МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История археологических открытий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Кирюшина Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения , Доцент, Черняева Ирина Валеоьевна

Рабочая программа дисциплины
История археологических открытий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: Формирование базовых знаний в области археологии для возможности их применения в исследованиях по истории культуры.
Задачи:
•раскрыть значение археологии как особой науки в системе исторических дисциплин
•рассмотреть понятия памятник археологии, археологическое наследие, археологическая периодизация
•изучить основные археологические культуры на территории Северной Евразии
•научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основы предмета «Археология», ее места в системе исторических знаний и ее основных понятий, проблем, методов
- Основные закономерности и особенности развития археологических культур в разные исторические периоды
3.2.Уметь:
3.2.1.- Анализировать закономерности исторического процесса на основе изученного археологического материала
- Разъяснять закономерности и многовариантность исторического процесса на основе изучения археологических материалов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Навыки сопоставления археологических культур, анализа артефактов в контексте закономерностей исторического развития общества
- Навыки формирования устойчивой, четкой гражданской позиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Основы археологии"
1.1. Археология как наука. Археологическая периодизация. Типология и методы изучения в археологии. Лекции 4 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Реконструкция среды обитания древних и древнейших обществ. Способы существования человека в различной экологической среде. Сам. работа 4 12 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Эпоха камня (палеолит, мезолит, неолит)
2.1. Общие черты и характерные особенности жизни древнейших обществ на территории Северной Евразии. Практические 4 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Палеолит Алтая. Сам. работа 4 12 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Эпоха неолита. Неолитическая революция. Формирование производящих типов хозяйства. Сам. работа 4 22 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Изменение экологической среде при переходе от плейстоцена к голоцену. Эпоха мезолита Сам. работа 4 14 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы
3.1. Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы (адаптация хозяйственно-культурных типов к условиям ариадизации). Сам. работа 4 12 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Освоение металлургии меди и скотоводческих форм хозяйства у энеолитического населения Южной Сибири (на примере афанасьевской культуры). Практические 4 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Миграционные процессы в эпоху ранней бронзы на территории Северной Евразии и Южной Сибири (на примере елунинской культуры). Сам. работа 4 12 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Ранний железный век
4.1. Скифо-сакская эпоха на территории Горного и Степного Алтая Практические 4 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Гунно-сарматская эпоха территории Алтая Сам. работа 4 10 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/mod/lesson/view.php?id=260496

ОПК-3. Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале.

ОПК-3.1. Знает изобразительные средства и способы проектной графики; концептуальные, творческие подходы к решению художественных задач.
ОПК-3.2. Умеет выполнять поисковые эскизы; разрабатывать проектную идею; синтезировать возможные решения и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания.
ОПК-3.3. Владеет навыками проектирования, моделирования и конструирования предметов, товаров, промышленных образцов и коллекций, арт-объектов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; владеет
технологиями выполнения проектов в материале.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


Историческая наука, изучающая прошлое человека по вещественным источникам:
археология

Впервые доказал, что люди и их культура не явились в готовом, законченном виде, а развивались постепенно, пройдя последовательно три стадии развития – каменный век, бронзовый век и железный век
Лукреций Кар

В 1739 г. русский историк _____ написал подробную инструкцию для археологических раскопок.
Татищев

АРХЕОЛОГИЯ – наука молодая, ей только____ с небольшим лет.
200

Древний каменный век
Палеолит

Средний каменный век
Мезолит

Новый каменный век
Неолит

Переходный период от эпохи камня к эпохе бронзы
Энеолит

Впервые термин "археология" был введен в обиход греческим философом
Платоном

На уровень государственной политики разыскание древностей в России пытался поставить
Пётр I

Ошибочное предположение о необитаемости Европейской России в палеолитическую эпоху было опровергнуто
Уваровым

Первым исследователем неолита Алтая считается
М.Д. Копытов

Энеолитические памятники лесостепного Алтая были открыты около 50 лет назад в результате работ в предгорной зоне
Б.Х. Кадикова

Преобладающей отраслью в скотоводческом хозяйстве энеолитического населения Алтая было
Коневодство

Годом создания монгольской государственности считается
1206 г
Наивысший расцвет Золотой Орды приходится на 1-ю половину XIV в. При правлении хана
Узбека

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Наиболее длительный этап каменного века, охватывающий время от плейстоцена до голоцена
А) Мезолит
Б) Неолит
В) Палеолит
Г) Энеолит
Ответ: В

Убеждение в существовании связи человека с каким-либо животным или растением
А) Анимизм
Б) Зоолатрия
В) Тотемизм
Ответ: В

Исторически сложившаяся система напластований органических и неорганических остатков (в том числе вещей, материалов, остатков сооружений и т.д.) называется
А) археология
Б) стратиграфия
В) культурный слой
Ответ: В


За палеолитом следует
А) мезолит
Б) неолит
В) энеолит
Ответ: А

Метод, основанный на том, что решетки кристаллов минералов улавливают альфа-частицы, испускаемые радиоактивными торием и ураном, а при нагревании эти частицы высвобождаются в виде света называется
А) термолюминесцентный
Б) дендрохронологическим
В) радиоуглеродный
Ответ: А

Стратиграфическое изучение памятников ввел в археологию русский ученый
А) А.А. Спицын
Б) Б.В. Формаковский
В) В.А. Городцов
Ответ: Б

Места временного обитания людей каменного века
А) стоянки
Б) селища
В) городища
Ответ: А

Термин «стоянка» в археологии появился в ____ веке
А) XVIII
Б) в начале XX
В) середине XX
Г) XIX
Ответ: Б

В эпоху мезолита человек
А) изобрел лук и стрелы
Б) приручил корову
В) научился выплавлять медь
Г) научился делать керамическую посуду
Ответ: А

В эпоху неолита человек
А) изобрел лук и стрелы
Б) изобрел лодку и весло
В) приручил собаку
Г) научился делать керамическую посуду
Ответ: Г

Каменная пешня, обнаруженная на памятнике Фирсово-XI, свидетельствует о существовании у неолитического населения Барнаульско-Бийского Приобья
А) гарпунного рыболовства
Б) спортивного рыболовства
В) запорного рыболовства
Г) сетевого рыболовства
Ответ: В

Основу хозяйства неолитического населения Горного Алтая, судя по находкам, сделанным на поселениях Тыткескень-II и Тыткескень-VI составляла ( составляло)
А) собирательство
Б) охота на копытных животных
В) охота на пушных животных
Г) рыболовство
Ответ: Б

Животноводство – отрасль экономики
А) производящего типа
Б) присваивающего типа
Ответ: А

Использование варки в процессе переработки биологических ресурсов расширило возможность приготовления пищи и ее потребительские качества. Именно с этого времени мы можем говорить о появлении разнообразных супов, в том числе ухи, настоек и компотов, травяных чаев и многого другого.
А) мезолит
Б) неолит
В) энеолит
Ответ: Б

На начальном этапе животноводства лошадь использовалась преимущественно
А) для получения мяса
Б) для верховой езды
В) для получения молока
Г) для перевозки грузов
Ответ: А

В энеолите появляются
А) луки и стрелы
Б) колесницы и повозки.
В) лодки и весла
Ответ: Б

Среди керамических коллекций поселения Новоильинка-3 найдены фрагменты сосуда по которому проходит фриз, на котором схематично изображена птичка
А) сова
Б) ворона
В) уточка
Г) дятел
Ответ: В

На Алтае у подножия скал с петроглифами есть вымощенные камнем площадки, а также круглые и квадратные выкладки из валунов или поставленных на ребро сланцевых плит - «каменные ящики». Эти сооружения, несомненно, служили для жертвоприношений и проведения обрядов. У подножия скал с петроглифами есть вымощенные камнем площадки, а также круглые и квадратные выкладки из валунов или поставленных на ребро сланцевых плит - «каменные ящики». Эти сооружения, служили для
А) жертвоприношений и проведения обрядов.
Б) для хранения продуктов собирательства и животноводства
В) для хранения оружия
Ответ: А


Прямо у основания скал с петроглифами ________ вьется знаменитый Чуйский тракт, соединяющий Алтай и всю Западную Сибирь с Монголией.
А) Куюса
Б) Куюма
В) Турочакской писаницы
Г) Калбак-Таша
Ответ: Г

Самым характерными и типичными образами среди петроглифов Алтая периода энеолита являются
А) женщины, показанные анфас с поднятыми вверх трехпалыми руками.
Б) изображения оленей
В) изображения лосей
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
• Экскурсионная деятельность на памятнике археологии.
• Керамическое производство народов Алтая в древности и средневековье.
• Использование образцов декоративно-прикладного и наскального искусства народов Алтая в древности и средневековье при разработке сувенирной продукции.
• Использование образцов декоративно-прикладного и наскального искусства народов Алтая в древности и средневековье в современной художественно-оформительской деятельности.
• Экспериментальная археология и научный туризм.
• Хозяйство народов Алтая в древности и средневековье.
• Погребальный обряд народов Алтая в древности и средневековье.
• Домостроительные традиции народов Алтая в древности и средневековье.
• Изобразительное искусство народов Алтая в древности и средневековье.
• Опыт музеефикации объектов археологического наследия (эпоха)в России.
• Опыт музеефикации объектов археологического наследия (эпоха)в странах Европы.
• Работы по реконструкции защитных доспехов IV-XVII вв. в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Актуальность, предмет, цель и задачи курса. Проблематика курса
2. Археологическая периодизация в исторической науке
3. Источники в археологии
4. Разделы археологии
5. Специфика археологии как части истории
6. Становление археологии как исторической науки
7. Методы археологического исследования
8. Виды археологических памятников
9. Методика ведения археологических раскопок
10. Археологические культуры славян
11. Происхождение славянских народов
12. Зарождение Древнерусского государства
13. Музеефикация памятников археологии в России
14. Иоганн Иоахим Винкельман – археолог, искусствовед, философ
15. Генрих Шлиман: историко искусствоведческое значение археологических изысканий в Трое
16. Артур Эванс: историческое значение археологических раскопок на Крите
17. Осберт Гай Кроуфорд: создание воздушной археологии и развитие аграрной археологии
18. Археологические культуры степного Алтая
19. Скифская культура на Алтае
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов А.И. Археология: Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кирюшина Ю.В. Основы археологии: Программа и учебно-методические материалы для студентов специальности 031501.65 "Искусствоведение", направления 031500.62 "Искусствоведение" Барнаул: АлтГУ, , 2007 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» www.archeology.asu.ru
Э2 Скифская эпоха Алтая www.hist.asu.ru
Э3 «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул) www-ic.dcn-asu.ru
Э4 Бронзовый век www.geocities.com
Э5 Государственный Эрмитаж www.hermitage.ru
Э6 Археологический web-журнал Сибири www.mmedia.nsu.ru
Э7 Археология www.list.ru
Э8 Курс в Moodle «Основы археологии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение