ответ: 2

2. Форма, выходящая из плоскости на две трети объема, называется…

1. круглая скульптура,

2. горельеф,

3. рельеф.

Правильный ответ: 2

3. Мелкая пластика из обожжённой глины – это…
1. керамика.
2. глиптика.
3. терракота.

Правильный ответ: 3

4. Какое произведение принадлежит к скульптуре малых форм?
1. памятник.
2. обелиск.
3. медаль.

Правильный ответ: 3

5. Для работы с каким материалом не требуется вода?
1. пластилин.
2. глина.
3. гипс.

Правильный ответ: 1

6. Что такое шамот?
1. мелкозернистая железистая глина.
2. огнеупорная крупнозернистая глина.
3. белая глина.

Правильный ответ: 2

7. Какой из перечисленных материалов годится для лепки?
1. мрамор.
2. дерево.
3. глина.

Правильный ответ: 3

8. Какой из перечисленных материалов не используется для отливки?
1. пластилин
2. бронза.
3.гипс.

Правильный ответ: 1

9. В скульптуре камень ценится за...

1.прочность.
2. легкоплавкость.
3.пластичность.

Правильный ответ: 1

10. Какой скульптурный материал считается национальным в России?
1.мрамор.
2. дерево.
3. кость.

Правильный ответ: 2

11. Какие материалы сочетает известная еще в Древней Греции хрисоэлефантинная техника?
1. дерево, слоновью кость и золото.
2. кость бивня слона и панцирь черепахи.

Правильный ответ: 1

12. Как называется специальный инструмент для скульптурного моделирования?
1. мастихин.
2. стека.
3. шпатель.

Правильный ответ: 2

13. Какое приспособление используют для изготовления круглой скульптуры?
1. штатив.
2. мольберт.
3. станок.

Правильный ответ: 3

14. Каким понятием можно заменить слово «пластика»?
1. ваяние.
2. конструирование.
3. построение.

Правильный ответ: 1

15. В скульптуре изучение анатомического объекта (скелета, черепа) осуществляется с помощью…

1. эскизирования по представлению.
2. конструирования каркаса.
3. проектирования и графического отображения образов памяти.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какое из свойств характеризует плоскую форму?

Правильный ответ: двухмерность.

2. Взаимосвязь отдельных форм, их сочетание в единое целое в скульптуре представляет собой:

Правильный ответ: конструкцию.

3. Какой принцип соблюдается в процессе художественной лепки?

Правильный ответ: от общего к частному.
4. Как называется процесс моделирования формы из пластических материалов?

Правильный ответ: лепка.

5. Какому виду скульптуры в большей мере присущ интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность?
Правильный ответ: станковая скульптура.

6. Кто автор памятника К. Минину и Д. Пожарскому в Москве?
Правильный ответ: И.П. Мартос.

7. К какому типу будет относиться скульптура, если это произведение осматривается со всех сторон и не соприкасающиеся с плоскостью?

Правильный ответ: круглая.

8. Кто автор скульптуры «Екатерина II – законодательница»?

Правильный ответ: Ф.И. Шуьбин.

9. Какой прием не относится к отделке поверхности скульптуры?

Правильный ответ:обрубовка.

10. Декоративный эффект растрескивания верхнего слоя на поверхности скульптуры называется…

Правильный ответ: кракелюр.

11. Величавость форм и долговечность материала присущи…

Правильный ответ: монументу.

12. Чем работает скульптор?

Правильный ответ: стеки, стамески, молоток

13. Наиболее типичные материалы для скульптуры?

Правильный ответ: глина, камень, дерево, мрамор.

14. К какому виду искусств относится скульптура?
Правильный ответ: пространственные (пластические) виды искусства.

15. Более камерный характер носит…

Правильный ответ: станковая скульптура.

16. Изображение в скульптуре человека по плечи или по грудь –

Правильный ответ: бюст.

17. Назовите самый распространенный объект изображения в скульптуре…

Правильный ответ: человек.

18. Что не относится к разновидностям круглой скульптуры?

Правильный ответ: рельеф.

19. Какую технику применяют при изготовлении крупногабаритных лепных изделий из гипса?

Правильный ответ: формование.

20. Какой прием лепки наиболее распространен при работе с глиной?

Правильный ответ: скатывание.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9720

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть

ПК-1: способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями

1. Как называется скульптура, расположенная на зданиях, мостах и фонтанах?
1.станковая.
2. декоративная.
3. мелкая пластика.

Правильный ответ: 2

2. Как называется скульптура, входящая в архитектурный ансамбль?
1. модельная.
2.монументальная.
3. станковая.

Правильный ответ: 2


3. В каком из видов скульптуры решается преимущественно художественно-образные задачи?
1. садово-парковая.
2. монументальная.
3. станковая.

Правильный ответ: 3


4. Какой вид скульптуры представляет собой изображение на плоскости?

1. рельеф.
2. торс.
3. статуя.
Правильный ответ: 1

5. Автором самой знаменитой скульптуры – символом советского общества – «Рабочий и колхозница» является...
1. В.И. Мухина.
2. М.К. Аникушин.
3. М.Г. Манизер.

Правильный ответ: 1


6. Какой образ был наиболее распространен в скульптуре России 20-30-х годов прошлого века?
1. строителя социализма.
2. дворянина.

Правильный ответ: 1

7. Какая эпоха «очеловечивает» архитектуру, наполняя здания статуями апостолов, святых, пророков, реальных лиц и фантастических существ?
1. готика.
2. модерн.
3. ампир.

Правильный ответ: 1

8. Скульптурный портрет получил максимальное развитие в...
1. Древней Греции.
2.Древнем Риме.
3.Древнем Египте

Правильный ответ: 2

9. Назовите выдающегося мастера скульптуры эпохи Возрождения?
1. Лисипп.
2. Фидий.
3.Микеланджело.

Правильный ответ: 3

10. Назовите главное выразительное качество древнегреческой скульптуры?
1. драматизм скульптурных композиций.
2. пластическая красота человеческого тела.
3. Внешняя эффектность форм.

Правильный ответ: 2

11. Пластической материализацией мифологии является скульптура…
1. Ассирии.
2. Шумера.
3.Древней Греции.

Правильный ответ: 3

12. Чем отличалась скульптура Древнего Египта?

1. реалистичностью образов.
2. системой условного изображения человеческой фигуры.

Правильный ответ: 2

13. В первобытно-общинном строе скульптура нередко использовалась в качестве...
1.амулетов.
2.монет.

Правильный ответ: 1

14. Как переводится слово «пластика» с греческого языка?
1. вырезать.
2. строить.
3. лепить.

Правильный ответ: 3

15. Как иначе называют искусство скульптуры?
1. макетирование.
2.ваяние.
3. формообразование.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Из какого материала сделана знаменитая скульптура Донателло «Давид»?
Правильный ответ: бронза.
2. В каком городе установлена статуя богини Либертас, разработанная Фредериком Огюстом Бартольди?
Правильный ответ: В Нью-Йорке.

3. В каком музее выставлена знаменитая скульптура Огюста Родена «Мыслитель»?

Правильный ответ:В Музее Родена.

4. Кто является автором удивительной скульптуры «Уникальные формы непрерывности в пространстве»?
Правильный ответ: Умберто Боччони.

5. В какую эпоху жил и творил итальянский скульптор БенвенутоЧеллини?
Правильный ответ:Возрожденмя.

6. Среди работ Жана-Батиста Пигаля есть статуи французского монарха. Кого из королей Франции увековечил скульптор?
Правильный ответ: Людовика XV.

7. Кто автор известных скульптур «Амур и Психея», «Дедал и Икар», «Персей с головой Медузы»?

Правильный ответ: Антонио Канова.

8. Какая страна является родиной скульптора БертеляТорвальдсена?

Правильный ответ: Дания.

9. Как называется скульптурная группа на фасаде Парижской оперы, которая является одним из самых известных произведений Жана-Батиста Карпо?

Правильный ответ: Танец.
10. Какой материал использовал Эдгар Дега для создания своих скульптур?

Правильный ответ: воск.

11. Константин Бранкузи считается одним из основателей скульптурного стиля...

Правильный ответ: абстракционизм.

12. В каком городе получил образование немецкий скульптор и художник Вильгельм Лембрук?

Правильный ответ: вДюссельдорфе.

13. Кто из этих скульпторов считается важнейшим представителем кубизма в скульптуре?

Правильный ответ:Александр Архипенко.

14. Кого в своих работах изображала Анна Вон Хайат-Хантингтон?

Правильный ответ: животных.

15. Какой художественный прием разработал Леонардо да Винчи?

Правильный ответ: сфумато

16. Как называется скульптурное направление, в котором работал ЭдуардоЛуиджиПаолоцци?

Правильный ответ:Геометрия страха.

17. Одна из самых известных скульптур СезараБальдаччини изображает часть человеческого тела. Какую?

Правильный ответ:палец.

18. Как называется скульптура Луизы Буржуа, изображающая гигантского паука?

Правильный ответ:Мама.

19. Из какого материала изготовлена самая грандиозная скульптура Степан Эрьзя под названием «Моисей»?

Правильный ответ:из дерева.

20. Самая известная скульптура Альберто Джакометти, проданная на аукционе Sothebys за 65 млн. фунтов стерлингов, называется...

Правильный ответ:Шагающий человек.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Домашнее задание
«2» - отсутствие домашней работы;
«3» - неполное наличие домашних заданий;
«4» - полностью выполнены все домашние задания с небольшими замечаниями.
«5» - полностью выполнены все домашние задания.
Самостоятельная работа – сдаются выполненные этюды, длительные объемные работы
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (грубые ошибки в компановке, неумение самостоятельно вести скульптурную работу, неумение самостоятельно анализировать и исправлять ошибки);
«3» - удовлетворительно (однообразное использование приёмов при выполнении задания, небрежность и неаккуратность выполнения);
«4» - хорошо (некоторая неточность в компановке, небольшие недочёты, незначительные ошибки в передачи отношений);
«5» - отлично (правильную компановку, последовательное, правильное и аккуратное ведение работы, умелое применение скульптурных техник, умение обобщать, творческий подход).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стасов В.В. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, МУЗЫКА. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ В 6 Ч. ЧАСТЬ 1: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чаговец, Т.П. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура: Учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
Э2 2. http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи
Э3 3. http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp галерея
Э4 4. http://www.roerich.org/index.html музей Рериха в Нью-Йорке
Э5 5. http://www.artsib.ru/ сибирские мастера
Э6 6. http://www.artabus.com/artists.php современные французские художники
Э7 7. http://other-art.rsuh.ru/ Музей "Другое искусство" 1950-70х годов
Э8 8. http://louvre.historic.ru/virttour.shtml Лувр
Э9 9. http://artgorizont.com/ Галерея картин и информация о классиках и современниках украинского, русского и мирового искусства
Э10 10. http://smallbay.ru/grafica.html музей искусств
Э11 11. http://www.russianpaintings.net/doc.vphp?id=596 русская живопись сайт на английском языке
Э12 12. D:\Agora Gallery - Chelsea New York City - Fine Art Gallery.htm
Э13 галерея искусств в НЬЮ- ЙОРКЕ
Э14 13. http://www.artwall.ru/index.phtml?categoryID=101 ПОСТЕРЫ ШЕДЕВ-РОВ МИРОВОГО ИС.
Э15 Курс MOODL Академическая скульптура и пластическое моделирование portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.